Школа Н. Ф. Бунакова в Воронеже (к 150-летию со дня основания)
Здесь представлена работа в номинации "Доходчиво и интересно о нашем прошлом" конкурса "Наследие предков - молодым" 2018 года. Автор - Валерия Паринова (г. Воронеж), научный руководитель - Комарова Ирина Николаевна. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie
Введение
Воронеж – старинный русский город с 430-летней историей. С каждым годом город раскрывает свои самые сокровенные тайны, приоткрывая дверь в неизведанные страницы своего прошлого. Но еще очень многое хранит история, ждет новых исследователей своего прошлого, а значит, у нас у всех есть будущее. Неповторима красота Воронежа, города, возведенного на самой высокой точке местности, взметнувшегося над речной гладью, прекрасного в пространстве, его окружающем, чудесного своими силуэтами, четко обозначенными в вечернем небе, когда на устремленные ввысь строения можно смотреть с левого берега и видеть очертания, сложившиеся веками. А ведь на глазах жителей города свершались великие события русской истории. Город дорог каждому воронежцу, где бы он не находился. У каждого жителя Воронежа есть свои любимые места. Каждому город дорог, как родимый край, как место, где он родился и вырос, место, где жили его предки, и будут жить его дети и внуки. В конце 18 - начале 19 века заметно меняется внешний облик города, застраиваются главные площади и улицы, появляется немало замечательных каменных построек. Особый колорит придают улицы и площади, органически вписавшиеся в ландшафт города. И это все несет на себе печать нерасторжимости времен, своеобразный сплав прошлого, настоящего и будущего. Проникнуть как можно глубже в этот тончайший механизм истории, в его крупные и малые узлы – значит полнее и с большим приближением к истине представить, выражаясь пушкинскими словами «земли родной минувшую судьбу». Наши сведения о прошлом города Воронежа регулярно обогащаются – прежде всего, за счет накопления нового материала. Наш город знаменит не только именами деятелей культуры, но и знаменитыми педагогами, которые оставили значительный след в развитии школы и образования не только нашего края, но и страны. В последние десятилетия наша педагогическая наука продвинулась вперед в деле обучения и воспитания. Но опыт предшествующих поколений доказывает необходимость использования наиболее эффективных методик обучения и воспитания в современной школе. Одним из ярких примеров такого опыта служит деятельность подготовительной школы Н. Ф. Бунакова в Воронеже. В 2017г. исполняется 150 лет школе и 180 лет со дня рождения Н. Ф. Бунакова. За последние годы воронежское педагогическое краеведение сделало значительный шаг в деле изучения истории развития школы и образования, так как историческое краеведение находится в постоянном поиске и развитии. Поэтому данная работа – это обобщение того, что уже было опубликовано в различных источниках и новый взгляд на данную тему с позиции сегодняшних дней. В данной работе хотелось бы показать, как опыт развития школьного образования середины 19 века в Воронеже повлиял на развитие педагогической науки в целом. В ходе выполнения работы решались следующие задачи:
- изучить и проанализировать разнообразные источники по теме;
- определить основные особенности системы обучения в школе Н. Ф. Бунакова и дать им оценку с позиции сегодняшних дней;
- выявить роль системы обучения по Н. Ф. Бунакову на развитие школы и образования в Воронежском крае.
В данной работе использовались следующие методы: изучение и анализ разнообразных источников по теме (планы и схемы, справочная и энциклопедическая литература, статистические материалы, научная и краеведческая литература, статьи из газет, публикации и др.), их систематизация; беседы с сотрудниками отдела краеведения ВОУНБ им. И. С. Никитина, составление презентации, а также фотосъемка объектов и достопримечательностей ул. 20-летия ВЛКСМ.
Источниками по изучению данной темы являются воспоминания обитателей и посетителей дома на Поднабережной: Н. Ф. Бунакова, И. В. Шаурова, знакомого хозяйки «Ноева ковчега» Л. Ф. Пантелеева. Большое значение имеют воспоминания самого Н. Ф. Бунакова «Моя жизнь, в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной. 1837 – 1905гг.», в которых он подробно касается вопросов назначения и деятельности новой школы. Наиболее полную картину о деятельности школы Н. Ф. Бунакова представляет материал в «Педагогическом сборнике» за 1869г., кн. 4-6. Н. Ф. Бунаков подробно описываются методики обучения в школе, взаимоотношений учащихся и учителей и мн. др. Немалый интерес представляют отчеты Н. Бунакова в «Воронежском телеграфе» и «Воронежском листке». Особое место отводит школе Н. Ф. Бунакова Л. В. Македонов в своем труде «Николай Федорович Бунаков».
Среди исследователей проблемы необходимо отметить известного воронежского краеведа и литературоведа В. И. Кузнецова, которой первым обнародовал факт существования элементарной школы Н. Ф. Бунакова, а также краеведа А. Н. Акиньшина, чьи любопытные исторические находки также использовались при написании данной работы.
Н. Ф. Бунаков и Воронежский край
В своих воспоминаниях о встречах и беседах с великим русским педагогом К. Д. Ушинским Н. Бунаков говорил: они «затронули в моей душе ту педагогическую жилку, которая заговорила в ней еще в Вологде. Теперь она заговорила громче, настойчивее, и я решил, что одно только учительство – истинное мое дело, которому я могу отдаться всей душой и весь без остатка».
