Ромео и Джульетта ждут своих зрителей в Воронежском театре оперы и балета
Пятый год на сцене Воронежского театра оперы и балета разгорается юная неугасающая любовь – «редчайший дар, для мира слишком ценный».
Балет «Ромео и Джульетта» согласно первому варианту сценария 1935-36 годов должен был завершаться счастьем двух влюбленных. С. Прокофьев, написав драматическую основу к балету и сочинив к ней музыку, принялся за сценарий. Творческая деятельность по трагедии В. Шекспира продвигалась благодаря его совместной работе с Сергеем Радловым, советским театральным режиссером и педагогом, и драматургом Адрианом Пиотровским. Но, испугавшись критики о самотворчестве, они последовали традиционному сюжету великого драматурга.
- Драматический балет «Ромео и Джульетта» - это некий симбиоз балетного мастерства и актерского таланта. Чувства влюбленных, обиженных, радостных танцоры балета передают не только отточенностью и чистотой движений. На этой сцене они есть актеры. Эмоции, порывы выражаются еще и мимикой, взглядом, движениями рук, - говорит Александр Литягин, главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета.
Впервые балет «Ромео и Джульетта» увидели 30 декабря 1938 года зрители чешского города Брно. После этого соавтором либреттистов шекспировской трагедии стал балетмейстер Леонид Лавровский, по инициативе которого 11 января 1940 года сцена Большого театра стала местом для «Ромео и Джульетты».
Трагедия любви в 2-х действиях разворачивается на сцене Воронежского театра оперы и балета с 2011 года. Драматический балет был поставлен по либретто Леонида Лавровского по сценарию С. Прокофьева в редакции Михаила Леонидовича Лавровского.
Михаил Лавровский приехал в Воронеж специально для постановки «музыкально-хореографической поэмы», как назвал он балет по В. Шекспиру. За некоторое время М. Лавровский, С. Антонов, балетмейстер-постановщик, и педагоги-репетиторы – Л. Масленникова, П. Попов – заслуженные артисты, и другие деятели искусства дали жизнь «Ромео и Джульетте» на Воронежской сцене, труппу театра оперы и балета превратили в придворных итальянского двора 16 века, в патера, в близких друзей, родителей – Монтекки и Капулетти, и, конечно, в влюбленную пару. Создали постановку, которая тронула сердца не только воронежских зрителей, но и любителей искусства в Америке и Канаде во время гастролей труппы с драматическим балетом «Ромео и Джульетта»
Жан-Жак Руссо писал: «Наши истинные учителя – опыт и чувство». Лучшие танцоры балета Воронежа с многолетним опытом сумели показать чувства юных влюбленных благодаря формуле: «любовь юнцов не в душах, а в глазах», что и выражают Денис Каганер и Светлана Носкова на сцене.
Премьер воронежского театра оперы и балета Денис Каганер исполняет ведущие партии не только мужских, но и женских ролей во всем репертуаре, например, мачеху в «Золушке». В 1997 года Денис Каганер становится частью труппы. Лауреат Международного конкурса артистов балета в Вене, сегодня он неизменно талантливо исполняет роль пылкого, чувственного юноши, который тоскует о той, кто сократит часы, кажущиеся ему длинными. Ждет свою Джульетту, Светлану Носкову.
Солистка балета Воронежского театра оперы и балета с 2000 года, она участвовала в гастролях театра во многих странах мира. В «музыкально-хореографической поэме» это храбрая Джульетта, храбрая в любви и смерти.
По словам Александра Литягина, главного балетмейстера Воронежского театра оперы и балет, у каждого артиста балета есть свой зритель.
Несомненно, с первого выхода в роли Меркуцио Вадим Мануковский, «гротескный танцовщик», и Михаил Ветров - Тибальд, артист балета молодого поколения, приобрели ценителей их балетного искусства.
«Прекрасное не требует прикрас». Не нужно быть молодым по возрасту, чтобы перевоплотиться в юного влюбленного. Достаточно иметь опыт и талант. Не нужно иметь долголетнюю историю постановки и существования спектакля. Достаточно перенять опыт у великих мастеров искусства. И любовь, и балет вечны и молоды, если талантливы.
Зифа Хакимзянова