«Софья Панина и Роза Землячка. Место в истории»

Здесь представлена работа победителя конкурса «Наследие предков – молодым» 2019-2020 гг. в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом». Автор – Екатерина Лаврентьева. Научный руководитель: Козберг Ирина Иосифовна. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

Актуальность темы моей работы связана с возросшим интересом к событиям столетней давности на рубеже 19-20 веков. В переломную эпоху наиболее ярко проявляется роль личности в истории и актуальным является исследование их биографий, влияющих на происходящие события. Вот такими неординарными личностями и являются мои героини.

Однажды столкнувшись с историей чьей-то жизни, настолько ею проникаешься, что она еще долго-долго тебя не отпускает. Так произошло и со мной – как-то посмотрев фильм о графине Паниной, а затем прочитав статью о революционерке Розе Землячке, мне захотелось проследить судьбы этих двух женщин, выяснить их роль в истории нашей страны, поддержать некий очаг памяти об этих женщинах.

Даже еще несколько десятилетий тому назад исследователи прошлого редко задумывались над этим вопросом – женщины в судьбе России…. Хотя никто и не оспаривал того факта, что в истории России – богатой именами выдающихся правителей, дипломатов, просветителей, деятелей культуры – немало женских имен. В этой работе я хочу проследить две жизни, две женских судьбы. Сравнивая судьбы двух женщин, мне хотелось бы напомнить о незаслуженно забытой женщине, просветителе, меценате – Софье Паниной и рассказать о другой женщине – Розе Землячке, революционерке, советском партийном и государственном деятеле, современнице Софьи Паниной, память о которой увековечена в названии улиц многих городов. Кем же были эти две женщины, и какую память о себе они оставили в истории нашей страны?

Софья Панина и Роза Землячка. Их взросление не связано с лишениями, они обе стремились к знаниям и получили их, они обе были уверены, что стране необходимы преобразования. Но почему путь к этим преобразованиям у каждой оказался свой? Как Роза Залкинд стала оружием массового убийства?

«Красная» графиня Софья Панина и Розалия Залкинд, известная как «фурия красного террора», родились в одну эпоху – в последней трети 19 века.

1. Детство и юность Софьи Паниной

Софья Владимировна Панина родилась 23 августа 1871 года в Москве. Внучка министра юстиции В. Н. Панина и промышленника С. М. Мальцова лишилась отца, когда ей не исполнилось и года. До 11 лет Софья прожила вместе с матерью в подмосковном имении своего покойного мужа. Но вскоре Анастасия Сергеевна собралась вновь выйти замуж за земского деятеля Ивана Петрункевича, не обладавшего ни богатством, ни званиями, но преследуемого властями за свои политические взгляды. Родня с обеих сторон – и Мальцовы и Панины – были обеспокоенны тем, что девочка может унаследовать либеральные взгляды матери и ее мужа. К тому же родственники опасались, что деньги, выдаваемые на содержание девочки, могут пойти на революционную пропаганду. Бабушка Софьи пустила в ход все свои придворные связи. По личному указу Александра III ребенка отняли у матери и передали на попечение бабушки, графини Наталии Павловны Паниной и дяди генерал-лейтенанта Владимира Васильевича Левина. Это было неслыханно в то время.

Волевым решением бабушки Софью определили в училище благородных девиц ордена св. Екатерины. Воспитанниц готовили к миссии «добрых и полезных матерей семейств». Обучение длилось 6 лет. Все эти годы Софья проводила все праздники и каникулы с бабушкой: либо в Петербурге, либо в одном из многочисленных имений под бдительным присмотром специально приглашенной французской воспитательницы.

Но ничто не могло заставить ее изменить усвоенные с раннего детства демократические убеждения. Не по годам серьезная девушка сохранила самые нежные отношения с близкой ей по духу матерью, стараясь в тоже время не огорчать и строгую бабушку. Софья Владимировна была единственной наследницей огромного состояния – имений в Подмосковье, Смоленской, Воронежской губерниях и в Крыму.

