«Слово о полку Игореве» и национальная идея России

Здесь представлена работа в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом» конкурса «Наследие предков – молодым» 2021 гг. Автор – Анастасия Вепрейчук. Научный руководитель: О. Н. Квасов. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

Более восьми веков не снижается интерес к «Слову о полку Игореве», произведению, которое, по единогласному мнению всех исследователей, является памятником литературы Древней Руси. «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности» – так говорил о нем А. С. Пушкин [2]. Однако это произведение совершенно уникальное и редкое не только с точки зрения литературы.

«Слово о полку Игореве» – наш культурный код, наша история и доблесть, наша слава и наша боль. Можно сказать, это главное произведение нашей цивилизации. Потому что речь в нем идет о чем-то большем, чем история военного похода и поражения. О том, без чего немыслима жизнь русского человека во все времена, – идее, объединяющей нацию.

Среди исследователей «Слова…» есть разные мнения, насколько это произведение светское, художественное, и насколько оно несет высокий духовный, идейный смысл. Многие исследователи считают, что именно идеологическая составляющая этого произведения гораздо важнее его литературно-исторических достоинств.

О чем нам повествует «Слово…»?

В основе сюжета этого произведения – неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. 

Событие совершенно рядовое для исторического периода конца XII века, когда на Руси царила феодальная раздробленность. Обыденным явлением были междоусобные войны князей-родственников, хотя причины их распрей выходили за рамки личных интересов и затрагивали кардинальные основы.  Древнерусское общество той поры было далеко от осуществления принципа «единой веры и единой меры». Главными центрами, участие которых в идейной борьбе описывается летописными источниками [3; 4], были Киев, Переяславль, Галицкая земля, Ростов, Новгород. В меньшей степени были задействованы Смоленск, Полоцк, Чернигов.  Политическое противостояние и идеологическое противоборство в начале и середине XII века привели в его конце к фактическому крушению великой Киевской империи. «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле […]. А князья сами на себя крамолу ковали». [1, ч. 5]

Аналогичные процессы происходили и в Европе. Также и Византия была разорена и ослаблена.

И войны, войны по всей земле, большие и малые, набеги, грабежи, пожары, смерть...

Чем же выделяется, казалось бы, совершенно стандартный поход против половцев ничем не примечательного князя Игоря Святославича из династии Ольговичей? Он терпит поражение, попадает в плен. Так почему именно об этом событии написано произведение, дошедшее до наших дней и не потерявшее своего глубокого смысла?

Главная идея «Слова о полку Игореве» 

Главная идея произведения связана с личностью его героя. Кто же он, князь Игорь?

Игорь Святославич Северский (1151-1202) – князь новгород-северский с 1178 г., князь черниговский с 1198 г. Сын князя Святослава Ольговича, внук Олега Гориславича. После смерти отца Игорь не получил удела. В конце 1160 – 1-й половине 1170-х гг. активно участвовал в княжеских усобицах, штурмовал Киев и помог двоюродному брату Святославу Всеволодовичу занять его. В 1184 г. участвовал в удачном походе на половцев.

В 1185 г. князь Игорь предпринимает самостоятельный поход на половцев, хочет «копье преломить на границе поля Половецкого» [1, ч. 1]. Зачем? Целью похода была Тмуторокань – большой город на берегу Азовского моря. Сюда сходились караваны из Булгара, каспийских стран и Средней Азии, здесь начинался путь в Византию. Когда-то этот город принадлежал деду Игоря Олегу, но уже давно был потерян русскими. Возвратив Руси Тмуторокань, Игорь не только получил бы возможность контролировать все эти земли и торговые пути, но создал бы новую державу на руинах Киевской Руси.

«В лето 6694 (1185), 1 мая, на память святого пророка Иеремии, в среду, к вечеру, было знамение в солнце, и стало так темно, что видны были звезды, а в очах у людей виделось все зеленым, и солнце стало как месяц, из рогов его как горящий уголь излучался; страшно было людям видеть знамение Божие». [4, с. 341].

Страшно было видеть знамение и дружине Игоря, хотя это были профессиональные воины, отважные, закаленные, повидавшие всё на свете. Не раз они мчались на коне навстречу выставленным вражьим копьям. Но – тьма посреди белого дня перед самым выступлением в поход?.. Не надо забывать, что это XII век, наполненный суевериями. Заставить воинов преодолеть страх мог только человек огромного личного мужества, которому безоговорочно верят, за которым идут безоглядно, до конца, на смерть. Таким и был князь Игорь.

В дополнение к своим воинским достоинствам отважного и смелого полководца, он был также человеком огромного личного мужества и чести, принципиальным и очень влиятельным. В подтверждение этого Ипатьевская летопись доносит нам историю о том, как могущественный князь Галицкий Ярослав Осмомысл изгнал своего законного наследника князя Владимира. Никто из великих князей не дал ему приют, один только князь Игорь Святославич. [3].  Он единственный бросил вызов Осмомыслу, которого все боялись. В те времена, когда родных братьев ослепляли или бросали в темницы, дать приют беглецу только потому, что он – брат жены, это было поступком сильной личности.

Со словами: «Лучше убитым быть, чем плененным […] с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона» [1, ч. 1] обращается князь Игорь к своей дружине и ведет ее навстречу погасшему солнцу.

Битва на Каяле 10-12 мая 1185 г.

Промчавшись по степям, русское войско с ходу вступило в бой и в первый же день «спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие» [1, ч. 3], а затем обратили их в бегство.

