Страницы истории моей малой родины

Здесь представлена работа в номинации «История моей малой родины» конкурса «Наследие предков – молодым» 2021 гг. Автор – Карина Жданова. Научный руководитель: Р. И. Сидорова, МБОУ «Нижнедевицкая гимназия». Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

1. Н. Рогов. Родной Нижнедевицк

Желтые, белые, красные, синие

В ночи огни расцвели.

Видимо, нет в этот месяц красивее

Нижнедевицкой земли!

Ветер доносит с полей обездоленных

Запах пшеничных стогов,

Ночью на небе сплошное раздолье

Для парусов-облаков.

Даже минута струится бесценно, Времени жалко до слез!

Небо – огромная лунная сцена

Для выступления звезд.

Снова удачных дорог ожидаем мы, как экипаж корабля.

Снова душистым караваем

Пахнет родная земля. (Н. Рогов).

2. Введение. Страницы истории Нижнедевицкого уезда

Читая стихотворение Николая Рогова, нижнедевицкого поэта, я еще больше проникаюсь любовью к своему родному краю, к его необъятным просторам.

Дома я часто сажусь со своей прабабушкой, и она мне многое рассказывает о своей жизни в молодости. Ей 92 года. Она еще в своем уме и очень интересно рассказывает о своей жизни и жизни своих родителей. Я как бы прикасаюсь к той эпохе. Чтобы больше узнать об истории нашего края того времени, я познакомилась с источниками, пошла в районный краеведческий музей и увидела там книгу П. Малыхина, издания 1861 года, «Воронежский литературный сборник, повременное издание». Много дней посещала музей, чтобы прочитать эту книгу. Чтобы узнать о жизни моих предков, я познакомилась со следующими произведениями:

  1. Фольклор Воронежской области. В.А. Тонков. Воронежское областное книгоиздательство, 1949 г.
  2. Ф. Поликарпов. Бытовые черты из жизни крестьян села Истобное Нижнедевицкого уезда, Воронежской губернии. «Свадебные обряды и песни», «Памятная книжка Воронежской губернии на 1906 год».
  3. В. Тонков. Из истории собирания и изучения фольклора в Воронежской области. «Литературный альманах», альманах Воронежского отделения ССП, 1945 года.
  4.  П. Малыхин «Город Нижнедевицк и его уезд».

Читая эти книги, мы можем совершить путешествие в далекое прошлое, узнать об истории Нижнедевицка, его обитателях, занятиях.

Первое упоминание о нашем крае относится к 1610 году. 1 июля 1686 года в Борщевском стане на реке Девице числилась Нижнедевицкая водяная мельница, принадлежащая воронежскому епископу Митрофанию. Село названо по реке, но, в отличие от Верхней Девицы (ныне село Кучугуры), было названо Нижней Девицей.

В книге «Город Нижнедевицк и его уезд» Петра Малыхина, 1861 года издания, говорится о том, что здешние места заселены большей частью при царе Алексее Михайловиче и его детях. В царствование Петра 1 для строительства флота переселено сюда много матросских семейств, служилых людей, разного рода рабочих и детей боярских, не хотевших отправлять военную службу и указом государя обращенных в податное состояние. Из всей этой массы населения образовалось одно целое – однодворцы. Указом Екатерины 2 Нижняя Девица 25 сентября 1779 года была переведена в разряд уездного города, а указом от 21 сентября 1781 года был учрежден герб города.

Край мой земледельческий.

Занятия жителей-однодворцев преимущественно хлебопашество. Женщины занимались, кроме полевой работы, крестьянским рукоделием для себя и для продажи. Разводили скот. Торговля была развита в нашем уезде слабо. Сеяли зерновые культуры. Занимались, пчеловодством, ремеслом.

Пища крестьян в Нижнедевицком уезде была более или менее разнообразна, смотря по времени года; вообще она более растительная, чем мясная, и это не от выбора или предпочтения, а от недостатка в средствах.

К годовым праздникам, особенно к Рождеству Христову, Светлому Воскресенью вскармливали на убой свиней, бычков, разную птицу.

Свое тесное помещение крестьяне разделяли в зимнее время с молодыми домашними животными, а весною с птицами. В крестьянской избе вокруг стен устроены лавки для сидения и коник, в котором ставились корчаги с молоком и разная посуда; в красном углу, то есть под образами – стол, в котором лежали хлеб, солонка, ложка, нож, чашка. Около печи или повыше делались полати – место отдыха русского мужика и детей. Под лавкой стояла кадочка с квасом, лукошко для сажания птиц на яйца, имелись скамейка, табуретки, посуда деревянная или глиняная, половник, нож, горшки, чугуны, сковороды с ухватом (рогачами) и кочергой, ведра, глиняные кувшины, ткацкий станок…

Эти экспонаты находятся в районном краеведческом музее и в музее гимназии.

Язык большинства поселян Нижнедевицкого и смежных с ним уездов имел много фонетических особенностей, резко отличающих его от языка великорусских губерний: он составлял как бы переход от чистого русского наречия к малороссийскому.

Одежда у здешних крестьян была большей частью домашнего приготовления.

По праздникам мужчины надевали рубашки с цветными ластовицами, со строчеными поликами (оплечьями) и косыми воротниками, вышитыми красною или синею бумагой или гарусом.

В праздничные дни женщины надевали лучшие суконные юбки или поневы, вышитые гарусом или шелком и обшитые бахромою, а в некоторых деревнях ситцевые юбки.   

В праздничные и воскресные дни крестьяне и крестьянки ходили в церковь, одевались в лучшие свои платья.

Большинство крестьян были неграмотными, суеверие и предрассудки сопутствуют здешнему крестьянину от колыбели до могилы.

Мне очень нравится, когда моя прабабушка поет старинные песни, величавые и заунывные, свадебные и веселые.

Посещая музеи, я познакомилась с одеждой наших предков, их пищей, свадебными обрядами. И хотя мои далекие предки были неграмотными людьми, в их душе было столько добра, милосердия. Они в любое время могли отдать последнее, чтобы помочь своим соседям, поделиться тем, что было у них. Вот в такой многодетной семье и выросла моя прабабушка, сумевшая пронести через свою долгую жизнь любовь к ближним, передавшая своим поколениям все лучшее, что было у нее. Это сама история, история моей семьи. Жизнь моих предков – это частица истории моей родной России, моего родного края.

3. Обряды, традиции, обычаи, быт Нижнедевицкого уезда 19 века

1) Легенда о возникновении Нижнедевицка

В далекие времена, ушедшие безвозвратно, вся земля, реки, озера, леса – все, что было создано природой и руками людей, принадлежало свирепому помещику, хищному зверю в человеческом облике.

В противоположность хищнику-отцу у него была дочь – красавица Елена. Тихая, скромная, с любящим и отзывчивым сердцем к обездоленному и забитому отцом люду.

