Истоки Павловской гимназии
Прохоренко Анастасия Сергеевна
Иногда задаёшься вопросами: «С чего начинается Родина? Что такое человек и что главное в его жизни?» Возможно, основное – это друзья, первая любовь, семья. Но нужно помнить, что все мы родом из детства, все мы родом из школы. Это наш второй дом, где мы получаем необходимые знания, учимся отличать добро и зло, правду и ложью.
Поэтому занимаясь научно-исследовательской работой в исторической секции, самую первую тему решила исследовать историю родной школы.
Начала с самого начала, а именно, с основания. О нашей школе есть много информации, но сведения о ней отрывочны и разбросаны по разным источникам. Я решила обобщить данные знания и поделиться ими с общественностью и школьным сообществом.
Информацию я черпала из следующих источников: интернет, из центральной Павловской библиотеки, из краеведческого музея, из книги И.А. Ипилова «Страницы истории», пользовалась архивами, периодической печатью, встречалась с известным краеведом Павловска Зубащенко Н.Н.
В 1874 году в Павловске была открыта женская прогимназия (неполная гимназия с четырехлетним сроком обучения).
В 1897 году прогимназия находилась на Красной Большой улице (проспект Революции), а когда здание сгорело, перешла на улицу Сенявина (в последствии улица Суворова) в старое здание автошколы.
В 1898 году в гимназии открылся 5 класс, и в этом же году для нее было построено новое здание на Красной Большой улице (ныне главный корпус Павловской гимназии).
В 1900 году в женской гимназии прибавились 6 и 7 классы.
Гимназия называлась Ольгинской по имени родной сестры императора Николая II - Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны Ольденбургской.
Решение о присвоении гимназии наименования «Ольгинская» было принято в 1913 году, когда отмечалось 300—летие правления династии Романовых.
Значительный интерес представляет жизненный путь Ольги Александровны, именем которой называлась женская гимназия в Павловске.
К сожалению, ничего не известно о связях великой княгини с женской гимназией, названной её именем в 1913 году. Да и были ли эти связи?
В гимназию принимали девочек с 9 лет. Обучение было платным.
В женской гимназии преподавали: русский язык, латинский, педагогику, историю, естественную историю, физику, географию, космографию, математику, немецкий язык, чистописание, пение, французский язык, музыку, рукоделие, гигиену.
Учебный год начинался первого сентября.
Форма одежды для учениц была единой, классные дамы также имели общую форму.
В актовом зале проходили вечера и собрания, на видном месте висел большой портрет императора Николая II, перед которым гимназистки читали молитвы, пели гимн «Боже, царя храни».
Ученицы, окончившие только общий курс гимназии (7 классов), получали право на звание учительницы народных училищ.
В 1886 году в ней было: преподавателей – 13, учащихся – 230. (приложение 15)
Её начальницей являлась Мария Степановна Красильникова, которую потом сменила Людмила Михайловна Романовская.
Эрудированные, творчески работающие преподаватели гимназии дали своим воспитанницам не только прочные знания, но и воспитали в них лучшие человеческие качества.
По каким же учебникам занимались в Павловской женской гимназии? Некоторые учителя Павловска создавали свои учебники.
Я обобщила и систематизировала информацию об открытии в нашем городе женской гимназии о первом её дореволюционном периоде. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Я планирую изучать историю школы и дальше. Оформить весь материал в электронном виде и в форме стендов. Надеюсь, что эта работа будет существенным вкладом нашего кружка в развитие школьного краеведенья и музейного дела.
В процессе исследования данной темы я выяснила, что годом основания гимназии нужно всё – таки считать 1874, год основания учебного заведения, потомками которого мы являемся, а не 1898 год – дата основания здания нашей школы. Поэтому учебному заведению уже не 115 лет, как принято считать, а 139 лет.
В нашей школе много внимания уделяется истории школы и возрождению традиций, например, проведение балов и «Ольгинских вечеров». Я являюсь активными участником этих мероприятий. Считаю, что помнить историю необходимо для дальнейшего развития поколений. Я горжусь тем, что являюсь воспитанницей учреждения со 100 – летней историей.