В.В. Пустовая. Церкви города Острогожска
Введение
Воронежская область расположена в центре Черноземного края. Ее границы неоднократно менялись. В настоящее время часть бывшей Воронежской губернии относится к Белгородской, Липецкой и Курской областям, тогда как в состав Воронежской области входит часть бывшей Тамбовской губернии.
Территория современной Воронежской области заселялась, начиная со второй половины XVI века до начала XIX века выходцами из центральных районов России и Украины. Основание населенных пунктов, в большинстве своем, сопровождалось строительством храмов: соборных, приходских – в городах и селах, домовых церквей – при усадьбах крупных землевладельцев. Первые православные храмы были деревянные и до наших дней дошли лишь скупые строки летописей, упоминающие о факте строительства, о первых священниках и людях, стараниями которых на воронежской земле появлялись очаги православия.
В последние годы возрос интерес населения Воронежской области к истории своих сел и своих церквей. Каждый человек должен знать историю своей малой родины, а изучение истории религии является частью этого познания.
Согласно историческим данным основной расцвет строительства церквей в городе Острогожске приходится на промежуток времени со второй половины XVII века (основание города) до конца XIX века. Ко второй половине XVIII века в камень перестраиваются все деревянные церкви Острогожска. Эти каменные храмы на последующие века зафиксировали исторически значимые территории поселений: Троицкая, Покровская, и Успенская церкви стояли на месте исторического центра города – базарной площади, в сторону Лушниковки по Харьковской улице, на расстоянии одного квартала от базарной площади, располагалась Богоявленская церковь (перед ней была обширная одноимённая площадь), при слободе Новая Сотня была построена Вознесенская церковь, находящаяся в то время на западной окраине города. За полтора столетия было построено семь церквей, но до наших дней сохранилась лишь Ильинская. В XIX веке острогожцы продолжили строительство храмов в городе (Кладбищенская церковь, церковь при мужской гимназии, церковь при Острогожском тюремном замке). Небольшие приходские кирпичные храмы строились по единому образцу: двухсветный куб храма с небольшой главкой, короткая трапезная и двух-трехъярусная колокольня.
XX век оказался одним из самых сложных периодов существования России. История Русской Православной Церкви в советскую эпоху была, прежде всего, историей беспрецедентных со времен преследований христиан в первые века нашей эры гонений за веру. В то время было закрыто подавляющее большинство храмов, упразднены все монастыри, разрушена система духовного образования, уничтожены миллионы книг религиозного содержания, разграблено, сожжено или распродано за границу множество ценных икон, уникальной церковной утвари, и таким образом нанесен огромный, фактически невосполнимый урон, Русской церкви. Поэтому мы видим, что в двадцатом столетии большинство церквей и храмов города Острогожска прекратили своё существование.
Исследовательская работа «Церкви города Острогожска» посвящена изучению истории строительства и просветительской деятельности православных храмов в городе Острогожске.
Объект исследования – история строительства и деятельность православных храмов в городе Острогожске.
Предмет исследования – особенности архитектурных форм храмового строительства в городе Острогожске.
Цель исследования – поиск путей духовно-нравственного возрождения современного общества, сохранение культурного наследия.
Задачи исследования:
-изучая историю строительства церквей в городе Острогожске, обратить внимание на архитектурно-стилистическую характеристику храмового здания;
-проследить эволюцию архитектурных форм в храмовом строительстве;
-выстроить хронологический перечень по датам постройки острогожских церквей;
-в фондах историко–художественного музея имени И. Н. Крамского отобрать фотоматериал, схемы планов строительства церквей.
Для написания исследовательской работы были использованы следующие исторические методы: изучение исторических документов, анализ, сопоставление исторических данных. Методологической основой исследования являются принципы: объективности, всесторонности и историзма. Исторические методы и методологическая основа исследования позволили проследить наиболее характерные для города Острогожска в различные периоды его истории подходы к формированию объемно-пространственных композиций и стилистике декора фасадов церквей, что, в свою очередь, необходимо для реставрации и восстановления памятников храмовой архитектуры на территории области.
Основная часть
При сохранении в общем виде основных структурообразующих планов церквей объемная композиция и декоративные детали в разные периоды имела свои характерные особенности. Автором исследовательской работы выделено несколько периодов, на протяжении которых проявляются общие закономерности объемной композиции и декоре храмов. В работе приведены наиболее характерные особенности каждого периода.
Во второй половине XVIII века, наибольшее распространение в Воронежском крае получил тип одноглавого храма, конструктивную основу которого составлял восьмерик на четверике. Все воронежские церкви имели осевые планы, унаследованные еще от древнерусского зодчества. Трапезная в большинстве случаев, не превосходила по ширине ядро храма. Формы алтаря были довольно разнообразны: пятигранники, полукружия с прямоугольными флангами. Колокольни же не имели большого стилистического и типологического разнообразия, в подавляющем большинстве звонниц вертикальная ось объединяет квадратные в плане объемы. Реже встречались созвучные барокко кубические объемы со срезанными углами. Характерными чертами архитектуры храмов этого периода является ярусное построение объемов глав, плавные изгибы кровли, фигурные барабаны венчающих главок. Именно эти черты можно проследить в Троицкой соборной церкви, Рождество-Богородицкой церкви, Ильинской и Вознесенской церквях.