Однако уже на следующий день войско Игоря было со всех сторон окружено половцами, полки которых подходили, словно лес. И тогда все сошли с коней, решив: «Если поскачем — спасемся сами, а простых людей оставим, […] предав их, уйдем. Но либо умрем, либо все вместе живы останемся». [3]. Пешее русское войско двинулось с боем и ожесточенно сражалось весь день до вечера. Многие были убиты и ранены, в том числе князь Игорь, которого ранили прежде других, «и омертвела его левая рука» [3].

Решающее сражение произошло 12 мая. «Черна земля под копытами костьми была посеяна, и кровью полита; […] на третий день к полудню пали стяги Игоревы!» [1, ч. 5]. Часть дружины не выдерживает и бежит прочь. Первым бежал с поля битвы отряд ковуев – тюркских воинов, состоявших на службе у киевских и черниговских князей, а в походе 1185 г. выступавших как «черниговская помочь» [3]. Раненый князь Игорь бросается за ними, пытаясь возвратить струсивших ковуев, призывает вернуться. Но бесполезно. И тут наступает момент истины.

Подвиг князя Игоря

Помчавшись за воинами, покинувшими поле боя, князь сам был уже спасен. Ведь он мог с ними бежать, и его бы за это никто не осудил! В те далекие времена цена княжеской жизни была высока. Обычным делом было, когда русские князья, по-настоящему храбрые воины, которые сами ходили в атаки и рубились с врагами, в случае опасности легко бросали полки и спасали только свои жизни.

Все поняли бы Игоря, поступи он так же. Но он опять поступил иначе. Раненый князь повернул коня и бросился назад, в бой. Он не мог оставить своих. И это был подвиг. Самый настоящий подвиг и, может быть, самое главное дело его жизни.

Поднимая дружину в поход, князь Игорь произнес слова, которые создают нацию: «Лучше убитым быть, чем плененным». И лично показал, как надо: оторвавшись от предавшего войска, не бросил своих и вместе с ними вел неравный бой.

И хотя участь быть убитым миновала князя Игоря, он был пленен, а затем бежал из плена, его действиями руководило именно сознание того, что лучше убитым быть, чем плененным.

Когда пришли монголы, русские князья уже не бросали своих, а дрались до конца. Почти с теми же словами и Дмитрий Донской пошел на Мамая.

И много позже, в годы Великой Отечественной войны, эти же слова были вышиты на знамени одного партизанского отряда.

Литературная цитата или национальная идея?

«Лучше убитым быть, чем плененным» – просто ли это слова героя литературного произведения восьми вековой давности, или они есть живое выражение нашей национальной идеи?

Вряд ли лейтенант Александр Прохоренко вспоминал древнерусского князя Игоря, но 17 марта 2016 г., в Сирии, со всех сторон окруженный террористами, он поступил именно по его словам. Не желая сдаваться в плен, он вызвал огонь авиации на себя, уничтожив тем самым более сотни бойцов «Исламского государства».

Так же и российский летчик майор Роман Филипов, в феврале 2018 года защищаясь после падения своего самолета, отстрелял из пистолета весь боезапас по боевикам одной из террористических группировок. А когда их превосходящие силы подобрались вплотную, подорвал себя гранатой.

«У других стран таких военных не будет никогда» – сказал о подвиге этих офицеров Путин.

Потому что… Да, лучше убитым быть, чем плененным. Это формула высшего проявления патриотизма, который неизменно проходит через все века и поколения русского народа. Это стержень нашего национального самосознания, то, что определяет смысл существования русского народа и объединяет его. Это и есть национальная идея и, по словам президента Владимира Путина, для России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это наш генетический код, который мы впитали от наших предков. [7]

Верность ценностям патриотизма – священный долг россиян и нравственный ориентир для молодежи. Нужно постоянно и на всех уровнях говорить об этом, сохраняя ту невидимую связующую нить духовного единства русского народа, идущую из глубины его истории к нам, молодому поколению XXI века.

Литература

1. Слово о полку Игореве [Электронный ресурс] / Слово о полку Игореве / пер. Д. С. Лихачева. – Режим доступа: http://slovoopolku.ru/slovolihachev

2. Костин А. Г. А. С. Пушкин и "Слово о полку Игореве" [Электронный ресурс] / Костин А. Г. Слово о полку Игореве – подделка тысячелетия. Гл. II. – Режим доступа: https://lit.wikireading.ru/12294

3. О походе князя Игоря [Электронный ресурс] / О походе князя Игоря (из Ипатьевской летописи). – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rus/57.htm

4. Повесть временных лет [Электронный ресурс] / Повесть временных лет.  Сост., примеч. и ук. А. Г. Кузьмина, В. В. Фомина. Вступ. ст. и перевод А. Г. Кузьмина / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. – Режим доступа: https://rusinst.ru/docs/books/Povest_vremennyh_let.pdf  

5. Подвиг лейтенанта Прохоренко в Сирии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/rharakter/podvig-leitenanta-prohorenko-v-sirii-vyzval-ogon-na-sebia-i-stal-geroem-v-25-let-5c3cab647cfae500aa85d4a3

6. Полуказакова Т. «Это вам за пацанов!»: история подвига погибшего в Сирии летчика Романа Филипова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/2020219123-vXdMW.html

7. Путин: патриотизм — это национальная идея России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusrand.ru/response/putin-patriotizm--eto-nacionalnaya-ideya-rossii

8. Рыбаков Б. А. Слово о полку Игореве и его современники. - Москва: Наука, 1971. - 294 с., 1 л. схем.: ил., карт.