Скажем фашизму «нет»!
Выставка графических работ Меера Аксельрода «Немецкая оккупация» открылась в Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского 27 апреля.
На открытии выставки заведующая выставочным отделом Оксана Вячеславовна Лепнева рассказала об авторе работ:
– В преддверие празднования Великой Победы мы вспоминаем события Великой Отечественной войны. Пять лет наша страна мужественно боролась с фашистскими захватчиками. Безвозвратные потери советского народа составили более 14 млн человек. Фашисты уничтожали города, пытались уничтожить целые народы. На оккупированных территориях фашистами были развернуты более 14 тысяч концентрационных лагерей, узниками которых стали 17 млн человек. Вот такие огромные масштабы этой войны. В этом зале вы видите серию графических работ Меера Аксельрода «Немецкая оккупация». Она создавалась художником в течение 24 лет. Первые рисунки художник начал писать по воспоминаниям очевидцев тех страшных событий, которые происходили на приграничных российско-польских территориях. Художник-график Аксельрод познакомился с легендарным человеком Александром Печерским, который возглавил восстание в лагере смерти Собибор. Нарисовал его прижизненный портрет, который представлен на этой выставке.
Знакомство с выставкой начинается с картины «Узник». Это реальный человек – Александр Аронович Печерский (1909–1990). Автор познакомился с ним на открытии своей первой персональной выставки в Ростове в 1968. Тогда и была написала картина «Узник», это единственная прижизненная картина героя. Портрет не совсем соответствовал героическим настроениям советской живописи о войне, поэтому при жизни художник не выставлялся.
Напомню исторические факты. 14 октября 1943 года лейтенант Красной армии Александр Печерский и его товарищи подняли восстание в нацистском лагере смерти Собибор. Им удалось перебить эсэсовцев из лагерной администрации и бежать. Многие узники погибли при прорыве через минное поле, других скосили пулемётные очереди с вышек или расстреляли организовавшие погоню немцы. Но десятки людей всё же смогли скрыться, около 50 из них дожили до конца войны. На самом деле число спасённых Печерским еврейских жизней гораздо больше. Нацисты, потерпевшие поражение от горстки измождённых и безоружных «недочеловеков», попытались скрыть следы своего позора и своих преступлений. Сразу после побега лагерь по личному приказу Гимлера был разрушен, а на его месте разбили огороды. Шесть газовых камер остановились навсегда.
Картина «Узник» вошла в цикл «Гетто», завершающий большую серию «Немецкая оккупация», которую Аксельрод начал ещё во время войны. Горожане разных возрастов внимательно рассматривают цикл работ «Зверства немцев», картину «Виленское гетто» (1945), «Насильники» (1942), эскиз к картине «Расстрел» (1942), «В мужском лагере» (1943).
Посетительница выставки Галина М. остановилась у эскиза к картине «В женском лагере» (1969) и комментирует: «Сколько же горя людям принёс фашизм. Беззащитные мамы прячут малышку под нарами, чтобы сохранить жизнь будущему поколению. Все работы художника вызывают у современников чувство скорби по безвинно погибшим и протест против жестокости фашизма».
Первокурсница факультета журналистики ВГУ Полина Т. очень долго рассматривает работы. Она считает, что на выставку нужно приглашать детей и их родителей, чтобы взрослые помогли молодому поколению понять, где добро, а где зло, рассказать о войне, о фашизме. «Я сначала не понимала, зачем встречаться с ветеранами войны. Но когда в школе мы слушали рассказы подлинных свидетелей об ужасах и зверствах фашистов во время Великой Отечественной войны, я стала другой. Нам не нужен фашизм, геноцид, его нужно искоренять», – поделилась своим мнением студентка и добавила, – воспитание человека и его качеств начинается в семье».
Представленное на выставке собрание является уникальным художественным свидетельством мученичества и героизма народов СССР на оккупированных нацистами территориях.
Фонд Александра Печерского, предоставивший работы на выставку в Воронеже, занимается увековечением памяти участников Сопротивления в нацистских концлагерях, подпольщиков, боровшихся с нацистами и жертв немецкой оккупации. Задачами Фонда является вывод темы памяти узников концлагерей, героев лагерного сопротивления и подпольщиков на международный уровень; противодействие попыткам фальсификации и искажения истории Второй мировой войны, умаления и замалчивания роли красноармейцев в лагерных восстаниях и освобождении концлагерей.
Меер Моисеевич Аксельрод (1902-1969) родился в городке Молодечно Виленской губернии (Литва). В начале I Мировой войны из прифронтовой зоны изгоняли евреев, поэтому семья Аксельродов осела в Тамбове. Здесь Меер регулярно посещал вечерний класс рисовальной школы. Во время Великой Отечественной войны художник остался в Москве и трудился над антифашистскими плакатами и иллюстрациями в агентстве «Окна ТАСС». Вскоре режиссер Сергей Эйзенштейн пригласил его для работы над декорациями знаменитого фильма «Иван Грозный». Съёмки шли на «Мосфильме», эвакуированном в Алма-Ату. Там вся семья Меера воссоединилась. В Алма-Ате художником была создана впечатляющая серия «Зверства немцев». 6 работ из серии «Немецкие зверства» были представлены на групповой выставке уже в 1942 году. В этих работах «ощущается элемент документальности, они практически публицистичны. Мир палачей и жертв, насилие, издевательства, расстрелы, руины, пепелища – колорит этих мрачных сюжетов почти монохромен».
Выставка продлится до 21 мая.
Текст и фото – Ольга Полухина