Тульский и Воронежский художественные музеи подготовили выставку «Движение в сторону света. Советское искусство 1920-30-х годов»

Новая выставка «Движение в сторону света. Советское искусство 1920-30-х гг.» начала свою работу в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского 21 июля. Это совместный выставочный проект Тульского областного художественного музея и ВОХМ им. И.Н. Крамского. 

Учёный секретарь музея Наталья Бакина рассказала о широкой палитре представленных работ советского периода известных и менее известных авторов.

53 работы 27 художников представлены на выставке. Часть представленной коллекции Тульского музея сформировалась на основе собрания Музея живописной культуры, созданного в Туле при художественно-промышленном техникуме. В основном она состояла из работ художников — А. Куприна, А. Осмеркина, П. Кончаловского, Р. Фалька, В. Рождественского, Н. Гончаровой и других. Часть экспонатов была передана в Тулу Государственным музейным фондом, Государственной Третьяковской галереей.

Коллекция советского довоенного искусства Воронежского музея почти полностью погибла во время оккупации города во время Великой отечественной войны. Фактически заново она была сформирована уже в 1970-80-е годы. 

Это искусство не отвечало принципам официального «большого стиля». В противовес пафосной торжественности, дидактичности и однозначности, художники 1920-30-х годов стремились к лиричности интонации, сложной живописности, богатству культурного контекста. Между художниками не было противостояния политического, идейного, зато очевидной стала разница эстетического опыта в понимании творческих задач.

Проект интересен тем, что наряду с традиционными жанрами (портрет, натюрморт, пейзаж, акварель), можно увидеть картины на библейские сюжеты, рисунки на антирелигиозные темы.

Работа Александра Древина «Соревнование бригад трактористов» проста на первый взгляд, очень со своеобразными образами, но она заразительна, многослойная и по теме созвучна нашему времени, написана в индивидуальной творческой манере. Этот художник с трагической судьбой был обвинён в формализме, репрессирован и расстрелян. Его творчество оказало влияние на художников 60-х годов. 

Мне были интересны рисунки-плакаты из серии рисунков для журнала «Безбожник» (1920-е годы) Александра Дейнеки, как напоминание об истории моего рода и сложного периода страны начала XX века. 

Наталья Бакина обратила наше внимание на портреты женщин, которые из разных уголков выставки смотрят на посетителей и выстраивают диалог между собой. Колоритные, с сильным характером, интересные героини картин Владимира Милашевского «Портрет женщины с папиросой» (1931), «Портрет женщины в голубом», по её оценке – «красотки», а рядом «Портрет З.И. Шегаль (жены брата) в крестьянском костюме. Первая половина XX века» Григория Шегаля. Среди картин о новом человеке «Портрет актрисы Чебоксаровой» (1919) А.В. Лентулова, «Модель в синем халате» (1936) Николая Тырсы. 

Летняя дачная тема в картине Павла Кузнецова «Цветы и яблоки на круглом столе» (1923) столетней давности очень современна и приятна душе и глазу.

Напоминанием о столице нашего государства – Москве стала картина Валерия Леванидова «Москва с Воробьёвых гор» (1935), лёгкая, наполнена светом, согрета личностью художника.

Картины из Тулы и Воронежа удачно дополняют друг друга и показывают зрителям  период советского искусства 1920-1930 годов. Выставка «Движение в сторону света» ждёт посетителей до 21 августа. 

Текст и фото – Ольга Полухина