С.В. Федотова. Роль священнослужителей в истории просветительской деятельности среди населения города Острогожска

ВВЕДЕНИЕ

Исследовательская работа «Роль священнослужителей в истории просветительской деятельности среди населения города Острогожска» посвящена изучению истории возникновения духовных образовательных учреждений города Острогожска и роли священнослужителей – соотечественников Дмитрия Яковлевича Склобовского, Дмитрия Ивановича Самбикина, архимандрита Александра Кременецкого в истории просветительской деятельности.

Исследование истории просветительской деятельности русской православной церкви в Воронежской губернии, по моему мнению, обогатит историческую науку, сделает более полными и всесторонними представления об историческом пути, пройденном отечественным православием. Значение работы объясняется  ее краеведческим характером, который ограничивает анализ религиозной жизни российского социума рамками конкретной территории, охватывающей достаточно большой временной отрезок. Данная работа – ещё одна попытка поиска путей духовно - нравственного возрождения современного общества. 

Актуальность данной темы обусловлена местом, которое русская православная церковь занимала и занимает в жизни Российского государства и общества. XVIII - XIX века - время религиозного и философского пробуждения России, время осмысления путей  общественного развития, имеющие важное значение в духовном просвещении. 

В настоящее время отсутствие в обществе твёрдых нравственных идеалов и жизненных ценностей приводят к тому, что начинают постепенно исчезать понятия святости семейных уз, патриотизма, любви к Родине. Выходить из этого состояния невозможно без обращения к истории, к истокам русской традиционной культуры, в том числе и к православной церкви как к одному  из главных хранителей нравственных устоев общества и исторического наследия. Православие в этой связи – одна из духовных первооснов всей русской культуры. 

Без изучения истории русской православной церкви так же не могут быть раскрыты истоки русского национального сознания. Современной России нужно победить множество пороков: нетерпимость, агрессивность, унижение человеческого достоинства, превознесение материальных ценностей, пренебрежительное отношение к духовным и нравственным основам жизни, различные проявления терроризма. Можно ли избавиться от всего этого без возрождения национальной культуры, без обращения к своим духовным истокам? Вот почему так настоятельно необходимо сегодня нашему обществу знание основ православной культуры, являющейся составной частью русской культуры. Эволюция отношений между государством и церковью  продолжается и сегодня, поэтому исследования этой темы не теряет своей актуальности.  

Объект исследования - история развития системы духовных образовательных учреждений в городе Острогожске, история просветительской деятельности священнослужителей русской провинции XVIII -  начала XX  века.

Предмет исследования – вклад в просветительскую деятельность протоиерея Острогожского собора  Д. Я. Склобовского, учёного – богослова Д. И. Самбикина, архимандрита Александра Кременцкого в городе Острогожске и Воронежской губернии в XIX – начале XX века. 

Цель исследования –  поиск путей духовно - нравственного возрождения современного общества. 

Задачи исследования – анализ просветительской деятельности русской православной церкви и вклада отдельных её представителей  в развитие духовно-нравственных идей и общего образовательного уровня среди населения города Острогожска, содействие патриотическому и нравственному воспитанию молодежи на материале жизненного пути соотечественников. 

Для написания работы мною были использованы принципы исторической науки: объективности, научности, историзма. Это позволило церковь и общество рассматривать  как единую взаимозависимую систему  на примере конкретного исторического периода.

Применение системно-аналитического подхода, позволило выявить, что историческая реальность есть совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов. 

В исследовании так же применен сравнительно-исторический метод, использование которого дает возможность проследить эволюцию роли и места православия в общественной жизни  одного из периодов жизни России.

Хронологический метод позволил  проследить ход общественной, религиозной и просветительской деятельности в городе Острогожске в XVIII -  XIX  веках. 
 
Работ посвященных проблеме религиозной жизни Воронежской губернии в XVIII -  XIX веках выходило немного, что свидетельствует о малоизученности темы исследования. Для написания работы мною были прочитаны и проанализированы следующие источники:
1. Веселовский Г. М. Город Острогожск ( Воронежской губернии ) и его уезд.- Воронеж типография Губернского Православия-1867г.- 158 с.
2. Народное образование в Острогожском уезде. Приложения к выпускам I и II тома «Сборника статистических сведений по Воронежской губернии».- издание Воронежского Губернского Земства - Воронеж-1887г.-150с.

