Задача выполнена

Здесь представлена работа в номинации «Военная история России» конкурса «Наследие предков – молодым» 2021 гг. Автор – Маргарита Рожкова, МКУК «Многофункциональный центр культуры и творчества» Воробьевского муниципального района. Научный руководитель: Л. И. Черноухова. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

Каждая война в богатой истории России имела известных и неизвестных героев. Великий патриот писатель Константин Симонов сказал: «О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, и что она принесла людям. В таком вопросе как этот не должно быть забвения. На него не имеем право ни мы россияне, отдавшие войне столько жизней, ни вообще все честные люди на земле, которым небезразлично будущее своих детей и внуков». Война – это гибель. Короткое слово «погиб». Погиб за Родину, а не убит. За этим словом многое бывает неизвестным. Говорят, что погибшие не возвращаются. Возвращаются! Если пали в бою, не поступившись своей честью и честью Родины, если сражались с врагом по совести.

Помнит ли Родина героев, отдавших жизнь за Отечество? Помнит. В каждом селении есть обелиски с именами пропавших без вести и погибших в Великую войну. Открыты тысячи Залов Памяти в краеведческих музеях, изданы книги, сняты фильмы о героях фронтовиках. Мы – поколение, не знающее, что такое военное лихолетье. Но военная история интересует нас, и моя исследовательская работа посвящена памяти тех, о боевом пути которых не знал никто в нашем крае 75 лет. Моя работа – это не только рассказ о четырех героях – лётчиках, выполнивших боевое задание и погибших на белорусской земле, но и восхищение теми победоносными военными операциями Великой Отечественной, в которых принимал участие авиационный полк дальнего действия, где служил наш земляк, летчик Кирколенко Иван Тихонович.

В октябре 2020 года в Воробьевском районе Воронежской области прошло памятное событие. В селе Верхний Бык торжественно перезахоронили останки погибших во время Великой Отечественной войны летчиков Кирколенко Ивана Тихоновича и Филатова Федора Андреевича, найденные на территории Республики Беларусь. В церемонии приняли участие представители органов государственной власти Белоруссии и России, родственники Ивана Кирколенко, жители Воробьевского района.

Мне удалось быть участницей этого грустного и в тоже время торжественного и памятного события. Грустного от того, что список погибших воинов пополнился. Эти ребята с достоинством выполнили свой долг, отдав жизнь за Отечество. Торжественное потому, что митинг был проникнут мыслью о патриотизме, который воспитан в нас, молодых, всеми социальными институтами: семьей, школой, государством, обществом. Это большая ценность, которую надо поддерживать и приумножать нашему поколению.

У каждого здравомыслящего человека, присутствующего на митинге, возникали вопросы: «Как нашли останки по прошествии 75 лет? При каких обстоятельствах произошла катастрофа самолета? Кто был в экипаже? Каков боевой путь нашего земляка Ивана Кирколенко, прошедшего три страшных года войны?» Я, как сотрудница Воробьевского историко-краеведческого комплекса, буквально загорелась мыслью найти максимум информации о геройски погибшем летчике-земляке, его боевом пути и его подвигах, очень ценной оказалась информация поискового движения Иркутского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» и Республики Беларусь (местные белорусские поисковики-волонтеры).

Велась переписка с жителями старшего поколения рабочего поселка Речица Столинского района Брестской области, того места, где в 1944 году упал самолет. Немаловажными являются воспоминания и сообщения родственников Ивана Кирколенко, проживающих в Воронежской области. Особенно ценными объективными источниками стали документы и материалы, размещенные на сайтах Центрального Архива Министерства Обороны РФ, сайтах Мемориал и Память Народа.

Последствия Великой Отечественной войны хранят тысячи загадок, связанных с погибшими войнами. «Пропал без вести» - эту скудную строчку получали матери, жены, дети. Одна из загадок этой войны не давала покоя десятки лет и жителям небольшого белорусского поселка Речица Столинского района Брестской области. Пожилые люди, испытавшие на себе все ужасы  войны, не хотели с собой в мир иной уносить то, что видели они в детстве: взрыв самолета и погружение его в непроходимую болотистую топь. Неравнодушными к этой информации оказались общественные поисковые движения России и Белоруссии. В 2016-2019 годах проходила длительная работа по сбору информации о происходивших здесь воздушных боях. О факте падения и гибели самолета в болоте урочища «Пасека» поисковики собирали сведения от местных пожилых жителей. Шла работа с сотрудниками местных органов исполнительной власти по согласованию документов на проведение поисковых работ, изыскивалась техника, обеспечивающая работы по поднятию обнаруженных фрагментов самолета и останков летчиков.