1. Первые церкви Острогожска
1.1. Троицкая соборная церковь
Это первая церковь, построенная в Острогожске. 16 августа 1652 года, одновременно с основанием города, был заложен деревянный соборный храм во имя Живоначальной Троицы с пределом во имя святителя Николая. Строительство собора вместе с Острогожской крепостью было закончено 7 ноября 1652 года. В этот собор были передан в дар от царя Алексея Михайловича: небольшой напрестольный серебряный крест со святыми мощами, парчовая священная риза и малое евангелие в серебряной оправе. Кроме этих даров царь прислал большую икону Святителя Николая древнегреческой живописи. Эта деревянная церковь стояла 65 лет, после чего была заменена каменной. Каменное здание собора освещено во имя Святой Троицы в 1721 году. К нему затем пристроили трапезную с колокольней и двумя придельными престолами. Один во имя Пресвятой Богородицы, а другой во имя Святителя и Чудотворца Николая. Сооружение трапезной с колокольней закончено в 1766 году. В таком виде храм простоял менее 60 лет. Затем его разобрали до основания и начали сооружать новое соборное здание. Средства на строительства внес почетный гражданин города, местный помещик, дворянин Дмитрий Петрович Синельников. Он имел единственного сына Алексея, стоявшего на службе адъютантом украинского гусарского полка. В стычке с черкесами Алексей Синельников погиб. Дмитрий Петрович со своей супругой Натальей Федоровной долго оплакивали сына, находя утешения в молитве и делах благотворения. Синельниковы, располагая хорошим материальным состоянием, решили пожертвовать часть его на постройку нового соборного храма. Пристроенной к собору каменной трапезе с колокольней пришлось прослужить только 14 лет – с 1766 по 1780 год, после чего они были сломаны. До устройства нового здания соборное духовенство отправляло богослужение на подворье Дивногорского монастыря, в храм Преображения господня. В 1783 году был возведен второй этаж Троицкого собора с громадным круглым куполом, который без всяких внутренних опор представлял редчайшую красоту и величие. Этот купол был сооружен под руководством опытного мастера Медведева. Все архитектурное изящество купола и его иконостаса совершил тульский мастер А.И.Кудрявцев. Вскоре после постройки собора произошла непредвиденная ситуация. Левая сторона храма не выдержала напора купола и, осевши, дала большую трещину. К освящению нового перестроенного собора Дмитрий Петрович на свой счет выписал из Москвы сереброзлаченный, весом в 9 фунтов 23 золот. напрестольный ковчег, священные сосуды; сереброзлаченный напрестольный крест; большое Евангелие; напрестольную одежду и колокол в 170 пудов, стоимостью 4000 рублей. Освящение главного престола церкви, во имя Живоначальной Троицы совершилось в воскресенье 27 июня 1787 года. 5 сентября 1788 года скончался создатель и благотворитель собора Дмитрий Петрович Синельников, передав в наследство попечение и дальнейшее благоустройство собора своей супруге Наталье Федоровне. Она приобрела для храма серебряную люстру весом в 2 пуда 12 фунтов, стоимостью в 3513 рублей. Через некоторое время 170 пудовый колокол, купленный Дмитрием Петровичем, разбился. По заказу Натальи Федоровны в Москве был вылит 207 пудовый колокол. Но он провисел недолго и тоже разбился. И тогда, 9 февраля 1790 года, на ее – же счет снова был вылит и доставлен в собор 272 пудовый колокол. Перед смертью Наталья Федоровна пожертвовала храму 5000 рублей на приобретение еще одной серебряной люстры. Троицкая соборная церковь – была главной церковью Острогожска. Великолепный двухэтажный ампирный собор на высоком берегу Тихой Сосны прекрасно просматривался при въезде в город с южной стороны. Внутри весь белый, он поражал простором купола, благородством линий и красотой иконостаса. В воздухе парила большая серебряная люстра, в четырех простенках висели громадные панно на евангельские темы. А в весеннюю пасхальную ночь, когда время подходило к 12 часам, соборный колокол начинал отбивать счет: раз, два…семь…десять, одиннадцать, а вместе с двенадцатым ударом раздавался одновременный гул колоколов всех церквей Острогожска и его пригородных слобод. И несется потом этот перезвон всю пасхальную неделю, сливаясь с весенним пробуждением природы. Колокольный звон буден и праздников, Великого поста, крестного хода, имел свой язык, свою печаль и радость. Он предавал содержание всей жизни города.
1.2. Успенская церковь
Рядом с Троицким собором, всего в шестидесяти метрах от него, стояла Успенская церковь. Основана она первым полковником Острогорского казачьего полка И.Н. Дзиньковским. В 1663 году на собственные средства он построил Пятницкий девичий монастырь, который просуществовал 125 лет. При этом монастыре были сооружены две деревянные церкви. Одна во имя Успения Пресвятой Богородицы, а другая во имя великомученицы Параксевы Пятницы. В те времена острогожские казаки несли службу по охране южных границ России. Им нередко приходилось отражать татарские набеги. Много казаков гибло в этих схватках. Их овдовевшие жены, оплакивая своих мужей, часто находили утешения в молитве и уходили в Пятницкий монастырь, посвящая всю свою оставшуюся жизнь Богу. В 1702 году в городе произошел пожар, в нем сгорел монастырь вместе со своими двумя церквями. На их месте, в 1704 году была построена уже одна деревянная церковь, во имя Параксевы Пятницы. Она существовала до 1760 года, когда на месте деревянной, была сооружена каменная, двухпрестольная церковь, с главным престолом во имя Успения Пресвятой Богородицы и с приделом во имя великомученицы Параксевы. Закончена и освещена церковь была в 1764 году. Затем в 1780 году отдельным зданием была построена возле церкви каменная колокольня. К ней были пристроены две комнаты с подземным выходом, под самой колокольней. До строительства банковского здания здесь хранилась городская казна. В 1786 году монастырь был упразднен, а Успенская церковь стала городской. В 1867 году старостой церкви, купцом С.И.Щегловитовым, с участием купца Л.И.Попова, к приделу Параксевы был пристроен каменный придел во имя великомученика Пантелеймона. После этого больше 20 лет в церкви не производилось ни каких капитальных переделок и перестроек. В 1888 году, вместо прежнего фонаря при входе в храм была пристроена большая крытая галерея для торговли съестными продуктами. Вместо деревянных торговых лавок, находившихся при церкви, соорудили каменные. У Успенской церкви было много благотворителей из числа прихожан, но самые известные это – видные купцы Острогожска: А.И.Попов, П.Д.Вавилов и В.И.Селезнев. В 1980 году церковь была разобрана. В настоящее время место монастыря фиксирует фрагментарно сохранившаяся церковь Успения Божией Матери (южная галерея).