3. Пыльнев Ю. В., Рогачев С. А. История школы и народного просвещения Воронежского края XVIII – нач. XX века. Центр духовного возрождения Черноземного края – Воронеж – 1999г. – 527с.
4. Склобовский Д. Я. Летопись города Острогожска и семи церквей онаго, составленная Настоятелем Острогожского Собора Протоиереем Дмитрием Яковлевичем Склобовским в 1900 году – Воронеж – Типо – Литография В. И. Исаева – 1902г. – 172с.  

В результате я познакомилась с историей возникновения и просветительской деятельностью духовных образовательных учреждений  в городе Острогожске.  Эти источники хранят память об открытии «славяно – латинской» и первой церковно – приходской школ в городе. С их помощью удалось познакомиться с общественным деятелем духовного просвещения Протоиереем Острогожского Собора Д. Я. Склобовским, ученым – богословом Д. И. Самбикиным, оратором и просветителем – архимандритом А. Кременецким.

В написанной мною исследовательской работе обобщен и систематизирован материал по истории возникновения духовных образовательных учреждений в городе Острогожске, роли священнослужителей в истории просветительской деятельности из нескольких источников. Я надеюсь, что работа займёт определённое место в истории краеведения, предоставит возможность молодежи познакомиться   с изучаемой только специалистами страницей истории родного края, в доступной форме.

По ступеням времени, я предлагаю,  пройти из века XVIII  в начало XX века, коснуться современности, чтобы проследить преемственность православных традиций русского народа.

1. История духовных образовательных учреждений города Острогожска

1.1 Открытие «славяно-латинской» школы в 1733г.
    
Обратимся к фактам - город Острогожск, как и все русские города XVIII века,  относительно центров просвещения находился в патриархальном состоянии: просвещение черпалось  в частных школах, дьячковских и поповских, в размерах умения читать псалтырь,  другие священные книги, составляющие существенную часть тогдашней домашней библиотеки. В этих патриархальных школах одинаково учились и бояре, и холопы. Потом со времени Петра Великого, кроме частных патриархальных школ, по его регламенту стали открываться и школы казенные, или общественные, в особенности вменялась в священную обязанность всем архиереям заводить духовные - архиерейские школы. Одна из таких школ была открыта и в Острогожске в 1733г. иеродиаконом Порфирием. По указу воронежского Преосвященного Иоакима, Порфирий должен был при Острогожском монастырском подворье открыть духовную школу для четырёх уездов Острогожского, Коротоякского, Бобровского и Бахмутского. Курс учения в этой школе был: выучка букваря,  псалтыря, грамматики, чтения латинского языка, писание и искусного церковного пения. Принцип педагогический в этой школе был выражен в следующих словах: «а за игры в учении, за непослушание и ленность, кто явится, при всех оных школьниках таковых наказывать цепью и плеткою, дабы впредь оные так смотря прочие того не творили и опасалися». Но эта школа всё-таки была сословной школой, потому что в неё могли поступать только дети священноцерковно-служителей. Городское же население оставалось при прежних патриархальных частных школах до самого 1786г.

С 1733 года открывается возможность говорить уже о формальной школе,  отдельно для детей духовенства, которые должны были учиться и притом уже не одной простой грамоте, но и другим предметам знания.

Такая школа, под названием «славяно-латинской», появляется здесь при Преосвященном Иоакиме. Иоаким вызвал из Переяславской епархии  преподавателя семинарии -  иеродиакона Порфирия Крестопольского, который был известен ему как ревностный поборник и деятель просвещения. Порфирий и был направлен в 1733г. в город Острогожск с тем, чтобы открыть здесь на целых четыре уезда (Острогожский, Коротоякский, Бахмутский и Бобровский) духовную школу. В ней предположено было обучать детей духовенства чтению по букварю, псалтырю и часослову, письму, церковному пению, русской грамматике и латинскому языку.