А как же проходило детство и юность второй нашей героини – Розалии Залкинд?

2. Детство и юность Розалии Залкинд

Розалия родилась 20 марта 1876 года в семье купца 1-й гильдии Самуила Марковича Залкинда. Он владел в Киеве отличным доходным домом, а его галантерейный магазин считался одним из самых лучших и больших в городе. Он очень хотел вывести своих детей (двух сыновей и дочь) в люди и вывел – они выучились и стали инженерами и адвокатами. Но, увы, мыслили не совсем так, как хотелось отцу. Благополучие своей родной страны они видели в революции, даже в ее крайних и самых уродливых формах. Все дети Самуила Залкинда побывали в царских тюрьмах. Так что купец первой гильдии то и дело вынужден был вносить залог, беря на поруки то одного, то другого сына. Но более всех в семье любили Розу. Она всегда хорошо училась, была самая способная, самая нетерпеливая, самая проницательная, и даже братья признавали это. Роза не искала, подобно своим гимназическим подругам, счастья в удачном замужестве, ей хотелось посвятить свою жизнь бедным людям. Она видела, как тяжело живется рабочим в Киеве. Она понимала, что существующий строй в России изжил себя. Она искала. Искала применения своим силам. Но единомышленников она нашла не сразу. Одни казались ей излишне наивными, вторые – бестолковыми, третьи – романтичными.

В 1894 году Роза окончила местную гимназию и за высшим образованием отправилась во Францию в Лионский университет получать специальность медика. Отец и мать Розалии предпочли бы, конечно, видеть свою дочь обеспеченным человеком и счастливой матерью семейства, но…. Девочка решила изменить порядки в стране, в которой она родилась и жила. Решающим моментом в жизни Розалии было ее заочное знакомство с В. Лениным. Еще учась в университете, знакомый студент дал ей прочитать брошюру В. Ленина «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?», которая произвела на Розалию огромное впечатление. Студент сказал ей, что автором этой брошюры является некий Владимир Ульянов – руководитель петербургских марксистов. В своей брошюре он утверждал, что разрозненную экономическую войну рабочих нужно превратить в организационную войну против капиталистического угнетения и что воевать надо не против личностей, не против отдельных эксплуататоров, а против всего класса буржуазии. Поставленная автором цель и предложенные им средства к ее достижению вполне убедили Розу в правильности избранного автором пути. Только сойдясь с марксистами, она увидела в них родственные души.

Но вернемся к графине Софье Паниной.

3. Благотворительность и политическая деятельность Софьи Паниной

В 1890 году самая богатая невеста России Софья Владимировна Панина по благословению своей бабушки вышла замуж за молодого богача Александра Половцева, сына петербургского сановника А. А. Половцева. На их бракосочетании присутствовал весь цвет (как бы сейчас сказали – весь бомонд) петербургской знати, а посаженным отцом на свадьбе был сам Александр III, троюродный брат жениха. В приданое от бабушки Софья получила респектабельное крымское имение Гаспру. Но семейная жизнь супругов не заладилась, и вскоре брак закончился разводом. Софья после неудачного замужества возвратилась в дом бабушки-графини, вернув себе титул и родовое имя и отрешившись от развлечений светского общества, с энтузиазмом стала воплощать в жизнь свои проекты. По воспоминаниям самой Софьи Владимировны, решающим моментом в ее жизни была встреча в 1890 году с замечательной женщиной, учительницей начальной школы – Александрой Васильевной Пешехоновой. Первым их совместным проектом стало открытие в 1891 году столовой для детей из семей малоимущих рабочих. Для столовой графиня С.В.Панина сняла помещение в доме на углу речки Лиговки и Обводного канала, оплачивала жалованье заведующей. Столовая постепенно обрастала новыми отделами с воскресными чтениями и с музыкальными вечерами. По выходным в заведение стали приходить взрослые, для которых Панина устроила вечерние классы. Это предприятие требовало все больше средств, все больше помещений и все больше персонала. Постепенно к двум женщинам присоединялись отдельные добровольцы. Панина полагала, что одного просвещения мало, недостаточен также благоустроенный труд. Решающим в жизни человека, по ее мнению, является не труд, а досуг. Только в часы досуга есть место «для всего того, что превращает робота в человека и человека в личность» [1] – говорила Софья Панина. Она поставила перед собой «задачу какого-то нового симбиоза просвещения, развлечения и воспитания человека. Этот симбиоз и есть то, что мы называем культурой» [1] – писала Панина.

