Роль в современной планировочной структуре города Воронежа исторически сложившихся угловых завершений кварталов второй половины XIX – начала XX вв.

Здесь представлена работа в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом» конкурса «Наследие предков – молодым» 2021 гг. Автор – Инна Поликарова. Научный руководитель: А. С. Танкеев. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

Введение

Архитектурно-планировочное развитие города Воронеж в период капитализма (вторая половина XIX века) имеет направление, определяемое результатом появления и развития промышленных производств, в результате чего и новых сфер общественной жизни и первых городских коммуникаций. К данному периоду в городе происходят множественные изменения во всех направлениях (социальном, политическом, промышленном, коммуникационном, транспортном). Генеральный план 1774 года окончательно реализуется: «объемно-планировочная структура Воронежа, в основу которой был положен регулярный план, разработанный выдающимся русским архитектором периода классицизма И.Е. Старовым и утвержденный императрицей Екатериной II в 1774 г., к концу XIX в. окончательно сложилась» [2, с. 6]. С повышением технологического уровня промышленной зоны в городе начался процесс повышения плотности жилой застройки в пешеходной доступности от промышленных предприятий, поэтому город Воронеж «теряет характер приречного поселения, вытянутого полосой вдоль реки, транспортное значение которой резко снизилось» [4, с. 133]. Так, во всех сферах жизни города происходят качественные изменения, и в следствие чего формируются и определенные принципы в становлении архитектурно-планировочных решений, отражающие архитектурный облик города Воронежа в конце XIX века.

Типовое проектирование имело преимущественное значение для проектирования архитектурного облика массовой жилой застройки. Архитектурно-планировочная система Воронежа, как и многих других русских городов, в первой половине XIX века по-прежнему строилась на принципе подчинения массовой “фоновой” застройки с уникальными опорными зданиями. Они сооружались в центре, где, по существу, и происходило формирование классического ансамбля, на который и равнялась застройка центральных частей города. Активное применение принципов классицизма, в частности симметрии, привело к тому, что даже небольшие дома стали более парадными [4, с. 125].

В каждой из частей города Воронежа того периода (Московской, Дворянской и Мещанской) были районы с наибольшей плотностью застройки, а также наличие общественных центров: «вполне очевидна разница между центральными кварталами города, где качество, ценность и доходность построек значительно выше, нежели на окраинах. В центральных кварталах города преобладают многоэтажные здания, площадь усадеб, количество строений в них несколько больше, чем в окраинных кварталах, которые застроены в подавляющем большинстве одноэтажными деревянными жилыми домами и надворными строениями» [1]. Также именно в основу архитектурно-планировочной структуры центральных районов был заложен принцип регулярности по генеральному плану 1774 года, когда «город должен быть правильным и симметричным, его площади – просторными, улицы – широкими и прямыми, кварталы – прямоугольной в плане формы или близкой к ней. Зданиями установленного типа стремились оформить вновь создаваемые улицы и площади, что уже предполагало формирование близких по своему облику ансамблей» [2].

Именно по данной причине исследование зданий, находящихся в центральной части города, позволит выявить отличительные архитектурные приемы, использованные архитекторами для создания облика города Воронежа конца XIX века, направленного на формирование определенного восприятия его горожанами и гостями города.  Архитектурно-планировочная структура данных районов города Воронежа конца XIX века имеет композиционную целостность и сомасштабность.

Функциональная характеристика различных пространств в городской среде в значительной степени зависит от геометрической формы и физических параметров этих пространств: «напряженность границ пространства воздействует на движение (самочувствие) человека в нем. Так, изменение ширины улицы и ее членение по глубине вызывают интерес и стимулируют движение, чего не скажешь о прямой улице с безграничной перспективой. Квадратная площадь статична, в то время как эллиптичность формы площади придает ей направленное движение» [3, с. 84]. Открытые городские пространства при всем их средовом многообразии по конфигурации можно объединить в две группы: локальные пространства и линейные системы.

Локальное пространство — это единое компактное в плане образование, определяющееся центричностью и обладающее завершенной визуальной формой из-за выделения периметра. «При этом самым важным условием придания пластичности пространству площади (перекрестка) является пропорциональная связь окружающих зданий с горизонтальной плоскостью, что вызывает впечатление пространственной замкнутости» [3, с. 84].