После встречи с К. Д. Ушинским Н. Бунаков в августе 1865г. поехал в Воронежскую губернию. Живя у своего брата, управляющего имением С. А. Долгорукова в Новохоперском уезде, Бунаков пытался организовать школу для деревенских ребят, однако эта попытка не удалась, так как никакой поддержки в своем начинании Бунаков ни от кого не получил. Осенью того же 1865г. Н. Бунаков выехал на родину в г. Вологду. Проездом через Воронеж он выяснил возможность получения преподавательской работы в Воронежской военной гимназии. Назначение Н. Ф. Бунакова на должность преподавателя русского языка и словесности в Воронежскую военную гимназию (бывший кадетский корпус) состоялось в феврале 1866г., и с конца марта он приступил к педагогической работе в Воронеже. В настоящее время на ул. Феоктистова, на том месте, где располагалось здание Михайловского кадетского корпуса находится мемориальная доска, связанная с этим событием.
Корпус был построен в середине 19 века и предназначался для обучения воспитанников нескольких губерний. Кадеты Михайловского кадетского корпуса, окончившие обучение, выходили из него уже офицерами. Воронежский корпус был одним из лучших в России и конечно самым престижным учебным заведением в губернии.
В первое время пребывания в Воронеже Н. Бунаков снимал квартиру на ул. Пушкинская, в доме известного на весь город аптекаря Л. И. Мюфке.
Воронеж понравился ему. Позже в своих воспоминаниях он писал: «Город Воронеж произвел на меня самое приятное впечатление: широкие и прямые улицы, обсаженные пирамидальными тополями; тенистый городской сад; красивый памятник Петру Великому; чистота и опрятность, много зависевшая, как потом оказалось, от сухой осени того года с утренними морозами, подобравшими всю грязь на улицах и площадях; красивые каменные постройки; на улицах большое оживление…».
Вскоре Бунков познакомился с семейством купца Клочкова И. Н., жившего на ул. Никитинской в доме №52/1. Дочь Клочковых, Лариса Ивановна (ок. 1853-1921гг) вышла за Н. Бунакова замуж и оказала решающее влияние на его дальнейшую деятельность.
Энергичный и деятельный, Н. Ф. Бунаков не замыкался в стенах военной гимназии. Вскоре после приезда в Воронеж он был избран и утвержден действительным членом губернского статистического комитета, это подтверждают записки Н. Ф. Бунакова «Моя жизнь, в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной». Само собрание губернского статистического комитета проходило в здании губернских присутственных мест. Затем Н. Ф. Бунаков стал активно сотрудничать в местных газетах «Воронежский телеграф», «Воронежские губернские ведомости» и журнале «Филологические записки». Редакция газеты «Воронежский телеграф» располагалась на проспекте Революции в доме №39 (бывшая Дворянская улица).
Его активную литературную деятельность в журналах и газетах подтверждают многочисленные письма к Бунакову самих редакторов этих изданий. Эти документы мы обнаружили при работе в архивах Воронежского областного краеведческого музея.
В Воронежской губернии Николай Федорович прожил 38 лет. В этот самый плодотворный период своей жизни он приобрел всероссийскую известность. Сохранившийся в Воронежском областном краеведческом музее личный архив Н. Ф. Бунакова свидетельствует о нем как о крупном теоретике и практике в области педагогики, видном общественном деятеле. Отрадно сознавать, что этот архив находится именно в Воронеже, городе, в котором Н. Ф. Бунаков стал известным педагогом и общественным деятелем.
С первых дней своей работы в гимназии Бунаков зарекомендовал себя блестящим педагогом. Он заранее тщательно продумывал каждый урок, подробно анализировал его содержание, а результаты в тот же день записывал в особую тетрадь.
Однако другие источники свидетельствуют об обратном: были найдены записки бывшего кадета корпуса Михаила Гришко-Климова. Он пишет, что «…преподаватель словесности г. Бунаков, хотя и бесспорно знал свой предмет и относился к нам гуманно, но не заглядывал в нашу душу. Вот через что и я, одиннадцатилетний малыш, писавший украдкой свои вирши, остался неразгаданным и не получил через это своевременно верного направления».
Видимо, в тот момент педагогическая прозорливость отказала Н. Ф. Бунакову, так как маленький М. Гришко-Климов действительно писал в корпусе стихи, неплохие сочинения, по собственной инициативе разыгрывал с друзьями сценки, которые придумывал сам.
Тем не менее, большую роль играл Н. Ф. Бунаков в распространении среди учащихся в гимназии и за ее пределами идей революционных демократов. Он был одним из учителей Г. В. Плеханова, учившегося в Воронежской военной гимназии с 1868 по 1873 г. Лекции Бунакова в гимназии и в кружке Федяевской по истории русской литературы, построенные на основе взглядов Белинского, Добролюбова и Чернышевского «Что делать?», способствовали тому, что в некоторых учебных заведениях Воронежа начали создаваться на артельных началах различные мастерские.
История дома на Поднабережной
История каждой улицы, дома миллионного Воронежа многогранна. Город имеет богатое историко-культурное наследие, неразрывно связанное с судьбами русского народа и государства, их горестями и радостями. История это не только выдающиеся люди, знаменательные события и известные культурно-исторические памятники. Чаще всего главную роль играют вещи и люди, на первый взгляд, казалось бы, ничем не примечательные, живущие обычной жизнью среди нас.
