Впервые в России на пляже Воронежа танцовщик мировой сцены представил кружение дервиша
2 июня на первом дне летней программы XII Международного Платоновского фестиваля искусств выступил известный в мире танцовщик, хореограф, постановщик из Турции Зия Азази. Впервые в России на пляже Воронежа в парке культуры и отдыха «Алые паруса» он представил два своих спектакля «Дервиш. Движение» и «Догорающее пламя».
Каждое из выступлений длилось около 25 минут. Отличительным элементом костюма артиста является большая юбка, иногда юбок может быть, несколько и разных цветов, они поочередно снимаются или одеваются в процессе танца. На спектакле «Догорающее пламя» юбка одевается, зажигается от стоящих горелок и горит равномерно прямо на танцовщике в процессе его танца.
Представленные на фестивале два выступления довольно экзотичные, зрелищные и необычные для воронежской публики.
При даче интервью всем присутствующим СМИ Зия Азази сказал, что рад, что его пригласили именно с этими спектаклями, они сочетаются между собой. Комбинация этих его работ идеально подходит для открытия фестиваля.
Первый спектакль «Дервиш. Движение» обрисовывает традиционную картину суфизма, при этом переходя и показывая авторское видение этой традиции. Второй спектакль «Догорающее пламя» похож на шоу, он более зрелищный.
Оба спектакля прекрасно позволяют понять аудитории Воронежа, кто такой Зия Азази, что он может показать и предложить, как художник.
Зия Азази родился в Антакье (Турция) в 1969 году. Он окончил факультет горной инженерии Стамбульского технического университета (ITU) и занимался гимнастикой. В начале 90-х он выступал на сцене в качестве танцора в Стамбульских городских театрах и поставил свои первые хореографии. Работал с различными танцевальными коллективами в Вене. В 1999 году он получил стипендию Dance Weber и был удостоен звания «Самый выдающийся танцор года в Австрии» по версии журнала Ballet International.
Он художник, который с 1999 года занимается кружением, одним из основных танцев суфизма, интерпретируя его с помощью различных хореографических практик. Обогащая танцевальную терминологию и преподавание на протяжении многих лет, он создал направление, которое назвал Dervish In Progress.
За свою 30-летнюю художественную карьеру танцовщик реализовал множество проектов и коллабораций и выступил в 50 странах мира. Его творчество отмечено на самом высоком уровне. Зия Азази принимал участие в мероприятиях, демонстрируя своё творчество перед членами королевских семей Дании, Марокко, Нидерландов, Таиланда и Великобритании.
Танец дервишей известное явление в мире. Если обратиться к расшифровке понятия «дервиш» (от персидского «бедняк», «нищий»), то под ним часто понимают священнослужителя, ведущего отшельнический образ жизни. Есть мнение, что дервиши - это мусульманские монахи, аскеты, приверженцы одного из мистических направлений ислама суфизма, они стремятся освободиться от всего мирского и полностью посвятить себя служению Всевышнему.
Направление суфизма включает как учение, так и духовные практики, направленные на работу человека с сокрытыми душевными пороками и духовное воспитание личности, мусульманское подвижничество, образ жизни последователей суфизма и их объединения, одно из основных направлений классической мусульманской философии.
Танцовщик Зия Азази в интервью пояснил, что он не считает себя представителем ни суфизма, ни ислама как такого. Он просто вдохновлен этими концептами, потому что он артист, художник, у него есть тяга к повторяющимся, ритуальным движениям, которые можно найти в суфизме. Любой вид повторяющейся работы, движения вводит в некий транс, что означает, что у вас более активно работает мышление и сознание. Повторяющиеся движения помогают достичь желаемого состояния без алкоголя. Артист Зия Азази, как человек современный использует эти способы.
Представленный спектакль «Догорающее пламя», по словам автора, о когнитивной реальности. Зия Азази вдохновлялся мифом о Прометее, который получил и передал пламя людям. Пламя символизирует знание и мудрость, то, что получили от богов. С одной стороны знание и мудрость является величайшим даром, а другой стороны это убивает нас. Мы слишком много думаем, укрепляемся в своих знаниях, что не позволяет нам развиваться дальше. Это мешает и душит. Когда артист в спектакле окружает себя огнем, постепенно круг сужается, горелки сдвигают к центру, что символизирует неспособность расширить свой кругозор и в конце концов убивает человека.
Общая философия артиста такова. Понимание и обретение смысла жизни, которая ускоряется и интенсифицируется во всех смыслах и слоях, возможно только путем освобождения местных сущностей от их бремени и преобразования их в универсальные знания и опыт.
Мы кружимся, потому что в бесконечном пространстве нашего мира почти все вращается. Это грандиозное совместное шоу с атомами, планетами, звездами, а затем с объединением солнечных систем и галактик. Хотя человек ставит себя в центр вселенной, когда мы смотрим на небо в телескоп, мы понимаем, что мы всего лишь крошечная точка в очень толстом романе. Из-за этой ужасной реальности и чувства отсутствия ему нужно очистить свой ум. Кружась, именно в этом чувстве небытия человечество нуждается как для принятия существования, так и для уничтожения.
Кружение — это ощущение присутствия исчезающего «я».
Условия мира, в котором мы живем, с каждым днем стремительно приближают нас к массовому вымиранию.
Вращательное движение приводит к изменению ума человека и направлено на достижение уровня сознания мудреца. Это значит идти в ногу с возвращением, не с внешней трансформацией, а с изменением изнутри наружу. Смысл в том, чтобы идти в ногу с круговоротом, не с внешней трансформацией, а со сдвигом изнутри наружу. Кружение заключается в том, чтобы исследовать минимальное присутствие. В конце концов, все переворачивается, и все меняется!
Текст - Марина Харченко
Фото - Андрей Парфёнов