Но как долго просуществовала Острогожская школа? И в каком вообще положении состояло здесь дело народного образования, за отсутствием на то исторических указаний, остаётся неизвестным. История не сохранила  нам никаких сведений о том, до самого 1763 г., когда на Воронежской кафедре явился Преосвященный Тихон 1-й (ныне прославленный Угодник Божий). Тихон вскоре после прибытия сюда на паству издал указ о непременном открытии славянских школ во всех тех городах, где имеются духовные правления, причём, острогожская школа была известна, как издавна существующая. Не довольствуясь ею, Преосвященный решил основать в Острогожске, именно в подворье Дивногорского монастыря, семинарию и, не теряя времени, издал распоряжения относительно приобретения необходимых строительных материалов для постройки здания, а так же и отпуска из сумм, ассигнованных на учебные потребности сто рублей на  постройку. Наблюдателем или попечителем при сооружении семинарского здания Преосвященный назначил священника Богоявленской церкви города Острогожска Иоанна Устиновского. А впредь до сооружения этого здания приказал временно отвести несколько монастырских келий в назначенном подворье под классы, имея в виду в то же время безотлагательно открыть учебные занятия с учениками учреждаемой семинарии, набрав их из детей священников, диаконов и других причетников. Преподавателем этой семинарии Преосвященный назначил на первый раз священника Рождество-Богородицкой церкви Никиту Черниговцева, определив ему жалование тридцать рублей в год. Комплект учащихся семинарии был составлен из учеников славянских школ - Острогожской, Воронежской, Ольшанской, Бахмутской, Деркольской, Павловской и Усманской.

Помощником отцу Никите был прислан учитель Иван Солнцев, который должен был взять на себя начальные уроки чтения и письма по латыни, а также и «заправлять», т.е. проходить дальнейшие предметы преподавания, если бы он оказался на то состоятельным и способным.

Так как ассигнованных ста рублей, очевидно, не могло быть достаточно для задуманного сооружения, то Преосвященный приказал выбрать способных и желающих из священников и диаконов и послать их по епархии для сбора добровольных пожертвований  на построение семинарского здания. К сожалению, в это время везде у нас царили еще старые понятия, к которым образование могло прилаживаться только как вещь нежелательная, принужденно навязываемая, хотя очевидно и нужная; сами учебные заведения, с разными затруднениями и усилиями открываемые, считались излишнею затеею, стесняющими личную свободу насилием, кое-какое существование которых могло быть поддерживаемо только личным надзором и воздействием высшей епархиальной власти, но дело Острогожской семинарии не пошло необходимым порядком; учащиеся стремились только к тому, чтобы воспользоваться удобным случаем и возможностью бежать отсюда, а учителя, со своей стороны, не только не стремились воздерживать своих питомцев от таких поползновений, но еще давали возможность и смотрели сквозь пальцы на такие проделки. Сама семинария Острогожская закончила здесь своё существование - она была упразднена с 1766г., воспитанники ее переведены в Воронежскую семинарию, открытую при архиерейском доме… 

Царствование императрицы Екатерины II осталось незабвенным в истории просвещения - 24 ноября 1886 года, в силу распоряжений императрицы,  в Острогожске было открыто  «малое народное училище» - для всех, кто добровольно пожелает учиться в нём. Весь курс учения состоял в изучении Закона Божия, арифметики и  географии, рисовального искусства, российской грамоты читать и писать. Все эти предметы преподавались одним учителем, им назначен был из церковных детей Григорий Прокопович, обучавшийся в Харьковской семинарии; а смотрителем училища был назначен господин городничий премьер-майор Батурин. Из  «исторической записки Воронежской гимназии» видно, что число учащихся в Острогожском училище возрастало с каждым годом и вызывало необходимость в другом учителе. В 1796г. учащихся в Острогожском училище было 36 человек, а в 1802г. – 62 человека, в 1806 г. -  90 человек, а в следующем году - 102 ученика.

