Вам билет на балет

Зрители Воронежа получили вместе с билетом на балет «Анна Каренина» Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана получили проездной билет для следования по С. Петербурго-Московской железной дороге поезда 1 вагона 2. Вместе с Анной, Карениным и Вронским перемещались из одной точки в другую, наблюдая за семейной жизнью Карениных, страстной любовью светской дамы Анны Аркадьевны к молодому блистательному офицеру Алексею Вронскому и трагическим финалом любовного треугольника. 7 апреля на сцене Воронежского театра оперы и балета блистали Виктория Мокроусова в роли Анна Карениной, Заслуженный артист России, Лауреат премий Президента РФ и «Золотой софит» Сергей Волобуев (Каренин) и Артем Лепков (Вронский).

Балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина» по роману Л.Н. Толстого на музыку П.И. Чайковского проходил в Воронежском театре оперы и балета 7 и 8 апреля. Только три фантастические постановки балета Эйфмана увидели воронежские зрители.  Это отдельный проект дирекции Платоновского фестиваля. Невероятное сочетание современной и классической техник, высочайший профессионализм, красивые костюмы и высокий градус сопереживания психологической драме переродившейся женщины держали зрителя крепкой хваткой. Зал аплодировал, кричал «браво!» и долго не отпускал со сцены солистов балета.
 
Перед началом спектакля солистка балета Елизавета Хохлова, исполнительница роли Анны Карениной, пообщалась с региональными СМИ.  Она отметила, Анна Льва Толстого отличается от главной героини в прочтении хореографа Бориса Эйфмана: «У писателя в одноимённом романе показано несколько сюжетных линий. На сцене зритель увидит только три персонажа: Каренин, Вронский и Анна». На вопрос, оправдывает ли она поступки Анны, солистка ответила утвердительно, считает, что, если бы главная героиня жила в наше время, она получила психологическую помощь и справилась с тревожным состоянием. «Давление со стороны общества задавило её окончательно, что привело её к трагическому разрешению своих проблем, и она бросилась под поезд», – считает Елена Хохлова.  

«Моя партия очень сложная во всех смыслах: много технических сложных элементов, огромная эмоциональная составляющая. Героиня уникальная, страстная женщина, влюбчивая, доверчивая. Любовь довольно сложно передать, – поделилась солистка. – Наш постановщик Борис Яковлевич часто вытаскивает из нас эмоции через край, которые мы должны воплотить на сцене, и чем больше их будет, тем лучше. Это стилистика нашего театра. Главное – показать разрыв эмоций, психологию героини, перевоплотиться в неё, вжиться в роль».

Ведущий солист балета Дмитрий Фишер, работающий под руководством Эйфмана уже 21 год, отмечает неустанный поиск режиссёром чего-то нового. «Борис Яковлевич – очень глубокий человек, он через героя показывает психологические процессы, зритель сопереживает вместе с ним, и это всё вы увидите на сцене.  Он ищет новое в пластике. Мой Вронский – сдержанный и переживающий внутри человек, который постоянно задаёт вопрос: «За что жена так с ним поступила?».

Премьера балета «Анна Каренина» состоялась 31 марта 2005 года. И с тех пор интерес мировой публики не угасает к балету Бориса Эйфмана. Сам Эйфман считает, что «балет – особая область реализации психологических драм, возможность проникнуть в подсознание. И каждый новый спектакль – поиск неведомого». Воронежский зритель был погружён в зрелищную танцевальную драму с яркими солистами, запоминающимися нарядами, техническим оснащением балетного спектакля и эмоциональным накалом страстей. 

Как отметила одна из зрительниц Инна, 30 лет: «Чувства артистов балета передаются в зал, мы испытываем глубокие эмоции за героев спектакля, погружены в них. Иногда даже бесконечные аплодисменты благодарной публики кажутся лишними и мешают восприятию балета».

Наш великий русский писатель Л.Н. Толстой, написавший роман «Анна Каренина» в 1877 году, делает акцент на том, что невозможно построить счастье, основанное на разрушении семьи и страданиях близких людей. Слепое следование страсти разрушительно и не способно сделать человека по-настоящему счастливым.

«Что важнее – сохранить общепринятую иллюзию гармонии долга и чувства или подчиниться искренней страсти? ...Имеем ли мы право разрушить семью, лишить ребёнка материнской заботы ради буйства плоти? ...Эти вопрос не давали покоя в прошлом Толстому, не уйти от них и сегодня.  И нет ответов. Есть неутомимая жажда быть понятым и в жизни, и в смерти», – обращается к зрителям великий постановщик.

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана основан Борисом Эйфманом в 1977 году. Первоначальное название труппы –Ленинградский «Новый балет». Уже первые постановки Эйфмана в 1970-е годы в Ленинграде были открытием для балетной публики. Молодой хореограф создавал иную выразительность движения, усложняя и преобразуя классическую основу элементами модерна. К тому времени на счету у хореографа было уже немало балетов, поставленных с выпускниками Хореографического училища им. А. Я. Вагановой, показанных, в том числе и на сцене Театра оперы и балета им. Кирова (Мариинского театра). Там был поставлен балеты «Жар-птица» на музыку Стравинского (1975), «Гаянэ» на музыку А. Хачатуряна в России, Польше и Латвии. Новая драматургия, предложенная молодым хореографом, была принята самим композитором. В 1977 году власти предложили Борису Эйфману создать ансамбль балета на основе хореографического танцевального коллектива при Ленконцерте. 

За первые десять лет существования молодой коллектив прочно закрепил за собой название «Ленинградский театр современного балета».

Текст – Ольга Полухина 
Фото – Андрей Парфенов