В 18 лет красавица Елена полюбила курчавого, с голубыми глазами, веселого крепостного юношу. Но вскоре их тайная любовь была открыта помещику.

Отец на глазах дочери после истязаний плетьми приказал бросить юношу на растерзание псам. Как только юноша был брошен своре голодных псов, Елена без чувств упала на землю, а после, придя в себя, звала любимого, но отзывом был стон собственного сердца.

В окно ее комнаты смотрела полная серебра луна, все было тихо вокруг, не слышно шороха листьев на березе, когда Елена вышла в парк.

Цветы на клумбах склонились своими головками до земли, в последний путь Елену провожая, пропели в деревне петухи, зарница в небе замерла, и ветерок – шалун перед утренней зарей листьями зазвенел в березняке.

Вот и обрыв. Внизу бушует бурная река, готовая принять в свои холодные объятья. Елена, вся в белом, с распущенной косой и взором, устремленным вдаль, слова любви, как клятву повторяет; ее предсмертный крик вспугнул грачей, что гнезда вили у обрыва, на березах.

Девушка прошептала: «Иду к тебе, любовь моя, ты сердцу мил и дорог. Пусть же будет проклят мир, где на земле любить свободно запрещают». Взметнув, как крыльями, руками, летит Елена в бездну вод и плеск воды, как дикий смех, в ушах несчастной прозвенел. Так смертью кончилась любовь. Долго искали в бурной реке труп девушки. Наконец в низовьях реки поймали ее труп в сеть.

С тех пор место на реке, откуда бросилась с обрыва Елена, стали называть Верхняя Девица, а там, где был обнаружен ее труп, реку назвали Нижняя Девица. Отсюда и городок получил название Нижнедевицк. Так повествует предание старины глубокой (Записана легенда 13 мая 1957 года Азаровым Александром со слов Сидорова Григория Даниловича, который слышал ее от своего деда).

2) Описание города и уезда

В числе двенадцати городов Воронежской губернии Нижнедевицк занимал едва ли не первое место по бедности своих зданий и по своей незначительной торговой деятельности. Он стоит при речке Девица, занимающей с своими притоками почти четвёртую часть всего уезда. В 1779 г. при учреждении Воронежского наместничества село обращено в уездный город. В 1781 г. 21 сентября вместе с гербами других городов Воронежской губернии утверждён герб и г. Нижнедевицка: зелёное поле, разделённое на два щита; в верхнем герб города Воронежа, а в нижнем – ржаной стебель с колосьями и под ним перепёлки, что всё служит эмблемою обильного хлеборобства в этом уезде. Местоположение Нижнедевицка возвышенное и открытое, середину города занимает ровная, несколько покатая площадь в виде квадрата, кругом обстроенная небольшими деревянными домами, между которыми идут улицы в разных направлениях. Посредине площади находится каменная церковь во имя Вознесения Господня, единственная в целом городе и пригородных слободах; напротив церкви возвышается довольно большое каменное здание – это присутственные места, составляющие лучшее строение города. Для образования юношества в Нижнедевицке существовали Уездное и Приходское училище, но они, к сожалению, не оказывали большого влияния на просвещение жителей. В торговом отношении город Нижнедевицк не представлял ничего замечательного, несмотря на значительное число в нём купечества. Земля в Нижнедевицком уезде более чернозёмная, с глинистою и меловою подпочвою.

Из выписей, дарованных нашими царями, на поместные оклады землею, видно, что здешние места заселены большею частью при Царе Алексее Михайловиче и детях его. В царствование Петра 1-го, когда Воронеж сделался местом кораблестроения и вооружения флотилии для завоевания Азова, переселено было сюда много матросских семейств, служилых людей, разного рода рабочих людей и детей боярских, не хотевших отправлять военную службу и указом этого государя обращенных в податное состояние. Из всей этой разнородной массы населения образовалось одно целое – однодворцы, которые сохраняли своё название до учреждения Министерства Государственных Имуществ; но с этого времени их стали называть государственными крестьянами.

Жилище крестьянина – деревянная, большей частью курная изба, которая редко обмазывается глиною даже снаружи, а внутри почти никогда.

Избы у государственных крестьян по большей части строятся на дворе и притом в большом беспорядке.

Двор у крестьянина огораживался плетнем, над которым делались соломенные крыши для сараев, ворков, овчарин и других домашних помещений. Внутри двора, несколько от избы, ставятся пуньки (чуланы), рубленные и плетенные из хворосту; их можно назвать мужицкими кабинетами: там спят летом, а часто зимою под суконными попонами и тулупами мужья с женами, особенно молодые.

3) Занятия поселян здешнего края

Занятия поселян здешнего края есть земледелие. Почва земли в большей части селений Нижнедевицкого уезда черноземная и весьма удобная для хлебопашества. В здешних селениях сеялись высокого рода хлеба: рожь, пшеница, овес, ячмень, греча, просо, горох и отчасти чечевица; кроме того, конопля и лен. Первое место между хлебами занимает рожь.

Помещичье имение представляло собой другую картину. У большей части помещиков хорошо устроены земледельческие заведения, как-то постройки для молотьбы, сушения и сбережения хлебного зерна; есть разные машины для молотьбы и веяния хлеба.

К занятиям здешних поселян принадлежало и пчеловодство.

Скотоводство в здешних местах довольно скудно, по недостатку хороших пастбищ, рогатый скот мелок, лошади в иных селениях довольно хороши, а в других малорослы и слабосильны. В помещичьих имениях были лошади улучшенной породы, а у самих помещиков – конские заводы, хотя и небольшие, но хорошего качества. Овцы в здешних местах простые, белые и черные, и водились в значительном числе.

В некоторых лесных селах к числу промыслов принадлежало приготовление березовых метел, которые вязались осенью и продавались за деньги или променивались на хлеб. В некоторых селениях делали колеса, гнули ободья и полозья и продавали их на деревенских ярмарках.

Женщины в этих местах занимались прядением шерсти, льна и поскони. Женщины ткали довольно тонкие льняные полотна, которые выбеливали набело, и любили щеголять хорошими рубашками.

4) Домашняя утварь и пища

У здешних поселян мебель состояла из скамеек, табуретов о трех ножках самой грубой работы; иногда же, вместо стула, употреблялся просто обрубок дерева. Столовая посуда по большей части деревянная, крашеная и покрытая лаком. Нож столовый почти всегда один; в ножах и вилках крестьяне не имеют нужды, потому что берут мясо руками. Кухонная посуда состояла из нескольких горшков разной величины, а под лавками стояли кадочка с квасом и плетушки для сажания птиц на яйца.

