Робот как человек и человек как робот – это возможно?
4 мая 2023 года на сцене Воронежского государственного Театра кукол «Шут» им. В.А. Вольховского в рамках федеральной программы «Большие гастроли» был показан спектакль «Art-механика» Екатеринбургского театра кукол. Премьера спектакля состоялась в декабре 2022 года.
Создатели этого произведения – небольшой творческий коллектив: режиссеры-постановщики и авторы сценария Валерий Бахарев и Татьяна Жвакина, которые одновременно являются исполнителями главных ролей, этот спектакль является их режиссерским дебютом; художник-постановщик Юлия Селаври; композитор и видеодизайнер Кирилл Лихин и актриса второго плана Анастасия Зырянова; во главе с художественным руководителем проекта Евгением Сивко. Всего за 50 минут они сумели подарить своим зрителям необычный и запоминающийся опыт. А после представления Валерий, Татьяна, Кирилл и Анастасия провели пресс-конференцию, на которой дали исчерпывающие ответы на вопросы всех присутствующих – профессиональных журналистов, волонтёров и даже юных блогеров.
Фантастическая постановка в стиле стимпанк (разновидность киберпанка – стиля, который романтизирует индустриальную эпоху XIX века) приятно удивляет сочетанием яркого зрелищного шоу и глубокого философского смысла. Спектакль выстроен в форме концерта, состоящего из множества разнообразных номеров, каждый из которых несёт определённый посыл, но все они объединены общим смыслом. По сюжету спектакля его действие происходит где-то в середине XIX века, а главный герой – некий Изобретатель (то ли Профессор, то ли Механик) – нервный, сухой и замкнутый. Он одержим идеей создания идеального механизма, и в погоне за ней уже сходит с ума от одиночества и переутомления (о чем прозрачно намекает первая сцена – танец с халатом) и постепенно сам становится подобен роботу. И вот однажды ему снится сон, что он всё-таки изобрёл эту Идеальную Машину, которая ведёт себя как разумное существо и становится ему идеальным другом и помощником, способным предугадывать и исполнять все желания. Машина представлена в виде черного куба – некого универсального символа тайны и загадки. Она демонстрирует своему создателю сцены будущего (от Чарли Чаплина и немого кино начала XX века, до геймера за ноутбуком начала XXI столетия). А потом создаёт для него автоматон – механического человека (как называли роботов до середины XX века). Этот автоматон предстаёт в образе прекрасной женщины, в которую наш герой постепенно влюбляется (намёк на Пигмалиона и Галатею). Однако, новая Галатея вовсе не глупая и безвольная кукла, едва появившись, она приступает к обучению – с большим интересом читает книги, наблюдает образы, представляемые машиной, и даже активно обсуждает увиденное и прочитанное со своим создателем, то есть, общается с ним на равных. А эти образы – не просто символы того или иного времени, эпохи, в них также заложен глубокий смысл, напоминающий о простых человеческих ценностях: нежности, любви и дружбе в детстве и юности; радости познания и творчества в зрелые годы. Так постепенно происходит сближение человека, утратившего способность чувствовать и автомата, который её обрёл. Человек, похожий на робота встречает робота, похожего на человека. В наше время искусственного интеллекта, нейронных сетей, «умных устройств» и андроидов этот сценарий становится всё более реальным. Но что несёт такой союз? Чем закончится это взаимодействие? Современное искусство предлагает множество вариантов ответа на этот вопрос. В лучшем случае, нас ждёт успешное сотрудничество с мыслящими машинами, как в фильме «Робот по имени Чаппи». А, возможно, они станут нашим продолжением, как в фильме "Суррогаты"; или произойдёт тихое и незаметное порабощение людей машинами, по сценарию "Матрицы". В самом худшем случае – открытое противостояние и война на поражение как в "Терминаторе". Ответ на этот вопрос зависит от человека, от того выбора, который ежедневно делает каждый из нас. Ведь завтра начинается сегодня.
Режиссерский замысел спектакля «Art-механика» гармонично соединяет разные формы искусства и создает своего рода «механическое искусство» или «искусство механики». Использование на сцене нескольких видов кукол, различных инструментов и механизмов в сочетании с легкостью и пластичностью движений исполнителей – всё это оставляет незабываемое впечатление. Необычные костюмы в викторианском стиле и уникальное музыкальное сопровождение, добавляют еще большую глубину и красоту этому произведению. Сочетание авторской музыки, освещения, декораций и талантливая игра актёров создают захватывающую атмосферу. Очевидно, что в каждую сцену постановки было вложено много сил и смысла, и потому результат получился действительно впечатляющим.
По словам создателей спектакля, именно такого эффекта они и добивались от этого представления, предназначенного для семейного просмотра: чтобы маленькие зрители получили удовольствие от яркого зрелища, а взрослые смогли понять глубокую суть авторского замысла и в доступной форме пересказать её своим детям.
Спектакль произвёл на зрителей глубокое впечатление, даже многие дети расходились в задумчивости. Хочется верить, что взрослые сумеют донести до них смысл этого произведения и он поможет им сделать правильный выбор – оставаться человеком в любое время и при любых обстоятельствах.
Текст - Трубицына Майя
Фото – Андрей Парфёнов