«Скупой рыцарь» на Воронежской сцене
Редкий подарок получили воронежские любители симфонической музыки, обладатели пятничных и субботних филармонических абонементов - исполнение не имеющей широкой известности в кругах любителей музыки оперы Рахманинова «Скупой рыцарь». Если первая и самая известная опера Рахманинова «Алеко» была написана 17-летнм композитором в качестве дипломной работы, то две другие – «Скупой рыцарь» по маленькой трагедии А.С. Пушкина и «Франческа да Римини» - в расцвете творческих сил, когда композитор брался за решение новых задач. В 1906 году в Большом театре состоялась премьера обеих опер. Партия Барона в «Скупом рыцаре» писалась композитором специально для Федора Шаляпина. Правда, чаяния Рахманинова не сбылись – великий Шаляпин отказался от роли, не увидев в музыке Рахманинова достоинств, соизмеримых с поэзией Пушкина.
Солист Большого театра, бас-баритон, лауреат международных конкурсов Владимир Байков не согласен с Шаляпиным. И недаром он выбрал для своего небольшого турне по трем городам России в честь 150-летия со дня рождения Рахманинова партию Барона из «Скупого рыцаря». Теперь же в Воронеже, по приглашению дирижера Игоря Владимировича Вербицкого, ему предстояло принять участие в концертном исполнении оперы. Концерты 13 и 15 октября решено было приурочить к празднованию рахманиновской даты.
Концертное исполнение оперы не предполагает ни сценических костюмов, ни декораций, ни театральной режиссуры. «И это замечательно, - высказывает общее мнение присутствующих артистов исполнитель партии Герцога, солист Воронежского театра оперы и балета и Заслуженный артист Воронежской области баритон Алексей Тюхин, - Нет режиссерского диктата – только музыка! И это большое наслаждение для артиста». Алексей не в первый раз принимает участие в концертных постановках на сцене воронежской филармонии, достаточно вспомнить оперу «Призраки Эллады» художника .. Поленова.
Два других исполнителя, приглашенных для участия в проекте, два тенора – у каждого за плечами свой яркий творческий путь, лауреатство, сотрудничество с известными театрами. Это исполнитель партии Ростовщика Леонид Бомштейн из Большого театра, и исполнитель партии Альбера Роман Завадский из Астраханского театра оперы и балета. Четыре мужских партии и ни одной женской роли, а значит, нет конфликта, замешанного на любви – редкое явление в оперном жанре. Нет и злодейства или леденящего душу потустороннего веяния – всего, что позволяет держать внимание зрителя в напряжении. Еще кое-что, что делает оперу трудной для восприятия любителей оперы – полностью речитативный характер вокальных партий.
Но есть и иное, что держит внимание слушателя от первой до последней ноты. Сквозное действие оперы развивается стремительно и предельно эмоционально, а музыкальная и сценическая характеристика каждого из героев индивидуальна настолько, что диалог двух теноров или двух баритонов дает, к удивлению, ощущение большой тембральной дистанции между ними. И это не все.
Нельзя забывать, что Рахманинов великолепно знал оркестр и обладал симфоническим мышлением. «Симфония с текстом» - так охарактеризовал рахманиновскую оперу дирижер И. Вербицкий. И это означает, не только особую музыкальную роскошь для уха, но и сложности для исполнителей, требующие от каждого высокого уровня мастерства и таланта. Но, как сказал И.В.Вербицкий, звезды сошлись - в Воронеже встретились настоящие мастера оперной сцены. А воронежский филармонический оркестр на сегодняшний день является высокопрофессиональным коллективом, которому по плечу самые сложные задачи.
Текст – Алла Яровая
Фото - Наталья Коньшина