Ярким подтверждением этих слов является история дома № 37 по улице 20-летия ВЛКСМ, бывшей Поднабережной. Большинство людей, проходя мимо, вряд ли обратили бы на него внимание. Им и в голову не придет, что в истории этого дома заключена память нескольких поколений и целых эпох.
Обратимся к истории названия улицы Поднабережная, которая восходит к середине 18 века, когда еще не было спусков к реке ни по нынешней ул. С. Разина, ни по соседним улочкам. По единственной в этом районе «поднабережной» дороге воронежцы съезжали из центра города в Чернавский лог и затем по Большой Чернавской улице добирались до Чернавского моста. Используя планы города можно сделать вывод о том, что складывание самой улицы с ее кварталами и прямоугольными очертаниями происходило на протяжении второй половины 18 – нач. 19 века, когда архитекторы достигли нынешней планировки улицы. Когда в середине 19 века происходило вымащивание улиц камнем, на самой Поднабережной это был участок, примыкавший к Большой Дворянской улице, а в конце 19 века замостили остальную бугристую часть улицы. Несмотря на непосредственную близость к официальному центру города, важность улицы в транспортной сети города, вид Поднабережная улица имела самый непрезентабельный. Вот такое письмо возмущенного читателя губернской газеты «Воронежский телеграф» было опубликовано в 1899г.: «Заводим электрическую конку и освещение, пишем проекты о канализации города… Но пройдите вы по Поднабережной улице, начиная от Петровского сада и далее до конца. Сначала грязь, потом как будто бы чище, а потом, о ужас! – невылазная непроходимая грязь! … Море грязи!! Вы как бы вступаете в область невиданных чудес, в область гоголевских героев… В один миг у вас стушевываются фонари и конка…» В «Путеводителе по Воронежу» за 1901г. мы находим такую запись о состоянии улицы: «Поднабережная улица начинается от Петровского сквера и тянется до Покровской церкви. Она населена, а также вся прилегающая к ней местность, довольно густо, преимущественно чиновничьим людом. Несмотря на это, а также и на то обстоятельство, что Поднабережная улица находится вблизи Дворянской, она довольно грязная, не везде вымощена, без тротуаров и плохо освещена». В этом же «Путеводителе…» мы находим еще одно старое, народное название улицы – «Тычек»: «Центральная часть этой улицы – Тычек, где сходятся несколько улиц: Семинарская, идущая от Дворянской ул., Венецкая, Дубницкая и Большая Чернавская. Кроме того, ее прорезывает Нееловская ул. и Скорняжный переулок. И примыкают: Щемиловка, Луговая, Левая и Правая Суконовки, названные так от живших на них суконщиков и работавших на существовавшей когда-то фабрике купца Горденина». В книге Г. М. Веселовского «Воронеж в историческом и современно-статистическом отношениях» за 1866г. Употребляется также старое название улицы – Тычек и дается ее протяженность в 460 сажень (1020 м). Это же название улицы – Тычек - мы находим в книге «Адрес-Календарь Воронежской губернии на 1917г.», выпущенной в 1916г. Но даже в советское время употребительным было название улицы Поднабережная, а не 20-лет ВЛКСМ. В предвоенный период в ознаменование юбилейных дат вводилось переименование некоторых улиц города, в том числе и улицы Поднабережная. В октябре 1938г. горком ВКП(б) и горсовет дали улице другое имя «20-летия ВЛКСМ». В газете «Коммуна» за 30 октября 1938г. было напечатано сообщение: «Постановление Воронежского горкома ВКП(б) и горсовета «В ознаменование 20-летнего юбилея ВЛКСМ Воронежский горком ВКП(б) и горсовет постановляют: … 6. Переименовать Поднабережную улицу в улицу имени 20-летия ВЛКСМ. Секретарь горкома ВКП(б) Н. Латышев. Председатель горсовета Н. Воротников». Может быть, новое имя улицы и было созвучно советской эпохе, но в наши дни оно неблагозвучно и старо, доброе название «Поднабережная» более приятно и имеет историческую ценность. Вопрос о возрождении старых исторических названий улиц с особой остротой встает в период гласности, широко обсуждается в местной печати, но так и остается нерешенным. Так в газете «Воронежский курьер» за 25 февраля 1991г. была опубликована статья П. Попова «Лучше петровское, чем сталинское…», в которой обсуждался вопрос о возвращении некоторым улицам их исторического имени, в том числе и ул. 20-лет ВЛКСМ: «Будут ли возвращены исторические названия улицам Воронежа? Отдел культуры горисполкома провел встречи с жильцами тех улиц, которые предполагается «переименовать наоборот». И вот результаты. Ул. 20-летия ВЛКСМ. На встречу в Петровском сквере явились немногие…» Комиссия горисполкома во главе с зав. отделом культуры И. П. Чухновым «спустились вниз по улице и позвонили, постучали в двери нескольких домов и квартир. Здесь наблюдалось единодушие: все жильцы либо поддерживали переименование, либо говорили: «мне все равно, я не против». Только в 2001г. Комиссия по культурному наследию выступила с инициативой о введении системы двойных названий для 14 улиц, указывать их одновременно на табличках. 