В 2017 году местные жители поселка Речица Прилуцкий В.А. 1928 г.р. и Бабич Т.В. 1932 г.р. рассказали, что были очевидцами воздушного боя и падения на окраине села самолета летом 1944 года. Они рассказывали об огнях красного и зеленого цвета, которые врезались в память, о двух выбросившихся на парашютах летчиках. Тогда дети, подростки, женщины побежали в сторону приземления парашютистов. Один летчик при приземлении погиб, его позже похоронили.

Миранчук М.Т. 1932 г.р., уроженец поселка Речица, по факту падения самолета пояснил: «Это было летом 1944 года. Летели два самолета, пулеметная очередь, яркие огни и русский самолет был сбит и упал с болота. Где упал самолет, была топь, образовалась огромная воронка, которая быстро заливалась грязью, самолет скрылся в эту топь».

Прилуцкий В.А. рассказывал: «От дома, где мы проживали, примерно метров 500-600 до места падения самолета. Два летчика спустились на парашютах, один упал и разбился, его похоронили старики и военный человек на поляне на горке, там сейчас стоит крест. Мы подростки доставали из воронки мелкие алюминиевые куски, какие-то детали, тросики, кое-что забирали на хозяйственные нужды, делали из алюминия гребешки, ложки, чашки».

В ходе всех организационных работ в течение 2016 – 2019 годов стали ясны координаты точки падения самолета, начались работы по извлечению фрагментов самолета из-под земли и воды. В ходе работ были подняты различные фрагменты деталей самолета Ил-4. Среди них поврежденный мотор №889593, детали второго мотора №889419, разные детали самолета, поршня, погоны сержанта, невоспроизводимые остатки документов, фрагменты парашютов, одежды, кобура, пистолет ТТ, авиационный пулемет, обгоревшие костные останки двух членов экипажа. Все это находилось на глубине до пяти метров.

По заключению эксперта Управления Государственного Комитета судебных экспертиз Республики Белоруссии по Брестской области №21.8.2-2/177 от 10.07.2019 года установлено: «Данные костные останки принадлежат двум человекам, давность свыше семидесяти лет на момент исследования, они являются частями скелетов погибших людей в годы Великой Отечественной войны».

На основании этого заключения, результатов поисковой работы был подготовлен и направлен запрос в Центральный Архив МО РФ. Получен ответ – архивная справка №4/86275 от 15.08.2019 года. По номерам моторов и другим архивным документам сотрудники ЦАМО установили всех членов экипажа самолета Ил-4 и его принадлежность к авиационному полку. Самолет Ил-4 5333 912 с моторами №889593 и №889419 принадлежал 20-му гвардейскому авиационному севастопольскому краснознаменному полку дальнего действия, 3-й гвардейской авиационной днепропетровской дивизии дальнего действия, 3-му гвардейскому авиационному сталинградскому корпусу дальнего действия.

В архивной справке №4/86275 от 15.08.2019 года указано: «В журнале боевых действий 20-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка дальнего действия за 1943-1945 годы значится: «…в ночь с 8-го на 9-е июля 1944 года обозначена задача: уничтожить эшелоны и разрушить железнодорожные пути на ж/д станции Белосток… Потери: один экипаж – Игошин, Абрамов, Филатов, Кирколенко с боевого задания не возвратился, последняя радиограмма в 00:58 «задачу выполнил»

Основание: ЦАМО РФ, опись 272212, дело 4, лист 55

В журнале боевых действий 3-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия за июль 1944 года значится: «…8 июля 1944 года в 11:20 из штаба авиационного корпуса получено боевое распоряжение №238 – бомбардировать ж/д узел Белосток. Время удара: 00.50 – 01.00, высота бомбардирования 5300 метров. Начало взлета в 21.50, летчик Игошин, имеющий 20 боевых вылетов ночью, не возвратился с боевого задания 9-го июля 1944 года».

Основание: ЦАМО РФ, фонд 20058,  опись 1, дело 6, лист 29, 162…, фонд 20562, опись 1, дело 32, лист 30, 178.

