Фильм «Большая игра» (рецензия Евгения Киселева)
В последнее время в кинематографе четко прослеживается одна странная тенденция: создатели фильмов усиленно пытаются вызвать у зрителей симпатии к тем, кто этого не заслуживает. Яркими примерами тут могут стать «Отряд самоубийц», «Чародей лжи» и «Последний богатырь», в которых зрители должны сопереживать, соответственно, зондеркоманде преступников-отморозков, обманувшему клиентов на 65 миллиардов (!) долларов жулику и нечисти из русских народных сказок. Так что совершенно не выбивается из этих рамок фильм «Большая игра» (Molly's Game) от создателя скучных биографических лент Аарона Соркина, где «круглым невиновником» выставляется организатор подпольных игр в покер с высокими ставками.
Фильм поставлен по книге мемуаров его главной героини Молли Блум, так что неудивительно, что показана она в самом выгодном свете (собственно, доживи Гитлер до написания мемуаров – он тоже наверняка бы жаловался на сурового отца, трудное детство и необходимость зарабатывать деньги). Причем в фильме совершенно не раскрыта тема того, зачем ей были нужны заработанные таким путем деньги: она не растила детей в одиночку, не помогала другим членам семьи, не копила деньги на осуществление заветной мечты, даже собственным домом не обзавелась – просто годами наживала деньги на людских пороках ради самого процесса. К слову, при проходящих через её руки каждую неделю миллионах, она не додумалась нанять себе охрану – и в итоге сначала она никак не могла получать долги с участников, а потом её и вовсе ограбили.
Интереснее в фильме другое. Во-первых, достаточно подробно, почти как в романах Артура Хейли, показаны детали организации подпольных игр в покер с большими ставками (главное там, как и во многих делах, не правильные карты и столы – а клиентская база), а во-вторых – тонкости ареста и ведения судебного процесса: у героини без всякого ордера (и уж тем более без решения суда) конфисковывают все сбережения (не разбираясь, что именно получено от покера – а сразу всё скопом), да ещё и заставляют платить с них налоги, а потом оставшегося без средств человека заставляют ехать на судебное заседание на другой конец страны и искать себе адвоката. Ранее один из участников организованных Молли игр, который организовал «липовый» инвестиционный фонд и разорил многих вкладчиков, обвинил Молли в том, что это она втянула его в игру и косвенно во всем виновата – так что ей государство предложило выбор: участие в суде или взнос в полмиллиона долларов в пользу жертв разорившегося фонда. Вот такой государственный рэкет... Далее, как и в «Чародее лжи», оказывается, что в США проще признать себя виновным и понести наказание, чем продолжать себя защищать. А потом наш народ и страну упрекают за 1937 год...
Не менее интересно и то, что осталось за кадром. Если ознакомиться с биографией Молли Блум, то окажется, что проблемы с законом у неё были и до показанного в фильме процесса: пьяный дебош, превышение скорости, вождение с просроченными номерами – не Мара Багдасарян, конечно, но интересное дополнение к облику «круглой невиновницы». Занятно также, что адвоката Молли (который сейчас, кстати, представляет интересы предателя-перебежчика Родченкова) в фильме сыграл негр Идрис Эльба – хотя кожа у реального адвоката была белой, но кто-то решил, что на киноэкранах после года «Темной башни», «Между нами горы» и «Тор: Рагнарек» было мало негров вообще и Эльбы в частности.
Так что если кому интересно подробнее узнать об игорном бизнесе и американской судебной системе, то смело можно идти в кино (а лучше посмотреть фильм дома, ибо в 2,5-часовой ленте нет ровным счетом ничего, что требовало бы просмотра именно на большом экране). И помните главное: не стоит играть в карты на деньги!