ВСЕ МЫ ВЫШЛИ ИЗ ГОГОЛЕВСКОЙ «ШИНЕЛИ»

Пятничные вечера в Воронежском государственном театре кукол имени В. А. Вольховского «Шут» отведены под спектакли для взрослых. В минувшую пятницу, 10 февраля, там прошёл спектакль «Шинель» по одноименному произведению Н. В. Гоголя. Вот уже более 12 лет (!) эта постановка радует зрителей. Сценическое произведение нисколько не изменилось со времени его создания самим Валерием Вольховским (1987–2003), художественным руководителем «Шута». Это последний спектакль для взрослых, который он успел поставить при жизни. 

Спектакль получился очень гоголевский по духу. На фоне того, что окружающая действительность безлика, сурова и холодна (серые кулисы со свисающими с них лохмотьями, такими же, как на шинели Акакия Акакиевича), в душе главного героя царит тишина и покой, ведь он с головой погружен в мир букв. На работе и дома он переписывает казенные канцелярские бумаги, даже во сне видит буквы. И вот уже плывут в глубине сцены «к», «п», «ю», из «л» выходит «ц», «м» трансформируется в «я»…

Детали в оформлении сцены по-гоголевски гротескны и фантастичны: рукав шинели от пола до потолка, играющий роль одной из кулис, задник – весь, как одно суконное полотно, такое же потёртое, рваное, дышащее на ладан, как шинель Башмачкина, актеры-кукловоды – в мундирах чиновников и в масках, не выражающих ни одной живой человеческой эмоции.

В спектакле задействованы тростевые куклы. Причем актеры, управлявшие ими, не скрывали ни себя, ни своих лиц. Такой метод в театре применяется впервые. Помимо тростевых кукол в спектакле фигурировали и настоящие «гиганты», куклы невероятных размеров, с огромными ногами во всю сцену, головами или руками. Они возникали для зрителя неожиданно, и их появление и размер точно отвечали замыслу произведения о маленьком человеке. 
Была и «говорящая» магнитная картина – важный чиновник: его обрюзгшие щеки раздувались, чуб крутился, а усы ходили ходуном. Полная фантасмагория в духе Гоголя.

Уникально музыкальное сопровождение «Шинели». Актеры пели зонги, специально написанные для спектакля. Создавалось ощущение античного хора. Во время исполнения актеры снимали свои маски, оставаясь лицом к лицу с бедами и горестями, настигшими Башмачкина. 

Несмотря на то, что «Шинель» посетило много школьников средних классов (Н. В. Гоголя изучают в 7 классе), арт-директор театра «Шут» Светлана Дремачёва уверена, что постановка предназначена исключительно для взрослых. «Этот спектакль не для изучения, в театр необходимо приходить за другими ощущениями. Вольховский придерживался именно такой позиции. В чём привлекательность Гоголя для современной публики? Гоголь вечен. Он не просто описывал современную ему действительность и мир чиновничества. Он ощущал мироздание в его бесконечности. Мы же познаём только маленькую часть всего этого, но сам Гоголь безграничен. Такой вот секрет есть у классики. И тема Акакия Акакиевича с каждым годом рождает новые ассоциации с днём сегодняшним», – говорит Светлана Владимировна. 

«Шинель» сегодня актуальна как никогда. Маленький человек в борьбе за личное счастье, за справедливость гибнет, сталкиваясь с бюрократической машиной, с равнодушием окружающих, с жестокостью мира. 
Спектакль достаточно титулованный.

2001 году президиум Российского центра UNIMA признал «Шинель» лучшим спектаклем всех театров кукол России за последние 15 лет. 

В мае 2013 года Воронежский кукольный театр принимал участие в международном фестивале «В гостях у «Арлекина» в Омске. За «Шинель» он получил Гран-при, а артист театра Михаил Каданин был признан лучшим в номинации «Лучшая мужская роль».
Режиссёр – Валерий Вольховский
Художник-постановщик – Е. Луценко
Композитор – А. Балаян
Текст зонгов – С. Дремачева

В ролях: Станислав Беляев, Михаил Мальцев, Валерий Яваев, Михаил Каданин, Владимир Руднев, Софья Иголкина, Николай Шмаргун, Лариса Борисова.

Текст и фото - Екатерина Пономарева