«Тайфун» Холодной войны или «Акулы», напугавшие Америку

Здесь представлена работа в номинации «Переломные точки русской истории» конкурса «Наследие предков – молодым» 2019-2020 гг. Автор – Сергей Бойко. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

Научные руководители: Уханов Алексей Николаевич, директор, руководитель объединения «Историческое судомоделирование» МКУ ДО «Павловская СЮТ», Уханова Валентина Петровна, руководитель школьного народного музея Российского флота имени Петра Ляшенко МКУ ДО «Павловская СЮТ».

Введение

В данной работе пойдет речь о подводном ракетоносце стратегического назначения «Акула» (Код НАТО «Тайфун»). Эта лодка была сконструирована в Центральном конструкторском бюро «Рубин» советским судостроителем Сергеем Никитичем Ковалевым в противовес американскому ракетоносцу типа «Огайо».

Обозначим цели и задачи работы.

Цель работы – рассказать о подводной лодке типа «Акула» («Тайфун»).

Задачи:

  1. Краткая истории создания ракетоносца
  2. Конструкция лодки и условия службы моряков-подводников
  3. Вооружение подлодки
  4. Модель «Тайфуна»

1. История создание лодки типа «Акула» («Тайфун»)

В 1980-е годы ЦКБ «Рубин» проектировал ракетоносец четвёртого поколения «Тайфун». Поводом послужило то, что лодки того времени на советско-американском морском направлении были шумными, их могли запеленговать, узнать где они расположены во время боевого дежурства и т.д. Американцы называли эти лодки «Мычащими коровами». Перед советскими судостроителями встала непростая задача построить подводную лодку, чтобы она как можно тише ходила под водой, чтобы вооружение у неё было мощным и дальним. Руководил проектом судостроитель С. Ковалев. С 1979 по 1988 годы было построено 6 лодок типа «Акула», которые на западе получили наименование «Тайфун». При длине в среднем 170 метров лодка имела ширину 25 метров и высоту с капитанской рубкой 26 метров, не считая выдвижных устройств на ней – антенн и перископов.

2. Конструкция лодки и условия службы

Конструкция «Тайфуна» была уникальной, это тримаран, в одной стальной оболочке находились два сверхпрочных титановых корпуса по 10 метров диаметром каждый. Между ними три таких же прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами и несколькими десятками торпед и кормовой с рулевым отсеком, также был центральный отсек, где располагался главный командный пункт. На лодке было два водо-водяных реактора по 190 МВт каждый и две турбины по 45 тыс. лошадиных сил, что позволяло лодке развивать скорость под водой до 30 узлов в час. Два гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м., четыре паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт. Также резервные два дизель-генераторная АСДГ-800(кВт) и свинцово-кислотная АБ, изделие 144. Тайфун может всплывать, ломая корпусом лед толщиной около 3-х метров, выпускать ракеты из подводного положения, атаковать противника залпом баллистических ракет. Автономный план лодки 120-150 суток. Лодки были практически бесшумными, могли нести службу как в своих водах, так и в водах противника, субмарины было трудно запеленговать и обнаружить. Рабочая глубина лодки была 400 метров, а предельная 500. Обслуживал её ремонтный экипаж по возвращению с боевого дежурства или похода. А боевой экипаж лодки состоял из 50-ти офицеров, 80-ти мичманов и 40-ка матросов. Часть лодки занята военным оборудованием, а часть принадлежала морякам-подводникам в качестве жилья. Так на «Тайфуне» в отличие от субмарин Великой Отечественной войны, на которых было очень трудно служить, были двуспальные и четырёхспальные каюты, в которых находились письменный стол, шкаф для одежды, кондиционер и даже телевизор, по которому по кабельной системе во время службы показывали фильмы. Также для удобства подводников были: сауна и небольшой бассейн, оранжерея, вольер с попугаями и даже игровые автоматы. Делалось все, чтобы после службы подводники смогли отдохнуть и перевести дух. Была оборудована система мусоросброса.    