В журнале боевых действий 3-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия за июль 1944 года указано: «…в ночь на 9-е июля 1944 года на ж/д узле Белосток отмечено большое количество эшелонов и войск противника. Район Белосток – Брест – Пинск прикрыт  ночными истребителями противника типа Ме-109, Ме-110, оборудованными наземными и самолетными радиолокаторными установками. Шифрованная телеграмма №183, шифровкой №184 Командующий Авиацией дальнего действия приказал бомбардировать ж/д узел Белосток. На основании этого боевого распоряжения командующий авиакорпуса принял решение 3-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия и 7-му корпусу воздушной авиационной дивизии дальнего действия бомбардировать ж/д станцию Белосток. Время удара: 00.50 – 01.00. Высота бомбардировки 5300 метров.

15.07.1944 года в боевом донесении штаба 3-го гвардейского авиационного сталинградского корпуса дальнего действия от 9-го июля 1944 года значится: «14.07.1944 года из состава экипажа Игошина в часть прибыл штурман Абрамов, который доложил: «Полет до цели проходил нормально. В ночь с 8-го на 9-е июля 1500-58 на высоте 5300 метров экипаж бомбардировал основную цель – ж/д станцию Белосток. Над целью был обстрелян неприятелем, маневрированием экипаж вышел из зоны огня. На обратном маршруте шел со снижением, изменяя курс. При подходе к линии фронта на высоте 3300 метров штурман услышал сильный треск под самолетом, в то же время вся кабина штурмана осветилась красным цветом. Штурман делал попытку вызвать летчика по пульту управления, но самолет перешел в пикирование, штурман упал в носовую часть кабины. После некоторых усилий штурман Абрамов, добравшись до пульта управления, передал летчику Игошину: «Выводи, будем прыгать», но летчик не ответил. Абрамов увидел, что Игошин стал на сидение, открыл люк и выпрыгнул из самолета. Вслед за ним Абрамов тоже прыгнул и благополучно приземлился в десяти километрах западне города Столина, при приземлении наблюдал на земле горящий самолет. Узнав от жителей, что находится на своей территории, направился в воинскую часть, расположенную в пяти километрах от места происшествия». Получалось, что события происходили буквально на линии фронта: части Красной армии были в городе Столин, который был освобожден частями нашей армии 7-го июля, противник – западнее на 10-15 километров, усиление Речица. В воинской части штурман узнал, что их самолет был сбит истребителем противника, предположительно, Ме-110.

Гораздо позже в архивных документах немецких люфт ваффе о сбитых на восточном фронте советских самолетах имеется запись о том, что 09.07.1944 года летчик 3-й ночной истребительной эскадрильи 100-й ночной истребительной эскадры на высоте 2500 метров в 01.16 сбил Ил-4, который упал юго-западнее города Столин. «Немецкая 100-я эскадра в июне-июле 1944 года базировалась на аэродроме в районе города Пинск, самолеты были оснащены наземными и самолетными радиолакаторными установками, чего не было в советских корпусах. Там же располагалась радиолокатораная станция, осуществлявшая наведение истребителей на советские самолеты.

Группы наших бомбардировщиков авиации дальнего действия, как правило, следовали в северо-западном направлении через район Пинска и всегда подвергались атакам ночных истребителей противника».

Основание: ЦА МО РФ, фонд 258, опись 1, дело 6, лист 111.

«Штурман Абрамов, узнав обстоятельства обстрела, в течение двух дней производил розыски упавшего самолета, но не нашел. 10.07.1944 года нашел труп своего летчика Игошина, у которого парашют был распущен, стропы перебиты, купол оторван. Летчик лежал вниз головой. Похоронив товарища вместе с местными жителями, штурман Абрамов направился в свою часть.

О стрелке-радисте Филатове и воздушном стрелке Кирколенко никаких сведений штурман не узнал. Предположительно они погибли в самолете, так как самолет вошел в крутое пикирование, и выброситься им было невозможно».

Основание: ЦА МО РФ, фонд 39, опись 11519, дело 889, лист 22.

Летчик, гвардии младший лейтенант, Игошин Анатолий Петрович  был похоронен штурманом Абрамовым на поляне у леса северо-западнее города Столин Пинской области БССР, сейчас это Брестская область Белоруссии.

