«У меня есть имя, которое знают все»
Эти слова принадлежат известному воронежскому художнику Ксении Николаевне Успенской, выставка которой «Ксения Успенская. Совершенное чувство прекрасного» собрала большое количество почитателей её таланта в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского 22 июня. На торжественном открытии выставки к 100-летию художника выступили член Союза художников Валентина Сумина, коллекционер Александр Гуторов, ученик Успенской Владимир Пупынин. Они отметили её одарённость, чувственность, аристократизм, тонкую психологию понимания души человека, её огромную любовь к студентам архитектурного отдела сельскохозяйственного института Воронежа.
В экспозиции, посвящённой юбилею К.Н. Успенской, вошли около 80 произведений живописи и графики из фондов Воронежского художественного музея имени И.Н. Крамского, частных собраний Андрея Козлова, Александра Кологривова, Романа Серебрянского и Александра Гуторова.
Ксения Успенская родилась после революции, в 1922 году в Воронеже в семье профессора Н.А. Успенского. Девочка была очень одарённой, занималась музыкой и изобразительным искусством. Они оказали влияние на формирование в ней тонкого вкуса и стали смыслом её жизни. Профессиональное образование получила в Москве, окончив в 1949 году факультет художественной керамики института декоративного и прикладного искусства. Её педагогами были Александр Дейнека, Пётр Кончаловский, а учебные работы оценивались Верой Мухиной и Александром Герасимовым. Через несколько лет, оставив работу в Московском НИИ строительных материалов, Ксения Успенская возвратилась в Воронеж.
В 1950-е годы появились картины «Портрет сына», «Водные процедуры полезны всем», а картина «Не взяли на рыбалку» (1955) вошла в учебник «Родная речь», сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. Репродукции её картин можно увидеть на открытках, в школьных учебниках и иллюстрациях книг советских писателей.
Главным жанром своего творчества она избрала портретную живопись, писала пейзажи и натюрморты. Посетители выставки разных возрастов делятся своими впечатлениями от картин. Они внимательно рассматривают необычную картину «Храм в горах» (1974), то отходя от картины, то вновь всматриваясь в неё. Полуреальный, незнакомый, полуиллюзорный мир картин Успенской удивляет многоголосием цветов и притягивает посетителей выставки. Педагогу Наталье Т. индийские мотивы картин Успенской помогают расширить границы воображаемого пространства, дают положительный эмоциональный настрой. Девятилетнюю Диану, юного художника, тоже привлекла эта картина особой манерой исполнения, но ей ближе реалистичные картины «Зима» и «Подсолнухи».
У портретов современников-передовиков производства часто задерживаются посетители, рассказываю друг другу об образно-живописном решении картин «Портрет телятницы Н. Насоновой» (1961), «После первой операции» (1963). Меня поразила картина «Портрет сына» (1967), с любовью написанный талантливой мамой. Открытый мир детской души вызывает улыбку и самые добрые и искренние чувства, так можно сказать о картине «Юный художник» (1981).
Визитная картина «Белые лилии» любимого художника К. Н. Успенской посетителя Наталью Пастушкову возвращает в юность, здесь первозданная красота природы, юная девушка на фоне белых лилий – всё это прекрасно и радует глаз.
Ксения Николаевна до конца своих дней продолжала творческую деятельность. По воспоминаниям её ученика Владимира Пупынина, мольберт с картиной был всегда рядом с ней. На выставке впервые представлена последняя картина «На рыбалке», написанная ею в 2016 году, работа над которой продолжалась около семи лет. К.Н. Успенская ушла из жизни 13 апреля 2019 года. Ей было 96 лет.
Ценителей живописи ждут на выставке «Ксения Успенская. Совершенное чувство прекрасного», которая будет открыта до 17 июля.
Текст и фото – Ольга Полухина