3. Вооружение «Тайфуна»

«Тайфун» имел на вооружении 20 межконтинентальных баллистических ракет РСМ-52 с 10 ядерными кассетными боеголовками высокой точности попадания и надежности. Ракеты могли поражать цели на расстоянии 10 тысяч километров. Мощность их была такова, что они могли стереть с лица земли половину континента. Весили ракеты 100 тонн, каждая высота у них была 16 метров, а диаметр 2,5 метра. Все было сделано для безопасности экипажа во время пуска ракет в случае нештатной ситуации. Так, например, на одной из лодок типа «Акула» во время запуска ракет одна из них взорвалась прямо внутри шахты, взрывом выбило люк шахты, но лодка отделалась легким ремонтом, в то время как другие субмарины при таких авариях гибли. Также на лодки имелось ПВО в виде ПЗРК «Игла» для защиты лодки с воздуха. На рубке было радиоэлектронное вооружение: боевая информационно-управляющая система «Омнибус», гидроакустический комплекс «Скат-КС», гидроакустическая станция миноискания МГ-519«Арфа», эхоледомер МГ-518 «Север», радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран», навигационный комплекс «Симфония», телевизионный комплекс МТК-100, комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи МТК-100. Также две всплывающие антенны буйкового типа, которых позволяют принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при глубине до 150 метров и подо льдами, эти антенны-буйки предназначались для спасательной операции при аварии лодки на глубине или для других военных целей.

4. Модель лодки «Тайфун» в школьном народном музее Российского флота имени Петра Ляшенко

В музее Российского флота имени Петра Ляшенко на Станции юных техников города Павловска Воронежской области в экспозиции моделей подводных ракетоносцев XX века есть модель лодки типа «Акула» («Тайфун») с характерным рисунком акулы и надписью по бокам носовой части:

Агрессивные планы США не пройдут!

Нам есть что защищать

Нам есть чем защищать

Нам есть кому защищать

Данная надпись была сделана на баннере подводной лодки типа «Тайфун» под названием ТК-12 «Симбирск». Модель является одной из самых представительных среди субмарин в музее. Выполнена аккуратно и точно по чертежам, являясь олицетворением той эпохи противостояния между СССР и США. Автор данной работы вместе с руководителями реконструировал модель «Тайфуна» для участия с ним в конкурсе-выставке в Москве в 2014 году.  

 

lodka.jpg

Media Folder: 

Рис.1 Модель подлодки «Тайфун» в музее российского флота им. Петра Ляшенко. Павловск.

Заключение

Но в военную вмешалась большая политика и во в время программ между СССР и США, а затем и России с США по разоружению в 90-х и 2000-х годах из 6 субмарин осталась одна – ТК-208 «Дмитрий Донской». 3 лодки: ТК-12, ТК-13 и ТК-202 были утилизированы с американским финансированием. Остальные 2 лодки: ТК-17 и ТК-20 вывели из действующего состава флота из-за отсутствия боекомплекта, но в 2019-м году их утилизация отменена, их переоборудуют и отремонтируют, и, видимо, введут в строй. Эти лодки достойно несли и несут службу Родине. Они стали «Методическим пособием» для многих других современных российских субмарин. А модель «Тайфуна» в музее Павловской СЮТ свидетельствует о силе и мощи этих лодок.

Источники и литература

  1. Аммон Г.А., Бережной С.С. Героические корабли российского и советского Военно-Морского Флота: [Альбом]. – М.: Воениздат. 1981. – 208 с., ил.
  2. Дыгало В.А Российский флот. Три века на службе Отечеству/ В.А. Дыгало – М.: Вече, 2007. – 368с., ил.
  3. Разумный И.А. Ракетоносный флот. – М.: ДОССАФ. 1987 – 144 с., ил. – (Молодёжи – о Вооруженных силах).

Фонды Павловской станции юных техников:

  1. Рабочая папка для изготовления модели ракетоносца «Акула» («Тайфун»): история подлодки, информация, чертежи, фотографии.
  2. Стенд-презентация о п/л «Акула» и о её создателе С.Н. Ковалёве.
  3. Фрагмент экспозиции подводных лодок времён Холодной войны СССР и США, подлодка «Тайфун».