Чувство замкнутости возникает у человека в зависимости от дистанции наблюдения и соответствующих углов зрения на здания, окружающие пространства. Существует градация от полной замкнутости до полного отсутствия замкнутости, определяемая качественными значениями заданных параметров объекта, а именно этажности, геометрической формы здания, а также пространства, в котором он находится.

В рассматриваемый период в городе Воронеже существуют множество площадей, выполняющих как правило несколько функций, архитектурно-планировочное решение пространства которых определяется как локальное. Их функциональное назначение отвечало необходимым жизненным потребностям горожан и являлись органичным элементом формирования объёмно-пространственной структуры города. Объемно-пространственная композиция площадей города Воронежа имела определенные принципы. Так, Староконную площадь (Площадь Ленина), которая во второй половине XIX века приобрела статус общегородской площади: «благодаря развитию строительной науки и техники, стало возможным больше внимания уделять вопросам благоустройства городов. Так, в 1869 году в Воронеже вступил в строй первый городской водопровод, построенный на деньги купца миллионера С.Л. Кряжова» [4, с. 131]. Здания, фланкирующие углы кварталов, определяющие периметр Староконной площади конца XIX века, имеют определенную типологию: все углы зданий, выходящие на периметр площади имеют простое геометрическое построение, образованное двумя фасадами; этажность не превышает двух этажей, объекты не имеют каких-либо доминант. Предположительно, такие параметры в ограничивающих большую по размеру площадь зданиях определяли ее как пространство, воздействующее своей относительной сомасштабностью на горожан определенным образом, согласно установленным социальным и общегородским целям.

ris_1.jpg

Media Folder: 

Рис. 1. Староконная площадь. Архивное фото 1910-х гг. [5]

Линейные системы — это такая конфигурация пространства, восприятие которой при движении вдоль единой оси основано на последовательном сложении фронтальных, объемных и глубинных картин. Само пространство обладает качеством динамичности. Расстояние между застройкой направления движения может изменяться в больших значениях – от узкой пешеходной улицы средневекового города или аналогичной ей по ширине пешеходной улицы современного торгового центра до широкой магистрали с многополосным транспортным движением, широкими полосами высокой зелени и тротуарами развитой пешеходной зоны. В первом случае зритель воспринимает перспективу улицы как единое целое, в какой-то степени визуально замкнутое. Во втором случае видимая картина магистрали утрачивает качество единого целого, пространство зрительно делится на несколько частей, отсеков, расположенных параллельно [3, с. 84].

Главные улицы города Воронежа XIX века имели сложную конфигурацию и в разных случаях, в зависимости от видовой точки, воздействовали определенным образом. Основной доминантой центральных улиц являлись в основном колокольни (рис. 3, 5). Также эту функцию выполняли водонапорная башня на Староконной площади и пожарная каланча мещанской полицейской части на Старо-Московской улице. Наблюдается тенденция к установлению высотных акцентов среди рядовой застройки в том случае, когда главная доминанта, представляющая собой колокольню или башню, не создавала необходимую динамику и текучесть улицы, так как находилась на недостаточном расстоянии от конкретной видовой точки обзора и не могла доминировать по высоте (рис. 2, 4). 

ris_2.png

Media Folder: 

Рис. 2. Большая Дворянская улица. Архивное фото 1910-х гг. [6]

ris_3.png

Media Folder: 

Рис. 3. Большая Девицкая улица. Архивное фото 1890-х гг. [7]

ris_4.png

Media Folder: 

Рис. 4. Большая Девицкая улица. Архивное фото 1900-х гг. [8]      

ris_5.png

Media Folder: 

Рис. 5. Московская улица. Архивное фото 1910-х гг. [9]

При восприятии архитектурной среды в движении (пешеходном) облик города составляется из последовательного ряда видовых кадров — картин, рассказывающих об объектах и формирующих пространство, воспринимаемое глазом. В зависимости от расстояния до объекта воспринимаемая человеком картина видоизменяется от плоскостного изображения (вблизи) до объемного. Еще большее удаление от объекта раскрывает глубину воспринимаемого кадра, в котором объем выступает в виде некоей формы, расположенной в пространственном окружении. Таким образом, картины, воспринимаемые при движении, образуют фронтальные, объемные и глубинные построения. Можно сформулировать предположение о том, что усложнение геометрической формы углового завершения зданий с высотной доминантой делает пространство улицы более глубинным, и наоборот простое угловое здание без высотного акцента усиливает фронтальность или камерность видового канала улицы. Так, угловые завершения зданий второй половины XIX века принимали активное участие в формировании различных типов городских пространств, как локальных, так и линейных.

