Воронежская лира
господи, дай мне мудрости, чтобы писать неглупо.
или побольше смелости, чтобы вещать со сцен.
чтобы творить безвылазно, не опуская руки,
не попадая снова в самокритичный плен.
господи, я без строчек n - ный тоскую месяц,
а под моей рукою - вновь несуразный скетч.
в общем однообразии времени ход калечит.
мне остаётся русское «выстоять и стерпеть».
вновь себя выворачивать в куцых попытках выразить
мысли, переживания, бахнуть их в белый лист.
лето гудит под окнами, а вокруг сердца - изморозь,
колет меня мечтами, которые не сбылись.
господи, это странно: рядом идут такие же.
ты наделил способностью, но ограничил нас?
вроде творим, умеем образы враз накидывать,
но продолжаем биться в рамках избитых фраз.
ты не даруешь мудрости и не даруешь смелости?
ключик от клетки глупости ты у себя зажал?
верно, жалеть нас нечего. надо, чтоб знали «прелести»
жизни больной и схожей с танцами на ножах.
значит, твои дары нужно нажить со временем?
дни переплавить в олово, олово - в нужный ключ.
пусть ходуном плаксивым гнётся моя уверенность,
раз по натуре русская - как - нибудь перебьюсь.
Автор: Лира Дрок
Как вы знаете, я не только поэт, но и литературный критик.
Творчество молодёжи для меня особенно важно.
Тем более - если эта молодёжь представляет не только себя, но и воронежских поэтов.
Я сейчас о Лире Дрок, а конкретно - о её стихотворении «Господи, дай мне мудрости, чтобы писать неглупо».
Его текст (как и само название) можно трактовать по – разному, но мне ближе – моя точка зрения.
Поделюсь ее и своими мыслями о прочитанном.
Оно напомнило мне лучшие произведения советских диссидентов.
Особенно – много перекличек (и стилистических и образных) с Иосифом Бродском.
Но и позитивное влияние поэтических дуэлей (которые в своё время организовывал Всеволод Рыбачев) также не стоит отрицать, тем более, что сама Лира участвовала в них до 2022 года.
Это чувствуется по экспрессивной манере изложения («выстоять и стерпеть»), характерной для людей регулярно соревнующихся, а потому - изначально настроенных на столкновение идей, мнений, взглядов, что не прибавляет автору уверенности.
Более того - он вообще не уверен в тех образах, которые им применяются, а потому - как бы «оправдывается» за них («как-нибудь перебьюсь»).
Вместо этого – поэтесса на протяжении всей четвёртой строфы - ведёт искренний и честный диалог с Богом, не уходя в сложные логические и смысловые конструкции.
Пример - самые первые слова, а именно – «Господи, это странно», поскольку «это» - относится и к тому, что ДО и к тому, что ПОСЛЕ.
Таким образом, достигается логическая связь каждого элемента произведения с другим.
Но связь эта - не горизонтальная, а вертикальная, то есть - линейная, поскольку разноплановость образов (тут тебе и «несуразные скетчи» и «однообразное время» и многое другое) не позволяет говорить о главном из них (он просто отсутствует).
Эта разноплановость показывает Лиру Дрок - разносторонним автором, не «угадывающим» пульс современной жизни, а творящим в нём.
Соответственно – публикация на сайте культурно – просветительского проекта «Наша История», будет являться хорошей поддержкой, для начинающей, однако – талантливой поэтессы.
Автор: Савелий Кострикин