В 1900 г. Софья Владимировна приступает к одному из самых значительных своих проектов. Она приобретает участок на далекой петербургской окраине на Лиговке для строительства Народного Дома. Это место было известно своими грязными, глухими улицами и деревянными покривившимися домишками. Строительство велось по проекту и под руководством известного архитектора Юлия Юрьевича Бенуа. И вот, спустя три года, вырос чудный замок с громадными светлыми окнами и с причудливой башней. 12 апреля 1903 года состоялось открытие Народного Дома. Как писали газеты тех лет – «этот дом должен отвлечь местное население от трактира и кабака, где до сих пор проводили рабочие все свободное время» [2].  Там были и мастерские для мальчиков, и читальня, и прекрасная библиотека, и зоологический музей, и столовая, и астрономическая обсерватория, расположившаяся в изящной башенке, и даже общественный театр с превосходной труппой, игравшей русскую и европейскую классику. Городская Дума официально засвидетельствовала графине глубокую признательность «за труды и пожертвования на пользу народного образования в Петербурге» [2]. Народный дом графини Паниной стал методическим центром для всех подобных домов России, а их к тому времени было 316. В 1914 году, с началом первой мировой войны, большую часть дома занимал лазарет, тут же происходит распределение помощи семьям мобилизованных. Жизнь вокруг все более политизируется и Софье Владимировне никуда от этого не деться. Она избирается в Петербургскую думу и в мае семнадцатого года становится товарищем министра государственного призрения, а в августе – товарищем министра народного просвещения. Она является первой женщиной в мировой истории, которая занимала правительственную должность такого ранга в 20-м веке. На этом посту и застала ее Октябрьская революция. В первый же день после революции Панина распорядилась все имеющиеся в ее министерстве наличные деньги положить в банк на имя Учредительного собрания. Но Софью Владимировну арестовывают и предъявляют обвинение в расхищении и растрате народного имущества. Состоялся суд. Возмущенный зал шумел, а один из фабричных рабочих по роду занятий и эсер по политическим убеждениям, Иванов Н. И., произнес пламенную речь в защиту Паниной, которая еще в годы царского режима, не жалея сил, трудилась ради повышения образования и культурного уровня простого народа. Эта графиня не убоялась «пота и дыма», лично проводила с ними занятия, «зажигала в рабочих массах святой огонь знаний» [3] – говорил в своей речи Иванов. За это графиня и была прозвана в народе «красной графиней». Такая женщина не может быть врагом народа, а может быть лишь его верным другом. Еще раз напомнив судьям о всенародной известности Паниной, рабочий обратился к суду с мольбой: «Не опозорьте себя, революцию, русский народ обвинительным приговором» [3]. В свою защиту Панина сказала следующее: «Меня лучше всего поймут солдаты. Солдаты, которые знают роль часового, знают, что часового никто не может снять с поста, кроме того, кто его поставил. Я была таким часовым при Министерстве. Меня поставил народ, и отдать отчет, возвратить деньги я могу только народу, только ему законному представителю – Учредительному Собранию. Так я и сделаю» [3]. После заседания ревтрибунала она была отправлена в тюрьму.

Графиня вышла на свободу только после того, как ее друзья передали ревтрибуналу почти 93 тысячи рублей в качестве выкупа.

Обретенная свобода оказалась формальной, вернуться в Народный Дом оказалось невозможно: «Я бы дорого отдала за то, чтобы никогда с этой окраиной не расставаться, но, освободив меня из тюрьмы в 1917 году, мой город смог мне предложить только трудную и долгую жизнь без него, вдали от него…» [1].

