Впечатляющие итоги сезона, судьба Платоновского фестиваля и планы на предъюбилейный сезон в день рождения Воронежского Камерного театра

21 июня состоялась финальная пресс-конференция уходящего театрального сезона «Итоги 28 театрального сезона и другие вопросы актуальной культурной повестки» в Воронежском Камерном театре. 

На вопросы журналистов отвечали художественный руководитель театра Михаил Владимирович Бычков и Народный артист России, руководитель творческого отдела Камиль Ирикович Тукаев. Пресс-конференция проходила в фойе театра.

Общение началось с воспоминаний о первом спектакле, которым был открыт первый театральный сезон для Воронежского Камерного театра 21 июня 1994 года. Это была трагедия Расина «Береника». 28 лет спустя театр, о котором мечтали, которого не хватало Воронежу, может похвастаться внушительными цифрами. 92 премьеры, 5000 спектаклей, более 600 000 зрителей – поделился подсчётами Камиль Тукаев. Вот с таким багажом театр приближается к юбилейному сезону. Бессменный художественный руководитель Михаил Бычков подчеркнул, что театр был создан самостоятельно, без указания «сверху» и стал достоянием города. Отдельного внимания заслуживает здание Камерного, которое не обходит вниманием ни один архитектурный форум. Отрадно, что теперь этой площадкой пользуются горожане. 

- Совершенное чувство счастья, - делится своими эмоциями Камиль Тукаев. – По отклику зрителей – мы самый любимый театр. Мы – народное достояние. Мы сделали вклад в историю города, области, региона.

- Осознавать себя созидателями очень здорово, - с улыбкой завершает вступление Михаил Бычков и переходит к цифрам уходящего сезона. - В связи с пандемией постоянно менялось максимально допустимое заполнение залов, но по итогу 2021-2022 сезона можно уверенно сказать, что всё, что было доступно в продаже заполнялось на 100%. 22000 человек стали зрителями 170 спектаклей, театр заработал 34 млн рублей, - художественный руководитель с гордостью оглашает цифры и отдельно выносит результаты по внедрению Пушкинской карты. Оказывается, у молодежи театр значительно востребован. 63% процента билетов в первой половине сезона было приобретено именно её владельцами, а всего за сезон по Пушкинской карте театр посетили 12000 человек.

Одним из творческих итогов является успешное воплощение больших постановок через эскизы. Так, после удачных эскизных показов в первом полугодии, вышел уже в полноценном формате спектакль «Иранская конференция» по мотивам пьесы И. Вырыпаева. А самым труднодоступным в смысле попадания в зрительный зал стала новая постановка «Цветы для Элджернона» Д. Киза, на Малой сцене - билеты расходились в считанные часы после выгрузки.  Ещё две премьеры этого сезона, «Ребенок» Ю. Фоссе и «Камень» М. фон Майенбурга. 

Камиль Тукаев отметил успехи танцевальной труппы: два проекта стали лауреатами «Золотой маски». «Плот Медузы» в постановке Павла Глухова и перформанс Платоновского фестиваля «Новая земля», хореографа Анны Щеклеиной. Работа Камиля Ириковича также получила признание – в этом году он удостоен звания народного артиста России. Михаил Владимирович поделился, что очень рад, что Камиль Тукаев играет в театре. Он первый актер Камерного, кто получил звания, работая именно на этой сцене. 

- Свой! И очень заслужено! – прокомментировал Бычков и добавил, что Камиль Ирикович уже ставит спектакли, ведет активную общественную и социальную деятельность.

Важным событием сезона стало проведение в четвертый раз, полюбившегося воронежцам и гостям города фестиваля поэтического искусства «Мандельштамфест». 

В 29-ом сезоне запланировано сразу две премьеры уже в первых числах сентября. Впервые за весь период своей работы Михаил Владимирович будет режиссёром постановки на Малой сцене. Это будет драматический спектакль «Олеанна». А на Большой сцене театра зрители увидят танцевальную постановку Виктории Арчая «Отель “Paradise”», в афише она пока не названа – мы первыми узнали, что за особенный спектакль скрывается под фразой «Спектакль будет объявлен особо».

Продолжением удачного опыта эскизов станет театральная лаборатория сразу с тремя режиссерами и артистами Камерного в августе. 

Глядя на сентябрьскую афишу нельзя было не спросить про Никитинский театр и его присутствие на сцене Камерного в новом сезоне. Михаил Владимирович отметил, что этот театр – сформировавшееся явление российской культурной театральной жизни. Он оценён на самом компетентном уровне. Сейчас они на фестивале в Тольятти, дальше едут в Санкт-Петербург. По мнению Бычкова, этот театр нужен России, нужен Воронежу, а люди, которые выселяли Никитинский театр, в театр не ходят, у них другие ценности, цели. Но это не значит, что воронежцам он не нужен. Нужен ли театр публике ил нет, решает публика. В сентябре их спектакли увидят гости Платоновского фестиваля. «Сердце кровью обливается, что место, где 30 лет жила театральная жизнь опустело».

Логическим продолжением стал разговор о Платоновском фестивале искусств, даты проведения которого ждут не только зрители, но и дирекция фестиваля. Выяснилось, что у организаторов всё готово, согласовано участие коллективов из 9-ти стран и множества творческих объединений регионов России. 

- Достигнуты договорённости с огромным количеством коллективов, солистов. Фестиваль на черте, которая требует принятия решений. Нужно объявлять программу, покупать билеты, подписывать договоры, платить авансы. Пока все готовы приехать на Платоновский фестиваль в начале сентября. Если есть причины не проводить - надо объявить и не проводить. 

Также Михаил Владимирович подчеркнул, что год-полтора фестиваль обойдётся без худрука, команда организаторов высокие профессионалы, квалифицированные с фестивальной точки зрения. Предложение губернатора выбирать в будущем кандидатуру художественного руководителя на конкурсной основе Бычков считает правильным. В завершении разговора Михаил Владимирович добавил, что Платоновский фестиваль принадлежит всем, у проекта огромная аудитория, люди, которым это нужно. И пожелал руководителям как можно скорее определиться с Платоновским фестивалем. 

Говоря о планах и отвечая на вопрос о грядущем 30-летии, Михаил Владимирович сказал, что не относит себя к мастерам планирования.

- Чёткого плана на два года нет. Это моя личная особенность. Этот процесс идёт своеобразно, не спеша, не легко, не просто. Это не мешает театру быть востребованным. Мы продолжаем выполнять нашу миссию: давать зрителям примеры добра и справедливости, давать надежду на победу света и разума.

Текст и фото - Карина Мещерова