Пища крестьян в здешних местах более или менее различна, смотря по времени года. В зимний пост она бывает самая кислая, с квасом, луком и солеными огурцами, редька, тертая с квасом или нарезанная кусками, с солью; картофель с огурцами и с квасом; горох разварной, или обваренный толченый с квасом, а иногда с маслом; каша с квасом, а у более достаточных с конопляным маслом. Употребляли и рыбу. Соблюдались посты.

К годовым праздникам, особенно к Рождеству Христову, Светлому Воскресенью, а также к храмовому празднику выкармливали свиней, бычков и разную птицу.

5) Наружность здешних поселян и одежда

Наружность здешних поселян следующая: рост обыкновенно высокий, части тела пропорциональны между собою, ноги длинные, плечи широкие – признак крепкого сложения, волосы темно-русые, а иногда черные и светло-русые, глаза серые, а вообще черты лица довольно приятные.

Одежда мужчин и женщин большею частью домашнего приготовления. Мужики и бабы носили по будням толстое посконное белье. По праздникам мужики надевали льняные рубашки с цветными ластовицами, бабы носили рубашки с миткалевыми или каленкоровыми станками, а те, которые победнее – с льняными станками и с цветными ситцевыми рукавами, или же с целым пестрым ситцевым станком и шитым подолом.. Зимою мужики и бабы носили овечьи тулупы и полушубки. Обувь у мужиков в будни – лапти с онучами, в праздники – сапоги или коты с толстыми чулками; у женщин в обыкновенные дни – лапти, а в праздничные у иных черевички, а у других коты и суконные чулки или онучи.

6) Поверья

Поверья здешнего простого народа представляют много замечательных особенностей. В праздничные и воскресные дни, как мужчины, так и женщины, обыкновенно ходили в церковь, одевшись в лучшие свои платья. По некоторым праздникам простой народ оказывал здесь особенное уважение и приписывал им особенное значение; таковы, например: день Св. Власия – апрель 18-го и день Флора и Лавра 18-го августа. В первый пригоняли коров, а во второй лошадей к церкви, во время ранней обедни, служили молебен и кропили их святою водою. В день Благовещения пекли из теста катушки и давали есть их овцам, чтоб предохранить их от болезней. В день Косьмы и Дамиана – 1-го ноября, в иных местах в праздник Жен Мироносиц, каждый хозяин считал непременною обязанностью резать кур и приготовлять из них различные блюда. Июня 24-го, в праздник Рождества Иоанна Крестителя, между утреннею и обеднею, ходили в поле и в лес собирать травы, которым приписывали лечебную силу. На Троицкой неделе, в четверг, здешняя чернь праздновала целый день в честь Касьяна, которого особенно чтили из боязни, чтоб не случилось какого-нибудь несчастья.

Начало и конец полевых работ сопровождался также своими обычаями: в среду на четвертой неделе Великого Поста пекли из теста кресты, с которыми ездили засевать хлеб. Женщины, когда оканчивали уборку хлеба в поле, оставляли на ниве несколько колосков ржи, которые связывали узлом, чтоб и на следующий год был урожай хлеба. Илья Пророк считался блюстителем за уборкою хлеба; он, по мнению простолюдинов, катался в колеснице по небу, от того и бывает гром.

В обыкновенных житейских делах здешние крестьяне подчинялись многим предрассудкам. Сажали птицу на яйца в шляпе или в шапке, чтобы этого никто не видал. Если недавно отелившегося телка гладили по спине, то он заболеет поносом и околеет.

Когда роженица долго мучилась родами, то, чтобы помочь ей, считали нужным обвести три раза ее вокруг стола. Отцу новорожденного бабка подносила ложку каши, круто посоленной, и рюмку водки с желанием, чтоб младенец велик рос, да был счастлив. Чтобы дитя скорее начало ходить, на Светлый праздник, во время заутрени и обедни его проводили по току.

7) Заключение брачных союзов

Браки у крестьян Нижнедевицкого уезда обыкновенно заключались по обоюдному согласию родителей жениха и невесты, иногда без желания со стороны последних. Отец, задумав женить сына, а это бывало, когда сыну минет восемнадцать лет, сперва собирал о невесте / если она не из знакомой ему семьи / нужные сведения относительно её здоровья, способности к полевым и домашним работам. Нравственность и красота тут строго не брались в расчёт: «не сурожа, да угожа», говорит крестьянин, т.е. хоть не красива, да работать мастерица. Узнав о достатке её родителей, отец являлся делать предложение сам лично, или посылал свата. Если родители невесты намерены выдать дочь замуж, то сажали свата перед печью и угощали его водкою. В случае согласия родителей невесты на предложение свата назначали так называемый пропой невесты. Эта предварительная попойка утверждала брачные договоры между родителями невесты и жениха. Тут с общего согласия определялся день сговора. К этому дню невеста созывала своих подруг, которые расчёсывали ей волосы, плели косу, убирали её лентами и пели:

При последнем было вечере,

Как при Марьином девишничке,

Прилетал к нам ясен сокол,

Он садился на окошечко

На серебряну причалинку,..

Перед вечером в дом невесты являлся жених со своими родными. Входила невеста с подарками и одаривала жениха и всю его родню ручниками / полотенцами / своей работы. Жених, получив подарок, утирал им себе губы и целовал невесту. В это время подруги невесты пели песню:

Высоко, высоко в тереме

Иван Марью целует,

Правою рукою обнимает;

А ты, Марьюшка, не сдавайся,

Правою рукою отбивайся.

Рада бы я отбивалась.

Да не в те руки попалась.

После того все снова садились за стол; невеста угощала жениха орехами, которые будто сама нарвала в лесу. Подруги продолжали петь свадебные песни.

В день свадьбы невесту становили в ряд с подругами; все девушки покрывали себе лица платками, а жених должен был узнать между ними ту, которая с ним помолвлена. Если он ошибался и указывал не на свою невесту, то за ошибку платил деньги той, которую принял за неё. В этот же день по утру у невесты пекли каравай. Этот хлеб везли в церковь и разрезывали на другой день свадьбы для гостей. После обеда, за которым жених и невеста ничего не ели, дружка и сваха выводили невесту из-за стола; отец и мать её расстилали на полу тулуп шерстью вверх, становили на него скамью, садились, брали в руки образ и каравай и благословляли ими невесту к венцу. Невеста кланялась в ноги сперва отцу, потом матери и целовала образ. При съезде со двора и в продолжение пути от дому до церкви подруги невесты пели величавые песни. Когда молодые приезжали от венца, тогда все садились за стол. После того, как молодые закусят, дружка и сваха выводили их из избы в клеть, или поветку, и укладывали там на брачном ложе спать.