Еще один Народный дом Панина открыла в городе Валуйки, в нем по ее приглашению выступали К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин, В. Л. Дуров, В. Ф. Комиссаржевская и другие; читали лекции профессора. В Валуйском уезде, где у Паниной было крупное имение, она совместно с земством построила ряд начальных школ, содействовала открытию образцовой больницы (1907 г.) и кумысолечебницы для больных туберкулезом (1912 г.) в слободе Вейделевка, Степной биологической станции неподалёку от неё (1908 г.; действовала она до 1920 года).

Сколько бы ещё хорошего могла сделать эта женщина, если бы её оценили по достоинству. Но, у истории нет сослагательного наклонения, и произошло то, что произошло.

Опасаясь преследования, Софья Владимировна была вынуждена покинуть Россию. Все её имения и миллионы, конечно, пропали. Не имея собственной квартиры, она переезжала от одних знакомых к другим. В руках у нее был небольшой чемоданчик, которым ограничивалось всё её земное имущество. Сначала она эмигрировала в Чехословакию, где находилась тогда значительная часть русской эмиграции. В 1918 Панина перебралась в Финляндию, оттуда в Англию. В 1920 году она уехала в Чехословакию, в 1938 – в Америку. В Чехословакии графиня Панина сразу же занялась помощью русским беженцам. Во время второй мировой войны Софья Владимировна организовала помощь для советских военнопленных. До конца своей жизни она оставалась исключительно веселым, жизнерадостным и деятельным человеком – в эмиграции не только содержала себя и своих родителей, но и всегда помогала другим, пользовалась огромным авторитетом в русской эмигрантской общине.

Софья Владимировна прожила долгую, яркую, насыщенную жизнь.

Скончалась она 13 июня 1956 года в возрасте 85 лет в США и была похоронена на кладбище Ново-Дивеевского монастыря вблизи Нью-Йорка.

А как же проходила жизнь Розалии Землячки?

4. Политическая деятельность Розалии Землячки

Не окончив Лионский университет, Розалия вернулась на малую родину в Киев. Откинув все сомнения, Роза вскоре вступает в киевскую социал-демократическую организацию. Так началась её активная революционная деятельность: пропагандистская работа и вовлечение рабочих в социал-демократическое движение, в сознательную классовую борьбу. Розалия Залкинд стала профессиональной революционеркой.

Год спустя ее арестовывают. В донесениях агентов киевской охранки указывалось, что дочь купца первой гильдии читает рабочим лекции о революционном движении и вышивает красное знамя для первомайской революции. Уйти от тюрьмы не удалось. Тюрьму сменила ссылка в Сибирь. В ссылке Розалия вышла замуж. Но вскоре она бежала из ссылки одна, муж остался в Сибири и вскоре умер. Три года в Сибири сделали из революционерки озлобленного борца за права рабочих и крестьян.

В 1901 году Розалия Залкинд отправляется в Швейцарию, чтобы лично отрекомендовать себя перед Ульяновым. Она становиться агентом ленинской газеты «Искра», которую он подпольно издает в Европе. Между двумя революционерами завязываются приятельские отношения. Ульянов с удовольствием принимает у себя соотечественницу – землячку. Тогда-то она и возьмет себе этот псевдоним.

По возвращении в Россию в 1905 году Землячку ввели в руководство московского комитета РСДРП. Она активно участвовала в организации смуты 1905 года, в декабрьских боях в Москве и зарекомендовала себя ответственным исполнителем даже самых сложных поручений. Возможно, именно поэтому, по указанию Ленина в 1920 году Розалия Землячка, как представитель советской власти, направляется в Крым для наведения порядка с практически неограниченными полномочиями.