1.2 Первая церковно - приходская школа в городе

В Острогожске открытие первой церковно-приходской школы – смешанной – последовало 10 ноября 1889г. Школа эта, в первоначальном виде, существовала пять лет; но с 1894 учебного года школа разделилась на две; по требованию самого городского общества. Из общего состава этой школы выделилась женская, которая получила отдельное помещение и стала самостоятельною с отдельным составом учебного персонала. С тех пор в Острогожске существовали две церковно-приходских школы – мужская  и женская. В первой из них - мужской каждый учебный год набиралось свыше 130 мальчиков, а во второй свыше 150 девочек. Обе школы эти в учебно-воспитательном отношении поставлены отлично и между другими подобными по справедливости считались образцовыми. Раньше обе школы пользовались готовыми помещениями, мужская от городского общества, помещалась в одном небольшом городском здании  тесном и неудобном, а женская в просторном и очень удобном здании, принадлежащем городскому общественному банку. Но к 1899-1900 учебному году обеим школам в этих помещениях по разным причинам отказано. Вместо готовых помещений городской думой установлено  выдавать на содержание обеих школ помещением, отоплением и сторожем  в течение следующих трёх лет по 600 рублей в год.  Само собой разумеется, школы эти искренним сочувствием и добрым отношением пользовались только от низших классов населения, интересам которых они  исключительно служили, хотя, не отказывали и другим сословиям.

2. Роль священнослужителей в истории просветительской деятельности среди населения города Острогожска

Мы рассмотрели интересующую нас тему на материалах XVIII века, в которых отражена тенденция заботы о нравственном здоровье нации. История – это прошедшая жизнь людей. В ней нельзя обойтись только общими понятиями. Чем конкретнее наши знания об отдельной личности той или иной эпохи, тем богаче, вернее будут исторические представления.

2.1 Общественный деятель духовного просвещения протоиерей Острогожского собора Дмитрий Яковлевич Склобовский
Склобовский Дмитрий Яковлевич - крупный общественный деятель XIX века, немало потрудившийся на ниве духовного просвещения,  политической и общественной жизни. Он родился в семье дьякона слободы Лосевой Павловского уезда в 1831 году ( прил.1).

Начальное образование  получил в Павловском духовном училище, затем продолжил его в Воронежской духовной семинарии, окончил её в 1851г. по первому разряду. Д. Склобовский по окончанию семинарии рукоположен в сан священника. В 1855г. он отправился в Слободу  Верхнюю Тишанку Бобровского уезда, где прослужил немногим менее четверти века. В 1879г. он был переведён в Острогожск священником церкви Рождества Богородицы. В 1884г.  стал местным благочинным, а через год удостоился сана протоиерея.  В 1886г. его перевели настоятелем в Троицкий городской собор (прил.2- 3). Церковные проповеди Склобовского постоянно печатались в «Воронежских епархиальных ведомостях». В 1888г. в Москве вышли сразу две книги Д.Склобовского: «Святой Митрофан, первый епископ Воронежский и чудотворец» и «Штунда», подробный разбор  и опровержение учения Штундистов. В Острогожской типографии в 1885г. Склобовский выпустил за свой счёт «Слова и поучения на круглый год, на все воскресные и праздничные дни целого года». К 250-летию Острогожска в 1902 году им была подготовлена обширная «Летопись города Острогожска и семи церквей оного». Экономика и политика лежат вне сферы его исследования.  Цель  – показать историю города через человека, его мироощущение и духовные достижения, где порой за жесткими нравственными оценками стоит безупречно высоко моральная личность протоиерея. История сооружения Острогожских храмов в данной работе  воспроизведена автором с мельчайшими подробностями. В четвёртом выпуске «Воронежской старины» им была помещена статья под названием «Дело об учреждении духовного училища в г. Острогожске». Благодаря трудам Д. Я. Склобовского понимаешь, что в истории родной страны и ее народа нет и быть не должно малозначимых периодов, событий, фактов и лиц. Великое и малое, постоянное и преходящее – все заслуживает внимания современников, а впоследствии становится предметом изучения. Из таких « кирпичиков » строится наше знание прошлого. К сожалению, время и обстоятельства  кончины Дмитрия Яковлевича, неизвестны.

2.2  Ученый-богослов - Самбикин Дмитрий Иванович

Русская церковно-историческая наука со второй половины XIX века переживала необыкновенный подъем. Один за другим выходили фундаментальные труды архиепископа Филарета (Гумилевского), архимандрита (впоследствии митрополита) Макария (Булгакова), профессора Е.Е. Голубинского. Русская Церковь накануне грядущих потрясений XX века, уже прозреваемых духовно одаренными ее подвижниками, словно бы подводила итог своему многовековому существованию. Но как Церковь есть единение всех, Христа исповедующих, так и ее история есть во многом совокупность историй жизней ее членов, и прежде всего тех, кто отеческим ли словом, праведной ли жизнью своей, мученической ли кончиной утвердил ее. Можно сказать, что история Церкви разворачивается в жизни ее святых. Вот почему на всплеске интереса к истории Русской Церкви во второй половине XIX расцветает агиология и агиография: изучаются древние памятники, проводится текстологическая и историко-критическая работа, собираются, систематизируются и издаются жития святых.