Часа через два после отвода молодых в брачную спальню, сваха и дружка отправлялись подымать их с постели. Если новобрачная окажется непорочною, или как здесь говорят, честною, то сваха с торжеством приносила её сорочку к свёкру и свекрови и, засвидетельствовав пред всеми признаки невинности новобрачной, пускалась с дружком в пляс, держа в руке стакан, полный водки. Если же новобрачная, что бывало нередко, не сохранит своего девства до брака, сваха и дружка пели весьма нескромные песни, а отцу новобрачной подносили стакан с пробитым дном, сквозь которое водка лилась на пол.

На другой день все гости собирались к обеду, плясали и пели песни.

В помещичьих имениях новобрачные с своими родителями с свахою и дружком приходят на поклон к господам, приносят в подарок платки, а также каравай и чёрную курицу, у которой на шее повязана алая лента. Дружка говорит разные прибаутки, когда молодые подносят свои подарки господам, и просят, чтоб господа подарили не рублём, так полтиною или золотою гривою: «нашим молодым наново много надобно», – говорит он, «на белила, на румяна, на шелковую плеть».

8) Обряды при погребении усопших

Обряды при погребении усопших не представляли замечательных особенностей. Человека, близкого к смерти, обыкновенно старались, еще при его жизни, обмыть, одеть и положить под образа, или, как здесь говорили, под святые. Когда усопшего приносили хоронить, то бросали в могилу грош или другую монету, чтобы откупить покойнику место на том свете. По истечении шести недель после смерти, пока душа умершего, по мнению крестьян, еще находится на земле между людьми, делали из теста лестницу, с тем, чтоб по ней душа усопшего взошла на небо. В Светлое Воскресенье родные ходили на кладбище катать на могиле яйца, чтобы обрадовать и усопшего таким торжественным праздником. Крестьяне думали также, что душа по разлучении с телом нуждается в пище, и поэтому пекли пироги и блины для поминовения усопших родственников.

9) Увеселения и забавы

Увеселения и забавы крестьян Нижнедевицкого уезда зимою и летом преимущественно состояли из игрищ на улицах. На игрище собирались девки, холостые парни, а также молодые бабы и мужики. Почти во всех уличных, или хороводных песнях, говорили о красных девках, холостых ребятах и о их взаимной сердечной склонности, а также воспевали разные семейные отношения.

Эти уличные сборища часто продолжались всю летнюю ночь, так что после уличного веселья певицы и плясуны, переменив только платье, отправлялись в поле. На Святой неделе, на Троицкой неделе, на Петров день устраивали верёвочные качели, под которые выходила вся молодёжь, одетая в лучшие наряды. Зимою, особенно на Рождественских Святках, собирались девки и молодые парни к кому-нибудь в избу, играли там в карты, в жгуты и плясали под балалайку или камышовые дудочки, называемые жалейками.

4. Первые комсомольцы Нижнедевицка

29 октября 2018 года исполнилось 100 лет со дня образования комсомола.

Это страница в истории нашей страны. Был создан комсомол и в Нижнедевицке. 11 мая 1919 года 3-я Нижнедевицкая уездная конференция РКП(б) по предложению делегата от ученической организации РКП(б) Азарова приняла решение об организации в Нижнедевицком уезде ячеек Российского Коммунистического Союза Молодежи. 5 ноября 1920 года состоялся 1-й уездный съезд РКСМ, на котором произошло объединение всех ячеек Нижнедевицкого уезда и был избран Уездный Комитет РКСМ.

Кто же они, первые комсомольцы?

Молодые, задорные, участники установления Советской власти в Нижнедевицком уезде, участники Гражданской войны, с горящими сердцами и мечтою о счастливой жизни.

Чтобы написать об этих молодых людях, я использовала материалы школьного музея и воспоминания Александра Азарова. История моей малой родины не может быть без ее людей. И я решила о них написать.

Павлуша Шабалин. Окончил Нижнедевицкое Высшее начальное училище 5 мая 1917 года. Оказывал на своих товарищей по классу революционизирующее влияние. Принимал участие в Гражданской войне в качестве комиссара бронепоезда. Умер во время отпуска в Нижнедевицке в 1921 году от воспаления легких и похоронен на нижнедевицком кладбище.

Василий Мишин. Первый комсомолец села Кучугуры. В 1919 году добровольно вступил в Красную Армию. После окончания Гражданской войны вернулся в Нижнедевицкий уезд. В течение ряда лет был руководителем Нижнедевицкой уездной организации РКСМ.

Владимир Изотов. В 1918 году становится членом Союза учащихся единых трудовых школ, а 2 марта 1919 года вступает сочувствующим в партию коммунистов-большевиков, в ученическую партийную организацию.

В 1920 году его командируют в Воронеж на четырехмесячные курсы красных командиров, после окончания которых он возвращается в Нижнедевицк и работает начальником коммунистического отряда роты ЧОН.

С начала 1930-х годов, после окончания первой школы пилотов, военной академии имени Фрунзе, курсов усовершенствования начальствующего состава при военно-воздушной академии имени Жуковского В. И. Изотов служил в авиации.

В 1937 году окончил военную академию Генерального штаба.

В годы Великой Отечественной войны был заместителем командующего 2-й, 5-й воздушных армий и начальником штаба 8-й воздушной армии.

После войны В.И. Изотов долгое время командовал воздушной армией. В 1959-1965 гг. находился на преподавательской работе.

Советское правительство высоко оценило его заслуги перед Родиной. Он был награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й и Суворова 2-й степени, многими медалями.

Вениамин Рязанцев. Родился в Нижнедевицке в 1904 году. В 1915 году окончил Нижнедевицкое мужское приходское начальное училище, а затем продолжил учебу в высшем начальном училище (1915-1917 гг.), а с 1918 года – в Нижнедевицкой единой трудовой школе 2-й ступени имени В.И. Ленина. 12 февраля 1919 года вступил в ученическую организацию РКП (б), 12 мая 1919 года – в члены комсомола. 5 мая 1920 года добровольно вступил в ряды Красной Армии, из которой в феврале 1921 года был демобилизован по возрасту (имел возраст ниже призывного). С февраля 1921 года до августа 1923 года вел активную работу в Нижнедевицкой уездной комсомольской организации в качестве инструктора Уездного Комитета РКСМ, его члена, политрука всеобуча Уездного Военного Комиссариата. В августе 1923 года был командирован в Одесское артиллерийское училище, которое окончил в сентябре 1927 года. После окончания артиллерийского училища до увольнения в запас Советской Армии 11 августа 1953 года служил в артиллерийских и танковых частях. Принимал непосредственное участие в Великой Отечественной войне в составе войск Южного, Сталинградского, 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов. Служил командиром 79-го танкового полка 6-го танкового корпуса (март 1941-ноябрь 1943 гг.), командиром 24-й гвардейской танковой бригады 5-го гвардейского танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии (ноябрь 1943 – июнь 1945 гг.). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени и многими медалями. После увольнения в запас жил в Белоруссии, где в 1961 году умер.