19 февраля 2002г. было принято постановление главы города А. Я. Ковалева, в котором говорилось: «Восстановить наравне с существующими исторические названия следующим улицам…» В список улиц была включена и улица 20-летия ВЛКСМ. Однако до сих пор улица имеет одно название, которое запечатлено на всех табличках, находящихся на домах, расположенных по улице, кроме дома под номером 4, на котором совсем недавно появилось двойное наименование улицы. В книге Павел Попов пишет: «…возвращение к старинным названиям следует понимать не как политическую серию переименований, а как реставрацию в том смысле, в котором это слово употребляется по отношению к памятникам истории и архитектуры. Только исконное, устоявшееся в течение 100-400 лет назад название должно занять свое прежнее место на улице. Таков повсеместный подход к топонимике в исторических городах». Но, теперь остановимся именно в том месте улицы, которое именовалось «Тычек». Подробный план города 1768 года показывает на этом месте деревянную суконную фабрику. Сопоставление ее размеров 1813 года – 48 х 18 аршин (примерно 34 х 13 метров) с размерами трехэтажного дома № 37 по улице 20-летия ВЛКСМ доказывает их тождественность (данные согласно паспорту на памятник истории, который хранится в производственной группе по охране памятников истории и культуры Управления культуры). Есть и свидетельства того, что во второй половине ХIX века владельцы дома знали, что прежде здесь была суконная фабрика. Деревянный цех был перестроен в каменный на рубеже ХVIII – XIX веков. Первым известным владельцем здания стало воронежское семейство Гардениных, родоначальником которого был купец Потап Никитич Гарденин (1689 – 1746 г.г.). К концу XVIII века главной отраслью экономики Воронежа становится суконная промышленность: работает несколько суконных фабрик. Они принадлежат богатым купеческим семьям Тулиновых, Гардениных, Постоваловых. На фабриках трудились работные люди. Семейство Гардениных было ведущим (наряду с Тулиновыми) в суконном производстве, но к началу ХIX века положение изменилось: из-за многочисленных разделов наследственного имущества, раздробления капитала они утратили ведущую роль. Нас интересует младший сын П. Н. Гарденина - Андрей (1723 – 1776 г.г.), который основал самостоятельное дело после смерти отца в конце 1740-х годов. Производимое мануфактурой грубошерстное сукно покупало государство на нужды армии. На протяжении последней четверти XVIII и в начале XIX века мануфактура принадлежала вдове Андрея Потаповича Евдокии и ее сыну Дмитрию. Д. А. Гарденин с 1790 года служил в армии и в руководстве фабрик участия не принимал.
В 1813 году интересующую нас фабрику продали поручику Ф. Г. Елисееву, который предпочел военной службе предпринимательство. Фабрика, на момент продажи, представляла собой ветхий каменный двухэтажный дом со сводчатым полуподвалом. Елисеевы знали цену зданию и умели работать. Еще с начала 1770-х годов они занимались суконным производством, имея фабрики в Москве. Вероятно, Елисеевых можно считать успешными промышленниками; они имели 37 станов, 5 щипальных и чесальных машин, 3 красильных котла на 8 производственных помещений, в том числе с учетом бывшей фабрики Гардениных. После смерти Ф. Г. Елисеева фабрика перешла к его жене В. А. Елисеевой. Но в 1820-е годы состояние Елисеевой расстроилось, в помощи со стороны государства было отказано, и несколько лет фабрики бездействовали.
В 1835 году все производство Елисеевых приобрел с аукциона за 52 075 рублей купец первой гильдии Иван Сергеевич Башкирцев (1799-1862 г.г.). Новый владелец отремонтировал постройки на Поднабережной улице, затратив на эти цели, по его словам, 100 000 рублей. Всех рабочих он перевел на другую купленную фабрику у Богословской церкви. Суконное производство на старой гарденинской фабрике было прекращено, Башкирцев добился исключения ее из казенного подряда. К сожалению, отсутствие архивных документов не дает возможности судить об обстоятельствах закрытия фабрики, кроме как о времени произошедшего – первая половина 1850-ых годов. После надстройки третьего этажа фабрика превратилась в жилой дом, рядом был возведен каменный двухэтажный флигель и новые хозяйственные постройки.
В 1837 – 1840 годах в доме на Поднабережной бывал Алексей Васильевич Кольцов. Эту вполне обоснованную гипотезу впервые выдвинул известный литературовед, исследователь творчества поэта Виктор Кузнецов. Об этом же пишет О. Г. Ласунский. Разберемся с фактами: И. С. Башкирцев доводился А. В. Кольцову зятем. Старшая сестра поэта, Мария Васильевна, скончалась в цветущем возрасте в 1831 году, была замужем за Башкирцевым. После смерти жены купец не забывал родственников, а к Кольцову привязался душою, как брат, судить об этом можно по письмам поэта. «… Он меня издавна любит, и он больше всех в городе, после матери, обо мне заботится», - сообщал Кольцов в письме к В. Г. Белинскому и В. П. Боткину, датированном маем 1842 года.
Когда у Кольцова сложились тяжелейшие отношения с отцом и сестрами, он всерьез опасался, что отец, Василий Петрович, выгонит его, больного, со двора. Башкирцев готов был взять Алексея к себе, без всяких финансовых расчетов, по дружбе. Известно, что поэт в 1841 году три месяца провел на даче Башкирцева под Воронежем, где пытался избавиться от хвори купаниями в Дону.
