Р.А. Смикалов. Становление и развитие внешних сношений в Древней Руси
В научной статье рассматриваются условия, предпосылки и особенности становления внешних связей Древней Руси и развитие их. Как разные народы по своим идеологическим, религиозным и политическим взглядам, с особенностями исторического развития, с разными экономиками вступали в политические отношения, на международной арене приходя к консенсусу. Что легло в основу зарождения внешней политики и дипломатии Древней Руси.
В теории государства и права выделяют основные функции государства и, классифицируя их по сферам деятельности, выделяют внутренние и внешние. В свою очередь, внешние функции государства подразделяют на:
- политические (дипломатические), которые заключаются в установление и поддержание международных отношений с другими государствами в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного публичного права.
- экономические, под которыми подразумевают, установление и развитие торгово-экономических отношений с другими государствами, развитие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере.
Так можно охарактеризовать политическую (дипломатическую) функцию государства сейчас, в современности. Но во времена Древней Руси еще не сформировались принципы и нормы международного права, они только зарождались. Международные отношения Руси, как неотъемлемая часть внешней политики, появлялась и развивалась одновременно с зарождением и становлением русского государства, история которого ведется с образования Киевской Руси в IX веке. Приблизительно к этому времени сложилось так, что внешние экономические отношения древнерусских городов были неразрывно связаны с охраной границ государства и внешней торговлей.
По мнению историков С.Ф. Платонова, И.Я. Фроянова, В.О. Ключевского, внешняя политика Киевской Руси была направлена на различные государства, княжества, союзов и племена, около 40 субъектов международного права. При этом почти полтора десятка - русские княжества, около одной трети составляли западноевропейские монархии и империи, и остальная часть - малые народности и племена. Соседние неславянские племена, в подавляющем большинстве своем, находилось в вассальной зависимости от Руси и платило ей дань. Но Киевская Русь сама находилась в зависимости от варяг и уграм, и ей приходилось платить дань им. На основании этого и определялись различные функции древнерусских международных отношений.
По-особому складывались отношения с Византийской империей. В 838 году начинаются складываться международные отношения. В этом году было направлено русское посольство в Константинополь. Впервые Древняя Русь была представлена при дворе византийского императора Феофила как государство. Перед посольством была поставлена цель – установление прямых контактов с Византией. По мнению историка Шахматова А.А., посольство не привело к решению принципиальных вопросов взаимоотношений между двумя государствами, так как Византийская империя не признавала формирующееся древнерусское государство. Успешный военный поход Древней Руси на Константинополь в 860 году. Данный поход сыграл важную роль в развитии дипломатической системы Руси, в расширении внешних связей и повышении престижа. После переговоров в 860 году, был подписан первый в истории древнерусского государства мирный договор о «мире и любви», заключенный с Византийской империей.
По мнению историка Б.Д. Грекова, именно этот факт изменил характер отношений Византии и Киевской Руси. В ходе переговоров с Константинополем, начали складываться основные принципы, идеи и дипломатические приемы древнерусского государства. Русь сумела добиться того, что Византия отнеслась к своему партнеру как суверенному образованию и признала её в качестве нового восточнославянского государства. По условиям договора 860 года между Византией и Киевской Руси устанавливались мирные отношения. Так же, договор предусматривал уплату Византией дани и самое главное, были достигнуты договоренности о крещении Руси. Что определит дальнейшую судьбу государства, определит ее историческое развитие и послужит развитию внешних связей. Помимо этого, договор предусматривал союзное обязательство Киевской Руси по отношению к Византии, что послужило выходу древнерусского государства из изоляции, в которой оказались после нападения аваров восточнославянские племена, а позднее в связи с зависимостью от хазар.
Большинство известных историков, такие как А.А. Шахматов, В.Т. Пашуто, В.О. Ключевский, Б.Д. Греков и другие отмечают, что внешняя политика первых киевских князей преследовала экономический интерес. Такая политика князей была обусловлена тем, что перед ними стоили две цели:
1) получить выход к заморским рынкам;
2) обезопасить торговые пути, которые вели к этим рынкам.
Древнерусская дипломатия добивалась сохранения внутренней структуры власти и развития торговли, а в дальнейшем распространения христианства на подвассальных территориях.
Совершенно иначе развивались международные отношения с ближними соседними государствами. Древнерусские князья стремились наладить с ними выгодные связи. Владимир Святославович имел добрые отношения с такими государствами, как Венгрия и Чехия, особенно с Польшей. Хоть они и имели разногласия из-за Пруссии. Они отказались участвовать во враждебных друг другу коалициях. А наоборот, выстроили тесное сотрудничество, что впоследствии привело к союзу двух государств. Что подтверждается рядом договорами.
Не менее устойчивые внешние связи у Киевской Руси сложились с Булгарией, Швецией, Хазарией, Данией. Мирное существование этих государств иногда прерывались военными конфликтами, но возобновлялись и укреплялись. Этому способствовали династические союзы, которые послужили росту политических и торговых выгод для обоих государств. Менее стабильные международные отношения у Древней Руси сложились с дальними странами – Германией, Францией, Англией и Италией.