Александр Азаров. В феврале 1919 года вместе с товарищами создал первую в уезде партийную организацию учащихся в Нижнедевицкой единой трудовой школе, где вел работу в качестве председателя партийного комитета. В мае 1919 года А.Е. Азаров, будучи делегатом третьей Нижнедевицкой уездной конференции РКП(б), выступил с предложением организовать в уезде первую комсомольскую организацию, которую сам и возглавил. Со всей комсомольской организацией Нижнедевицка уходит добровольцем на фронт. Сражается в рядах Красной армии. Азаров – в кавалерийской бригаде на Южном фронте, политработник, комиссар. А ему еще нет девятнадцати! После войны работал председателем уездного комитета комсомола и заведующим бюро печати Воронежского губернского комитета комсомола. При непосредственном участии Азарова была создана уездная газета «Красный коммунар», и он стал первым ее редактором. В последующие годы А.Е. Азаров учебу в вузах совмещал с активной партийной и комсомольской работой, работал на многих ответственных постах. Был секретарем торгового представительства СССР в Афганистане (1926 г.), заместителем председателя ВЧК по ликвидации неграмотности (1929 г.), секретарем-парторганизатором ЦК ВКП (б) эксплуатационных районов Уссурийской железной дороги (1931 г.), начальником отдела руководящих кадров учебных заведений и распределения молодых специалистов (1945-1948 гг.), начальником Центральной финансовой школы руководящего состава Министерства путей сообщения (1949-1958 гг.). Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 гг. был комиссаром, заместителем по политчасти, начальником политотдела железнодорожных военно-восстановительных частей на Западном, Ленинградском, Волховском, 4-м Прибалтийском и 1-м Украинском фронтах. Тяжелое ранение на время выводит его из строя. Казалось бы, поставлена точка, осталось мирно жить, пользоваться заслуженным отдыхом. И после войны он снова в разных учреждениях Министерства путей сообщения. В марте 1958 года он выходит на пенсию. Персональный пенсионер республиканского значения, А.Е. Азаров вел огромную общественную работу, о чем писала областная, центральная и зарубежная пресса. Он организовал первую в стране общественную библиотеку, на базе которой впоследствии было создано Всесоюзное добровольное общество книголюбов. Большую помощь оказывал А.Е. Азаров историкам и краеведам Нижнедевицкого района. Он является создателем народного краеведческого музея в районном центре.

Федор Левин. Родился в 1901 году в Петербурге в семье служащего. Осенью 1918 года с матерью и двумя братьями переехал в Нижнедевицкий уезд. С 1–го февраля 1919 года начал свою трудовую деятельность в качестве конторщика в Нижнедевицком Уездном финансовом отделе. В январе 1920 года вступил членом в Нижнедевицкую городскую организацию РКСМ. В течение февраля – июня 1920 года принимал активное участие в работе комсомольской газеты «Красный пахарь», а затем газеты «Красный коммунар» - органа Уездного Комитета РКП (б) и Городского Комитета РКСМ в качестве корреспондента, литсотрудника и позднее – секретаря редакции, писал заметки, стихи, передовицы. В мае 1920 года был принят кандидатом в члены РКП (б) и уже позднее членом РКП (б). В июне 1920 года был призван в Красную армию, в которой служил в качестве политрука роты, а потом – помощником командира 39-го стрелкового полка 2-й стрелковой бригады. В декабре 1920 года был делегатом с совещательным голосом на 8-м Всероссийском съезде Советов от 2-й особой армии республики. В мае 1922 года был командирован на учебу в лекторскую группу Петроградского Коммунистического Университета, по окончании которого в феврале 1924 года был направлен в Крым. В Крыму работал заведующим Севастопольской советско-партийной школой 1-й ступени, зав. отделом пропаганды Крымского обкома ВКП (б), организатором агитационно-пропагандистской работы на Керченском металлургическом комбинате им. Войкова и зав. агитационно-пропагандистским отделом Симферопольского РК партии. С 1930 года по 1933 г. учился в Литературном институте Красной Профессуры, после окончания которого до июля 1935 года вел редакционно-издательскую работу (главный редактор издательства «Советская литература», директор и главный редактор издательства «Советский писатель»), работал зав. критическим отделом «Литературной газеты», зам. редактора журнала «Литературный критик». В начале Великой Отечественной войны пошел добровольцем на фронт, на котором вел работу писателя во фронтовых газетах «Красноармейская правда» (Западный фронт), «В бой за Родину!» (Центральный и Карельский фронты) и начальника агитационной машины и лектора Полевого дома Красной армии 26-й армии (Карельский и 3-й Западный фронты). После мобилизации из рядов Красной армии в январе 1946 года был консультантом Комиссии по критике Союза писателей СССР, научным сотрудником Государственного Литературного музея и старшим редактором издательства «Советский писатель».   Литературную работу начал еще в 1920-х гг. – писал стихи: в 1927 году выпустил сборник стихов «В буре дней». Печатал и печатался в газетах и журналах. В июне 1934 года был принят в члены Союза писателей СССР.

Дмитрий Чусов. Митя учился в Нижнедевицком высшем начальном училище, которое окончил в 1914 году. В 1916 году был призван в армию, в которой служил рядовым солдатом. Осенью 1918 года его призывают в ряды Красной армии, где он служит рядовым авиационно-воздухоплавательного отряда. Возвращается в Нижнедевицк в ноябре 1919 года. Работает в качестве секретаря Уездного военно-революционного комитета. На съезде Советов был избран членом Уездного Исполнительного Комитета, в котором работал членом коллегии Уездного отдела Народного образования. В 1921-1924 гг. он работал заведующим агитационно-пропагандистским отделом Уездного партийного комитета и ответственным редактором уездной печатной газеты «Вольный пахарь». В 1924 году Воронежский Комитет РКП (б) отозвал Д.Е. Чусова из Нижнедевицка в Воронеж на должность заведующего Губернским политико - просветительным отделом Исполкома, откуда он в 1926 году переводится в г. Острогожск на партийную работу. В 1927-1931 гг. он снова работает в Воронеже директором городского управления театрами, а после его реорганизации – директором Областного треста кино-фотопредприятий Центральной Черноземной области. В мае 1931 года по мобилизации ЦК партии Д.Е. Чусов был направлен на работу в Гражданский военный флот, в системе которого после окончания высших авиационных курсов в течение 27 лет он работал на руководящих должностях (зам. начальника Восточно-Сибирского Управления ГВФ, начальником отдела Главного Управления ГВФ при Совете Министров СССР). В 1941-1945 гг. выполнял специальные ответственные задания Правительства СССР. 1 июля 1958 года вышел на пенсию с должности Начальника промышленного предприятия Гражданского воздушного флота в Москве, которую занимал непрерывно в продолжении 14 лет.