Поэтому, вполне естественным является вышеуказанное предположение о посещении А. В. Кольцовым дома Башкирцева.
В 1857 году наследница Башкирцева, его дочь Вера Ивановна, (в замужестве Тимофеева) продала дом и занимавшее почти весь квартал владение отставному штабс-капитану Петру Августиновичу Блюммеру. Владельцы дома больше не менялись до 1917 года.
В начале 1870-х годов домом на Поднабережной владела Антонида Петровна Блюммер, в замужестве Кравцова. Ее дом долгие годы привлекал внимание городской интеллигенции, стал одним из центров передовых общественно-политических настроений в обществе. Здесь жили и бывали представители разных направлений в общественном движении того времени, из-за чего дом получил название «Ноев ковчег».
Обратимся к воспоминаниям писательницы В. И. Дмитриевой:
«В доме Кравцовой, при Петре I бывшем суконной фабрикой, находили приют нелегальные революционеры, в том числе Вера Фигнер. Здесь же устраивались вечеринки, собирались сходки, пряталась литература». Эта цитата из мемуаров В. И. Дмитриевой «Так было. Путь моей жизни», изданных в 1930 году. Один экземпляр этой книги хранится в ОУНБ имени С. И. Никитина, в фонде О. Г. Ласунского и, к сожалению, не доступен для обычного читателя, любителя истории родного края.
В мемуарах Бунакова нам показался любопытным факт пребывания в «Ноевом ковчеге» известного математика А. П. Киселева, упоминание об этом мы не встретили ни в одной исследовательской работе.
Приведем этот отрывок полностью: «В Воронеже в то время собиралось немало любителей шахматной игры, между которыми были и серьезные шахматисты, изучившие теорию игры и достигшие большого искусства: А. П. Киселев, И. И. Плякис, Д. П. Кандауров, Александров. Они стали собираться у меня, и мало-помалу в моей квартире устроили шахматный клуб. Собирались иногда двадцать-тридцать человек, играли на шести-восьми досках, устраивали турниры. А рядом с игрой шли разговоры и споры о современных событиях русской жизни. Это были живые и разумные вечера, которыми я очень дорожил».
А вот, что вспоминает К. К. Федяевский – сын известного в Воронеже врача и общественного деятеля К. Ф. Федяевского (1835-1919 г.г.): «Этот революционный кружок постоянно пополнялся молодежью, иногда целыми группами высылаемых из университетских городов в Воронеж, чаще всего после студенческих беспорядков. У этого кружка своего рода штаб-квартирой был громадный старинный дом А. П. Кравцовой, куда обычно и шли прежде всего приезжие. В этом доме всегда было несколько товарищей по несчастью, которые радушно принимали и старались, так или иначе устроить приезжих».
К. К. Федяевский (его тетка была замужем за Августином Блюммером) привел и примечательный портрет Антониды Петровны: «Это была высокая, всегда прямо державшаяся женщина, с определенными мужскими ухватками, по натуре своей открытая, прямая и чрезвычайно добрая…».
В доме Кравцовой часто бывали люди, оставившее приметный след в революционно-демократическом движении. Кроме упоминавшейся Веры Фигнер, это писатели В. Я. Яковлев-Богучарский, В. И. Дмитриева, критик-публицист В. П. Кранихфельд, педагог Н. Ф. Бунаков, народоволец Д. А. Перелешин, доктор С. В. Мартынов (бывший член исполкома Народной воли»), врач В. П. Успенский (муж сестры Веры Засулич), М. К. Крылова, юрист В. М. Якимов. Эти и другие, бывавшие в доме Кравцовой люди изведали каторгу, тюрьму, ссылку, но не отказались от своих взглядов.
Итак, хозяйка «Ноева ковчега» заслуживает глубокого уважения общества. Антонида Петровна до конца своих дней сохранила ясность ума, радикализм убеждений. Однако, будет неправильным преувеличивать четкость её политических взглядов. Известно, что в период первой русской революции в доме Кравцовой можно было встретить представителей разных общественных направлений. Вот за эту «разношерстность» обитателей старинного особняка, дом опальной хозяйки и назвали «Ноевым ковчегом».
Активный участник революции 1905 года, делегат-большевик V съезда РСДРП в Лондоне И. В. Шауров, вспоминая о встрече с товарищами большевиками, работавшими в Воронеже или приезжавшими туда по делам, пишет о «Ноевом ковчеге»: «… Дом этот стоял на Поднабережной улице, располагавшийся между рекой Воронеж и центральной частью города. Улица была застроена небольшими одно и двухэтажными домиками, единственным трехэтажным домом был «Ноев ковчег». Он принадлежал вдове Кравцовой, дочь которой была эсеркой. Большая часть дома сдавалась под квартиры. Название свое – «Ноев ковчег» - дом получил потому, что в нем, как говорили в шутку, можно было найти «всякой твари по паре», то есть революционеров всех партий и направлений. Там не было ни одного жильца, чуждого революции – это было широко известно. Знали это и местные полицейские и жандармские власти. В «Ноевом ковчеге» часто проводились обыски, иногда арестовывались отдельные люди, но так как все жильцы постоянно были готовы к вторжению полиции, то в большинстве случаев обыски кончались нечем.
