Евгений Киселев: рецензия на фильм "Трамбо"
На прошлой неделе на экраны российских кинотеатров вышел фильм "Трамбо", посвященный событиям США 1940-50-х годов. Стоит отметить, что кинофильм поступил в не очень широкий прокат – например, в нашем городе его можно увидеть только в Спартаке и Синема Парке.
Главным героем фильма стал американский писатель и киносценарист Далтон Трамбо (эту роль сыграл известный по сериалу "Во все тяжкие" Брайан Крэнстон – на этот раз без бородки и с шевелюрой). Как и многие американцы, Трамбо в 1930-х годах стал симпатизировать коммунистическим идеям, что было вполне понятно для страны, с трудом преодолевавшей последствия Великой Депрессии на фоне бурного роста Советского Союза, и остался верен этим убеждениям и в конце 1940-х. Тем временем, в стране набирал обороты процесс борьбы с коммунистическим влиянием. Людей, которых просто заподозрили в симпатиях к коммунистическим идеям (на основе чьего-либо доноса, общих догадок членов Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, или просто, например, за перечисление денег для помощи республиканской Испании во время гражданской войны) вызывали на специальные слушания и подвергали долгим унизительным допросам. В случае обвинительного заключения человека ждали серьезные проблемы вплоть до электрического стула или тюрьмы, но и в случае опровержения подозрений, на карьере попавшего в поле зрения Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности можно было ставить крест – мало кто потом хотел иметь дело с "заподозренным" в коммунизме. Словом, это был 1937 год по-американски. Жертвами этой кампании, прекращенной только к началу 1960-х, стали многие известные люди. Одного из главных разработчиков атомного оружия Роберта Оппенгеймера подвергли допросу и лишили доступа к секретным работам, Чарли Чаплину (который был уроженцем Англии) запретили въезд в США во время гастролей и после этого его кинокарьера закончилось (примечательно, что передал в ФБР список "сочувствующих коммунистической идеологии", куда входил и Чаплин, никто иной как британский писатель Джордж Оруэлл, которому это не помешало прославиться как борцу с тоталитаризмом), на Эйнштейна собрали досье почти в полторы тысячи страниц, но тронуть всемирно известного ученого все же не решились.
В 1947 году десять деятелей кино, в том числе и Трамбо, отказались давать показания Комиссии, за что получили по году тюрьмы. Позже количество подозреваемых в Голливуде росло и достигло 151 человека (включая драматурга (и будущего мужа Мерилин Монро) Артура Миллера, писателя Ирвина Шоу, автора детективов Дэшила Хэммета и многих других). Все они, фактически, лишились возможности работать в киноиндустрии.
Однако вышедший из тюрьмы Трамбо не сдался – этому и посвящен фильм. Лишенный возможности писать сценарии под собственным именем, попавшем в "черный список", он выпускал их под именем других сценаристов и они находили спрос, ибо в 1940-х Трамбо был одним из самых лучших и высокооплачиваемых сценаристов Голливуда. Так он написал сценарий хорошо всем известного фильма "Римские каникулы", который в 1953 г. был удостоен "Оскара" именно за сценарий (вместо Трамбо в титрах был указан Ян Мак-Леллан Хантер, которому и вручили премию), в 1957 г. появился ещё один его "оскароносный" сценарий – для фильма "Отважный", а кроме них ещё было много других менее известных сценариев. В этой работе Трамбо помогает его семья – отвечают на телефонные звонки, развозят сценарии заказчикам. В итоге, когда ситуация в стране несколько смягчается, Трамбо выходит из подполья и под собственным именем пишет сценарии для вышедших в 1960 году исторических фильмов "Исход" и "Спартак", после чего вновь становится полноправным сценаристом. Так и наступает счастливый конец этой истории.
Сам фильм "Трамбо" хорошо воспроизводит не только параноидальную истерию в послевоенной Америке (всё же любопытно увидеть как росла нынешняя "цитадель демократии и прав человека"), но и многие подробности быта тех лет – зрители погружаются в мир длинных автомобилей, перьевых авторучек, пишущих машинок и вполне легального бензедрина, которым Трамбо подбадривал себя во время работы над сценариями.
Словом, фильм "Трамбо" стоит посмотреть всем любителям исторического кино и кинематографа как искусства.