В этом весьма обширном ряду агиографических изданий особое место занимает труд святителя Димитрия (Самбикина) – «Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве», 14 томов которого (12 по месяцам и 2 дополнительных) были напечатаны в 1878–1907 годах. «Месяцеслов» святителя Димитрия (Самбикина) – творение уникальнейшее по полноте и многоплановости сведений о русских святых, в том числе и о местночтимых, о святых мощах, иконографии, крестных ходах, службах, а также о многих святых Вселенской Церкви с точки зрения их почитания на Руси. Особое внимание святитель Димитрий уделил неканонизированным подвижникам благочестия, благодаря чему составленный им «Месяцеслов» и в наше время сохраняет научное и практическое значение, особенно при подготовке новых канонизаций. Кроме того, в «Месяцеслов» были включены и обрядово-этнографические сведения, фольклор, и даже фенологические заметки, так что этот труд является ценнейшим, а подчас и единственным источником для историков-краеведов.

«Месяцеслов» стал итогом многолетних кропотливых изысканий владыки Димитрия. Выходу его томов предшествовали многочисленные публикации в периодике: статьи, заметки, иногда очень маленькие, но содержащие чрезвычайно интересные сведения и подробности о том или ином святом, храме, иконе, храмовом празднике или истории какой-нибудь местности. Все эти статьи и заметки, а также отдельные издания группируются в несколько географически привязанных «комплексов»: о Воронежской епархии – родине владыки, месте его первого священнического служения; в 1881–1886 годах -  ректорства в Воронежском духовном училище; о Тамбовской епархии, где в 1872–1880 годах он служил - был ректором семинарии; о епархиях Нижегородской, затем Тверской, которыми управлял владыка Димитрий: Нижегородской – в 1887 году в сане викарного епископа Балахинского, а Тверской – с 1896 по 1905 годы в сане епископа Тверского и Кашинского.

Такой труд владыки Димитрия, как, к примеру, «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», вышедший четырьмя выпусками в Воронеже в 1884–1886 годах, современников поражал объемом накопленного материала. Еще бы! Ведь «Указатель» содержал сведения о 994 монастырских, приходских, кладбищенских и домовых храмах. Сообщалось не только о времени их постройки, но и о средствах, употребленных на постройку, именах строителей, истории причтов. Сведения эти собирались по архивам и документам, присылались сельскими священниками в «Воронежские епархиальные ведомости», редактором которых был отец Димитрий, тогда еще архимандрит. Своей горячей увлеченностью отец Димитрий «заразил» многих. А мы, потомки, не всегда благодарные, порушившие в бурном XX веке храмы, сжегшие и растерявшие архивы, имеем сегодня единственный источник сведений (и каких!) по церковной истории Воронежского края. И все это благодаря кипучей энергии владыки Димитрия, его увлеченности и умению «подвигать» других – людей, подчас не слишком образованных (ну какое может быть образование у сельского священника в отдаленном приходе) и далеких от истории и археологии.

Это собирание и изучение исторических и этнографических сведений, в которые вовлекал владыка Димитрий людей самых разных, имело и еще одну важную цель, ведь собирались сведения о русской святости. Церковно-историческая работа «на местах», в которую были вовлечены сельские батюшки, заседания епархиальных археологических комиссий, которые учреждались, как только владыка Димитрий «по службе» оказывался в той или иной епархии. Губернские музеи, учреждённые по инициативе владыки Димитрия, к работе в которых привлекались люди разных сословий, – воспитывали и укрепляли православное самосознание. Собирание и сохранение сведений о Святой Руси, их публичное обсуждение превращалось в своего рода миссию среди православных. Это было напоминание о традициях Святой Руси, о жизни ради Христа и по Христу, в которых остро нуждалось тогда русское общество, уже серьезно тронутое заразой безбожия и неверия.

