Главные вкладки
2016
«В КАЖДОМ ИЗ НАС ЕСТЬ НЕМНОГО ШАРИКОВЫХ, ШВОНДЕРОВ И ПРЕОБРАЖЕНСКИХ» Генриетта Яновская о «Собачьем сердце», Татьяне, «русскою душою», современном театре и стихах, которые обязательно надо читать
2 ноября 2016 года в Воронеже состоялась творческая встреча с одним из ведущих российских театральных режиссеров Генриеттой Наумовной Яновской. Мероприятие проходило в малом зале Камерного театра, в рамках детского театрального фестиваля «Маршак».
Генриетта Яновская – главный режиссер Московского ТЮЗа, народная артистка России, лауреат международной театральной премии им. К. С. Станиславского. Ученица Георгия Товстоногова. Работала в Ленинграде, Красноярске и Москве. Московский ТЮЗ возглавила в 1987 году. Спектакли Генриетты Наумовны удостоены театральных премий «Хрустальная Турандот» и «Чайка». На фестивале «Маршак» было показано одно из творений режиссера – спектакль «Кошкин дом» (6+) по известной сказке С. Маршака.
На встречу с Генриеттой Наумовной пришли в первую очередь студенты – будущие актеры и искусствоведы, а также воронежские театральные деятели и просто те, кому нравится театр и интересно творчество режиссера.
Беседа со зрителями длилась почти 2 часа, и за это время присутствующие успели услышать рассказ Г. Яновской о её первой постановке в МТЮЗе – «Собачьем сердце» по М. Булгакову, более позднем спектакле «Гроза» по пьесе А. Островского, который режиссер мечтала поставить еще со студенческих лет; также гостья поделилась воспоминаниями о главном её театральном учителе и наставнике – Георгии Товстоногове. Заинтересованные воронежцы задавали самые разные вопросы: о том, как происходят вводы других актеров в спектакли, стоит ли «осовременивать» классику, что тревожит режиссера в современном российском театре, какие актерские качества наиболее ценны для нее, считает ли она ТЮЗы порождением советской власти, как относится к телевизионным версиям спектаклей, почему нечасто записывала на пленку свои постановки.
Творческую встречу со зрителями Генриетта Наумовна начала с рассказа о своей самой первой постановке на сцене Московского ТЮЗа – «Собачьем сердце» (1987) по произведению М. Булгакова. В этом спектакле Г. Яновская стремилась раскрыть тему творца и его создания, тему отцовства, ответственности. «Шариков – создание профессора. Что бы ни было, это – его сын. Мы детей не просто рожаем, мы их создаем». Несмотря на то, что «Собачье сердце» не самое любимое произведение режиссера (по ее признанию, «там много злобы, так как Булгаков был не в силах противостоять всё наступающему хамству»), Г. Яновская все же с большим интересом и любовью рассказывала о главных персонажах повести и спектакля: «Мы все – дети от «совокупления» Преображенского, Шарикова и Швондера. Профессор – это глыба утраченной русской культуры, ее корни. Шариков – вселенский хам, который утверждает на общей почве революции. Меня раздражает когда издеваются над Швондером. Он идеалист, он хочет со всеми поделиться своими идеями, один из тех, кто шел в революцию с чистой душой… В каждом из нас есть немного Шариковых, Швондеров и Преображенских».
«Не верить словам, а исследовать поступки персонажа», – этой формулы, по наставлению своего учителя, Георгия Товстоногова, Генриетта Наумовна старалась придерживаться всегда. Потому так подробно она изучала смысл поступков героев «Грозы» А. Островского (постановка МТЮЗа 1997 года). О Катерине Кабановой она говорит: «В ней больше, чем во всех, выразился самый главный конфликт – конфликт между христианским способом думать и языческим способом чувствовать. Она боится грозы! Этого природного явления…». Как тонко раскрыта суть героини! Или, например, она просит зрителей вспомнить о знаках препинания в пушкинском «Татьяна (русская душою, / Сама не зная, почему) / С её холодною красою / Любила русскую зиму». Конечно, растерянные зрители не нашли что ответить. «Я вас не буду мучить. Мы все писали сочинения в школе. Однако «Татьяна, русская душою», и «Татьяна, русская душою (сама не зная почему…)» – это разные вещи. И это не мое прочтение, это написал Пушкин!».
Как режиссер Московского ТЮЗа Г. Яновская не могла не сказать о детских постановках. Она убеждена, что разделение театра на взрослый и детский бессмысленно. «Какой бы ни был театр – «Большой», МХАТ, ТЮЗ или «Практика», – нельзя артистам играть только для взрослых или только для детей. Нельзя устраивать отдельные замкнутые театры. Я против гетто». Кроме того, Г. Яновская призналась, что сегодня в театре ее пугает непрофессионализм. Она опасается, когда говорят, что театр должен быть понятен большим массам. Режиссер уверена: театр – это душа, а не сфера обслуживания.
К сожалению, время встречи было ограничено, о чем жалела сама Г. Яновская, ведь рассказать ей хотелось ещё очень многое.
Завершилась встреча темой стихотворений: «Учите стихи, непременно читайте стихи больших авторов, где есть музыка стиха, ритм стиха. Читайте их так, как читают сами поэты. Это поможет актерам. Читайте так, чтобы стих вдохнулся, вошел вас. Это поможет вам в жизни и в профессии». По просьбе зрительницы Генриетта Наумовна прочитала стихотворение, она выбрала Иосифа Бродского «Разговор с небожителем». Затем последовали бурные аплодисменты.
Текст и фото: Екатерина Пономарева