1.3. Покровская церковь
Изначально в Острогожской крепости были построены три церкви. (Все они находились на нынешней площади Ленина): В 1652 году соборная Троицкая, в 1663 году Успенская и Пятницкая церкви, Покровская, сооруженная до 1682 года. Точной даты возникновения Покровской церкви нет. Она, как и предыдущие, первоначально была деревянной. Каменное здание было построено в 1772 году. Каменная церковь состояла из небольшой трапезной и великолепной трехэтажной колокольни. К колокольне были пристроены две кладовые, в которых хранилась амуниция и денежная казна Острогорского гусарского полка. Церковь была трехпрестольная с двумя приделами: во имя святых апостолов Петра и Павла, и великомученицы Варвары. Шло время. С годами увеличивалось население города. Увеличивался и приход Покровской церкви. В связи с этим, в 1865 году, при церковном старосте В.Ф.Дьякове, решено было увеличить трапезную. После перестройки, церковь с новой расширенной трапезной, стала самой большой в городе. Изнутри она освещалась шестью огромными люстрами. Не смотря на свои большие размеры, она была теплой, так как обогревалась аммосовской печью. При этой церкви было два колокола, подаренные Петром I. Один, 52 – пудовый, отлитый в 1694 году, направлявшийся на Азов. При проезде через Острогожск, его оставили здесь на некоторое время и забыли. Когда же, после взятия Азова, Петр I возвращаясь назад, остановился в Острогожске, ему доложили об этом колоколе. Он велел его оставить здесь, в подарок Острогожским казакам за хорошую службу. В 1706 году Петром Великим в дар Острогожску был передан еще один колокол, в два с половиной пуда весом, который также повесили на колокольне Покровской церкви. Три замечательные церкви: Троицкая, Успенско-Пятницкая и Покровская находились на базарной площади. Они стояли очень близко друг от друга и великолепно просматривались при въезде в город с южной стороны. Двухэтажный Троицкий собор привлекал внимание своей великолепной архитектурой в итальянском стиле и, конечно же, своим огромным широким куполом, идущим прямо от стен и не поддерживаемый никакими внутренними укреплениями. Две другие: Успенская-Пятницкая и Покровская привлекали внимание своими высокими колокольнями, ну а сами терялись в группе выстроенных около них массивных каменных торговых лавок.
2. Церкви города Острогожска XVIII века
2.1. Богоявленская церковь
В сторону Лушниковки по Харьковской улице, на расстоянии одного квартала от базарной площади, располагалась Богоявленская церковь. Перед ней была обширная одноимённая площадь. Первоначальная «старинная каменная» была построена между 1711 и 1715 годами. При перестройке Троицкого собора, в 1780 году, эта церковь была упразднена, и на ее месте выстроена новая, тоже каменная. По замечательной работе, тщательной отделке можно предполагать, что Богоявленская церковь сооружалась мастерами и строителями Троицкого собора. В новой Богоявленской церкви был сооружен величественный и очень оригинальный иконостас, представляющий собой по красоте, стилю и форме исключительную редкость. Над главным алтарем он простирался в высоту на 21 аршин (15 метров), а над придельными алтарями по 16 аршин (11,5 метра). Этот иконостас был очень редкой, ширмообразной, конструкции. На 25-аршинном (18-ти метровом) расстоянии он представлял собой громадную ширму, как бы сдвинутую или сжатую в прямые и тупые углы зигзагами. Из – за этого он казался волнообразным, что было очень красиво. В церкви был существенный недостаток. Её маленькая трапезная представляла слишком резкое несоответствие с солидным по размерам и архитектуре зданием церкви. Поэтому увеличение трапезной давно и живо осознавалась прихожанами. Средства на ее постройку предоставил благотворитель, острогожский дворянин Дмитрий Петрович Гранников, с 1843 года занимавший должность старосты этой церкви. Вновь сооруженная трапезная, с устроенными в ней двумя предельными алтарями и иконостасами, была велика и просторна. Она была в пять раз больше прежней. К этой трапезной пристроили новую трехэтажную колокольню, на которой повесили большой колокол, в 300 с лишним пудов (около 4800 кг), стоимостью в 600 рублей. Д.П. Гранников состоял в должности старосты Богоявленской церкви с 1843 года по день своей смерти в 1873 году. Он был похоронен рядом со своей супругой в ограде церкви, около правого предела во имя святителя Митрофана. На могиле стоял памятник из серого мрамора. Все захоронения, существовавшие при церкви, как и сам храм, были уничтожены в 1960-61 годах в связи с сооружением на этом месте Дома культуры. Сохранилось только внутреннее пространство трапезной с ее великолепными колоннами и лепкой алтарной части арки, представляющее сейчас большой зал фойе ДК. Колокольня и сам алтарь разрушены, на их месте сделаны новые постройки. После Гранникова старостой стал благотворитель, прихожанин этой церкви, купец Петр Алексеевич Жалин. В это же время большая часть прихожан ушла отсюда в свою построенную Христорождественскую церковь. Жалин прослужил в должности старосты бессменно до своей смерти. Он скончался в июне 1892 года. Среди священников Богоявленской церкви был замечательный многочисленный род Устиновых, в общей сложности, прослуживший при ней 150 лет. Богоявленская церковь была построена камерно по отношению к центральной части города и практически не откуда не была видна, так как стояла в глубине квартала. Располагалась на Богоявленском спуске-обрыве в сторону реки и Лушниковки, она великолепно просматривалась только с этих направлений. Скромная снаружи, она поражала своей внутренней красотой. Многоярусный, в 21 аршин высотой, иконостас в стиле барокко, представлял необыкновенную, редчайшую красоту. По материальному состоянию, это была самая богатая церковь Острогожска. В перестроенном виде (Дом культуры) сохранила нижний ярус трапезной и храмовой части.