Скрупулезно составленные труды, «Месяцеслов» или «Указатель храмовых праздников», сделаны не кабинетным ученым, все свое время отдающим историческим исследованиям, а человеком, по своему священническому сану и служебному долгу (сначала педагога и администратора на поприще духовного образования, затем – церковного иерарха) обремененным множеством иных, и притом важнейших, обязанностей.

Самбикин Дмитрий Иванович вошёл в историю под именем архиепископа Казанского и Свияжского Дмитрия/ Самбикин Д.И. является уроженцем слободы Караешник Острогожского уезда. Родился он в 1839 году в семье священника. Обучался Самбикин в Бирюченском духовном училище, Воронежской  семинарии и Петербургской духовной академии. В 1866 г. Д.И.Самбикин возвратился в Воронеж, где служил какое- то время в публичной библиотеке, а затем стал преподавателем семинарии. С 1881 г. он возглавлял как архимандрит Тамбовскую духовную семинарию, а затем был переведен на такую же должность в Воронежскую духовную семинарию. Даровитый ученый – богослов, заботливый администратор, Д.И.Самбикин постарался облагородить атмосферу внутри бурсы, смягчить отношения между  наставниками и питомцами, между старшими и младшими классами.

Будучи редактором епархиальных ведомостей, отец – ректор привлек к сотрудничеству в них не только сельских батюшек, но и способных семинаристов. Д.И.Самбикин состоял членом губернской ученой архивной комиссии, его перу принадлежат несколько содержательных  книг. Он является автором капитальных работ по богословию. На основе своего лекционного курса он издал учебник по истории русской церкви XVIII - первой половины XIX века. Его труд «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии (1883-1886гг.)» содержит основные сведения о каждой из 900 церквей без подробностей и деталей. Самбикин был почетным членом Воронежского историко– археологического комитета. Его называли  крупнейшим историком Воронежской епархии. Скончался в 1908 году в Казани. Труды Дмитрия Ивановича помогают проследить связь времен в памяти народа. Хотелось, чтобы как можно больше наших современников знакомились с фундаментальными трудами Д. И. Самбикина, в них можно найти ответы на многие интересующие нас вопросы.         

2.3  Оратор и просветитель – архимандрит Александр Кременецкий

Имя отца Александра Кременецкого, в начале своего пути священника, а после кончины жены — архимандрита, оказалось, к сожалению, незаслуженно забытым. О нем известно немногое. А. С. Кременецкий родился в начале 40-х годов XIX  века. Его отец Стефан Кременецкий служил дьяконом в Ольховатском храме. Мать была сестрой известного церковного деятеля Е.И.Сабинина. В 1865г. он закончил Воронежскую духовную семинарию. Дьяконского сына определили на должность преподавателя в Черкасское духовное училище, но уже в апреле 1867г. он облачился в рясу. А. Кременецкий был направлен в слободу Сиротинину Острогожского уезда на место бывшего батюшки. Спустя несколько лет в 1876г. он получает назначение проповедника в слободу Марченкову Острогожского уезда в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 32 года он священствовал в этом храме и вот в сентябре 1908г.  покинул своих чад. Сельское пастырство, глубокое проникновение в жизнь простого мирянина отразились в опубликованной им в 1893 году книге «Знаменательные события. Из дневника сельского священника». Около 5-ти лет Кременецкий прожил в келье Воронежского Митрофановского монастыря, не принимая монашество. Владыка Анастасий уговорил его на постриг в иноческий чин. И уже на другой день отец Александр служил вместе с архиепископом в Крестовой церкви  иеромонахом. Вскоре, ему поручили исполнять должность наместника Митрофановского монастыря. 12 марта 1913г. последовал указ Святейшего Синода о разрешении ввести Кременецкого в сан архимандрита. Отец Александр был плодовитым писателем: его современникам было известно более полутора десятка его творений, причем наибольшей популярностью пользовались записки сельского священника. Священник Александр Кременецкий пишет о простых встречах с простыми людьми, но в каждой судьбе он неизменно отмечает реальное присутствие Бога в жизни человека. В его рассказах чудом являются не мистические переживания, но ощутимое действие Божественной благодати, ни на секунду не оставляющей свое творение. Чудо спасительной встречи человека с Богом – главная тема творений отца Александра Кременецкого. А. Кременецкий обладал большим даром ораторского искусства, им было написано несколько известных трудов. Вот название некоторых из них: «Глас пастыря»(1895г.), «Высокопреосвященнейший  Антоний (Смирницкий)» (1906г.), «Перед исповедью», «Место блаженной кончины Иоанна Златоуста» (1912г.), «Успенский монастырь в Дивногорье» (1913г.),  «Протоиерей Евферий Иванович Сабинин» (1915г.),     «Знаменательные события (1893 и 1907гг.). Более 50 лет отдал отец Александр пастырскому служению. К сожалению, после 1918 года следы его теряются и дальнейшая судьба его неизвестна. Место и время его кончины тоже  не известны.