В своих инструкциях Ленин писал: «ищите людей потвёрже». В твердости Землячки, которую он знал много лет, Ленин не сомневался. В Крыму она стала секретарём Крымского обкома большевистской партии и вместе с венгерским революционером Белом Кун возглавила жестокую расправу в каждом городе и поселке. Они придумали гениальный ход, чтобы уничтожить не только пленных, но и тех, кто находился на свободе. Был издан приказ: всем бывшим военнослужащим царской и Белой армий необходимо зарегистрироваться — фамилия, звание, адрес. За уклонение от регистрации — расстрел. Не было только уведомления, что расстреляны будут и все, кто пришел регистрироваться...

С помощью этой поистине дьявольской уловки было выявлено дополнительно еще несколько десятков тысяч человек. Их брали по домашним адресам поодиночке ночами и расстреливали без всякого суда — по регистрационным спискам. Началось бессмысленное кровавое уничтожение всех сложивших оружие и оставшихся на родной земле.

Приговаривали к расстрелу не только офицеров белой гвардии, но и не принимавших участия в боях, инвалидов, глубоких стариков и солдат, а также гражданских лиц. Тела расстрелянных людей лишь слегка присыпали землей. Некоторых хоронили заживо, и они стонали по ночам. Такого массового уничтожения людей Россия не знала до тех пор за всю историю. Расстреливали из пулеметов (из винтовок не успевали), рубили шашками, топили в море группами в баржах и мелких судах, вешали на деревьях. В это время у нее появился партийный псевдоним – Товарищ Демон. Позднее лучшую характеристику Залкинд дал Александр Исаевич Солженицын, назвавший ее «фурией красного террора».

Точное число погибших в Крыму до сего дня не установлено: по мнению крымского краеведа Петрова, число убитых составило – 20 тысяч человек; по официальным советским данным до 52 тысяч человек; историк Сергей Мельгунов в своей книге «Красный террор в России, 1918-1920 гг.» приводит цифру – 120 тысяч человек [4]. Конечно, в этом вопросе окончательно не поставлена точка. По мере появления и обнаружения новых документов, будут появляться новые достоверные факты.

Вести о событиях в Крыму стали доходить и до Москвы, но Ленин не думал прекращать вакханалию Землячки, ведь она воплощала в жизнь его слова о диктатуре, которая «есть власть, опирающаяся на насилие и не связанная никакими законами».

Массовые убийства получили такой широкий резонанс, что ВЦИК создал специальную комиссию по расследованию. И тогда все «особо отличившиеся» коменданты городов представили в свое оправдание телеграммы Розалии Землячки, подстрекающие к массовым расправам. В конце концов, ее пришлось убрать из Крыма.

В 1921-1924 годах Землячка была секретарем райкома партии в Москве.

Долгие годы Землячка руководила органами партийного и советского контроля. Один из ветеранов партии так оценивал ее качества: «Кого полюбит – для тех землячка, кого невзлюбит – для тех болячка».

Она была награждена многими знаками отличия: Орденом Красного Знамени, двумя Орденами Ленина, медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Ее не коснулись ни партийные чистки, ни репрессии. Получив квартиру в знаменитом доме на набережной, где проживали представители партийной и советской элиты, Розалия Самуиловна тут же принялась писать доносы на соседей.

Умерла Землячка 21 января 1947 году в возрасте 70 лет. Её прах погребен в Кремлевской стене.

Заключение

Две жизни, две судьбы… Обе были людьми твердых убеждений и принципов, обе хотели преобразований в стране, но пути и методы этих преобразований у каждой были свои.  

Все интересы Софьи Паниной были сосредоточены на вопросах просвещения и общей культуры, по ее глубокому убеждению, «только они могут дать прочную основу свободному политическому строю» [1]. Несмотря ни на какие потери и скитания вся ее жизнь была наполнена начинаниями, свершениями и надеждами.

Софье Паниной пришлось покинуть Россию, а в это время там уже появились новые герои.

Роза Землячка стремилась «освободить, раскрепостить» народ. Вся ее жизнь была отдана партии. Изо дня в день выполняла она свою будничную работу, по её глубокому убеждению, на благо своей страны. В молодости ей хотелось стать врачом и быть полезной людям, но за этим стремлением скрывалась более высокая для неё цель: не только самой подняться на какую-то ступень, но и подняться со всем обществом, причём любым путем, пусть даже и жестоким. Такие люди как Роза Землячка не мыслят себя вне общества и всегда пожертвуют личными интересами ради интересов общества, ради которого живут и работают.

