Синяя птица – в погоне за счастьем

30 октября 2022 года в Воронежском Академическом Театре Драмы им. Кольцова в рамках Детского театрального фестиваля «Маршак» был представлен спектакль «Синяя птица» по мотивам одноимённой пьесы 1905 года бельгийского писателя, философа и драматурга Мориса Метерлинка (годы жизни 1862-1949) лауреата Нобелевской премии по литературе 1911 г. Большинство произведений этого автора написано в жанре философских сказок, где символическим языком выражается стремление души обрести счастье, любовь и взаимопонимание.  

Воронежские зрители увидели постановку санкт-петербургского Большого театра кукол - театра для всей семьи с почти вековой историей. В настоящее время в его репертуаре прекрасно сочетаются поэтические, пластические, музыкальные, кукольные, синтетические спектакли — произведения начинающих режиссёров и признанных мэтров. 

На пресс-конференции Руслан Равилевич Кудашов — главный режиссёр Большого театра кукол, лауреат театральных премий «Золотая маска», «Золотой Софит», «Арлекин» — рассказал об истории создания этой постановки и ответил на вопросы журналистов.

Руслан Равилевич задумал поставить эту пьесу в 2020-ом году. В то время мир переживал Пандемию. Постоянная тревога и вынужденная самоизоляция порой раскрывала в людях не самые лучшие качества, многие пребывали в депрессии. Руслан Кудашов решил, что его работа — «вытаскивать человека в другие миры». Она является второй частью гуманистической трилогии («Пиноккио», «Синяя птица», «Алиса в Стране Чудес») общий смысл которой, по словам автора: «Принципы и установки, помогающие взрослеть, узнавать себя и становиться человеком — живым, счастливым, честным». Ведь радость, по его словам – «это необходимое условие существование человека, а не функционирование его как некой куклы, управляемой». Первая часть — «Пиноккио» — о стремлении стать человеком. Вторая часть — «Синяя птица», премьера  которой состоялась 6 февраля 2021 года — о том, что для сохранения себя как человека каждый из нас должен «сохранять в себе понимание радости и стремиться к этой радости». И, наконец, третья часть — «Алиса в Стране Чудес» — подводит зрителей к пониманию того, что «человек должен стремиться к свободе иначе он тоже перестает быть человеком». Также он отметил, что предпочитает ставить детские спектакли по классическим произведениям, чтобы дать юным зрителям определённый нравственный фундамент. К их числу он относит и «Синюю птицу», хотя она и была создана в начале ХХ века, то есть сравнительно недавно, но её герои являются архетипичными образами.

Произведение Мориса Метерлинка раскрывает перед нами удивительную историю о том, как в ночь перед Рождеством к двум детям бедного дровосека (брату и сестре Тильтиль и Метиль), мечтающим о том, как бы они отметили этот праздник, если бы были богаты как их соседи; вдруг является фея в образе соседки. Она просит их отправиться на поиски Синей птицы, которая нужна для выздоровления её больной внучки. Дети соглашаются, и Тильтиль получают от феи алмаз, позволяющий ему видеть души предметов, то есть скрытую суть вещей. После чего они отправятся в длительное и непростое путешествие, в результате которого пройдут сложную духовную трансформацию, но так и не найдут нужную им Синюю птицу, и обретут её лишь вернувшись домой. 

Несмотря на сказочный сюжет, пьеса содержит глубокий философский смысл, она многогранная, многослойная, и режиссёру, решившемуся его поставить, необходимо найти способ передать авторский замысел так, чтобы он был понятен всем зрителям, даже маленьким детям. Ещё одна сложность заключается в том, что это достаточно грандиозная постановка, изначально содержащая 6 действий и 116 персонажей. Но, несмотря на это, желающих находилось много. За сто с лишним лет пьесу ставили и экранизировали неоднократно, разные режиссёры, в разных странах, начиная с 1908 года, когда она была впервые представлена на сцене Московского Художественного театра, и по сей день.

Особенность работы Руслана Кудашова заключается в том, что он создал синтетический спектакль, в котором главные герои представлены различными видами кукол, но помимо этого на сцену выходят актёры, которые в процессе игры даже обращаются к зрителям, вовлекая их в творческий процесс, используются анимация и видеоролики. В результате получилась необычная, интересная, очень насыщенная постановка, которая производит сильное впечатление на всех, даже на самых юных зрителей (а она рассчитана на возрастную аудиторию 6 +). Было видно, что детям спектакль понравился не меньше, а может быть даже больше, чем взрослым, они смотрели его с неподдельным интересом, буквально «затаив дыхание». Мне особенно запомнился переход от чёрно-белой анимации к кукольному спектаклю. Он наглядно продемонстрировал, как меняется мировоззрение главных героев (Тильтиль и Метиль) когда они, благодаря волшебному камню, обретают истинное зрение – способность видеть всю многогранность нашего мира. Окружающее пространство вдруг обретает объём, наполняется красками и приходит понимание, что наш мир вовсе не так прост, как это кажется на первый взгляд.

И в завершении я бы хотела привести высказывание из интервью Игоря Ушакова — актёра-кукловода санкт-петербургского Большого Театра кукол, исполнителя роли Тильтиля: «Когда он (Тильтиль) нашёл Синюю птицу и искренне её отдал... он сказал: «как же я счастлив». Это самое главное, действительно: поймать этот момент, осознать его, почувствовать. И буквально через секунду, всё, этот момент уже проходит, и когда-то он придёт. Он обязательно придёт. Но когда? Необязательно скоро. Надо просто всегда быть готовым почувствовать себя счастливым, не упустить этот момент». А ещё он заметил, что «ребёнок смотрят на мир открыто, честно, широко», он всегда готов понимать и принимать новое. Но с годами человек меняется, его мир сужается «и принимает границы — работа и дом, и все». Работая над этой ролью, он понял, что «нужно вспомнить, как думает ребенок, как он воспринимает мир». Ему удалось вернуться к этому ощущению и жить стало намного приятнее.

И это действительно так: смотря на мир честным, открытым взглядом, даря радость другим, мы сами обретаем истинное счастье, и ради таких моментов стоит жить.

Текст – Майя Трубицына

Фото - паблик Детского театрального фестиваля МАРШАК в соцсети ВКонтакте