3. Вклад современных  священнослужителей города и Воронежской области  в развитие образования, возрождения духовно-нравственного начала, воспитание молодого поколения российского общества

Современное  общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность приобрел этот вопрос в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи, в системе образования. В образовании одной из важнейших задач считается формирование гражданских ценностей и убеждений. Программа нравственного воспитания молодежи определяется как одна из приоритетных в современной политике, в образовательных учреждениях и нашем учебном заведении. Для решения этой задачи необходимо прививать гражданские и патриотические чувства студентам, воспитывать доблесть и  честь, чувство  собственного достоинства, гуманизм,  духовность и нравственность, уважение к национальным традициям и культуре, развивать веротерпимость, миролюбие, знакомить с историей мировых религий как частью мировой культуры. В ФГОУ СПО «Острогожский аграрный техникум» стало хорошей традицией проводить встречи, круглые столы, конференции, направленные на укрепление национального единства, возрождение духовности. В ноябре была проведена конференция «История Российского единства», посвященная предстоящей красной дате календаря - Дню народного единства. Перед студентами и преподавателями выступили гости. Об истории праздника, о чудотворном Казанском образе Божией Матери и традициях его празднования, как дня чуда спасения Руси выступил  протоиерей Иоанн Солонына. Он также ответил на многочисленные вопросы студентов и преподавателей техникума. По окончании конференции студенты выразили благодарность гостям и выразили желание о дальнейшем плодотворном сотрудничестве, продолжением совместных  встреч и бесед на различные темы, сообща развивать традиции, беречь ценности, объединяющие людей разных верований, убеждений  и политических взглядов. К 50-летию Острогожской школы-интерната был проведен торжественный вечер, где в числе приглашенных присутствовал отец Сергий Трофимов настоятель Никольского храма с. Урыв, который на протяжении более 10 лет духовно окормляет воспитанников. Он обратился к гостям и ребятам с поздравительным словом, пожелал всем здравия и помощи Божией и передал в дар библиотеке «Новый завет для детей» для духовно-нравственного воспитания учащихся. Завершилась череда празднований, благотворительных акций, посвященных Дню матери,  проведенные женсоветом епархии. В Острогожском Доме учителя состоялся праздник «Будущая мама». После забавных конкурсов будущим роженицам передали благославление митрополита на рождение новой жизни и вручили одежду для беременных. Также одежду для беременных передали  в женскую консультацию Острогожской районной больницы. По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского  Сергия, в г. Лиски на базе Детского дома культуры прошла научно-практическая конференция «Роль православия и духовного образования в современном Российском обществе». Это мероприятие завершило цикл семинаров и конференций, посвященных юбилейной дате – 260 летие Воронежской духовной семинарии. В работе форума приняло участие более 200 человек, среди которых  священнослужители, руководители образовательных учреждений района, учреждений дополнительного образования, социальной защиты населения, воспитанники семинарии, преподаватели курсов «Основы православной культуры и нравственности» воскресных школ района. Протоирей Василий Вылуск, зачитал  приветствие митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия участникам конференции. На пленарном заседании были заслушаны доклады и выступления, касающиеся широкого спектра проблем современного образования, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков, взаимодействия церкви и школы. На конференции был представлен концерт в исполнении мужского семинарского хора и детских творческих коллективов района. Продолжилась конференция работой по секциям: «Образование и духовное здоровье подрастающего поколения» и «Социально-педагогическая и духовная поддержка современной Российской семьи». Участники форума выразили большую благодарность всем его организаторам. Многие из них высказали пожелание сделать подобные встречи педагогов, на которых можно обсудить важные вопросы и наметить пути их решения - традицией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятое исследование затрагивает историю русской православной церкви в Воронежской губернии, которая развивалась  в противоречивый  период  в течение XVIII, XIX - начале XX веков,  когда  духовенство испытывало  прямое  воздействие  социальных  перемен  и  постепенно вовлекалось  в общественную жизнь. В России ХIХ века назрела острая необходимость «приспособить» православие к новому этапу развития общества, связанному с капиталистическим развитием, социальной поляризацией, ростом социальной напряженности, появлением новых радикальных идей. Русская православная церковь проявляла при этом интерес к истории местного сообщества, понимала его уникальность, стремилась собрать и обнародовать факты местной истории, археологии, этнографии, экономической и общественной жизни, привлечь к наиболее интересным и важным сторонам жизни Воронежской губернии внимание общественности. Социально-экономическое положение русской православной церкви в XIX веке во многом зависело от сложной и противоречивой политики государства.
            