В заключение приведем слова самой Антониды Петровны Блюммер-Кравцовой из письма в Саратов к П. Н. Паниной, другу семьи Н. Г. Чернышевского: «Я им (властям) очень не нравлюсь, чем я очень довольна.
Делать не так, как делают подлые, мерзкие люди, есть уже своего рода достоинство». Этому завету своей юности она всегда оставалась верна.
В литературе встречается лишь одна фотография А. П. Блюммер-Кравцовой, датированная 1862 годом. Она обнаружена в Пушкинском доме. На обороте автограф: «1915 год. 21 сентября. Это я. Ант. Кравцова. Родилась в 1836 году 4 сентября». Это позволяет сделать вывод, что умерла она после указанной даты.
В 1917 – 1919 г.г. в «Ноевом ковчеге» жил партийный деятель и революционер Н. Н. Кардашов. (1873-1920 г.г.) В 1967 году на доме была установлена посвященная ему мемориальная доска. В 1995 году установлена мемориальная доска, посвященная Н. Ф. Бунакову.
Дом Г-образный в плане, двухэтажный с основным объемом, вытянутым вдоль улицы 20 лет ВЛКСМ. В этой части здания имеется высокий, с южной стороны, цокольный этаж, сохранивший архитектурную обработку ранних этапов строительства. Помещения цокольного этажа перекрыты сводами. Ориентированный на формы классицизма декор верхних этажей главного фасада относится ко времени послевоенного восстановления здания. Вдоль дворового фасада тянется деревянная застекленная галерея с входами в квартиры. Широкие окна крыла вдоль Левой Суконки, очевидно, результат перестроек довоенного времени. В настоящий момент дом жилой.
Это лишь краткий перечень людей, владевших домом или вхожим в него. Можно назвать еще множество людей и событий, связанных с этим домом, которые не только интересны для изучения, но и сыграли огромную роль в истории, как Воронежа, так и всей России.
Школа Н. Ф. Бунакова в Воронеже
Вспоминал «Ноев ковчег» и известный педагог Николай Федорович Бунаков, проживавший в этом доме и открывший здесь на свои средства элементарную двухклассную школу в 1867 году, где обучение велось по разработанной им методике. Л. В. Македонов в книге «Николай Федорович Бунаков» пишет: «Школа Бунакова» в Воронеже была открыта 16 мая 1867 года и очень скоро заслужила симпатии общества. Н. Ф., объясняя задачи новой школы в местной газете «Воронежский телеграф», напечатал статью «В чем нуждаются Воронежские дети». Школа соединила много хороших людей, полных любви к детям и самоотверженно отдававших себя делу воспитания».
Обратимся к мемуарам Н. Ф. Бунакова «Записки. Моя жизнь, связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной. 1837-1905»: «… Квартира была нанята самая скромная: две небольшие классные комнаты, зальце для игр и пения несколько больше, да совсем маленькая столовая для завтрака… 15 августа 1867 года школа была открыта, и производился приём детей, а 16-го в ней начались правильные занятия. Эта была в моей жизни такая светлая, радостная, истинно-праздничная пора… Как же я могу забыть её». «Я живо помню не только моих первых сотрудников и сотрудниц, но и первых учеников и учениц школы, хотя с тех пор прошло более 25 лет». В воспоминаниях Николая Федоровича ярко обрисовываются первые деятели школы. Законодателем был дьякон церкви военной гимназии А. И. Чуев, сумевший сделать Закон Божий любимым предметом учеников. Его рассказы слушались детьми с восторженным вниманием. А учительница Н. Я. Левина создала в классе «живую и теплую любовь, дружную и добрую работу, но не было никогда ни скуки, ни брани, ни слез». Бунаков пишет о ней: «Эта миниатюрная блондинка, с детским личиком и взглядом, тихая и скромная, содержала в своей душе целое море любви к детям. Она не столько умом, сколько сердцем, чутьем каким-то, добралась до истинно-педагогического обучения маленьких детей, не только легко усваивая, но и создавая силою своей любви к детям истинно-педагогические приемы сообщения детям знаний и влияния на них». Многое в этой школе было необычно: отсутствие домашних заданий, экзаменов, каких-либо наказаний. В школе были обязательными гимнастика, пение, обращалось внимание на наглядность преподавания, связь теории с практикой, разносторонность учебной программы. Материалы «Педагогического сборника» за 1869г. дают полную информацию о процессе обучения, методиках учебного процесса, предметах и мн. др. : «С марта предметным урокам придан преимущественно характер родиноведения и усилены наглядно словесные упражнения… Шел снег, - дети рассматривали снежинки, потом принесли комок снега и рассматривали свойства снега; беседовали о том, откуда он падает, из чего образуется, куда девается… Рассматривали подснежники и его части: корень, стебель, цветок…Беседовали о том, что приносит нам весна… руководителем наглядного обучения с марта была не предвзятая система, а сама жизнь: внимание было обращено на то, что замечали дети вокруг себя во время прогулок или в школе, что занимало и привлекало их». В школе, помимо Закона Божьего преподавались следующие предметы: французский и немецкий языки, арифметика, скоропись, использовались гимнастические упражнения, наглядное и словесное обучение, игры с пением. Очень важным для школы и революционным для образования второй половины 19 века было введение обязательным нравственное развитие детей: «…свободное обучение, чуждое насильственных мер… многие родители сообщали нам, что