2.2. Рождество-Богородицкая церковь
Эта церковь располагалась на углу улицы Рождественской, у берега Тихой Сосны. По историческим сведениям известно, что через 12 лет, после первоначального заселения Острогожска, то есть в 1664 году, сюда прибыла новая партия казаков – черкас из Польской Украины. По распоряжению начальства этих людей поселили на необжитом месте в западной части города, у реки Острогощи. Так как партия новых казаков вступила в состав Острогожского полка в качестве новой прибывшей сотни, то и само поселение этих казаков получило название «Новая сотня». Острогожск в то время представлял мощную укрепленную крепость с высокими стенами. Поселившимся за этими стенами казакам неудобно было пользоваться городскими церквями. К началу 70-х годов XVII века они соорудили свою деревянную церковь, во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Эту церковь еще называли Казацкой. Первоначальное деревянное здание Рождества – Богородицкой церкви было сооружено настоль прочно, что простояло свыше 100 лет, до 60 годов следующего столетия. В 1768 году прихожане составили подписку на сооружение новой каменной церкви. Первыми людьми, которые пожертвовали на строительство, были полковник Бердяга и протопоп Михаил Иванов. Из – за недостатка материальных средств новая церковь строилась долго. Только к 1782 году каменное здание было построено. В этом же году состоялось освещение придельного престола во имя Ахтырской иконы Богоматери. Через 100 лет, в 1882 году, к церкви с двух сторон были пристроены два придельных алтаря. Один алтарь был сооружен в честь иконы Божьей матери «Скорбящих радость». Эта икона была чтима и чествуема острогожцами с незапамятных времен. После постройки этого алтаря приступили к сооружению другого такого же с правой стороны, в честь существовавшего здесь второго престола Ахтырской иконы Богоматери. В сооружении этого престола принимал активное участие Ахтырский гусарский казачий полк, который стоял здесь вместе с Острогожским полком. В церкви об этом осталась память – пелена на Ахтырской иконе в виде небольшого воинского знамени с орлом, вышитая золотом. Эта церковь была интересна своей архитектурой, с характерной украинской трёхчастной композицией. Очень высокий двухэтажный четверик храма с шатровой кровлей и световым четвериком главы окружали равновысокие короткие двухэтажные ветви креста. С запада возвышалась четырехгранная массивная колокольня, а с востока – аналогичный объем башни над апсидой. Примечательно, что храмовая часть была выше колокольни и восточной башни. Все вертикальные объемы венчали фигурные главки с небольшими шпилями и яблоками под крестами. С севера и юга к ветвям креста примыкали одноэтажные притворы. Из святынь храма особо отмечалась так же Казанская икона Божьей матери и икона Николая Чудотворца, работы местного золотых дел мастера Павленкова. В Рождество – Богородицкой церкви служил замечательный человек, острогожский богослов Д.Склобовский, переведенный сюда из Верхней Тишанки Бобровского уезда. Прослужил он здесь с 1879 по 1884 годы. В следующем 1885 году Склобовский был возведен в сан протоиерея, а в 1886г. переведен в Троицкий собор.