Эти две женщины, будучи классовыми врагами, противниками, обе вошли в историю, но память о них сохранилась разная.

Порой история бывает очень странной. Она кого-то любит и привечает, а кого-то не видит и не помнит.

Сохранились воспоминания легендарного исследователя Арктики, доктора географических наук, контр-адмирала, дважды Героя Советского Союза Панина И. Д.: «Говорят, у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Не знаю, у кого как, но у меня такой ангел-хранитель был – Розалия Самойловна Землячка. Знал я её не один десяток лет. И добрым её отношением не злоупотреблял. Во всяком случае, лично для себя я ничего не просил у этой на редкость чуткой, отзывчивой женщины. Она прожила нелегкую жизнь, испытала и царские застенки, и тюрьмы, не раз смотрела смерти в лицо. И сколько я её помню, работала, не жалея сил» [5] – писал он в своей книге «Лед и пламень». Есть и воспоминания соратника Землячки, большевика Султан-Галиева: «Землячка – крайне нервная и больная женщина…. В Крыму буквально все работники дрожали перед ней, не смея ослушаться хотя бы самых её глупых или ошибочных распоряжений». Автора этих строк посадили и расстреляли, а Землячку чистки не коснулись – она сама занималась этой чисткой, наводя страх на парторганизации, приезжая с проверкой.

Одна из высших должностей, которую она занимала, – зам. Председателя Совета народных комиссаров СССР.  По-нынешнему – вице-премьер.

В городах России сотни улиц носят имя Розы Землячки. Сразу после ее смерти в 1947 году, ее именем назвали улицу в центре Москвы. Правда, в 1994 году улице вернули прежнее историческое название – Большая Татарская. Но это решение было принято не сразу и не просто.

В последнее время мы все больше и больше узнаем новые подробности событий столетней давности. В связи с этим возникает все больше споров: надо ли убирать старые названия и стоит ли вернуться к историческим названиям улиц? Эти споры начались в 90-е годы и не утихают до сих пор. В 1992 году на заседании Московского правительства был поставлен вопрос о возвращении исторических наименований Московским улицам. В результате было принято решение Президиума Моссовета от 13.04.1992г №30, в котором говорится: «В целях возрождения исторического облика города и очищения его от конъектурных наименований, президиум Московского городского Совета народных депутатов решил – вернуть перечисленным в приложении к решению площадям, улицам и переулкам их прежние названия». В этом многочисленном списке есть и улица Землячки. Но все оказалось не так просто. Противники возвращения московским улицам исторических названий обратились с жалобой к тогдашнему министру культуры Е. Ю. Сидорову, и тот 7 июня 1993 года отправил занявшему в то время должность мэра Москвы Ю. М. Лужкову правительственную телеграмму. В ней он просил принять все зависящие от мэра меры и своею властью не допустить свершения, как он говорил, этого «безумия». Но почему-то министр принял во внимание мнение только одной стороны и проигнорировал мнение другой и уж что совсем не допустимо, призвал руководителя города применить власть и силу. Надо сказать, что Лужков был против возвращения исторических названий.

К этому вопросу вернулись летом 1994 года. На заседании Московского правительства он сказал, что «все эти переименования встали поперек горла» и что «он лично не хочет иметь к этому никакого отношения» и призывает правительство самим определиться с этой проблемой, то есть утвердить или отменить решение Моссовета о переименовании улиц. Прошли горячие дискуссии и опять мнения в правительстве разделились. Тогда Лужков принял решение посоветоваться с москвичами, провести опрос и уж после этого принять окончательное решение.