В 911 году состоялась посольская конференция, которая внесла большой вклад в развитие международных отношений древнерусского государства и Византийской империи. Был подписан договор, который является первым письменным документом, закрепивший конкретные статьи сотрудничества двух государств в юридической, экономической, политической и военной областях. Теперь Византия получило право принимать на службу русских дружинников. Был создан военный союз между Киевской Руси и Византийской империей. Также в договоре был закреплен: порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования. Данные условия договора исходили со стороны Византии. Что свидетельствует о том, что договор заключенный Византией с Древней Руси, после удачного военного похода дружины князя Олега, основывался на уважении и автономии воли сторон, как двух суверенных государств – субъектов международного права. Интересы двух государств были представлены в нем.
Желая добиться полного равенства с Византией, Киевская Русь в 944 году совершила новый военный поход на Константинополь, который стал для древнерусского государства успешным. Византия приняло на себя обязанность по выплате дани. А так же, направило официальное посольство в Киев, для выработки нового договора. Переговоры продолжились в Константинополе, куда было отправлено русское посольство. Так, впервые в русской дипломатии использовалась форма направления ответного посольства. Договор о мире, дружбе и военном союзе не был обоюдовыгодным, хотя отдельные его статьи и пронизаны духом компромисса. Подтверждение политического и торгового статуса Руси, стояло ей права беспошлинной торговли. Византия официально признала влияние Руси на северных берегах Черного моря и в частности в устье Днепра. Но договор 944 года внес поправки в договор 911 года. Он ограничивал льготы послов и купцов и обязывал иметь княжеские грамоты. Так же, договор 944 года вел санкции против русских купцов – некоторые ограничения. Византия в данном договоре пролоббировала свои территориальные интересы – Русь обязалась не претендовать на крымские владения. А так же, договор 944 года закрепил военное сотрудничество Руси и Византии в устье Днепра.
Укрепление и расширение международных отношений достигалось разными путями:
- политические сделки и уступки;
- военная сила;
- брачные союзы.
Средства, способы и формы, используемые ею, совершенствовались по мере становления государства.
Развитие дипломатии древнерусского государства послужил и тот факт, что Киевская Русь в 988 году, при Владимире I, приняла крещение, и стало христианским государством. До сих пор идут споры, что же повлияло на принятие такого решения. На сегодня современные историки называют три основные причины этого:
1) Усиление роли государства. Отношения власти и подчинения противоречила общинному языческому представлению древних славян.
2) Единому государству - единый религиозный культ.
3) Русь, как языческое государство, не могла входить ни в какие международные союзы, как полноценный член. Она была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Что затрагивало экономические интересы государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси.
Некоторые историки считают, что крещение Руси был хорошо продуманный выгодный дипломатический ход, который мог бы решить ряд вопросов, которые стояли перед древнерусским государством. Ведь, князь Владимир понимал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. Он предпринял попытки религиозной реформы, которые не были успешными. Так, в 980 г. была предпринята попытка слияния богов разных народов всех племен Киевской Руси, в единый пантеон во главе с Перуном, княжеского бога. Однако, данная попытка потерпела неудачу. Но Владимир понимал, что язычество не обеспечивает этнокультурного единства всех племен Руси.
В данный период времени сгладывались различные мировые религии: ислам, иудаизм и христианство. Но почему же, именно христианство. Если бы князь Владимир хотел объединить народ под одной религией, то территориально, логично было бы объединить под исламской верой. Так как Русь окружали кочевнические народы проповедавшие ислам.
Но все-таки, решающим фактором объединения народа под христианством, явились политические, экономические, культурные отношения Руси с Византией. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака древнерусских князей с императорской семьей и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с таким влиятельным государством - Византия. Дипломатические отношения с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен.
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Ведь христианство сыграло значительную роль в международных отношений, связанных с углублением отношений христианских государств.
Благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами.
Хочется отметить, что князья древнерусского государства всячески стремились к расширению границ своего государства, к укреплению политических и экономических связей, и главное к развитию торговых отношений с заморскими рынками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.«Повесть временных лет» // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X - начало XII в. М.,1978
2.Васильев А.А. История Византийской империи. Время до крестовых походов (до 1081 года) Санкт-Петербург, «Але- тейя», 2000
3.Греков Б. Д. Киевская Русь//изд. 3 перераб. и доп., М. Изд-во Академии наук СССР 1939
4.История государства и права России: в документах, материалах и комментариях/ Автор-составитель Черняев В.С. - Оренбург, «Оренбурская книга», 1998
5.История России с древнейших времен и до конца XVIIIвека. Под ред. Сахарова А.Н. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006
6.Клеандрова В.М и др. История государства и права России. Учебник. М.: ООО «Издательство Проспект», 2006
7.Ключевский В.О. Курс русской истории: часть I, М.,1987
8.Ключевский В.О. О русской истории. М.: Просвещение, 1993
9.Платонов С.Ф. Лекции по Русской истории. М.: ООО Издательский дом «Летопись - М», 2000
10.Салтыкова С.А. Источники древнерусского права. // Российская юстиция 1997, № 1
11.Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси, М., 1980
12.Фроянов И.Я. Древняя Русь, СПб., 199
13. Хачатуров Р.Л. Мирные договоры Руси с Византией. М.: Юрид. Лит. 1988
Автор: Смикалов Роман Андреевич