Жизнерадостные лица русского портрета
Выставка русского портрета XVIII-XXI веков «Лик. Лицо. Личность.» из собраний Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского открылась 30 марта в юбилейный 90-й год рождения музея. В составе экспозиции представлено около 70 портретов, хронология которых охватывает более трёх столетий – с XVIII века до начала ХХI века.
Куратор выставки русского портрета «Лик. Лицо. Личность.» Оксана Лепнёва рассказала о новом проекте. «Я отбирала своей душой те портреты, которые мне нравятся и отражают разные эпохи, чтобы представить их на новой выставке. Её замысел возник в моей голове, я знаю фонды музея, и мне хотелось в юбилейный год музея показать историю русского портрета в ретроспективе. Картины стали обучающим материалом, которые несут не только эстетическое удовольствие, но и помогают посетители музея понять, как возник портрет, как менялись образы людей в этой хронологии», – поделились информацией о замысле выставки заведующая выставочным отделом.
На втором этаже выставочного зала ВОХМ по замыслу организаторов выставки нас встречает икона, которая характеризует ранний период русской живописи. И мы узнаем с помощью картины и информационного стенда о том, что парсуна – это портрет, которая по стилю и приёмам ничем не отличается от икон. Рассматриваем парсуну русского царя Алексея Михайловича кисти неизвестного художника первой четверти XVIII века, подмечаем атрибуты царской власти и плоское лицо властителя.
Постепенно знакомясь с картинами Петровских времён и революционными преобразованиями царя Петра I, в том числе и открытии Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств в 1757 году, сначала мы видим портреты, которые характеризуют статус человека, но не личность. Портреты Елизаветы I Петровны неизвестного художника служит подтверждением этой эволюции. Она одета в платье с серебряным шитьём. А рядом с ней портреты дворян и помещиков в форменных мундирах с наградами, дворянки в костюмах с шитьём, кружевами и украшениями.
Устроители выставки не обошли вниманием и провинциальные портреты. Впервые портретная миниатюра в России как самостоятельный вид изобразительного искусства появилась и стала развиваться во времена Петра 1. Период от XVIII до первой половины XIX веков – время расцвета портретной миниатюры. В Воронеже этот уникальный жанр экспонируется впервые.
Посетителям выставки интересны и понятны портреты XIX века, представленные художниками-передвижниками. Тогда появляется социальный портрет с индивидуальным неповторимым внутренним миром человека и новые герои – интеллигенция, крестьяне, разночинцы. В портрете появилась индивидуальная неповторимость внутреннего мира человека.
Советское искусство 1950-1980 годов, разделенное на официальное и неофициальное, и портреты современников представлены картинами Савостюка, Лаврова, Щеглова, Загородных, Викторова. Они характеризуются многовекторностью творческих поисков художников, которые ещё предстоит осмыслить.
Зрители внимательно рассматривают и сравнивают картины, которые отличаются не только эпохами, но и стилистическими особенностями раскрытия внутреннего мира русского человека. От лика на иконе переходим к личности на картине, открытой, добродушной, человеколюбивой. Вот «Портрет неизвестного в чёрном сюртуке» (1830) художника Василия Тропинина, «Портрет молодой девушки» (1912) нашего земляка Александра Бучкури или огромного размера картина «Сталинградец» (1949) Фёдора Богородского. Портреты этих людей нам понятны и близки, они заряжены особой энергетикой. Как отметила постоянный посетитель выставок 70-летняя Валентина Ивановна, работы русских художников произвели сильное впечатление.
Картины выставки понятны разным возрастным категориям людей. Учащейся художественной школы Тоне понравился «Портрет девочки» (1908) Валентина Серова. Она отметила, что художник передал типаж гордой девочки с поднятым подбородком и воздушными губками. Эту акварельную работу с нечёткими линиями и устремленным вдаль взглядом своей ровесницы она выделила среди других работ известных художников России.
Наталья Евгеньевна Селенкова, преподаватель художественной школы рассказала о парсуне: «До XVIII века портрет на Руси представлен в виде парсуны, что значит, персоны. Портрет передавал антураж лица, обремененного властью, а не портретное сходство, была весьма условная передача лица. По стилистике и технике он напоминал икону. Вот поэтому они находятся рядом». С гордостью подметила: «Обучение портретному мастерству русских художников начинается с открытия Академии искусств Санкт-Петербурга. Что Европа прошла за три века, русское искусство освоило новые техники в течение XVIII века. Пример тому представленный здесь «Портрет генерал-поручика князя М.М. Голицына» (1774) Фёдор Рокотова».
Выставка русского портрета XVIII-XXI веков «Лик. Лицо. Личность.» продлится до 14 мая.
Текст и фото – Ольга Полухина