Опрос был произведен центром изучения общественного мнения. На вопрос: «Вы бы поддержали или не поддержали решение о том, чтобы вернуть старомосковские названия всем улицам?», ответы распределились так:

Поддержал бы – 58%

Не поддержал бы – 28%

Затрудняюсь ответить – 14% 

На этом вопрос был закрыт. 25 октября 1994 года было выпущено постановление Правительства Москвы за №968, в котором Правительство Москвы постановляет привести названия улиц в соответствие с принятым ранее решением от 13.04.1992 №30.

И в нашем городе есть улица, названная в честь Розы Землячки. Но вопрос о переименовании именно этой улицы в нашем городе не вставал.

В Москве, на доме, в котором она работала в 1921-1924 годах, висит памятная табличка с надписью «в этом доме работала выдающийся деятель советского государства Р. С. Землячка». Наконец похоронена она в кремлевской стене на Красной площади. И это в память о человеке, по вине которой погибли тысячи людей.

«Красная» графиня Софья Панина почти забыта. Могила ее в Нью-Йорке утеряна, в ее честь не названа ни одна улица, разве что в бывшем ее Народном Доме, больше известном как Дворец культуры железнодорожников, установлена мемориальная доска в память о героической графине. Справедливости ради надо сказать, что до последних дней Софья Владимировна хранила письма людей, прошедших через Народный Дом, среди которых есть такое: «Мой отец был крепостной, я – конторщица. Примите низкий поклон от меня, как дочери того народа, раскрепощению которого Вы посвятили себя» [1].

И это вся память об одной из самых замечательных женщин России!

В заключении мне хочется сказать, что историк обязан беспристрастно излагать историю такой, какова она была на самом деле, хотя на эмоциональном уровне это не всегда получается. В своей работе я старалась поступать именно так: отбросить моральные оценки и исследовать жизнь этих двух совершенно разных женщин.

Поставив точку в моей работе, я как бы мысленно распрощалась с моими героинями. Но какая-то недосказанность все время не отпускала.

Спустя какое-то время я поняла – что же так не давало покоя моей голове! Это – горечь, обида и, наконец, страх повторения трагических событий 100-летней давности! Так хочется, чтобы уроки прошлого не прошли для нашей страны бесследно, чтобы мы помнили и делали выводы из трагических событий давно прошедших дней.

Литература:

1.Быков М. Розалия с колючками.-  журнал «историк»,выпуск №4,20.04.2015

2.Линденмейр Адель (перевод с английского Н.Масловой) Первый советский политический процесс: графиня Софья Панина перед Петроградским Революционным Трибуналом. - Всемирное слово.-2003.-С.82-90

3.Мельгунов С.П. Красный террор в России,1918-1923.- 2-е изд.-New York: Brandy, 1979.-204С.- ISBN 0-935874-00-3.

4.Молчанова М. Красная графиня Софья Панина – последняя представительница знатного рода.- исторический журнал для всех «дилетант».27.12.2017

5.Наумова-Чернышова С. Жизнь, наполненная смыслом. -  лобненский архивариус.- 02.04.2017

6.Панин И.Д.Лед и пламень.- М:Политиздат,1977.-416С

7.Панина С.В. На Петербургской окраине.- Новый журнал (Нью-Йорк).1957.-№ 48С.163-195,-Часть 1.№ 49С.189-203.-Часть 2.

8.Поздняков М. Товарищ Демон. Почему большевичку Землячку боялись даже ее соратники. - Статья из газеты «Аргументы и факты» №47,21.11.2012  

9.Щербаченко В.И. Графиня Софья Панина.- Исторический очерк.-

Ссылки:

  1 Панина С.В. На Петербургской окраине.- Новый журнал (Нью-Йорк).1957.- № 48С.163-195,-Часть 1.№ 49С.189-203.-Часть 2

  2Газета «Нива» №17 1903г., (статья «Народный дом гр.С.В.Паниной»)

  3Ларцева Наталия Васильевна «Дом графини Паниной»(http://www.sakharov-center.ru )

  4Статья «Ужас Революции. Розалия Землячка» (legend press.ru)

  5 Мельгунов С.П. Красный террор в России,1918-1923.- 2-е изд.-New York: Brandy, 1979.-204С.- ISBN 0-935874-00-3