Духовенство являлось одним из наиболее грамотных категорий населения, что было обусловлено спецификой его деятельности, невозможной без определенного уровня образования. Священнослужители были первыми в деле осуществления народного просвещения и первоначального образования. «Духовная» область, направленная на распространение культуры, в первую очередь, конечно, христианской, являлась для священнослужителей сферой профессионального творчества. Священнослужители Воронежской епархии: Склобовский Д. Я., Самбикин Д. И., Кременецкий А.С. неизменно проявляли стойкость в отстаивании своих взглядов, в отношении образования народа, его цельности  в своих религиозных убеждениях.
            
Представленный материал говорит о том, что проблематика, связанная с русской православной церковью не только не утратила своей актуальности и значимости, а требует дальнейшего всестороннего изучения силами историков и представителей других научных направлений.
            
Хотелось бы надеяться, что настоящее исследование послужит отправной точкой для взаимосвязанного спектра работ по истории духовной жизни русского общества на основе междисциплинарных принципов. Анализ конкретных форм общественной деятельности духовенства подлежит дальнейшему развитию в исследованиях более узкой направленности, локальной ограниченности, большей фактографической глубины. Перспективными, на мой взгляд, представляются разработки, в которых православие будет рассматривается не как государственная религия, а как особый тип политической и нравственной культуры общества. Значение данной работы  объясняется ее краеведческим характером, который ограничивает  анализ религиозной жизни российского социума рамками конкретной территории.            Значимость работы заключается в возможности полного всестороннего воспитания личности, формирования его устойчивого мировоззрения, самостоятельности суждения, ответственности, на примере беззаветного служения людям наших земляков. Воспитание   гражданина  возможно лишь в условиях объединения усилий  государства, церкви, школы, семьи.
            
Духовно-нравственное воспитание предоставляет молодому человеку уникальную возможность самому разобраться в исторических событиях, соединить российские времена, вернуть утраченные духовные ценности, которые должны быть общими для всех поколений новой России.
             
В написанной мною исследовательской работе есть теоретическая и практическая значимость.  Я надеюсь, что работа займёт определённое место в преподавании краеведения, предоставит возможность молодежи познакомиться   с изучаемой только специалистами страницей истории родного края в доступной форме.

Список использованной литературы
1. Веселовский Г. М. Город Острогожск ( Воронежской губернии ) и его уезд.- Воронеж типография Губернского Православия-1867г.- 158 с.
2. Народное образование в Острогожском уезде. Приложения к выпускам I и II тома «Сборника статистических сведений по Воронежской губернии».- издание Воронежского Губернского Земства - Воронеж-1887г.-150с.
3. О времени и о себе / Острогожский худ. музей им. И.Н. Крамского. – Воронеж: ИПЦ “Черноземье”- 1997г. – 259с.
4. Пыльнев Ю. В., Рогачев С. А. История школы и народного просвещения Воронежского края XVIII – нач. XX века. Центр духовного возрождения Черноземного края – Воронеж – 1999г. – 527с.
5. Склобовский Д. Я. Летопись города Острогожска и семи церквей онаго, составленная Настоятелем Острогожского Собора Протоиереем Дмитрием Яковлевичем Склобовским в 1900 году – Воронеж – Типо – Литография В. И. Исаева – 1902г. – 172с. 

Автор: Федотова Светлана Владимировна