Главные вкладки

26 октября
2016

«Девочка в аквариуме для золотой рыбки»: сюрреалистическая постановка от театра «Кот»

Воронеж театр кот спектакль девочка в аквариуме для золотой рыбки пьеса Моррис Панич

22 октября в Воронежском Доме актёра состоялась постановка спектакля, в основу сюжета которого легла пьеса Морриса Панича «Девочка в аквариуме для золотой рыбки». Появившись сравнительно недавно – в 2013 году, – театр «Кот» уже имеет свой репертуар и регулярно радует Воронежскую публику своими работами, в числе которых и постановка уже упомянутой пьесы канадского автора,  осуществленная этим молодым театром  уже третий раз. 

Сочетая в себе черты сюрреализма и экзистенциальной драмы, сюжет пьесы сосредоточен на истории Айрис, одиннадцатилетней девочки, которая выходит из мира детства, постепенно переступая порог переходного возраста – того времени каждого человека, когда происходит период взросления. Айрис живёт в мире своих фантазий, но при этом активно познаёт мир, впитывая информацию буквально отовсюду и находя самые невероятные объяснения всему, что происходит вокруг, записывая все выводы и ощущения в свой дневник. Другие герои, окружающие юную героиню, будучи погружёнными в свои личные проблемы, не слишком интересуются тем, чем она по-настоящему живёт, хотя о ней и заботятся. Поэтому чуть ли не единственным другом девочки остаётся лишь золотая рыбка в аквариуме. Мать Айрис (в версии театра жена брата) – Сильвия, уставшая от повседневной рутины и несчастливого для неё брака, хочет перемен, но совершенно не представляет желаемого будущего. Оуэн, отец девочки (в версии театра брат), страдает от того, что со временем Сильвия охладела к нему, и мечтает перевезти семью в Париж, надеясь, что новая обстановка поможет возродить их былые чувства. Роза, снимающая комнату в доме семьи, работает на консервной фабрике и желает наладить личную жизнь, будучи неравнодушной к Оуэну. Она не прочь выпить, но при этом нередко относится ко всему происходящему с подозрением, которое иной раз может доходить до абсурда. 

Привычный и одновременно скудный ход событий нарушает неожиданное появление мистера Лоуренса, которого Айрис принимает за реинкарнацию совсем недавно умершей аквариумной рыбки. Сюжет пьесы, поданный в сюрреалистическом ключе, показывает абсурдность и алогичность мира, в котором мы живём. Развитая не по годам Айрис, чьё детство постепенно завершается, так же постепенно приобщается к миру взрослых, хотя она при этом желает, чтобы детство не заканчивалось. Благодаря сюрреалистической подаче сюжета возникает впечатление, что тот мир взрослых, частью которого скоро станет и юная героиня, иной раз бывает не менее алогичным, чем мир ребёнка, который полон фантазий, тот мир, где в то же время всё кажется волшебным и загадочным, что напрочь отсутствует в рутинном мире взрослых людей. 

Тема «аквариума» сама по себе является некой аллегорией как для общества героев пьесы, так и общества в целом, где люди, подобно рыбам в аквариуме, замкнуты в небольшом мирке, где всё относительно ожидаемо и скучно, но где непредсказуемые события, нарушающие привычный порядок, могут вдруг вносить кардинальные перемены в, казалось бы, неизменный мир. При всей непредсказуемости, эти события могут стать толчком к переосмыслению человеком своей жизни и осознанию проблем, как это и произошло с семьёй Айрис.

Несмотря на то, что в пьесе отражены экзистенциальные вопросы, при просмотре спектакля на сцене он не производит впечатления чего-то мрачного. Скорее, напротив, возникает ощущение загадочности и даже игры, которая радует и заставляет следить за дальнейшим развитием событий. Благодаря юмору  в пьесе ход истории воспринимается достаточно непринуждённо. Декорации отлично дополняют ту самую сюрреалистическую обстановку сюжета. Игра актёров хорошо передаёт характер каждого героя, каждый из которых по-своему симпатичен и привлекателен.

Благодаря созданной на сцене обстановке возникает именно та своеобразная, сюрреалистическая атмосфера, присущая детскому мировосприятию, эффект которой усиливается благодаря игре Натальи Поповой, исполнившей роль главной героини.В целом, постановка театра «Кот» оставляет впечатление положительное, давая пищу для размышлений и просто доставляя удовольствие. Будем надеяться, что этот молодой театр в скором времени вновь порадует своей работой.

В ролях: Н. Попова, Д. Орлов, А. Щепилова, Н. Дмитриенко, Л. Асеева/А. Савченкова
Режиссёр: А. Проскуряков
Худ. Руководитель театра: А. Савченкова
Автор пьесы: Моррис Панич

Текст:  Павел Сычев
Фото предоставлено театром «Кот»