угроза – не отпускать в школу производила на детей решительное действие, заставляла их присмиреть и подчиняться … требованиям. Пришлось обратить внимание на проявление неряшливости, неуживчивости, лживости… На первом плане здесь стоит общественность, которая выражается в отношениях детей между собой. … мы приняли за правило – относиться совершенно одинаково ко всем детям, т. е. одинаково внимательно, ласково и дружественно». Из этих записей мы можем убедиться, что система обучения и воспитания по Бунакову очень созвучна системе образования сегодняшних дней. Воспитание нового человека, нравственного и образованного во всех отношениях – вот главная составляющая «Школы Бунакова». В школе устраивалась елка и происходили празднества. В своих отчетах Бунаков описывает разные интересные и поучительные случаи, которые давали положительные результаты обученности и воспитанности. Очень важным моментом школьного обучения и воспитания является связь с семьей, которой Бунаков уделял должное внимание: «…мы постоянно стремились и будем стремиться поставить школу в самые близкие отношения с семьями наших детей, чтобы вызвать между ними ту солидарность, которая быстро подвинет дело вперед. Многим родителям мы обязаны благодарностью за их советы, замечания, разного рода сообщения и вообще за помощь, которой придаем огромное значение». Для того времени это было очень прогрессивно по отношению к школе. Н. Ф. Бунаков пишет: «Счастливая была пора!... Школа с каждым годом развивалась и совершенствовалась, крепла и все глубже пускала корни в местном обществе, а общество относилось к ней доверчиво и внимательно. … Между тем, официальные министерские педагоги смотрели на школу неблагосклонно: и дисциплины-то в ней нет, и свободы-то детям дается слишком много, и порядки-то не форменные. Например: дети отвечают сидя, во время уроков держатся свободно, даже (о, ужас!) позволяют себе обращаться с вопросом к учительницам, и уроков-то на дом не задают, и наказаний-то нет, и баллов-то и журналов-то нет. …Но школа и лица, в ней работавшие, мало обращали внимания на подобные не одобрительные отзывы, продолжая вести дело согласно с началами, положенными в основу учреждения. Полная гласность, живая связь школы с родителями и вообще с местным обществом, доступность её для всех, кто интересовался делом начального обучения, - это был один из существенных принципов моих при основании школы». Что примечательно, Н. Ф. Бунаков постоянно информирует воронежское общество о деятельности своей новой школы. Обратимся к его «Запискам…»: «Отчет мой был напечатан в «Педагогическом сборнике» за 1868г.» В журнале были напечатаны следующие работы Бунакова: «Басни Крылова, как нравственно-педагогический материал» (1868г.), «Отчет моей школы в Воронеже» за 1867-8 учебный год (1869г.), то же за 1868-9 учебный год (1870г.) и др. Но воронежское общество неоднозначно воспринимало печатные работы и отчеты Н. Ф. Бунакова. Далее он пишет: «Не одобряли и ту особенность школы, что она всегда открыта для всех желающих слушать ее преподавание и видеть ее порядки. Не одобрялось и печатание отчетов школы, но школа и лица, в ней работавшие, мало обращали внимания на подобные неодобрительные отзывы… За первый учебный год было напечатано 5 отчетов; … за второй год уже 8 отчетов, а потом печатался уже один годовой отчет». Всего в различных изданиях Н. Ф. Бунаковым было напечатано за 17 лет существования школы 20 отчетов. Как настоящий педагог и неравнодушный человек высоких нравственно-педагогических принципов Н. Ф. Бунаков и через много лет после окончания работы школы вспоминал ее с теплотой и трепетом, о чем писал в «Записках…»: «…просматривая … фотографии, перечитывая … отчеты, в час уныния и хандры или просто в свободное время, я вновь переживаю те живые и счастливые годы, которые я, можно сказать, прожил в школе, так как она постоянно помещалась при моей квартире, и не было дня, который я провел бы в Воронеже вне школы, не слыша детских голосов, не присутствуя на уроках». Школа взимала чисто символическую плату за обучение 5 рублей в месяц за учащегося. Н. Бунакову удалось собрать в школе богатую коллекцию учебных пособий (сделанных своими руками или руками учителей, изобретенных самим Бунаковым): машинка с подвижной азбукой, цифрами и знаками, минералогическая коллекция, гербарий, чучелки птиц и рыб, прекрасный волшебный фонарь, коллекции технического производства, а также земледельческая, ремесленная, коллекция геометрических тел из дерева, из картона, из литого стекла, из мрамора, раскладные модели (торс, сердце, мозг) и мн. др. В 1877г. при праздновании 10-летия школы была устроена выставка учебных пособий с умеренной платой за осмотр. Выставка продолжалась три дня и собрала достаточно средств, которые были потрачены на два вечера для детей с играми, угощением, волшебным фонарем и подарки-премии за решение задач, ребусов и загадок. Результатами работы Н. Ф. Бунакова в школе были печатные работы: «Азбука и уроки чтения и письма», «Руководство к обучению грамоте по звуковому способу, в связи с предметными уроками и упражнениями в родном языке», «Уроки начальной русской грамматики». Эти работы получили одобрительную критику не только самими критиками, но и официальными учреждениями и обратили на себя внимание.