Основание: ЦА  МО РФ, фонд 33, опись 11458, дело 371, листы 10,11,12,13.

Штурман самолета гвардии лейтенант Абрамов Михаил Александрович, 1923 г.р., уроженец с. Благодарное, Отрадненского района Краснодарского края после того, как похоронил 10.07.1944 года своего командира, летчика Игошина А.П. 14 июля 1944 года вернулся в свой 20-й гвардейский авиационный севастопольский полк дальнего действия и продолжил военную службу. За образцовое выполнение боевых заданий, командование на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленную при этом доблесть, отвагу и мужество гвардии младший лейтенант Абрамов М.А. приказом командующего авиации дальнего действия, главного маршала авиации Голованого А.Е. №0446/н от 08 августа 1944 года был награжден орденом Отечественной войны I-й степени. 21 апреля 1945 года он погиб при выполнении очередного боевого задания, похоронен на польской земле.

В боевом донесении №300 от 01.08.1944 года штаба 3-го гвардейского авиационного сталинградского корпуса дальнего действия в Управлении по учету потерь Красной Армии НКО СССР исх.№0752 от 2.08.1944 года – именной список безвозвратных потерь сержантского и рядового состава 3-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия значится: «Кирколенко Иван Тихонович, гвардии сержант, воздушный стрелок 20-го гвардейского авиационного севастопольского краснознаменного полка дальнего действия, место рождения: Воронежская область, Воробьевский район, слобода Верхний Бык, 1918 г.р., член ВЛКСМ, холост, призван Воробьевским РВК, Воронежской области, февраль 1940-го года, 9.07.1944 года не вернулся с боевого задания, мать – Кирколенко Мария Захаровна проживает: Воронежская область, Воробьевский район, слобода Верхний Бык.

Тем самым, на основании вышеизложенных данных архивных документов ЦА МО РФ, заключение эксперта Управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Брестской области №21.8.2-2/177 от 10.07.2019 года удалось установить, что «…в обломках, деталях самолета Ил-4, поднятых в ходе поисковых работ в районе РП Речица Столинского района Брестской области были обнаружены костные останки двух воздушных стрелков самолета Ил-4, не вернувшегося с боевого задания 9 июля 1944 года:

  • воздушный стрелок гвардии сержант Кирколенко Иван Тихонович, 1918 года рождения, уроженец: Воронежская область, Воробьевский район, слобода Верхний Бык;
  • воздушный стрелок-радист, гвардии младший сержант Филатов Федор Андреевич, 1922 г.р., член ВЛКСМ, холост, родственников нет.

Других сведений в журнале безвозвратных потерь личного состава 20-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка дальнего действия, пропавших без вести в ночь с 8-го на 9-е июля 1944 года не имеется»

Архивная справка №4/86275 от 15.08.2019 года.

75 лет Иван Кирколенко был для всех родных и знакомых «без вести пропавшим», как было сообщено его матери Кирколенко Марии Захаровне.

На самом деле это был летчик, геройски прослуживший в авиации  дальнего действия с момента образования этих легендарных военно-воздушных сил до момента выполнения своего последнего боевого задания той роковой июльской ночью 1944 года под Белостоком.

Сведения о боевом пути Кирколенко И.Т. нам удалось узнать из различных источников: сайты ЦАМО РФ, ЦАМО РФ, документальная и мемуарная литература, воспоминания близких родственников, проживающих в Воронежской области (Воробьевский район, село Верхний Бык Кирколенко Виктор Миронович, Новоусманский район, Первое отделение совхоза Масловский – сестры Васильева (Кирколенко) Нина Мироновна, Петрова (Кирколенко) Зинаида Мироновна.

Кирколенко Иван Тихонович был призван в армию в 1942 Воробьевским РВК. В довоенное время Воробьевский район входил в состав Украинской ССР, преподавание в школе велось на украинском языке, и Иван был направлен служить в Киевский военный округ. Спортивный парень с семилетним образованием, отличным здоровьем обязан был проходить службу в Киевском особом военном округе, в сформированном 1940-м году 93-м авиационном полку, входившим в 18-ю авиационную дивизию ВВС. Полк базировался на аэродромах Житомерской области, имея на вооружении дальние бомбардировщики ДБ-3, ДБ-3Ф.