2.3. Ильинская церковь
В середине 1680 годов в Острогожске при Ильинской церкви существовала школа; если была школа, то значит, была и Ильинская церковь. Церковь эта вероятно была деревянной, и относилась к подворью Дивногорского монастыря. Больше сведений об этой первоначальной Преображенской – Ильинской церкви не сохранилось. По предположению краеведов, это была самая бедная, по материальному положению, церковь города. Исторические сведения о ней начинаются только с 1764 года, когда она была сооружена каменным зданием с престолом во имя Пророка Ильи. В 1819 году к зданию храма, рядом с главным алтарем началась пристройка двух придельных алтарей. В связи с денежным затруднением строительство и отделка приделов затянулась на семь лет. Только 9 октября 1826 году они были освещены. Потребовалось еще целое шестилетие, пока, собравшись с силами, прихожане достигли, наконец, осуществления своих благочестивых стремлений. В 1834 году были закончены все работы. Храм Божий, с тремя престолами: главный во имя Преображения Господня, придельный с правой стороны – во имя Знамения Божьей Матери и с левой – во имя св. пророка Ильи, явился возобновленным и во всех частях освещен. В этом виде церковь существовала до 1896 года, когда опять потребовалось возобновление иконостасов и всего внутреннего состояния церкви, с алтарем, куполами, стенами, арками и т.д. Завершены работы были в следующем 1897 году. В таком виде церковь, существует, и по сей день. При Преображенской церкви, свыше 60 лет стоял на службе острогожский род Стрельцовых. Один из них, прихожанин, купец С.Т.Стрельцов более 25 лет прослужил старостой этой церкви. Он пожертвовал храму четыре больших иконы местных мастеров. Полутораметровой величины в сребропозолоченных дорогих окладах и в великолепных резных позолоченных рамах. Они находились в главном иконостасе. К числу многих пожертвований С.Т.Стрельцова относится и большой 212 пудовый колокол. Надо сказать, что фамилия Стрельцовых была одной из наиболее распространенной в городе Острогожске и пригороде. Она вела свое начало от тех стрельцов, которые во множестве были высланы сюда правительством при изначальном заселением города. В архитектуре этой небольшой церкви со стройной, очень высокой, пятиярусной колокольней соседствует два стиля – о барокко напоминают плавные формы завершений храмовой части, тогда как декор колокольни, приделы, портик апсиды выполнены в стиле классицизм при перестройке 1818 года.
2.4. Вознесенская церковь
К концу XVIII века увеличивалось пригородное Новосотенское население Острогожска. Оно распространилось вдоль западной окраины города, уже за рекой Острогощей. Увеличиваясь, это население стало настолько удалено от городских церквей, что возникла мысль о сооружении своей Новосотенской приходской церкви. В то время на базарной площади, рядом с Троицким собором находилась Воскресенская церковь, которая еще с начала основания города была здесь сооружена деревянным зданием. Об этой церкви существует глухое предание, якобы она была сооружена для походного престола, принесенного с собой сюда Заднепровскими казаками. К концу XVIII века Воскресенская церковь представляла собой деревянное ветхое здание, пришедшее в негодность. По просьбе прихожан Новосотенской слободы, в 1790 году было разрешено перенести эту церковь за черту города, где впоследствии образовался приход Новая Сотня. Старая Воскресенская церковь была разобрана. На новом месте церковь была сооружена в формах эклектики с элементами классицизма, освещена в 1792 году, с переименованием ее во имя Вознесения Господня. На месте бывшей Воскресенской церкви была построена небольшая каменная часовня. Ежегодно в один из пасхальных дней из Троицкого собора был крестный ход в Вознесенскую церковь, в воспоминание о некогда существовавшей в городе Воскресенской церкви. В данный момент помещение храма является спортивным залом школы № 4. Уничтожены только верх колокольни и купол на середине здания. В алтарной части сделан второй этаж. С левой стороны храма пристроено само здание школы.
2.5. Церковь Михаила Архангела
Первоначально, в 1699 году на Песках была построена деревянная церковь Михаила Архангела. В 1775 году деревянное здание церкви было разобрано. Новая каменная церковь была построена на 30 метров западнее прежней, деревянной. В 1782 году к церкви были пристроены два придела: правый – во имя иконы Владимирской Богоматери, и левый – в честь пророка Ильи. Примерно в тоже время, недалеко от правого предела, была построена небольшая часовня. В третьей четверти XIX века трапезная, приделы и алтарная часть были перестроены, создав, характерный для этого времени декор фасадов в русском стиле. В 1908 году была выстроена новая колокольня с боковыми приделами. Несмотря на разновременность постройки, и стилевого различия¸ церковь производит цельное, законченное впечатление. Сегодняшний облик храма, после перестроек XIX и нач. XX вв., сочетает в себе элементы барокко, русского стиля и классицизма. Над входом в храм висит икона Михаила Архангела. В фасадных ложных окнах купола были изображены Святые Апостолы. Но при капитальном ремонте церкви, в начале XXI века, они были утрачены. Эта церковь, действующая, по сей день. Маленькая часовенка, некогда существовавшая около церкви, была уничтожена в начале XX века.
3. Церкви города Острогожска XIX века
В планировочной схеме появляется тип крестовокупольного прямоугольного плана. В этот период в объемной композиции намечается градация структурных частей церкви по высоте. Средокрестие выявляется светом восьмериком на четверике. К четверику крестообразно примыкают несколько пониженные равновысокие боковые приделы и центральная апсида, которую фланкируют еще более пониженные объемы боковых апсид. Трапезная широкая, трехнефная, по высоте равна приделам или несколько ниже. Колокольня обычно двух – трехъярусная, с высоким ярусом звона. Средством выделения южного и северного фасадов приделов и западного фасада колокольни служит вынесенный четырех – шестиколонный упрощенный портик с треугольным фронтом. Декор фасадов лаконичен, часто сохраняются отзвуки барокко в формах завершающих главок с люкарнами. В целом, декоративное убранство становится лаконичнее, элементы сложной конфигурации отсутствую.