Павел Михновский. Родился в г. Петербурге в 1903 году. Осенью 1918 года семья Михновских переехала в Нижнедевицкий уезд. Здесь он вступил в члены городской комсомольской организации и благодаря тому, что был энергичным и инициативным, в январе 1920 года был избран секретарем Нижнедевицкого городского комитета РКСМ. В июле 1920 года Врангель пытался вырваться из Крыма в Донбасс, создавая угрозу Советской Республике. Уездный военный комиссар собрал нижнедевицких допризывников и призвал их идти на фронт добивать белогвардейцев. На этом собрании Паша Михновский выступил от имени комсомола и тут же заявил, что идет добровольцем на фронт. Следуя его примеру, такие же заявления сделали еще два комсомольца. Павел служил красноармейцем в 3-м батальоне 79-го стрелкового полка 9-й стрелковой дивизии и вместе с двумя другими комсомольцами из Нижнедевицка участвовал в разгроме войск Врангеля и освобождении от них Крыма. В феврале 1921 года Павел из-за непризывного возраста был демобилизован из рядов Красной армии и вернулся в Нижнедевицк. Здесь он снова включился в активную работу в комсомольской организации. Работал ответственным секретарем комитета комсомола. На 2-м Уездном съезде РКСМ 20 августа 1921 года, на котором Павлик выступал с отчетным докладом о работе Уездного комитета, которая была одобрена, и он был избран делегатом на 3-й Воронежский Губернский съезд РКСМ. Воронежский Губернский комитет комсомола позднее отозвал Павла на комсомольскую работу в город Воронеж. Там он до марта 1923 года вел руководящую работу в комсомоле в качестве ответственного секретаря 1-го, а потом 2-го Райкома РКСМ, заведующего организационно-инструкторским отделом Губернского Комитета комсомола. В последние годы П.П. Михновский работал в Министерстве Внутренних Дел Украинской ССР.

Татьяна Порядина. В 1921 году окончила Воронежские партийные курсы, по окончании которых ее направили в Нижнедевицк, где она вела активную партийную и комсомольскую работу среди женщин и молодежи в качестве инструктора и заведующего отделом по работе среди женщин Уездного Комитета партии и члена Уездного Комитета РКСМ. Вела активную агитационно-пропагандистскую работу среди населения Нижнедевицкого уезда. В 1924 году Воронежский Губернский Комитет РКП (б) назначил Татьяну заведующей отделом по работе среди женщин Уездного Комитета партии. В течение 1924-1926 гг. избиралась на уездные партийные конференции и в руководящие органы партии и комсомола. В 1930 году переехала в Москву, где работала в Потребительских обществах столицы, в организациях «Осоавиахим» и других. С 1933 по 1938 годы Татьяна работала техническим секретарем в отделе руководящих парторганов ЦК ВКП(б), а потом: работа в издательстве газеты «Известия», цензором по библиотекам, в Высшей партийной школе при ЦК КПСС.

Минуло много лет после тех событий. История комсомола – это частица истории России, истории моей малой родины.

5. Нижнедевицк во время оккупации

В своей работе я не могла не рассказать о своей малой родине во время Великой Отечественной войны.

В начале июля 1942 года Нижнедевицкий район был оккупирован немецко-фашистскими войсками.

С приближением фронта жители района все материальные ценности эвакуировали вглубь страны. Выполняя это ответственное и опасное поручение, многие из них погибли от рук фашистских захватчиков.

В течение семи месяцев наш район находился в оккупации. За это время фашисты разграбили общественные хозяйства всех 75 колхозов Нижнедевицкого района и 46 колхозов Синелипяговского района, двух совхозов, трех МТС.

Немецко-фашистские оккупанты зверски расправились со многими патриотами, которые помогали советским воинам во время оборонительных и наступательных боев, за оказанное сопротивление оккупационным властям. В Нижнедевицком районе, в прежних его размерах, немцы расстреляли 98 человек, в бывшем Синелипяговском районе – 85 человек.

В Синелипяговском районе гитлеровцы сожгли 200 домов, разграбили более 2000 хозяйств, забрали у колхозников свыше 1,5 тысяч коров, столько же овец и коз, около трех тысяч голов домашней птицы и другое имущество…

Нижнедевицкая районная газета «Путь колхоза» в феврале 1945 года писала: «По неполным данным только по общественному хозяйству убытки, нанесенные району, составили 144 миллиона рублей. Особенно пострадал Першинский сельсовет, где убытки составили 8042200 рублей.

В райцентре Нижнедевицка сгорело 23 дома, в том числе телефонно-телеграфное здание, райсовет, контора райпотребсоюза, здание НКВД, здание райвоенкомата и т.д. Убыток составил 11450000 рублей…».

В Нижнедевицком государственном архиве есть дело с грифом «Хранить постоянно». В нем 67 листов, собранных в 1943 году Синелипяговской районной комиссией центрального статистического управления СССР по делу сведений ущерба, причиненного в районе во времена оккупации.

Итого: по Синелипяговскому району убито и замучено гражданского населения 85 человек, в том числе 21 ребенок.

Кого и при каких обстоятельствах убивали немцы? Перелистываем листы дела, внимательно вчитываемся в чернильные строки, написанные на бланках немецких документов, на обрывках военных географических карт, на немецких солдатских почтовых конвертах или на венгерских бланках почтовых денежных переводов. Бумаги после оккупации не хватало. Использовали часто трофейную.

Районная газета «Путь колхоза» от 1 февраля 1945 года сообщала о таком факте: «В Нижнедевицком районе, в Нижнедевицком сельсовете гитлеровцы пытались заставить депутата сельского Совета Захара Тихоновича Бортникова рассказать им, где расположены огневые точки частей Красной Армии. Советский патриот наотрез отказался отвечать на этот и другие вопросы.

- Расстрелять, - закричал немецкий офицер, - говорите!

- Ничего вы от нас не добьетесь, - ответил депутат сельсовета Битюцких, - а смертью нас не запугаете.

Их расстреляли. Советские люди погибли, но не выдали врагу военную тайну».

Немцы полностью уничтожили 12 школ и 29 школ разрушили. Озверевшие немцы везде оставляли свои страшные следы. В селе Верхнее Турово они за невыход на работу повесили Егора Филипповича Застрогина. Живым сожгли Егора Стефановича Новичихина, а его жену с 19-тью односельчанами и детьми забросали в погребе гранатами. В этом же селе была замучена комсомолка Акулина Рыкунова.

Новичихин В. Г. в своей книге «Верхнее Турово» пишет: «Верхнее Турово до сих пор помнит страшную трагедию 1943 года. Покидая село, под напором наших войск, фашисты в безумной и бессильной злобе облили бензином и забросали гранатами подвал, в котором спасались от бомбежки дети. Родители привели их сюда, спрятали от огненного кошмара. А самим родителям места там не хватило. Недавно я вновь прочитал об этой трагедии в документах о зверствах гитлеровцев на воронежской земле. Прочитал с особым чувством, особой болью. Ведь в подвале в том всего за каких-то 2-3 минуты до трагедии был я сам – верхнетуровский мальчишка, которому не сравнялось и четырех лет. Под бомбами мать увела нас с десятилетним братом из того подвала домой: «Погибать – так вместе…».

