Фильм «Большой» (Рецензия Евгения Киселева)
Отечественный балет уже больше века является для всего мира эталоном этого вида искусства – поэтому просто удивительно, что в нашей стране появилось так мало посвященных ему фильмов. «Анну Павлову» и «Манию Жизели» уже мало кто и вспомнит, а гораздо более известные «Огни рампы», «Поворотный пункт», «Билли Эллиот» и «Черный лебедь» сняли англосаксы...
Несколько восполняет этот пробел новый фильм «Большой». Фильм показывает, что балет – это не только белизна пачек, слава и букеты от поклонников, но ещё и очень тяжёлый труд с самого детства (недаром балетный станок назвали именно станком!), а ещё – изощренные интриги, и тоже с самого детства. Собственно, серпентарному закулисью искусства и спорта уже было посвящено много фильмов – советский «Куколка», американские «Showgirls», «Малышка на миллион» и «Рестлер», поэтому «Большой» достойно выглядит в ряду произведений этого направления в кинематографе.
Изнурительные тренировки, принесение в жертву семьи и вообще всего личного ради выступления на сцене Большого театра, поражающего своим величественным великолепием... В руках мастера всё это стало бы не просто фильмом, а фильмом-событием вроде «Крестного отца» или «Профессионала» – задающего высочайшую планку в своем жанре, на которую потом равняются последователи. Однако, надеждам зрителей не суждено было сбыться в полной мере. Дело в том, что фильм снял Валерий Тодоровский – автор таких убогих поделок как «Стиляги» и «Оттепель», поэтому сюжет неминуемо скатывается к общему уровню современного российского кино – диалоги ни о чем и старательное нарушение хронологии событий... Видимо, режиссеру не терпелось рассказать зрителям, что он смотрел «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино и хочет показать, чему научился у мастера. Однако, только у Тарантино долгие разговоры ни о чем получаются увлекательными – а когда то же самое пытается делать Тодоровский, то выходит убогое подражание вроде китайских подделок начала 1990-х: внешне похоже, но не работает... А что касается нарушенной хронологии событий, то в «Большом» это даже не подражание «Криминальному чтиву», а элементарное неумение писать сценарий. Фильм про балет – это не динамичный боевик вроде «Джон Уик» или «Великой стены», где зрителю можно сказать: «Отключи мозг – и наслаждайся действием»! Фильмы про балет обычно приходят смотреть люди умеющие строить причинно-следственные связи, поэтому когда из-за провалов в памяти персонажа Алисы Фрейндлих главную героиню выгоняют из училища, а в следующей сцене она как ни в чем не бывало продолжает обучение (и при этом проблемы со здоровьем не мешают наставнице довести её до выпуска), то возникает подозрение, что провалы в памяти вовсе не у заслуженной балерины, а у сценариста... Кроме того, несмотря на два часа экранного времени, многие сюжетные линии и персонажи всё равно не получают развития – например, только из описания фильма можно узнать, что помогавший девочке алкоголик в исполнении Александра Домогарова (эх, невозвратимо ушли в прошлое отлично сыгранные им де Бюсси и Богун) – на самом деле вышедший в тираж солист Большого театра, слабо раскрыт конфликт двух преподавательниц.
В общем, получилось как всегда – великолепные темы вроде крещения Руси или балетного закулисья, попадая в руки российских киноделов, превращаются в невнятное растянутое произведение.
Впрочем, есть в фильме и правильная мораль: мало одного природного таланта – любой алмаз нужно долго обрабатывать для получение бриллианта, при этом отпрыски богатых семейств по умолчанию делают карьеру намного легче выходцев из глубинки, ибо «у маршала есть свой сын».
Ну, а любителям фильмов о балете ещё стоит дождаться осени, когда на экраны выйдет фильм «Матильда», вызвавший массу скандалов ещё на этапе создания – вот тогда, как говорили герои «Острова сокровищ»: «живые позавидуют мертвым»!