3.1. Крестовоздвиженская кладбищенская церковь
Эта церковь находилась в центре кладбища. После разрушения, место, где она находилась, долго пустовало. И лишь в XX веке было заполнено захоронениями. Крестовоздвиженская церковь была построена в 1802 году на средства Натальи Федоровны Синельниковой, с помощью граждан города. Наталья Федоровна скорбила о своем погибшем сыне Алексее и несла благую мысль о сооружении этой церкви. С мужем Дмитрием Петровичем они заложили этот храм еще в 1780 году. В это же время был заложен Троицкий собор. А закончена и освещена Крестовоздвиженская церковь была через 22 года – в 1802 году. В память о создателе и благотворителе Крестовоздвиженского храма в притворе церкви на стене был выставлен портрет Натальи Федоровны. В надписи под ним Наталья Федоровна Синельникова называется храмосоздательницей этой кладбищенской церкви. Эта церковь с приличной колокольней и соединительным закрытым коридором, изнутри была просторна, проста в декоре, наряду с классическими элементами, присутствуют мотивы русского стиля. Церковь вмещала много прихожан. Стены были расписаны прекрасной иконной живописью. В храме был красивый иконостас, расписанный местным мастером, известным художником Величковским. Он же расписывал и Троицкий собор. В Крестовоздвиженской церкви им было написано шесть икон: «Спаситель, беседующий с апостолами», икона «Богоматери, приносящей во храме Иерусалимском, в сороковой день рождения спасителя, жертву Богу – двух птенцов голубиных». На южных дверях была икона «Пророка Давида, приносящего покаяние», рядом Храмовая икона «Воздвижение честного креста». На северных дверях была икона «Царя Соломона» и рядом с ней икона «Рождества Христова». Эти иконы выполнены высокой художественной живописью, представляли исключительную редкость, так как в других Острогожских церквях ничего подобного не было. В этом храме с незапамятных времен существовала заветная, чтимая острогожцами, святыня – старинная икона спасителя. В ¾ аршина(54 см) величиной, она была в прекрасном сребропозолоченном окладе в резной позолоченной раме. Эта святыня издавна пользовалась почтением у жителей города. Многие прихожане приглашали духовенство с этой иконой в свои дома и служили перед ней молебны. С 1870 по 1890 годы ведущим становится прямоугольный или крестовый план с бесстолпным храмом. С середины 1860-х до начала 1880-х годов встречаются прямоугольные в плане церкви, выстроенные по типовому проекту. Двухсветный куб храма с четырехгранной кровлей завершен небольшой главкой. Алтарная апсида дополнена боковыми прямоугольными низкими объемами жертвенника и диаконника. Бесстолпная трапезная понижена. Колокольня двухъярусная, обычно без боковых объемов. В этот период также строятся крупные храмы, крестообразные объемы которых образованы повышенным средокрестием: восьмигранным световым барабаном на четверике. Ветви креста равновысокие. Колокольня двухъярусная с промежуточным глухим полуярусом. Иногда ветви креста дополняются вынесенными колонными портиками со стилизованными килевидными фронтонами. Традиционная объемная схема завершений храмовой части дополняется шатровыми главами и глухими полуярусами оснований. Усложняется пластика фасадных граней барабанов: углы акцентируются пилястрами или полуколонками, завершением служат массивные архивольты – кокошники. Большие арочные проемы с выразительным декором наличников заполняют всю плоскость фасадов. Восьмигранные объемы ярусов звона колоколен венчаются фигурными и шатровыми кровлями. Грани верхнего яруса завершают архивольты-кокошники, врезающиеся в кровлю. Плоскости глухих диагональных граней декорируют профилированные ниши – филенки. Декор фасадов становится более пластичным и орнаментальным. Прясла и грани объемов завершены кокошниками. Увеличивается роль горизонтальных членений. Фасады каждого объема заключается в рамки. Укрупняется пластика обрамления окон: широкие килевидные или рустованные архивольты опираются на угловые пилястры или полуколонные с валиками, стилизованными базами и капителями. Появляются сдвоенные единым обрамлением окна. Этот период строительства оставил свой след и в Острогожске, где был построен Молитвенный дом во имя Святителя Тихона Задонского, церковь при Острогожском тюремном замке во имя Великомученика Пантелемона, церковь на подворье Дивногорского Монастыря во имя Сицилийской иконы Божьей Матери, церковь при мужской гимназии, во имя св. князя Александра Невского.
3.2. Молитвенный дом во имя Святителя Тихона Задонского
Кроме летнего холодного храма во имя Воздвижения честного креста, стоявшего в центре городского кладбища, здесь в 1868 году устроен зимний теплый молитвенный дом во имя Святителя Тихона Задонского. Этот храм находится у входа на кладбище с правой стороны. В нем богослужение совершалось в зимнее время. Храм сооружен на пожертвования горожан, но главным начинателем и строителем был благотворитель, купец П.Ф. Азаров, который всю свою жизнь посветил этому делу. Благополучно его довел до конца и мирно скончался, похороненный вблизи алтаря этого храма с северной стороны.
3.3. Церковь при Острогожском тюремном замке во имя Великомученика Пантелемона
Располагался тюремный замок на северной окраине города. Сейчас на этом месте находится сушильный завод. Уничтожена тюрьма была в 1917 году, её сожгли. Кем первоначально была подана мысль об устройстве домовой церкви при тюремном замке – неизвестно. В делах по Острогожскому тюремному отделению имелось отношение полицейского управления от мая 1864 года. В нем перечислялось 23 рубля в будущий капитал на устройство церкви. Эти деньги были присланы артистом Императорского С.-Петербургского цирка Джозефом Некош, в качестве половинного сбора с какого-то представления. Почему артист послал свое пожертвование на сооружение тюремной церкви остается неизвестным. Начало строительства храма положено в следующем 1865 году одним из директоров отделения – купцом Л.И.Поповым. Он собрал 339 рублей пожертвований, которые вложил под проценты в городской общественный банк. Здесь эти деньги хранились до 1872 года, когда был, наконец сооружен и освещен престол и иконостас, приобретены все принадлежности богослужения. Церковь была сожжена вместе с тюремным замком в 1917 году.