В колхозе «Красная нива» фашисты в упор застрелили при отступлении двоих, в том числе и ребенка. Как сообщает в примечании составитель документа, застрелены беспричинно. Стреляли в окно хаты, при этом пули попали в 68-летнего И. И. Быканова и 14-летнюю Екатерину Мацневу.

В колхозе «Новая деревня» расстреляли троих, как указано в документе «За партизанство». В колхозе «Партийный съезд» Москлявинского сельсовета убиты председатель сельсовета Калинин, председатель колхоза Чурсин, бригадир (фамилия написана неразборчиво) и кладовщик Гладских. На территории Дмитриевского сельсовета фашисты повесили Павла Моисеевича Степанищева и Петра Максимовича Андрахматова. Первого за то, что был активным советским работником, а второго за то, что партизанил в Гражданскую войну на стороне красных.

Следующая графа статистического отчета говорит о том, что в Синелипяговском районе 133 человека подверглись пыткам и репрессиям, в том числе 22 ребенка.

В Дмитриевском сельсовете 23 человека испытали на себе фашистский «порядок». Сохранился подробный список. Подверглись пыткам и побоям жены коммунистов Мария Сидоровна Калинина и Мария Кузьминична Фефелова. У них, к тому же, отобрали имущество. Били и Феклу Васильевну Колыбелкину за то, что неправильно встала в строй.

Из Синелипяговского района угнано 186 человек, в том числе 15 несовершеннолетних. Угоняли, в основном, молодежь в Германию на работы.

Подшит в архивное дело и список угнанных в Германию из колхоза имени Кирова Острянского сельсовета. Петру Михайловичу Попову, Ивану Федоровичу Незнамову, Василию Ивановичу Бочарову было по 18 лет, Николаю Кирилловичу Калинину 20, Марфе Васильевне Дворовой 25 и Варваре Андреевне Денисовой 26 лет. Угоняли молодых, сильных и здоровых.

Отбирали у жителей Нижнедевицкого района домашних животных, шерсть, холсты, картофель, мед, просо, яйца, масло, зерно, шубы, сапоги…

Население с ненавистью смотрело на озверелых фашистов и с нетерпением ожидало Красную Армию. 30 января люди с волнением слушали сообщение Совинформбюро об освобождении нашими войсками Нижнедевицка.

В короткий срок были восстановлены колхозные животноводческие фермы. В этих целях колхозники отдали до 15 сентября 1943 года 1534 головы телят, 300 ягнят, более трех тысяч кур.

Давно отгремели бои. Ничто не напоминает нам суровое время. Только бережливая память хранит события давно минувших дней, имена тех, кто отважно сражался за родную землю.

В войну на территории нашего района прибавилось могил. Есть братские, в которых вечным сном спят десятки и сотни освободителей того или другого села. Есть безымянные. Обстоятельства и время стерли фамилии похороненных в них бойцов. Осталась только память живущих да могильные холмики.

Время отсчитывает секунды, минуты, дни, годы от подвига до памяти. Но чем больше расстояние между ними во времени, тем ярче становится подвиг и глубже память.

Ведь только наших земляков, погибших на различных фронтах Великой Отечественной войны, более 6 тысяч человек.

Семь братских могил находятся на территории нашего района.  

6. Мужество наших земляков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Фашисты установили в районе свои жестокие порядки. Оккупанты сразу почувствовали не только ненависть к ним со стороны местного населения, но и увидели факты сопротивления.

Многие жители района, рискуя своей жизнью, оказывали советским воинам посильную помощь. Медсестра из Андреевки Анна Тимофеевна Ручкина со своими подругами спасла жизнь 12-ти бойцам и командирам. Она их прятала во ржи, кормила и лечила, а затем привела их к себе домой и ухаживала за ними. Немного спустя все бойцы переправились через линию фронта и благополучно вернулись в свою часть.

93-летний колхозник Яков Александрович Малыхин из села Першино под ураганом пуль подносил патроны нашим бойцам. Вязноватовский колхозник Яков Евсеевич Доровских практически повторил подвиг Ивана Сусанина. В январе 1943 года он завел фашистов в торфяные болота, где немцы, спасаясь от советской авиации, оставили 18 орудий, 30 автомашин. Воспользовавшись паникой среди врагов. Яков Евсеевич благополучно возвратился домой.

Односельчанка Доровских – Пелагея Павловна Бухтоярова в том же далеком январе указывала нашим разведчикам огневые точки противника, набивала пулеметные ленты патронами и не ушла с поля боя до окончания боя, до разгрома фашистов.

При освобождении района от оккупантов в боевых действиях против них принимал участие партизанский отряд «Ненависть» Семилукского района. В его составе воевали и жители Нижнедевицкого района Семен Федорович Плетнев, Агриппина Никитична Новичихина, Анна Тимофеевна Рощупкина.

Осенью 1941 года в Нижнедевицке был сформирован истребительный батальон, а в каждом населенном пункте – группы содействия истребительному батальону. Батальоном в районе командовал вначале Иван Акимович Починков, а затем – Александр Петрович Авдеев. Бойцы этого батальона изучили материальную часть оружия, как отечественного производства, так и иностранного, научились приготовлять взрывчатку в местных условиях. Они следили за появлением вражеских самолетов и охраняли учреждения и организации.

Жители района принимали активное участие в создании оборонительных сооружений. За активное участие в оборонительных работах Пелагея Ивановна Баркалова (Мацнева) была награждена грамотой Наркома обороны, а Петр Михайлович Буланцев – правительственной наградой.

Учительница Нижнедевицкой средней школы Татьяна Яньшина была схвачена и казнена фашистами за то, что она помогала советским гражданам бежать из плена и пробираться через линию фронта.

Мужчины ушли на фронт. Их заменили женщины. Они становились трактористками и комбайнерами, выполняли все мужские работы. В те военные годы стали трактористками многие женщины, среди них Зинаида Мелентьевна Молозина, Герой Социалистического Труда, из колхоза Ильича. Тридцать с лишним лет проработала она за рулем трактора. Фронту нужно было продовольствие, и крестьянство района трудилось, не покладая рук, чтобы снабдить фронт продуктами. Несмотря на героическое сопротивление, Красная Армия вынуждена была отступать. Фронт приближался к границам Воронежской области.

