Развитие ремёсел позднеримского периода (III-IV вв.) на Дону
Здесь представлена работа в номинации «История моей малой родины» конкурса «Наследие предков – молодым» 2019-2020 гг. Автор – Анастасия Заева. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.
«Археолог – детектив, опоздавший на тысячу лет»
Л.С.Клейн
Сейчас, когда остро стоит вопрос о сохранении культурного наследия, когда исторические факты в политических целях могут осознанно искажаться, необходимо изучать историю, в том числе историю своей малой родины, уделяя большое внимание просопографии, быту, обычаям, традициям и т.д.
Безусловным культурным достоянием русского народа является ремесло. Испокон веков русские ремесленники славились своим умением создавать произведения искусства. Но ремесленное изделие представляет большую ценность ещё и тем, что способно дать представление о традициях, обычаях и быте людей определённого исторического период. Русские мастера славились как гончары, кожевенники, ювелиры, ткачи, но в рамках данной работы нам бы хотелось рассмотреть ткачество и мастерство изготовления гребней, ввиду слабой историографической базы, посвященной изучению данных ремесел.
Ткачество занимало важную роль в быту славян, поэтому изучение его необходимо для понимания особенностей организации жизнедеятельности людей того времени. Что касается гребня, археологи повсеместно находят его в женских ингумациях, из этого следует, что этот предмет был одним из ключевых в жизни девушек того времени и исследование его также является необходимым.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить, какую роль в жизни славян играли такие ремёсла, как создание гребня и ткачество
2. Найти информацию о процессах изготовления гребня и полотна
3. Изучить археологические памятники Липецкой области, где были найдены гребень и ткацкий станок
Изучать гребни и ткачество мы будем, опираясь не только на литературу и этнографические данные, но и на археологические находки, поэтому в начале дадим общую характеристику исследуемых археологических памятников. Они датируются позднеримским временем и относятся к памятникам типа Каширки-Сиделок, для которого характерно расположение поселений на чернозёмных участках склонов, оврагов или на террасах узких рек, что свойственно также селищам Черняховской культуры. В культурном плане памятники типа Каширки-Сиделок неоднозначны и в какой-то мере уникальны. Они встречаются лишь в Липецкой области и на севере Воронежской, совмещают в себе элементы Черняховской и Киевской культур и даже обладают некоторыми культурными особенностями, присущими финно-угорским племенам. Появление этого культурного комплекса относят не ранее, чем к I половине - середине III вв., поэтому точную датировку изучаемых в этой работе памятников дать сложно, но наиболее верным будет относить их к III-V вв.
Итак, вернёмся непосредственно к ремеслу, что касается ткачества, оно имело огромное значение в жизни людей, повлияло на особенности культурного развития общества, оно внесло свой вклад даже в формирование так называемых гендерных отличий. Ткали в основном женщины, так как им в большей степени характерны усидчивость, терпение, внимание – качества, необходимые пряхе. Благодаря этнографическим данным известно, что пряхи часто собирались на посиделки – работать вместе. При этом они пели песни, играли, сплетничали. Не отразилось ли это на характере “слабого пола”? В настоящее время женщина освободилась от этого трудоемкого дела, у неё появилось больше свободного времени. Это, вероятно, внесло свой вклад в тенденции развития современного общества и роли в нём женщины.
Также ткачество отразилось на планировке избы наших предков. В русских крестьянских домах печь чаще всего располагается справа от входа в жилое помещение, длинная лавка – слева, у окна. В ином случае изба называлась «непряхой» – женщине-правше, сидящей на лавке, было неудобно прясть. Её правая рука была обращена к стене, а не к свету от окна. В древности каждая женщина занималась ткачеством, не исключение и жительницы поселений позднеримского времени в Липецкой области.
В 1991 году И.А. Козмирчуком и А.Н. Бессудновым было обнаружено поселение позднеримского периода, которое находится в 2 км к югу от МТС с. Верхняя колыбелька Липецкой области. В 1996 - 1997гг там проводились археологические работы А.М. Обломским и Р.В. Терпиловским, раскоп получил название – Сиделки, археологи составили его описание: [1]“расположен в 1,6-2,5 км к юго-востоку. Селище занимает оба берега ручья Аржава в ур. Запольное. Левый склон долины ручья на территории памятника пересекается двумя оврагами: старым обводненным… и новым сухим… судя по распространению подъёмного материала, культурный слой памятника начинается приблизительно в 200 м ниже сухого оврага и тянется вверх по течению на расстояние 850 м до дамбы ближайшего к селищу пруда”. Раскоп относится к памятникам типа Каширки-Сиделок позднернимского времени.