3.4. Церковь на подворье Дивногорского Монастыря во имя Сицилийской иконы Божьей Матери
Само подворье пожертвовано монастырю жандармским штабс-капитаном Н.Сергиевым. Церковь, на подворье, называвшаяся молитвенным домом, как и двухэтажный дом для братии, построены городскими жителями, по следующему случаю: в 1866 году в пределах Воронежской губернии свирепствовала холерная эпидемия. Появилась холера и в Острогожске. По случаю такого бедствия горожане заблагорассудили обратиться к Небесной Заступнице от бед и напастей, Пресвятой Богородице. Для этого острогожцы обратились к настоятелю Дивногорского монастыря с просьбой отпустить на несколько дней в Острогожск принадлежащую монастырю Сицилийскую икону Богоматери, прославившуюся чудотворениями. Святая икона была отпущена из монастыря и принесена в Острогожск. Это было в начале августа 1866 года. Стояла ужасная жара и засуха, веяло горячим и удушливым воздухом. С кладбища несло невыносимой мертвящей вонью. (В те времена покойников хоронили не очень глубоко). От жары земля просохла и потрескалась, и из могил выходил ужасный трупный запах. Когда внесли в город икону, на небе появились тучи, они сгустились, и пошел долгожданный дождь. В воздухе сразу стало чище, свежо, исчезла удушливая сухость. 8 августа священники совершили с иконой крестный ход вокруг города. Острогожцы почувствовали, что свирепствующая холера стала отступать. С того времени ни один человек не только не умер, но и не заболел больше ею. Эпидемия прекратилась. Горожане признали в этом очевидное знамение небесной помощи Пресвятой Богородицы. Чтобы увековечить память о таком благодарном событии, острогожцы решили построить молитвенный дом на подворье Дивногорского монастыря. В следующем 1867 году было получено разрешение на сооружение этого храма. Его постройка была закончена в 1870 году. В сентябре этого же года новый храм был освещен Воронежским архиепископом Серафимом. Эффектный декор здания воспроизводит мотивы русской средневековой архитектуры и в тоже время в декоре присутствуют элементы классики. Иконы в церкви написаны И.Н. Крамским. В настоящее время здание храма сохранило исходную форму, нет только купола на середине храма. Сейчас здесь спортзал школы №1.
3.5. Церковь при мужской гимназии, во имя святого князя Александра Невского
Сооружена эта церковь была в 1885 году на средства городского главы, старосты Богоявленской церкви, купца II гильдии Петра Алексеевича Жалина. Находилась она при мужской гимназии. Одноэтажное здание гимназии было расположено в городском саду. Александро-Невская церковь, выходившая тремя громадными дверями в коридор гимназии, изнутри представляла собой высокий зал с колоннами. Она была вся белая, «спокойной» архитектуры, с окнами в сад. Эта гимназическая церковь считалась аристократической и посещалась высшим обществом города. По воспоминаниям бывшего гимназиста М.М.Мелентьева: «Бывать в ней было приятно, здесь не было толпы, была полная тишина, служба была проста, трогательна и длинна». Все служащие этой церкви были из числа гимназистов.
3.6. Живоисточенская церковь
С годами Новосотенское население увеличивалось и расселялось на западных окраинах города. Люди обжили места уже далеко за Острогощей. Вскоре Новосотенцы построили себе еще одну церковь. Сведений об этой Живоисточенской церкви нет. Находилась она в сквере, около школы № 6. Разрушена была в пятидесятые годы XX века. Период строительства с 1890 по 1910 года оставил наибольшее разнообразие плановых и композиционных схем. При всем многообразии характерной чертой является пластичность объемной композиции с разновеликими объемами, соответствующими системе значимости внутреннего пространства. Встречающаяся в начале XX века стилизация историко-архитектурных прототипов находит свое отражение в форме куполов, арок, аттиков, композиции проемов и их обрамлении. Традиционно повышенное ядро храма завершено высоким световым барабаном. В объемной композиции завершений храмовой части реже используется ярусное построение главок. Световой барабан, стоящий на глухом полуярусе основания, охвачен пластичным аркатурно-колончатым поясом (угловые и простеночные полуколонны, перспективные архивольты-кокошники), скрывающим геометрическую форму главы. Вокруг центральной главы храма часто группируются разновеликие главки (от 4 до 12), акцентируя храмовую часть. Ветви креста (приделы, алтарная, апсида, трапезная) несколько понижены и дополнены небольшими объемами боковых апсид, входных притворов, ризалитов. Колокольни этого периода - высокие, многоярусные, с боковыми объемами и крыльцами. Объемные композиции ярусов звона колоколен приобретают пластичную живописность за счет использования колонн, архивольтов, кокошников, аттиков, фигурных главок, шпилей, шатров, различно обработанных поверхностей фасадов. Плоскости граней ярусов то заглубляются, то выдвигаются вперед объема, плавно сужаясь кверху. Крупномасштабному характеру объемных композиций соответствует крупный пластичный декор фасадов. Проемы служат основным композиционно-образующим элементом. Частый ритм проемов трапезной образует горизонтальные аркатурные ленты. Главные фасады приделов, апсид заполняются композициями из равновеликих проемов в разных уровнях. Частый ритм оконных проемов с пластичным крупномасштабным обрамлением создает эффект аркатурно-колончатых поясов. Для акцентирования главных частей храма применяются трехчастные итальянские окна, композиции из разновеликих проемов в нескольких уровнях. Руст фасадов эффектно дополняет пластику оконных наличников. В орнаменте оконных решеток компонуются кресты (иногда с цветной расстекловкой), кольца, цветы из просеченного железа, наложенные на места клепок. В это время в городе Острогожске были построены Христорождественская церковь Лушниковской слободы, церковь при казармах кавалерийского полка во имя сретения господня.