Этот полк имел различные названия. Вступив в войну, как 93-й авиационный полк, с конца августа 1941 года, понеся значительные потери на начальном этапе войны, он был усилен личным составом 220 авиационного полка и именовался 98-м авиационным полком.

Осенью 1941-го года он послужил основой для формирования 752-го авиационного полка. С октября по декабрь 1941-го года полк принимал непосредственное участие в обороне Москвы. Большой объем полетов стал тогда выполняться ночью. В 752-й авиационный полк весной 1942-го года стали пребывать ДБ-3Ф (с марта 1942-го года они стали именоваться Ил-4) с Дальнего Востока.

Там к этому времени было налажено авиационное производство в Хабаровском крае и Иркутской области.

Вся служба Кирколенко И.Т. в ВВС, вся эпопея Великой Отечественной для этого человека была связана с бомбардировщиком Ил-4, с экипажами, которые героически служили на нем.

Ил-4 – двухмоторный дальний бомбардировщик, разработанный ОКБ-240 под руководством С.В. Илюшина. Техническая характеристика: экипаж 4 человека – летчик-командир экипажа, штурман стрелок передней установки, стрелок-радист средней установки (башенный стрелок), стрелок люковой установки. А.И. Молодчий, летчик, дважды герой Советского Союза дал характеристику такую этому самолету: «Автопилота на самолете нет, а по своей природе Ил-4 не устойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти от курса, задрать или опустить нос. Нужно беспредельно крутить штурвал, чтобы самолет летел в заданном режиме… Ил-4 даже без бомб днем при хорошей видимости непросто поднять в воздух. Взлет считался одним из самых сложных элементов полета».

Сложным для 752-го авиационного полка стал период Сталинградской битвы. В преддверии контрнаступления под Сталинградом дивизия стала «обрабатывать» цели в полосе юго-западного фронта. Бомбардировкам 752-го авиационного полка дальнего действия подвергались железнодорожные узлы Миллерово и Лихая, аэродромы Таценская, станции Острогожск, Богучар, Чертково. С началом контрнаступления  и после окружения войск противника в районе Сталинграда действия авиации были направлены на прекращение работы «воздушного моста» противника и срыв попыток прорыва внешнего и внутреннего колец окружения, созданного войсками Сталинградского и Юго-западного фронтов.

Многочисленные полеты в глубокий тыл противника требовали от летчиков огромных физических и моральных усилий. Иван Кирколенко был стрелком, полеты нелегко было выполнять, имея на борту только самые элементарные авиаприборы – компас, указатель скорости и высотомер. Система подготовки к такого рода вылетам была следующей: как правило, за день до вылета на цель авиаполки садились на аэродромы Подскока, где было организованно надежное прикрытие зенитной артиллерией и патрулирующими в воздухе истребителями. Летные экипажи до малейших деталей выполняли навигационные бомбардировочные расчеты, а инженерно-технический состав проводил предполетный осмотр материальной части, который заканчивался полной заправкой самолетов горючим и ввертыванием взрывателей бомб. Взлетать приходилось с аэродромов ограниченных размеров при высокой температуре наружного воздуха в летнее время, что отрицательно сказывалось на мощности двигателей.

Время самых продолжительных полетов в авиации дальнего действия составляло 12 часов: около 6-ти часов до цели, время выполнения задания, около 6-ти часов обратно. Самым тесным местом в Ил-4 было место летчика. Он в него был просто «влит». Штурман имел пространство больше, он мог ползком передвигаться в носовом фонаре, например, до пилота. Больше всего пространства имел стрелок в хвостовой части самолета. Но отстреливался он, только лежа через открытый выходной люк в днище фюзеляжа. Стрелок-радист был весь полет подвешен на ремнях, «крутясь во все глаза». В таком тяжелом состоянии экипаж летел 12 часов.

Бомбовая нагрузка Ил-4 во внутреннем бомбоотсеке составляла, как правило, 10 стокилограммовых бомб. Кроме того, на внешних подвесных бомбардировщик мог нести либо одну 500-килограммовую или две 250- килограммовых бомбы, если не подвешивались дополнительные баки с горючим. Набор бомб зависел от характера задания. Взрыватель бомбы был защищен накрученной на него многолопастной вертушкой, которая в свою очередь, фиксировалась вилкой с тросиком, свободным концом закрепленным к самолету. Когда бомба сбрасывалась, а это, как правило, было на многокилометровой высоте (3-6 км), то тросик выдергивал вилку, бомба становилась готовой выполнять предназначенную ей роль. Посадки с полным боекомплектом случались, но крайне редко, если над целью была непогода. Руководство дальней авиации проявляло заботу о своих экипажах, если те оказывались сбитыми над вражеской территорией, принимались меры по их розыску, прежде всего, через партизан. В ходе Сталинградской битвы на этапе контрнаступления 752-й авиационный полк дальнего действия потерял пять самолетов.

