Спаситель Никольского храма и православных душ

Здесь представлена работа в номинации «История моей малой родины» конкурса «Наследие предков – молодым» 2022 г. Автор – Елена Бугакова. Научный руководитель: Н. И. Сотникова. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

Наша страна славится большим количеством православных церквей. Сохранились даже со временем Святой Руси. А все потому, что наш народ правильно верил и славил Бога.

На данный момент подрастающее поколение наиболее нуждается в формировании духовных и нравственных качеств. А сделать это можно на основе традиционной для Отчизны православной культуры.

Выбор темы связан с необходимостью знать учащимися, учителями, жителями историю нашего храма, а также священнослужителя, который совершал благие дела.

Актуальность работы заключается в обращении к богатейшему духовному наследию православной культуры.

В начале своей работы хочу познакомить с памятником архитектуры федерального значения, который является гордостью нашего небольшого села Колбино Воронежской области.  Рис. 1 и Рис. 2.

«Церковь Николая чудотворца в селе Колбино каменная, с колокольнею, построена в 1786 г. на место прежде бывшей, упоминаемой в 1712 г. Земли пахотной 33 дес., сверх того, помещиками слободки Сасовки отмежевано 16 ½ дес. пахотной, всего 49 ½ дес., из коей большая часть неудобна к обработке. Прихожан 610 душ; в приходе, кроме села Колбина, слободка Сасовка. К этой церкви приписана Пятницкая церковь села Прилепы, где есть свой причт.[1]»

Церквушка не очень большая, но красивая. На шпиле увенчан золотой крест, который видно за 3 километра. Даже в пасмурную погоду наш храм сияет. Дворик храма украшен зеленой травкой и полевыми цветами.

Декор фасада характер для позднего стиля барокко. Иконостас относится к рубежу XIX-XX веков. Рис. 3. Также сохранились настенные масляные образы святых. Рис. 4. Зайдя внутрь, попадаешь в другой мир. Свечи освещают путь к иконам. Вдалеке слышится чтение молитв, а как пахнет ладаном и воском! Люди всегда доброжелательны, настоятеля храма Иоанна почитают.

Храм хранит много реликвий, учитывая, что с 1937 года находился под замком. Сначала его использовали как склад, потом поручили односельчанам снять колокола. Никто не смог решиться на этот поступок. Колокола снимал кузнец с соседней деревни Гринев. Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации села, немцы держали в нем советских военнопленных. Рис. 5

Судя по Рис. 6 можно сделать вывод, что 1942 году были произведены захоронения венгерских солдат. В советское время нет источников, в которых бы говорилось, что это кладбище существовало. И только в 2001 в результате раскопов остатки были перезахоронены в селе Болдыревка.

Долгожительница села Мария Ивановна Болдырева помнит, как мадьяры держали в храме зимой лошадей, боясь, что они замерзнут, укрывали их одеялами.

Дочь того самого спасителя храма вспоминает: «Нельзя было разговаривать об этих захоронениях. Но все знали, где оно находится, и обходили стороной, в память о погибших, ведь не все пришли сюда по доброй воле, многих заставили».

И только в 1943 году 14 января прозвучал звон колокола на всю деревню. В престольный праздник «Михайлов День» в 2008 году Божественную литургию совершил сам митрополит Воронежский Сергий. Осветив эти звонкие колокола.

В 2006 году наша церковь попала под федеральную программу «Культура России 2012-2018 годы». И была полностью отреставрирована. Документальной информации, как выяснилось, не много.

Далее работа посвящена настоятелю Никольского храма священнику Ивану Семеновичу Канищеву. Основная его деятельность на духовном поприще пришлась на годы, когда было принято не говорить об этом вслух.

Как же все начиналось?

Родился Иван Семенович в 1931 году, подростком хлебнул горести фашистской оккупации. В 1948 году с отличием закончил Новосолдатскую семилетнюю школу. В 1950-1951 годах обучался на курсах механизаторов в Кантемировской школе механизации сельского хозяйства и получил специальность механика-комбайнера. До 60 года работал на полевых участках Истобное, Краснолипье, в сельхозартеле «Заветы Ильича». В 60-е годы почти все храмы в Репьевском районе находились в плачевном состоянии, использовались не по назначению. Так как он вырос в глубоко верующей семье, душа страдала его от боли. Мириться с культурной гибелью, безверием и бездуховностью он не мог. Иван Семенович принимает решение - трудиться на ниве Христовой. В разгар уборочной страды он уезжает поступать в духовную семинарию в Киев, но семинарию там закрыли. Ему посоветовали ехать в Одессу. К тому времени экзамены уже завершились, но он добился встречи с влиятельным лицом семинарии и ему разрешили сдать экзамены.

После окончания духовной семинарии Указом Управляющего Воронежской Епархии 21 августа 1964 года его назначают настоятелем Никольской церкви.

В то время это была единственно действующая церковь в округе. Храм посещали жители с. Платавы, Усть-Муравлянки, Тернового,  Березово, ехали из других районов и городов на богослужение в Никольский храм. Настоятель организовал ремонт храма, сначала были проведены внутренние работы, затем храм был отремонтирован снаружи. По тому времени это было сделать нелегко. В трудные минуты своей жизни за помощью к священнику обращались не только жители села, но жители городов и сел. Он писал им письма, находил слова утешения. Долго он поддерживал связь с жителями нашего села, которые иммигрировали в Канаду. А это не поощрялось.

Сложными были  отношения между церковью и властью. Неоднократно его вызывали на заседание административной комиссии.

В 1977 году храм был временно закрыт по надуманному предлогу (отец Иоанн отслужил панихиду на могиле покойной матери, а можно было только в церкви). Священник Иоанн продолжал службу в других храмах Воронежской Епархии.

В первый день лета 1994 года митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий вновь назначил отца Иоанна настоятелем Никольского храма, в котором он продолжал служить до августа 2001 года.

За свою трудовую и духовную деятельность имеет духовные и светские награды. Более подробная иллюстрационная информация представлена на Рис. 7-11.

В заключение хочу отметить значимость данной темы для меня лично, священник Иоанн венчал моих обеих бабушек и дедушек, моих родителей и крестил меня, в своем доме, так как в храме было очень холодно. Могила его находится около храма. Его маленький домик хранит в себе святую память. А мы храним память об отце Иване.

Приложения

Рис. 1 Храм сбоку, в настоящий момент.

o.jpg

Media Folder: 

Рис. 2 Лицевая сторона храма  в настоящий момент.

2.jpg

Media Folder: 

Рис. 3 Иконостас с последующими подновлениями

3.jpg

Media Folder: 

Рис. 4 Маслянная живопись

4.png

Media Folder: 

Рис. 5 Фото во время оккупации села

5.png

Media Folder: 

Рис. 6 Кладбище венгров

6.jpg

Media Folder: 

Рис. 7 Настоятель храма Иоанн

7.png

Media Folder: 

Рис. 8  Свидетельство настоятеля об обучении

8.png

Media Folder: 

Награды отца Иоанна

nar_1.png

Media Folder: 

nag_2.jpg

Media Folder: 

nag_3.png

Media Folder: 

Список используемой литературы

  1. Энциклопедия Воронежской области, Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края – 2008, Т-II, с. 149 - 150.
  2. Личный фонд В. А. Прохорова. Копия документа из ГАВО. Ф. 229
  3. Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886 г.). - Воронеж, 1886. С. 81
  4. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Интернет  ресурсы

  1. Воронежский исторический форум История Воронежской области Воронежская область Репьевский район
 

[1] «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.