Фильм «Голем» (рецензия Евгения Киселева)
На экраны вышел британский фильм «Голем» – детектив о викторианском Лондоне. Удивительное дело – без «звездных» актёров и режиссеров, да и вообще за пределами Голливуда получилось отличное кино!
Снят он по роману Питера Акройда «Дэн Лено и Голем из Лаймхауза: процесс Элизабет Кри» (1994), который у нас в 2000 и 2009 годах издавали под сокращенным названием «Процесс Элизабет Кри», а название фильма и вовсе урезали до одного слова! Сам Акройд – автор многих художественных и документальных книг (например, биографий Чосера, Ньютона и Чарли Чаплина), поэтому и детектив у него получился великолепный, с прекрасным знанием многих тонкостей описываемой эпохи.
Итак, в бедном районе Лондоне в самом начале 1880-х кто-то совершает жестокие убийства – жертвами стали несколько проституток, семья торговца подержанной одеждой, иудейский богослов... Следователь Скотланд-Ярда начинает расследование, в ходе которого читатели и зрители знакомятся с жившими тогда в Лондоне известными личностями – Карлом Марксом, писателем Джорджем Гиссингом, отцом Чарли Чаплина. Ещё в книге часто упоминались уже умершие к моменту действия писатель Томас де Куинси (у нас его знают, главным образом, как автора «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум», но тут персонажи разговаривают о другой его книге – «Убийство как одно из изящных искусств») и математик Чарльз Бэббидж, изобретатель аналитической вычислительной машины (фактически, механического компьютера), от которых в фильме отсалось лишь упоминание Куинси вскользь. В итоге, следователь проверив несколько версий, приходит к выводу, что убийца – драматург-неудачник, чью жену в это самое время судят за его отравление. Однако, в самый последний момент выясняется, что жестокий убийца – жена драматурга, выросшая в этом бедном районе и случайно ставшая актрисой в мьюзик-холле, где иногда выступала в мужской одежде и в ней потом и совершала убийства. Заканчивается всё тем, что её вешают за несовершенное преступление – убийство мужа (хотя тот отравился сам после провала своей пьесы), зато к ней приходит незаслуженная посмертная слава: все считают именно её мужа тем жестоким серийным убийцей, а её славят за то, что спасла Лондон от чудовища.
Мало того, всё это проходит (и в кино, и в книге) на фоне очень подробно описанных и показанных условий жизни и развлечений бедных в Лондоне, что делает фильм не только увлекательным и держащим в напряжении детективом, но познавательным именно для любителей истории. Мастерски описанный Акройдом Лондон 1880 года удалось очень хорошо перенести на экран, а отдельной заслугой режиссера можно считать такой интересный ход: как только у следствия появляется новая версия о главном подозреваемом, то одно из убийств показывается именно с этим персонажем – так что если кто хочет увидеть убивающего проституток Карла Маркса, то самое время пойти в кино...
Конечно, в фильме про серийного убийцу много очень жестоких сцен – ну так это в каком-нибудь «Джоне Уике» или «Взрывной блондинке» их не меньше, причем безо всякой морали. Словом, если вы взрослый человек, желающий увидеть викторианский Лондон за пределами Бэйкер-стрит и семейства Форсайтов, то не стоит пропускать фильм «Голем»!