СПЕКТАКЛЬ О ЛЮБВИ

О спектакле Театра Виктюка «Беглецы» 

На фестивальной сцене Маршака состоялся спектакль «Беглецы» Театра Виктюка -  по книге Ульфа Старка. У. Старк – один из самых известных в мире детских писателей, обладатель многих литературных премий, среди которых премия его соотечественницы Астрид Линдгрен. А.  Екатерина Корабельник – режиссер спектакля «Беглецы».

В свое время рассказанная писателем для детей и подростов история, по ее словам, «царапнула» Екатерину. Так пришел замысел проекта, выстраданного и любимого, одного из трех в этом ряду. О чем этот спектакль? «Этот спектакль о любви», - говорит Екатерина.

Мальчик Готфрид ходит с отцом по воскресеньям навещать своего деда Готфрида в больнице. Это необходимо обоим -  деду и внуку. Дед Готфрид живет воспоминаниями о любимой жене, которой не стало на этой земле, и скучает по дому, где прожил счастливую жизнь. Оттого он злится на весь свет и только с внуком становится прежним. Ну, а маленький Готфрид просто любит своего непоседливого и сердитого деда!

Как сказала Екатерина, в театре роль внука играют два юных актера – подросток Артем Бажутин и девятилетний Ваня Новоселов. Два разных возраста, а, следовательно, два разных спектакля - поэтому москвичи ходят на «Беглецов» дважды. Ну, а зрители фестиваля познакомились в этой роли с Ваней Новоселовым. 

… Дед и внук решают устроить побег из больницы. Неожиданно, им это удается. На сцене герои весело и с озорством, на радость детской, да и взрослой публике, преодолевают все препятствия! 

 «Спектакль не должен быть скучным, и уж, конечно, никакой назидательности», - говорит режиссер, - хороший спектакль – это всегда диалог». Мы, зрители, верим и соглашаемся с ней: да, конечно, никакой назидательности, да, диалог -  в секунду забывая собственную очень частую практику общения в семье. Пятнадцать лет Е. Корабельник отдала работе с детьми и подростками, и видит именно в этом свою театральную миссию: «Мы призваны спасать людей – ну, как хирурги, только от других напастей. И спасать взрослых будущего, разговаривая именно с сегодняшними подростками. Это важно. Поэтому мы разговариваем с детьми на всякие, даже самые сложные и неудобные темы». Конечно, тема отношений в семье  - одна из самых трудных.  И спектакль об этом!

… Кроме дедушки, у мальчика есть мама и папа. Они совсем не плохие родители – всегда позитивны с сыном, честно выполняя свой родительский долг. Но есть ли тут место любви?

«Хочу, чтобы взрослые вернулись в семью, - продолжает режиссер, - Мы будем счастливы и жить мирно, когда будем любить своих детей больше всего на свете. И я все делаю для этого».

…  Да, папа Готфрида совсем не похож на любящего отца, а при встрече с раздраженным дедом, своим постаревшим отцом, он почти сразу замолкает. Но при этом у него такие грустные глаза! Когда-то он тоже нуждался в отцовской любви… Теперь все повторилось с его сыном.

К концу спектакля все пронзительнее звучит тема ухода - деда Готфрида не стало. И все же финал «Беглецов» обнадеживает. В малыше Готфриде зреет подростковый бунт. Он больше не хочет терпеть равнодушия родителей. Ведь только поэтому их так легко оказалось обмануть. Но малыш не хочет так! Благодаря своему деду, он научился любить, но еще совсем не привык врать и изворачиваться! И, кажется, этот искренний бунт помог наконец отцу малыша что-то понять про себя и про сына, а заодно увидеть другими глазами уже готовящегося навсегда уйти старого отца.

Говорите, и вас должны услышать, - будто призывают создатели спектакля и взрослых, и детей к диалогу. Хороший и серьезный спектакль окончен. Скажем его талантливым и честным создателям спасибо! 

Текст – Алла Яровая

Фото - Андрей Парфенов