Обследование 1996г показало, что культурные остатки на поверхности селища распределяются не равномерно, а концентрируются на семи участках размерами 50x80м, которые обозначены на плане.
1.jpg
План поселения Сиделки с обозначением раскопов
Нам интересен раскоп, обозначенный на схеме цифрой 3, там была обнаружена постройка 5. На полу сооружения обнаружено 11 пирамидальных глиняных грузил, большая их часть находится в средней части сооружения, там же на полу можно наблюдать небольшое овальное углубление, Р.В. Терпиловский и А.М. Обломский отмечали, что размер его был 0,6x1,0м и глубина 2-3см, в северной части углубления виден отпечаток круглого столба, можно сделать вывод, что на этом месте стоял ткацкий станок. Также на полу были найдены обломки бионического пряслица.
2.jpg
Уровень пола. Раскоп 3, постройка 5. а-сосудик; б-пряслица; в-глиняные грузила
Пряслице археологи считают индивидуальной находкой, т.е. оно несёт определённую ценность, хотя благодаря прочности и небольшому размеру этот артефакт хорошо сохраняется и нередко встречается на раскопе.
Пряслица использовались как грузик на веретено, помогали изготавливать нитки. Но есть предположения, что у них могло быть и другое предназначение. Например, их могли использовать в качестве платёжных средств – пряслица нередко обнаруживают среди кладов серебряных монет. Например, на Востоке до сих пор сохранились деньги с отверстием посередине, как и в пряслицах. Сквозь такие монеты легко было просунуть верёвочку, поэтому их часто привязывались к поясу, такие деньги-пряслица могли даже выступать в роли застежки. Но основное их предназначение, конечно, связано с ткачеством.
Теперь подробнее рассмотрим сам процесс ткачества. Первоначально нужно найти сырьё, чаще всего в нашем регионе использовалась шерсть, её срезали с животных, мыли, чесали и отбивали палкой, далее нужно было изготовить из неё нити. Брался кусок необработанной шерсти, насаживался на прялку, она представляла из себя небольшую палочку, которую держали в левой руке, другой рукой волокна наматывали на вращающееся веретено, равномерному вращению которого способствовали пряслица и маховички разной тяжести. После этого из полученных нитей нужно было соткать само изделие с помощью ткацкого станка, местонахождение которого было обнаружено на раскопе Сиделки. Основа станка состояла из двух вертикальных деревянных стояков, соединённых перекладиной, под ней горизонтально укреплялся вал, на который наматывалось готовое полотно. Чтобы создать полотно между вертикальными нитями надо продеть горизонтальные, в этом помогали две горизонтальные рейки, находящиеся посередине. Брали одну из реек и тянули на себя между чётными и нечётными нитями, возникал зазор, в который слева направо продевали горизонтальную нитку, намотанную на уток (деревянная палочка), затем возвращали рейку на место и проделываем тоже самое, только нитку теперь продевали справа налево. Когда все нити заканчивались, полотно было готово.
Упомянув ткачество, нельзя не вспомнить о гребне, ведь ткачество славяне сопоставляли с расчёсыванием, а волосы с пряжей. Также связь гребня с ткачеством обусловлена тем, что гребешок связывали с богиней Макошь, которая прядёт нить судьбы.
Славяне выделяли у гребня магические свойства, жизнь девушки была тесно с ним связана, к гребешку относились осторожно, не оставляли на видном месте, следили за тем, чтобы ни один зубец не сломался, ведь тогда хозяйку будут ждать несчастья, часто гребень использовали как оберег от сглаза, защиту от злых сил, причём как женщины, так и мужчины, но гребешок мог оберегать и ведьм, с помощью него колдовали и гадали, например, клали под подушку и задавали вопрос про суженного, а утром ждали ответа, также распространены были ритуалы на полную луну с использованием воды и гребня. Верили, что сила, таящаяся в волосах, может хранится и в гребне, поэтому, расчёсываясь, его могли заговаривать.
Гребень сопровождал женщину на протяжении всей жизни, им могли перерезать пуповину новорожденной, когда девушку переносили в доме через порог, на него клали гребень, также гребень участвовал в возрастных инициациях.
Нашей экспедицией гребень был найден на раскопе Мухино-2, который был обнаружен Ю.Г. Екимовым в 1976г. Последующие экспедиции проходили под руководством Г.Л. Земцова в 2001-2002гг., Г.Л. Земцова и Е.М. Поповой в 2016 г.