Приказом наркома обороны СССР №137 от 26.03.1943 года полк был преобразован в 10-й гвардейский авиационный полк дальнего действия, продолжая использовать Ил-4. За отличие в Сталинградской битве, где удары наносились днем и ночью, полку присвоено почетное наименование Сталинградский.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года воздушный стрелок, гвардии сержант Кирколенко Иван Тихонович был награжден медалью «За оборону Сталинграда», медаль вручена 10-го июля 1943-го года, удостоверение А№16672. Воинская часть: 10-й гвардейский авиационный полк дальнего действия.

Основание: ЦА МО РФ, фонд 205662, опись 2, дело 21.

Директивы начальника штаба авиации дальнего действия №701835 от 13 мая 1943 года в состав полка был развернут еще один полк: 20-й гвардейский авиационный полк дальнего действия, он стал одним из соединений 3-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия. Иерархия военных формирований в авиации была представлена тремя уровнями командования: в состав корпуса входили авиационные дивизии дальнего действия, которые в свою очередь подразделялись на авиационные полки дальнего действия.

Кирколенко И.Т. с осени 1943 года служил в 3-м гвардейском авиационном сталинградском корпусе дальнего действия, в 3-й гвардейской авиационной днепропетровской дивизии дальнего де          йствия, в 20-м авиационном севастопольском краснознаменном полку дальнего действия.

3-я гвардейская авиационная дивизия 17 ноября 1943 года за отличия в боях при овладении областным центром Украины городом Днепропетровском и городом Днепродзержинском – важнейшими промышленными центрами юга страны и крупными узлами обороны немцев в  излучине реки Днепр присвоено почетное наименование Днепропетровская.

С восьмого апреля 1944 года по двенадцатое мая 1944 20-й авиационный полк дальнего действия принимал участие в крымской военной операции. В апреле 1944 года на полк и дивизию была возложена задача совместно с кораблями черноморского флота не допустить подвоза войск и техники противника и подавить его узлы сопротивления. Результативным был массированный налет авиации дальнего действия на важные объекты врага в районе Керчи, хотя система зенитного огня противника там была очень насыщена. Бомбовые удары наносились в Крыму только массировано, десятки бомбардировщиков на один объект. В ночь с 15 на 16 апреля 233 дальних бомбардировщика нанесли удары по кораблям и транспортам противника в бухтах Севастополя, потопив несколько барж с войсками и техникой. В книге Сергея Ткаченко «Крым 1944. Весна освобождение» стр.11 читаем: «За шесть суток до начала штурма укрепленного района Севастополя дальние бомбардировщики действовали каждую ночь по переднему краю обороны Сапун горы, было выполнено около 800 самолетовылетов при этом сброшено 650 тон бомб. Это была сокрушающая противника артподготовка, после которой 4-13 мая шел непрерывный штурм. Противник потерял при эвакуации морем 42 тыс. солдат и офицеров».

Боевые полеты авиации дальнего действия получили высокую оценку командования. Многие из авиаторов был награждены орденами, медалями.

20-й гвардейский авиационный полк, в котором служил Кирколенко И.Т., получил почетное наименование Севастопольский.

Вслед за освобождением Крыма и Поднепровья летом 1944 года перед советской армией стала задача освобождения Белоруссии. Боевые действия 3-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия, в составе которого находились 3-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия и, соответственно, 20-й авиационный полк направлялись на бомбардировку далеко удаленных в тылу врага объектов. Авиабаза 20-го полка находилась в это время под Киевом в пункте Белая Церковь. Десятки полетов экипажей бомбили цели в пределах СССР и зарубежьем, где шла дислокация  живой силы и техники противника. Эти объекты располагались в Борановичах, Столбцах, Августове, Кобрине, Бресте, Мацкове, Варшаве, Демблине и ряде других мест.