Немцы у станции Латная Семилукского района перехватили группу трактористов Нижнедевицкой МТС, которые уводили технику к Дону. Семь механизаторов, сопровождавших колонну, были тут же расстреляны фашистами. Такая же участь постигла и пятерых трактористов из села Новая Ольшанка. Трактористам Синелипяговской МТС переправить машины через Дон не позволил бой с фашистами, но удалось несколько тракторных моторов надежно спрятать. После освобождения района от оккупации эти моторы были использованы в работе. В частности, они пригодились и З.М. Молозиной, которая их прятала во время вражеской оккупации.

Жители района вносили посильный вклад в дело разгрома врага. Они сдавали государству хлеб, другие продукты питания, деньги, теплые вещи советским воинам, чтобы приблизить час победы над ненавистным врагом.

В трудное время для страны труженики тыла делились с фронтовиками последним. Районная газета «Путь колхоза» от 12 декабря 1943 года писала: «Трактористы и бригадиры Нижнедевицкой МТС решили в ответ на успехи Красной Армии продать государству излишки хлеба, который также пойдет на дело окончательного разгрома врага. Бригадир тракторного отряда товарищ Андраханов продаст один центнер хлеба, тракторист Натаров – 32 кг. Товарищи Андраханов и Натаров призывают рабочих МТС последовать их примеру». Кстати, Андраханов проработал много лет в колхозе «Искра», за что ему было присвоено звание «Почетный колхозник».

Чтобы приблизить час Победы, нижнедевидцы вносили свои трудовые сбережения, они охотно подписывались на займы, денежно-вещевые лотереи.

Только за 1943 и 1944 годы они дали государству взаймы более 6 млн. рублей, приобрели билетов 3-й и 4-й денежно-вещевой лотереи на 1,5 млн. рублей.

Комсомольцы и молодежь вносили свои сбережения на постройку боевых самолетов «Воронежский комсомолец». За собранные в 1943 году 402556 рублей комсомольцами и молодежью Нижнедевицкого района 1 мая 1944 года была получена благодарность И.В. Сталина.

Из Москвы № 2903-40-1/5-1307

Высше-правительственная. Нижнедевицк, Воронежской области, секретарю Нижнедевицкого райкома ВЛКСМ товарищу Воронину.

Товарищам Анохиной, Шмойлову, Астанкову, Манаенковой, Никулиной, Ключниковой.

Передайте молодежи Нижнедевицкого района, собравшей 402556 рублей на строительство танковой колонны и боевых самолетов, мой горячий привет и благодарность Красной Армии.

1 мая 1944 г.  И. Сталин.

В короткий срок были восстановлены колхозные животноводческие фермы. В этих целях колхозники отдали до 15 сентября 1943 года 1534 головы телят, 300 ягнят, более трех тысяч кур.

Не отставали от взрослых и дети. Они стремились не оставить ни одного колоска в поле, наравне со старшими участвовали в косовице хлебов. Школьники района только за 2 года после освобождения очистили от сорняков 425 га, вскопали 223 га, забороновали 644 га.

В Нижнедевицком районе за годы войны погибло, умерло от ран 6392 человека, из них 255 офицеров. Многие семьи получили похоронки. Еще долго после войны ждали матери своих сыновей, жены – мужей, невесты – женихов, сестры – братьев. Не вернулись с войны и многие женщины.

Изданную Книгу Памяти не вернувшихся с Великой Отечественной войны земляков нельзя считать делом завершенным. Эта книга – только отправная точка для поисков и уточнений. Работу над этой Книгой Памяти необходимо продолжать. Это наш незабываемый долг перед памятью павших за Отечество.

Замечательное стихотворение написала жительница Нижнедевицка Клавдия Ивановна Бобровская. Ее отец погиб на войне.

Ты ушел в 41-м с друзьями на фронт,

Не дождавшись рождения сына.

И большую мечту ты с собою унес –

Посадить две березки у тына.

И хотя ты не часто нам с фронта писал,

Из газет о боях узнавали,

А когда приходило письмо от тебя,

Всем селом то письмо мы читали!

Ты, отец, не вини, не кори мою мать,

Что ты ждал в иной мир ее долго.

Бабий век прожила, оставаясь верна

Своему материнскому долгу.

Да, вдова прожила очень трудную жизнь,

В себе силы всегда находила,

А березка у тына большая растет:

За отца ее мать посадила.

Заключение.

Вот по возможности полная картина быта крестьян Нижнедевицкого уезда; она более или менее могла служить мерилом быта поселян целой Воронежской губернии.

Из всего сказанного легко вывести заключение о степени благосостояния нашего земледельческого класса, этой основной силы государства в отношении жизненных потребностей.

Обращение к вековому опыту народа, к его наследию приобретает в наше время огромное значение. Память народная донесла до нашего времени все то, чем жил народ.

Не могла я не затронуть и другие страницы истории моей малой родины. В одной работе всего не расскажешь. Мне захотелось хоть немного познакомить читателя об истории комсомола Нижнедевицка, о первых комсомольцах, ведь совсем недавно наша страна отмечала 100-летие ВЛКСМ. В 2020 году наша страна отмечала 75-летие Великой Победы. Я не могла не затронуть и эти события. Это наша история, наша память.

Работая над этой темой, я побывала в музее, познакомилась там с краеведческим материалом, прочитала ряд книг про традиции, обряды, фольклор своего родного края. В музее «Истоки» МБОУ «Нижнедевицкая гимназия» находятся экспонаты и документы времен установления Советской власти в Нижнедевицке, времен Великой Отечественной войны. Я считаю, что всем, кому не безразличен свой родной край, надо знать и чтить традиции своего села, района. Это помогает лучше узнать о жизни наших предков, сравнить ее с современностью.

Мне интересно было работать в музее, с архивным материалом, читать старые подшивки газеты «Ленинский завет», письма участников войны и их воспоминания. Знать историю своего народа – долг каждого человека. Надо чтить память наших предков, учиться у них трудолюбию, любви к Родине, верности.

Использованная литература

  1. «Воронежский литературный сборник, повременное издание», издаваемый Н. Гардениным под редакцией П. Малыхина. Воронеж, 1861 год
  2. Фольклор Воронежской области. В.А. Тонков. Воронежское областное книгоиздательство, 1949 год
  3. Ф. Поликарпов. Бытовые черты из жизни крестьян села Истобное, Нижнедевицкого уезда, Воронежской губернии. «Свадебные обряды и песни», «Памятная книжка Воронежской губернии на 1906 год».
  4. В. Тонков. Из истории собирания и изучения фольклора в Воронежской области. «Литературный альманах». Альманах Воронежского отделения ССП, 1945 год
  5. Материалы районного краеведческого музея и музея гимназии «Истоки»
  6. Подшивки газеты «Ленинский завет».
  7. Материалы районного архива
  8. Воспоминания старожилов
  9. Подшивки районной газеты «Ленинский завет»
  10. Семейный архив Шепель О.Н.