3.7. Христорождественская церковь Лушниковской слободы
Строительство этой трехпрестольной церкви началось в 1872 году. Она была построена жителями Лушниковской слободы, прихожанами Богоявленской церкви. Главным строителем этой церкви был Степан Иванович Минаев. Из-за недостатка материальных средств, Христорождественская церковь строилась очень долго – 19 лет. Закончена и освещена она была в 1891 году. Предания гласят, что возле этой церкви был поставлен памятник Александру III. Сама же церковь находилась на пятачке, в начале Бородкинской улицы (ул.Прохоренко, возле школы № 8). Здание было повреждено во время Великой Отечественной войны, и в пятидесятых годах XX века разобрано.
3.8. Церковь при казармах кавалерийского полка во имя Сретения Господня
Сооружение этой церкви отдельным зданием начато при командире бригады генерал-майоре А.Ф.Петровском в 1894 году. Закончено сооружение и храм освещен при командире бригады генерал-майоре Н.К.Языкове в 1896 году. Сооружение этой церкви производилось под постоянным надзором и руководством начальника отдела кадров А.Л.Тимченко - Островерхова, который с самого начала и до конца стоял старостой этой церкви.
Заключение
В XVIII-XIX веках духовная и мирская жизнь жителей города были не разделимы. На каждый квадратный километр приходилась как минимум одна церковь. Всего в городе Острогожске насчитывалось 16 церквей. Люди нуждались в боге, строили церкви, выражая свою преданность и любовь, благоустраивали эти святые места, отдавая им часть своей жизни и материальных средств, другие посвящали всю свою жизнь служению богу, не преследуя никаких личных интересов, а лишь прося у бога защиты для себя и своих близких («и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго»). XX век внес свои коррективы, поэтому до наших дней из 16 церквей сохранилась только Ильинская церковь. Предпринятое исследование затрагивает историю строительства и просветительскую деятельность православных храмов в городе Острогожске. Автор приводит интересные факты из истории строительства церквей в городе Острогожске, обращает внимание на архитектурно-стилистическую характеристику храмового здания, старается проследить эволюцию архитектурных форм в храмовом строительстве, выстроить хронологический перечень по датам постройки, приводит фотографии, схемы планов, там, где это возможно. Такая систематизация материала позволяет проследить наиболее характерные для того или иного периода храмового строительства подходы к формированию объемно-пространственных композиций и стилистике декора фасадов, что в свою очередь, необходимо для реставрации и восстановления памятников храмовой архитектуры. Именно в этом заключается теоретическая и практическая значимость исследовательской работы «Церкви города Острогожска». Автору исследовательской работы удалось проследить специфическую окраску большинства каменных храмов, возведенных в XVIII веке в городе Острогожске. Специфическую окраску большинству каменных храмов придает отчетливое переплетение традиций русского и украинского культового зодчества, что явилось следствием взаимопроникновения строительной культуры русских и украинцев, заселивших юг Черноземья, и тесных отношений установившихся между Воронежской и Киевской епархиями (церковь Рождества Богородицы в Острогожске). В представленной исследовательской работе автор подробно описал стили архитектуры каменных храмов: барокко, классицизм, русский стиль. Временем торгово-экономического развития края стали 1860-1870 гг., повлекшие за собой период массового, повсеместного строительства храмов. Кроме того, во второй половине XIX века перестраивается большинство храмов построенных в XVIII-начале XIX веков: пристраиваются приделы, расширяются трапезные, возводятся новые колокольни, меняется стилистика отделки фасадов. Хотелось бы надеется, что настоящее исследование будет полезно не только узким специалистам-архитекторам, но и жителям города, интересующимся историей своей «малой родины».
Список используемой литературы
1. Акиньшин А. Н. Материалы к биографическому словарю воронежских архитекторов (конец XVII- нач. XX вв.) // Труды Воронежского областного краеведческого музея.- Воронеж, 1994.-Вып. 2.-с. 68-91
2. Архимандрит Дмитрий (Самбикин) Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886).- Воронеж, 1886.- 177 с.
3. Дьяков М. Ю. Кригер Л. В. Эволюция архитектурных форм в храмовом строительстве Воронежской области.- Воронеж, 2011.- 128 с.
4. Историко-культурное наследие Воронежа: Материалы Свода памятников Воронежской области.- Воронеж, 2000.- 576 с.
5. Материалы Свода памятников истории и культуры РФ. Воронежская область. Каменский, Каширский, Ольховатский, Острогожский, Подгоренский районы. – М.: Российский институт культурологи, 1993.- Вып.2.- Ч.2- 128 с.
6. Склобовский Д. Я. Летопись города Острогожска и семи церквей оного. // Воронежская старина.- Воронеж, 1902.- вып. 1. –отд. II
Автор: Пустовая Виталина Витальевна