Для анализа угловых завершений был выбран участок, соответствующий улицам, проложенным в соответствии с регулярным планом 1774 года, который основывался на традиционном для того времени принципе «трезубца». Рассмотренные улицы и исследуемые объекты обозначены на выкопировке из плана 1910 года (рис. 6). Исследуемые улицы и объекты на них были выбраны по принципу рассматриваемого периода и районов города, где наблюдается применение определенных принципов композиционного построения, выполняющих определенные задачи. Были проанализированы разные районы регулярного города, но для исследования были взяты только районы с наибольшей плотностью застройки, этажностью зданий в 2–3 этажа, направленные на психологическое восприятие того или иного городского пространства.

Объекты условно можно разделить на две группы: здания, имеющие доминанту (табл. 1) и не имеющие высотный акцент (табл. 2).

ris_6.jpg

Media Folder: 

Рис. 6. Выкопировка из плана г. Воронежа 1910 года с обозначением исследуемой территории и объектов. [10] Информация об экспликации дана в табл. 1–2

Таблица 1 Типология угловых завершений зданий с высотной доминантой

Простое угловое завершение

1.jpg

Media Folder: 

Больница Красного креста. Воронеж, ул. Малая Дворянская, 72,72а.

Архивное фото 1900-х гг. [11] Экспликация к рисунку 6: №1.

Простое геометричное угловое завершение здания, формирующее угол улиц Малой Дворянской (ул. Фридриха Энгельса) и Большой Девицкой (ул. 9 Января), подчеркивает принципы регулярности, заложенные по генеральному плану 1774 года. Повышенная этажность для того времени, обусловлена достаточным расстоянием ширины и длины улицы, а доминанта в виде купола, смещенная на центральную часть юго-западного крыла, поддерживает движение улицы как в северо-западную, так и в юго-восточную сторону города.

2.jpg

Media Folder: 

Здание потребительских обществ. Воронеж, ул. Малая Дворянская, 56. Архивное фото 1920-х гг. [12]

Экспликация к рисунку 6: №2.

Простое геометричное угловое завершение здания, формирующее угол улиц Малой Дворянской (ул. Фридриха Энгельса) и    Ново- Московской (ул. Плехановская) подчеркивает принципы регулярности, заложенные по генеральному плану 1774 года. Доминанта в виде сложного аттика, завершающая угол здания, поддерживает движение улицы.

Угловое завершение, образованное цилиндрическим объемом

3.jpg

Media Folder: 

Здание Мещанской пожарно-полицейской части (1825 г.). Воронеж, ул. Старо-Московская, 32. Архивное фото 1900-х гг. [13]

Экспликация к рисунку 6: №3.

Усложненный цилиндрической формой угловое завершение квартала в здании Мещанской пожарно-полицейской части формирует глубинное восприятие линейного пространства Старо-Московской улицы (ул. Карла Маркса), тем самым нарушая камерность и фронтальную целостность линии застройки.

Угловое завершение сложной многогранной формы

4.jpg

Media Folder: 

Здание Александринского приюта. Воронеж, ул. Старо-Московская, 45. Архивное фото 1900-х гг. [14]

Экспликация к рисунку 6: №4.

Усложненный многогранной формой угловое завершение квартала в здании Александринского приюта создает движение по отношению к пересекающей объект Воскресенской улицы (ул. Орджоникидзе) а также поддерживает общие принципы фронтальности Старо-Московской улицы (ул. Карла Маркса). 

5.jpg

Media Folder: 

Гостиница “Гранд Отель”. Воронеж, ул. Ново-Московская, 12. Архивное фото 1900-х гг. [15]

Экспликация к рисунку 6: №5.

Усложненный многогранной формой угловое завершение квартала в здании гостиницы создает равноправное движение по отношению к пересекающих объект улиц Ново-Московской (ул. Плехановская) и Малой Дворянской (ул. Фридриха Энгельса) в северном и восточных направлениях соответственно.

6.jpg

Media Folder: 

Гостиница Воищева.Воронеж, ул. Средне-Московская, 10.

Архивное фото 1900-х гг. [16]

Экспликация к рисунку 6: №6.