Найденный артефакт можно отнести к раннему гуннскому времени, которое характеризуется нашествием кочевого народ гуннов. В 375 году они вторглись в Преднепровье, в пределы готского короля Германариха. В державу этого короля входили различные племена: сарматы, фракийцы, славяне, готы (германцы). После поражения Германариха, часть населения была уничтожена, другая часть двинулась вместе с гуннами дальше на запад, в Римскую империю. А большая часть славян отошла на север и северо-восток в более благоприятные для жизни места. Так с территории Преднепровья в IV-V веках фиксируется волна раннеславянского населения, оказавшего влияние на местную сарматоидную (ираноязычную) культуру. Вероятно, они могли принести с собой характерные для них вещи и навыки, оказать влияние на развитие ремёсел нашего края.
Расположен Мухино-2 на первой надпойменной террасе левого берега р. Снов, на высоте 3-4 м над уровнем реки. Раскоп находится в 0,285 км к северо-востоку от разрушенной МТФ (молочнотоварная ферма), в 0,315 км к юго-востоку от водонапорной башни, в 0,130 км к северо-западу от брода через р.Снова, в 0,8 км к югу от с. Мухино. Через поселение проходит полевая дорога из с. Ксизово в с. Мухино, которая к югу от археологического памятника раздваивается.
Площадь поселения, судя по распространению подъёмного материала и топографической ситуации, составляет примерно 350х50м. Селище вытянуто с севера на юг вдоль безымянной балки и, по всей видимости, насчитывает несколько усадеб.
3.jpg
Вскрыто 806 кв.м, обнаружены материалы эпохи бронзы, позднеримского времени III-Vвв., к последним относится одночастный гребень 3 типа по С. Томасу.
4.jpg
Несмотря на то, что зубья этого гребня надломаны, видно, что они слишком маленькие для расчёсывания, скорее всего, изделие использовалось в магических целях. Изготовлен этот гребень из рога лося, как и большинство гребешков позднеримского периода. Гребни делали лишь из лопатки рога, отростки мастер спиливал. После клал заготовку в воду, чтобы она распарилась, затем осторожно распиливал на три полоски, которые впоследствии состругивал и шлифовал, дальше выпиливалась спинка и пропиливались зубцы, наносился орнамент или другие украшения (зависело от традиции). В завершении три пластины соединялись заклепками. Работа была очень сложной, заготовки нужно сделать тонкие и ровные, пропиливая один зубец, нельзя повредить другой, переплавляя заклепки и соединяя с их помощью пластины, требовались навыки ювелира.
Итак, в ходе работы была выявлена роль гребня в жизни славян, с помощью него не только расчёсывались, но и колдовали, гребень использовался как оберег, он сопровождал девушку на протяжении всей жизни, его оберегали, считая, что предмет обладает особой силой. А ткачество влияло не только на деятельность девушек того времени, но и на планировку избы и формирование гендерных отличий. Пряслице же, в свою очередь, могло выступать не только как часть ткацкого станка или веретена, но и использоваться в качестве платёжного средства или застёжки.
Изученные нами Мухино 2 и Сиделки дали представление об уникальных особенностях расположения памятников типа Каширки-Сиделок, о сочетании в себе элементов Черняховской и Киевской культур.
Библиографический список:
1 Археологические памятники Верхнего Подонья первой половины I тысячелетия нашей эры. Воронеж: ВГУ. 1998
2 Белов В.И. Очерки о народной эстетике. Логос, 1982
3 Верхнедонской археологический сборник. Выпуск 2. Липецк: Упех-инфо, 2001
4 Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. Эксмо, 2007
5 Каталоге магии Рудольфа (XIII в.) (источник)
6 Материалы краеведческих конференций учащихся образовательных учреждений 1998-1999. Археологическое наследие лесостепного Дона. Липецк, 1999
7 Медведев А.П. О направлениях миграций древнего населения в Подонье в раннем железном веке (в связи с изменениями природно-климатических условий)// Сб: Проблемы взаимодействия населения лесной и лесостепной зон восточно-европейского региона в эпоху бронзы и РЖВ. Тула, 1993
8 Обломский A.M., 1999 - О ритмах развития лесостепного Поднепровья и Подонья в позднеримское и гуннское время. Сб: Археология Центрального Черноземья и сопредельных территорий, Липецк
9 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. Наука, 1987
[1] Археологические памятники Верхнего Подонья первой половины I тысячелетия нашей эры. Воронеж: ВГУ. 1998, с.110