К моменту подлета к цели на объект должно было быть темное время суток, именно тогда на объекты противника сбрасывали наши бомбардировщики тысячи тон авиабомб. Июль 1944 года – время знаменитой военной операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. Полки авиации дальнего действия фронтам не подчинялись, а подчинялись главкому ВВС, большинство операций выполнялись по прямым указаниям ставки Верховного Командования. Прицеливания осуществлялись по железнодорожным узлам, портам, мостам, базам противника. Обычно один самолет выделялся для подсветки цели осветительными бомбами. Первые, наиболее опытные в группе экипажи наносили удар зажигательными бомбами, а отбомбиться по «световому пятну» для остальных не составляло труда. Стандартно также как минимум один самолет выделялся для фотосъемки результатов удара. Контролирующие экипажи по результатам сдавали специальный отчет. Как видно из исследованных документов, уровень профессионализма летчиков, штурманов, стрелков, уровень организации и анализов результатов бомбометания был достаточно высок.

Наиболее далекие полеты требовали в исключительных случаях (дозаправка, аварийные ситуации, ранения членов экипажа) приземления на запасных аэродромах. В этих случаях очень выручали белорусские партизанские края.

Партизанские зоны, образовавшиеся в основном в 1943 году, представляли собой опорные базы Советской власти. Здесь располагались аэродромы и штабы. Сюда с помощью проводников приходили отдельные отряды, преследуемые карателями не только из других районов Белоруссии, но и с территории Украины, России, Прибалтики. Партизаны контролировали территории особенно в лесо-болотистых районах, это огромная территория от Минска и на запад. Немцы за все три года не смогли очистить ее. Все переправы и мосты в этом труднодоступном районе, покрытые дремучими лесами и непроходимой топью, были разрушены. Понятно, что партизанское движение могло держаться только при поддержке «большой земли», оттуда перебрасывала авиация дальнего действия оружие, боеприсы, продукты и фураж.

Не смотря на паралич коммуникации противника на территории Белоруссии, некоторые населенные пункты были местом проявления особой жестокости фашистов и осуществления в них злодеяний. Это еврейские гетто – жилые зоны на оккупированной немецкими нацистами территории Белоруссии, куда насильственно перемещали евреев «окончательно решая еврейский вопрос», в рамках которого в Белоруссии были убиты около 800 тыс. евреев.

В книге « Памяць. Столинский район, 2003 год» стр.236 мы читаем, что одним из таких населенных пунктов был город Столин, в десяти километрах от которого суждено было погибнуть Кирколенко И.Т. Немцы, уничтожив здесь в 1941 – 1943 годах 12 тыс. жителей Столина еврейской национальности и мобилизовав остальных на самые тяжелые и грязные работы по 14 часов в сутки, создали хорошо укрепленный район с тремя наблюдательными пунктами и многочисленным гарнизоном. В упомянутой книге «Памяць» страница 257-281 помещены докладные записки партизан в ЦК КП(б) о том, что собственными силами партизан невозможно взять Столин, необходимо спланировать военную операцию по освобождению столинского района. Это стало одной из задач Белостокской военной операции, прошедшей в июле 1944 года. Чтобы сорвать переброску резервов противника по распоряжению ставки верховного главнокомандования, авиация дальнего действия в период с 4-го по 12-е июля произвела бомбардировки 28-ми железнодорожных станций и узлов на участке Белосток – Гродна до Вильнюса и участок Белосток – Барановичи – Минск. В ходе этих налетов серьезный урон был нанесен частям противника, направляющимся для контрудара по войскам первого Белорусского фронта. Части 3-го гвардейского и 6-го авиакорпусов дальнего действия отличились особым геройством и мужеством.

Второго, третьего, четвертого, пятого июля 1944 года велись ожесточенные бои за Столин, овладеть городом нашим частям не удалось. Немцы, боясь окружения, покинули Столин и отошли на 10-15 км в западном направлении. 7-го июля 1944-го года 397-я стрелковая дивизия вошла в опустевший Столин, а в ночь с 8-го на 9-е июля произошла трагедия с нашим самолетом, он был сбит на линии фронта в Столинском районе у села Речица, выполнив боевое задание при бомбардировке железнодорожного узла Белосток.