Усложненный цилиндрической формой угловое завершение квартала в здании гостиницы создает равноправное движение по отношению к пересекающих объект улиц Ново-Московской (ул. Плехановская) и Малой Дворянской (ул. Фридриха Энгельса) в южном и восточных направлениях соответственно. Цилиндрическая форма угла здания усложнена граненной доминантой в виде башни с шатром. 

Таблица 2. Типология угловых завершений зданий с отсутствием доминанты

Простое угловое завершение

7.jpg

Media Folder: 

Усадьба Смоленского собора. Воронеж, ул. Ново-Московская 3. Архивное фото 1977 г. [17] Экспликация к рисунку 6: №7.
Простое геометричное угловое завершение здания, формирующее угол улиц 2-ой Дворянской (ул. Никитинская) и Ново-Московской (ул. Плехановская) подчеркивает принципы регулярности, заложенные по генеральному плану 1774 года. 
 

8.jpg

Media Folder: 

Дом Шведченко, начало ХХ века. Воронеж, ул. Покровская, 16. Архивное фото начала XX в.[18]

Экспликация к рисунку 6: №8.

Простое геометричное угловое завершение здания, формирующее угол улиц Ново-Московской (ул. Плехановская) и Покровской (ул. Дзержинского) подчеркивает принципы регулярности, заложенные по генеральному плану 1774 года. Композиционное построение фасадов относительно угла здания, создает равноправное движение по отношению к пересекающих объект улиц.

Угловое завершение сложной многогранной формы

9.jpg

Media Folder: 

Дом Михайлова, начало XIX века. Воронеж, ул. 1-ая Советская, 14. Архивное фото 1980 г.[19]

Экспликация к рисунку 6: №9.

Угловой дом многогранной формы усложнен цилиндрическими боковыми крыльями оформляет перекресток при пересечении с улицей 9 Января (ул. Большая Девицкая) и улицы 1-ая Советская (ул. Пушкинская).

10.jpg

Media Folder: 

Училищный дом, 1908-1909 года. Воронеж,ул. 1-ая Советская, 16.  Архивное фото конца 1980-х-начала 1990-х годов.[20]

Экспликация к рисунку 6: №10

Усложненный многогранной формой угловое завершение квартала в здании Училищного дома, формирует линейное пространство улиц Малая (Вторая) Девицкая (ул. Свободы) и 1-ая Советская (ул. Пушкинская).

Угловое завершение, образованное цилиндрическим объемом

11.jpg

Media Folder: 

Воронеж, ул. Староконная, 15. Архивное фото 1900-х гг. [21]

Экспликация к рисунку 6: №11.

Усложненный цилиндрической формой угловое решение формирует глубинное восприятие линейного пространства улицы Ново-Московской (ул. Плехановская). Высотные параметры здания (2 этажа) и отсутствие доминанты также увеличивает камерность локального пространства Староконной площади.

12.jpg

Media Folder: 

Дом купцов Протасовых/Федоровых, нач. XIX века. Воронеж, ул. 1-ая Советская, 12. Архивное фото 1984 г. [22]

Экспликация к рисунку 6: №12.

Усложненный цилиндрической формой дом занимает участок на углу улиц Большая Девицкая (ул. 9 Января) и 1-ая Советская (ул. Пушкинская). Вместе с домом № 14 оформляет перекресток бывшей лучевой магистральной улицы Большой Девицкой.

13.jpg

Media Folder: 

Дворянский и крестьянский банк,  1911 год. Воронеж, ул. Воскресенская, 41. Архивное фото 1900-х гг. [23]

Экспликация к рисунку 6: №13.

Усложненный цилиндрической формой бывший банк занимает участок на углу улиц Воскресенская (ул. Орджоникидзе), и Большая Девицкая (ул. Платонова) и формирует камерное пространство улиц.

Так, различные принципы, заложенные в формообразование объектов, которые образуют угловые завершения рассмотренных кварталов, предусматривались зодчими того времени для выполнения определенных задач, направленных на определенный путь становления и развития города Воронежа. Это и функционирование города на различных уровнях, и решение социальных аспектов жизнедеятельности города, и формирование образа города и т.д.

Анализ изменения архитектурно-планировочной структуры города Воронежа периода второй половины XIX – начала XX вв. в настоящее время.

