В Воронеже представили вьетнамский кукольный театр на воде, которому более 1000 лет

9 июня XII Международный Платоновский фестиваль искусств на площадке Воронежского центрального парка представил публике шедевр вьетнамской и мировой культуры - традиционный кукольный спектакль на воде от театра «Тханг Лонг». 

«Тханг Лонг» — это самый известный в мире кукольный театр на воде. Посещение этого спектакля дает возможность лично познакомиться с одной из старейших традиций Вьетнама. Он существует во Вьетнаме уже более тысячи лет и до сих пор сохраняется практически в первозданном виде. Художественным руководителем сейчас является Чан Тхи Хиен.

В переводе с вьетнамского название театра «Тханг Лонг» означает «дракон, стремящийся вверх». Такое название дано с надеждой на то, что театр будет процветать.

Изначально авторами этого театра были обычные вьетнамские крестьяне, которые старались развлечь своих же деревенских жителей. В основе сюжетов и образов для спектакля – это обычный сельский житель, занимающийся сельским хозяйством, и то, как он работает. Представления проводились на затопленных рисовых полях во время наводнений и обильных сезонных дождей. В качестве сцен служили озера и пруды, затопленные поля, а куклами были огородные пугала. Для управления такими игрушками использовали нити для рыболовных сетей, камышовые и бамбуковые шесты. Позже куклы стали делать из местных сортов дерева, которые не тонут в воде. 

Считается, что возник театр в одной из деревушек в низовьях Красной реки, близ города Ханоя, столицы Вьетнама. 

В давние времена подобные кукольные театры давали представления не только для простого народа, но и лично для глав государства, что закрепило за мероприятиями официальный статус. 

На сегодняшний день этот традиционный кукольный театр на воде получил распространение в мире и является культурным наследием Вьетнама. 

В современном виде театр включает кукловодов, управляющих деревянными куклами, они скрыты от зрителей за ширмой и находятся по пояс в бассейне воды, а также живых музыкантов, которые играют национальную музыку на традиционных вьетнамских барабанах, струнных инструментах, гонгах, тарелках, флейтах и профессиональных певиц, поющих национальные песни. Продолжительность спектакля составляет 50 минут без антракта. 

Весь спектакль идет на вьетнамском языке, но понять смысл сценок не сложно.

Спектакль, который театр «Тханг Лонг» представил в Воронеже, представляет собой набор из шестнадцати коротких сценок о сельской жизни обычного вьетнамца на различные, не связанные между собой, темы. Встречаются такие бытовые и традиционные для Вьетнама элементы, как работа крестьян на рисовом поле, ловля рыбы, порхающие бабочки, цветущие лотосы, пасущийся скот, плавающие птицы, плавание на лодках, сцены из жизни высоких особ. При такой простоте и обыденности, в спектакле появляются огнедышащие драконы, фениксы, единороги, черепахи, которые являются героями вьетнамских верований.

Главный персонаж театра мальчик по имени Тэу, что значит «смех». Это веселый, умный, играющий на дудочке шутник и рассказчик, он начинает представление и погружает зрителя в атмосферу сказки. Вот уже около тысячи лет этот мальчик в набедренной повязке въезжает на сцену на своем верном муле. Он читает стихи, танцует, прославляет доброту и высмеивает злодеев.

В своем интервью представители театра по имени Во Тхи Зыонг и Бак Куок Хань рассказали нашему изданию о том, что у каждой куклы есть специфические особенности и своя роль. Задача в том, чтобы марионетки были на воде. Поэтому в зависимости от функций и стиля, которые выполняет каждая кукла, используются разные приспособления для управления. Когда сделали марионетку, делают сам механизм, чтобы она передвигалась. Куклы крепятся на длинную металлическую трубку, в которой скрывается механизм. Людям, которые управляют марионеткой приходится одновременно управлять и говорить за куклу, работать суфлерами. 

Количество кукловодов, которые после спектакля вышли поприветствовать зрителей было десять человек. Сверху на актерах традиционный вьетнамский костюм, который можно везде увидеть во Вьетнаме, а под ним костюм, в основном это штаны, защищающие от воды, чтобы не промокать. Одевают много носков и что-то теплое, чтобы оставаться в тепле, ведь вода холодная. Сцену отделяет занавеска, через нее актеры видят куклы и зрителей. Им очень важна моральная поддержка зрителей, которые реагирую на представление.

У театра «Тханг Лонг» есть в репертуаре постановки целых рассказов, а не только отдельные короткие сценки. В основу полноценных сцен входит вьетнамский фольклор, это старые сказки, былины. Сделать такой спектакль – это большой процесс. Используются некоторые исконные вьетнамские слова, которые многие не понимают, тогда суфлеры говорят больше.

Представители театра рассказали, что, в зависимости от страны, куда приезжают, они выбирают, что привезти, целый рассказ или сценки, чтобы поняли. Они выступали во многих странах, со временем поняли, что лучше показать шестнадцать сценок.

Артисты, которые приехали в Воронеж для выступления имеют звания народных артистов. Они самые лучшие исполнители этого театра. У них самое высокое звание народного артиста, которое дало государство.

Также удалось узнать на интервью, что во Вьетнаме существует две системы работы такого кукольного театра. Есть те, которые выпускаются из театральных школ и приходят работать. А есть те, кто не обучались в театральных академиях, и это искусство передается из поколения в поколение. В таком театре члены одной семьи могут работать вместе.

Немного с нами поделились информацией о символизме таких сказочных персонажей, как дракон, черепаха, феникс, единорог, которые присутствуют в сценках спектакля. Это священные животные, то, до чего нельзя дотянуться, то, во что вьетнамский житель верит, что будет все хорошо.

Вот и мы будем верить, что все будет хорошо, раз к нам приехал такой театр!

Тест – Марина Харченко
Фото – Андрей Парфёнов