Геройский боевой путь на протяжении 3-х лет, успешно выполняемый экипажем, закончился геройски, но трагично. А.П. Илюшин, М.А. Абрамов, Кирколенко И.Т., Ф.А. Филатов остались навечно бойцами бессмертного полка. Мы узнали об их боевом пути, о геройстве корпусов, дивизий, полков дальнего действия, о страницах нашей истории, о памяти народа, которая хранится в архивах, письмах, воспоминаниях, книгах. Фото гвардии сержанта Кирколенко Ивана Тихоновича и его имя вписаны и уже размещены в галерее «Дорога памяти» Главного Храма Вооруженных Сил России.

В Воробьевском историко-краеведческом комплексе работает экспозиция «Задание выполнено». Посетители музея знакомятся с результатами поиска сотрудников музея об экипаже самолета, о нашем земляке Кирколенко И.Т. Они берут образец боевого пути летчиков 20-го авиационного полка дальнего действия. В музее можно всегда во время экскурсии наблюдать неподдельный интерес школьников к фрагментам легендарного самолета Ил-4, они видят фото героя-земляка, слушают рассказ экскурсовода и оставляют в памяти эталоны гражданственности и патриотизма, которые необходимы каждому порядочному россиянину, а это великая ценность, которую можно и нужно передавать из поколения в поколения.

Использованная литература и материалы:

  1. Архивная справка ЦАМО РФ,  опись 272212, дело 4, лист 55-56.
  2. Архивная справка ЦАМО РФ,  опись 517455с, дело 1, лист 78.
  3. Архивная справка ЦАМО РФ,  ф.11519, д.889, л.22.
  4. Обращение руководителя Иркутского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Токарева А.Н. Министру обороны РФ генералу армии Шо йгу С.К.
  5. Архивная справка ЦАМО РФ, ф.39, оп.11519, д.1160, п.6.
  6. Сообщение Столинского районного исполнительного комитета в ответ на обращение о перезахоронении останков летчиков. От 06.11.2019 №02-30104.
  7. Архивная справка – Донесение о безвозвратных потерях. ЦАМО РФ, ф.58, оп.18002, д.757.
  8. Именной список безвозвратных потерь №627369 3 авиационного корпуса дальнего действия от 10 июля 1944 года.
  9. Именной список безвозвратных потерь сержантского и рядового состава за период с 20 по 31 июля 1944 года. Отдел кадров 3 авиационного корпуса дальнего действия.
  10. Извещение 20 гвардейского авиационного полка дальнего действия от 25 июля 1944 г. №0222.
  11. Архивная справка ЦАМО РФ, фонд 20058, опись 1, дело 6, лист 29,162, фонд 20562, опись 1, дело 32, лист 30,178.
  12. Архивная справка ЦАМО РФ, фонд 258, опись 1, дело 6, лист 111.
  13. Архивная справка ЦАМО РФ, фонд 39,опись 11519, дело 889, лист 22.
  14. Архивная справка ЦАМО РФ, фонд 33, опись 11458, дело 371, листы 10, 11, 12, 13.
  15. Архивная справка №4/86275.
  16. Информация из приказа об исключении из списков LD 74812817 Игошина А.П. ЦАМО РФ, ф.33, о.11458, д.254.
  17. Схематичное изображение боевых действий 3 Гвардейского авиационного корпуса дальнего действия в июле 1944 года.
  18. Обращение руководителя Иркутского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «боевое братство» Токарева А.Н. Главе администрации Воробьевского муниципального района Гордиенко М.П.
  19. Документ на выдачу медали «За оборону Сталинграда. Кирколенко И.Т.» Приказ подразделения 10 гв. ап. дд.
  20. Материалы проверки по факту обнаружения костных останков Следственного комитета Республики Беларусь в Столинском районе за №334.
  21.  Картосхемы, фото, относящиеся к факту найденных материалов на месте падения самолета Ил-4 в июле 1944г. в р.п. Речица Столинского р-на Брестской области 29.06.2019г.
  22. Электронная библиотека. Сергей Ткаченко «Крым 1944. Весна освобождение» стр.11.
  23. «Памяць. Столинский район», 2003 г.
  24. В.Е. Нуйкин «Воробьевский район. Страницы истории» Воронеж,  изд.им. Е.А. Болховитинова, 2017 г.
  25. Воробьевская районная газета «Восход» №46 (8892) 20 ноября 2020г.