На данный момент город претерпевает серьезные изменения в количественных и качественных показателях городской среды, формируемой новыми объектами (зданиями и сооружениями). Повышение этажности, результаты модернизаций планировочных структур различных периодов, создание новых функциональных пространств и уничтожение старых – все это приводит к новым принципам формирования центральных кварталов города, структурный каркас которого формируют здания рассматриваемого периода. Рассматриваемые в таблицах 1–2 объекты проанализированы в таблице 3 по формированию современных кварталов центральной части города (рис. 7).

ris_7.jpg

Media Folder: 

Рис. 7. Выкопировка из GOOGLE MAPS [24]. С обозначением исследуемых объектов. Информация об экспликации дана в табл. 3.

Таблица 3 Угловые завершения кварталов на момент исследования (2021 год)

14.jpg

Media Folder: 

Больница Красного креста. Воронеж, ул. Фридриха Энгельса, 72,72а. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №1.

Здание сохранило свои исходные объемные параметры. Несмотря на появление диссонирующих по этажности объектов, формирует канал улиц Фридриха Энгельса (ул.Малая Дворянская) и 9 Января (ул. Большая Девицкая).

15.jpg

Media Folder: 

Здание потребительских обществ. Воронеж, ул.Фридриха Энгельса, 56. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №2.

Угловое завершение квартала, выраженного в данном здании изменило свое исходное формообразование, изменив тип движения и характер перекрестка. Несмотря на появление диссонирующих по этажности объектов, формирует канал улиц Плехановская (ул. Ново- Московская) и Фридриха Энгельса (ул. Малая Дворянская).

16.jpg

Media Folder: 

Здание Мещанской пожарно-полицейской части. Воронеж, ул. Карла Маркса, 32. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №3.

Здание сохранило свои исходные объемные параметры. Появление диссонирующих по этажности объектов не изменяет объемно-пространственное восприятие объекта, который формирует глубинное восприятие линейного пространства ул. Карла Маркса (ул. Старо-Московская).

17.jpg

Media Folder: 

Здание Александринского приюта. Воронеж, ул. Карла Маркса, 45. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №4.

Угловое завершение квартала, выраженного в данном здании изменило свое исходное формообразование, изменив тип движения и характер перекрестка. Несмотря на появление диссонирующих по этажности объектов, формирует движение по отношению к пересекающей объект ул. Орджоникидзе (ул. Воскресенская), а также поддерживает общие принципы фронтальности улицы Карла Маркса (ул. Старо-Московской).

18.jpg

Media Folder: 

Гостиница “Гранд Отель”. Воронеж, ул. Средне-Московская, 12. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №5.

19.png

Media Folder: 

Гостиница Воищева. Воронеж, ул. Средне-Московская, 10. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №6.

Здания сохранили свои исходные объемные параметры. Несмотря на появление диссонирующих по этажности объектов, формируют равноправное движение по отношению к пересекающих их улиц Средне-Московской и Фридриха Энгельса (ул.  Малой Дворянской) в северном, южном и восточном направлениях соответственно.

20.jpg

Media Folder: 

Место усадьбы Смоленского собора. Воронеж, ул. Средне-Московская, 3. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №7.

В настоящий момент здание не сохранилось. Канал улицы расформирован, место, на котором находился объект теперь создает локальное пространство, а не линейное (табл. 2).

21.jpg

Media Folder: 

Дом Шведченко, начало ХХ века. Воронеж, ул. Дзержинского, 16. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №8.

Угловое завершение квартала, выраженного в данном здании изменило свое исходное формообразование, изменив тип движения и характер перекрестка появившейся угловым объемом. Несмотря на появление диссонирующих по этажности объектов, формирует движение по отношению к пересекающей объект ул. Плехановская (ул. Ново-Московской) и ул. Дзержинского (ул. Покровской).

22.jpg

Media Folder: 

Дом Михайлова, начало XIX века. Воронеж, ул. Пушкинская, 14. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №9.

Здание сохранило свои исходные объемные параметры. Появившиеся диссонирующие по этажности объекты искажают восприятие перекркстка улиц 9 Января (ул. Большая Девицкая) и Пушкинская (ул.1-ая Советская), который формирует дом Михайлова вместе с домом №12.

23.jpg

Media Folder: 

Училищный дом, 1908-1909 года. Воронеж, ул. Пушкинская, 16. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №10.

Здание сохранило свои исходные объемные параметры. Несмотря на появление диссонирующих по этажности объектов, формирует равноправное движение по отношению к пересекающих его улиц Свободы (ул. Малая (Вторая) Девицкая) и Пушкинская (ул. 1-ая Советская).