В наши дни воронежцы не забыли о деятельности Н. Ф. Бунакова в Воронежском крае. На доме №37 по ул. 20-летия ВЛКСМ в 1995г. была установлена мемориальная доска, посвященная педагогу Н. Ф. Бунакову и школе, организованной им в этом доме. Совсем недавно, в 2010г. на доме появилась обновленная мемориальная доска с надписью: «В этом доме 15(27) августа 1867г. была открыта подготовительная школа известного русского педагога Николая Федоровича Бунакова». Обратим внимание на даты открытия школы. В источниках, которые были приведены в работе, указывалась иная дата открытия школы – 16 мая 1867г. Далее, в современной литературе мы не находим объяснения такому разночтению. Автор мемориальной доски скульптор А. В. Мельниченко.
Дом №37 является памятником архитектуры местного значения. В настоящее время дом жилой, но видно время не властно над памятниками архитектуры и поэтому вид дома сейчас очень удручающий.
Заключение
Наша задача – ценить и поддерживать историко-культурное наследие родного города. Сохранить неповторимый облик и атмосферу дома № 37 по улице 20-летия ВЛКСМ поможет, в том числе, просветительская работа с молодежью. Ведь историческое краеведение – это всегда краелюбие.
Историческая память – категория нравственная. Она в одном ряду с духовностью и благородством, с уважением к родной земле, к отчему дому, отцу и матери, взрастившими и воспитавшими нас.
Подводя итоги работы по изучению материалов о «школе Н. Ф. Бунакова» в Воронеже можно сделать следующие выводы:
- организация и деятельность подготовительной школы Н. Ф. Бунакова в Воронеже показала возможность существования новых подходов и методик обучения и воспитания, эффективных и созвучных сегодняшнему дню;
- длительность существования учебного заведения продемонстрировала заинтересованность общества в воспитании новой личности;
- неоценима заслуга Н. Ф. Бунакова в деле распространения новых методик обучения через просветительскую деятельность и печатную продукцию;
- велико значение и значимость деятельности Н. Ф. Бунакова для развития образования в Воронежском крае.
Список литературы
1. Адрес-Календарь Воронежской губернии на 1917г. – Воронеж: Типография Губернского Правления, 1916.
2. Акиньшин А. Вслед за адресами Бунакова. //ВК. 1992. 13 мая.
3. Акиньшин А. Лучше петровское, чем сталинское…//ВК. 1991. 25 февраля.
4. Акиньшин А. Н. Ласунский О. Г. Записки старого пешехода. Воронеж, 2002.
5. Акиньшин А. Н. Суконная промышленность Воронежа первой половины XIX века. История заселения и хозяйственного освоения Воронежского края в эпоху феодализма. – Воронеж: Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 1987 г.
6. Бунаков Н. Ф. Записки:Моя жизнь, в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной. СПб, 1909.
7. Веселовский Г. М. Исторический очерк города Воронежа. 1586-1886. Воронеж, 1886.
8. Веселовский Г. М. Воронеж в историческом и современно-статистическом отношениях. Воронеж, 1866.
9. Воскресенский Н. В. Пятидесятилетие Воронежских Губернских ведомостей. Исторический очерк с биографиями редакторов и сотрудников. – Воронеж: Типо-литография губернского правления, 1888. – 243с.
10. Воронежская историко-культурная энциклопедия. Под общей редакцией О. Г. Ласунского. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006.
11. Воронеж: экономико-географическое исследование/Г. Т. Гришин, М. В. Гончаров, И. С. Шевцов и др. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986.
12. Воронеж в кармане: Справочная книжка на 1925 год /Сост. И. С. Бережный. Воронеж, 1925.
13. Валукинский Н. В. Суконные фабрики крепостного времени в Воронежской губернии. 1926.
14. Историко-культурное наследие Воронежа. – Воронеж, 2002 г.
15. Коннонов В. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках. Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005.
16. Коммуна. 1938. 30 октября.
17. Кузнецов В. И. Хозяйка «Ноева ковчега». Собеседник. Портреты. Этюды. Исторические повествования. Очерки. – Воронеж: Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 1973 г.
18. Македонов Л. В. Николай Федорович Бунаков, его жизнь и деятельность. Биографический очерк. – С-Пб: Издание М. М. Гутзаца, 1907 г. - 44с.
19. Михин А. Новое в биографии «Ноева ковчега». На родине Кольцова и Никитина. Специальное приложение к журналу «Подъем». – 1987 г. - №10.
20. Очерки литературной жизни Воронежского края 19-начало 20в. -Воронеж:Центр. -Чернозем. КН. Изд-во, 1970.
21. Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. Книжка IV. (апрель). – С-Пб: В типографии и литографии С. Степанова, 1869. - 734с.
22. Попов П. Лучше петровское, чем сталинское…//ВК, 1991. 25 февраля.
23. Попов П. Уходящий Воронеж в объективе. - Воронеж, 2008.
24. Попов П. История города в названиях улиц. - Воронеж: Издательство «Кварта», 2003.
25. Путеводитель по Воронежу с 15 видами и планом города. Киев, 1901.
26. Попов П. А. Отражение естественных и географических условий местности в названиях улиц г. Воронежа 18-19в. //Формирование и развитие социальной структуры населения Центрального Черноземья: Тезисы докладов и сообщений III межвузовской научной конференции по исторической демографии и исторической географии Центр. Черноземья. Тамбов, 1992. С. 45-47.