24.jpg

Media Folder: 

Воронеж, ул. Площадь Лленина, 15. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №11.

Угловое завершение квартала, выраженного в данном здании изменило свое исходное формообразование, изменив тип движения и характер перекрестка. Несмотря на появление диссонирующих по этажности объектов, формирует локальное пространство ул. Плехановская (ул. Ново-Московской).

25.jpg

Media Folder: 

Дом купцов Протасовых/Федоровых, нач. XIX века. Воронеж, ул. Пушкинская, 12. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №12.

Здание сохранило свои исходные объемные параметры. Пояявившиеся диссонирующие по этажности объекты искажают восприятие перекркстка улиц углу улиц 9 Января (ул. Большая Девицкая) и Пушкинская (ул. 1-ая Советская). Вместе с домом № 14 оформляет перекресток бывшей лучевой магистральной улицы Большой Девицкой.

26.jpg

Media Folder: 

Дворянский и крестьянский банк, 1911 год. Воронеж, ул. Орджоникидзе, 41. Автор фото И.В. Поликарова, 2021 год.

Экспликация к рисунку 7: №13.

Здание сохранило свои исходные объемные параметры. Несмотря на появление диссонирующих по этажности объектов, формирует движение по отношению к пересекающей объект улиц Орджоникидзе (ул.  Воскресенская) и Платонова (ул.  Большая Девицкая) и формирует камерное пространство улиц.

Выводы

Ретроспективный анализ данных зданий по градостроительным и объемным параметрам позволил актуализировать проблему сохранения облика города Воронежа второй половины XIX – начала XX вв., посредством выявления основных принципов формообразования объектов. Выявив и проанализировав по основным объемным параметрам здания, которые образовывали угловые завершения кварталам регулярной части города конца XIX века, можно сделать вывод о том, что архитекторы того периода применяли определенные композиционные принципы в формообразовании для достижения определенных целей в восприятии объектов, определивших архитектурно-градостроительный облик города Воронежа второй половины XIX – начала XX вв.

Список использованной литературы

1. Гурьев, Г. С. Деревянная архитектура Воронежа конца XIX – начала XX в. [Электронный ресурс] / Г.С. Гурьев //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №1(65). – URL: http://archvuz.ru/2019_1/9.

2. Митин, В.А. Иван Егорович Старов, Николай Николаевич Иевский, Джакомо Кваренги. Начало большого Воронежа: в 2 т. / В.А. Митин. – Воронеж: Альбом, 2019. – т.1: От крепостных стен до генплана, 2009, – 96 с.

3. Хасиева С.А. Архитектура городской среды [Текст]: учебник для вузов / С.А. Хасиева. – М.: Стройиздат, 2001. – 200 с.

4. Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность / Г.А. Чесноков. – Воронеж: Воронеж. гос. арх.-строит. академия, 1999. – 394 с.

Электронные ресурсы

5. Ново-Московская улица [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/162284.

6. Большая Дворянская улица [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/161576.

7. Большая Девицкая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/172075.

8. Большая Девицкая улица [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/182504.

9. Московская улица [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/162296.

10.  История в картах и схемах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vrn-histpage.ru/page.php?Page=64.

11. Николаевская община сестер милосердия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/182503.

12. Здание потребительских обществ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/492175.

13. Старо-Московская улица [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/171371.

14. Каменный мост [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/175141.

15. Гостиница "Гранд Отель" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/160933.

16. Гостиница Воищева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vif-vrn.ru/viewtopic.php?t=1255

17. Угол Никитинской и Средне-Московской. Усадьба Смоленского собора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/659217.

18. «Государственная инспекция историко-культурного наследия» / Дом Шведченко, начало ХХ века. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://heritage.vrn.ru/heritage/01/361410059570005.html

19. Дом Михайлова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/160933. https://pastvu.com/p/687381

20. «Государственная инспекция историко-культурного наследия» / Училищный дом, 1908–1909 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://heritage.vrn.ru/heritage/01/361410121330005.html

21. Улица Большая Московская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/509091.

22. Улица Пушкинская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/630169.

23. Дворянский банк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pastvu.com/p/161296.

24. Daft Logic / Sandbox / Google Maps Find Altitude [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.daftlogic.com/sandbox-google-maps-find-altitude.htm