Путешествие на «Остров сокровищ»

Спектакль Российского академического молодежного театра, РАМТ, по нетленному приключенческому роману Роберта Льюиса Стивенсона был показан на IX детском театральном фестивале Маршак в Воронеже 31 октября.

Надо признаться, что выбрала спектакль для просмотра я в ожидании большого яркого театрального праздника с «пиратской» тематикой - шумного, пестрого, жизнеутверждающего, в историческом антураже и костюмах 18 века… Но с первых минут стало понятно, что тональность спектакля, скорее всего, не будет праздничной. Декорации в темной гамме выглядели грандиозно и сурово. Ну, конечно, ведь жанр спектакля заявлен создателями как рок-баллада! «Столетия экранизаций и постановок сделали из совсем недетской книги веселенькую погоню за кладом, из которой все запоминают одноногого пирата и цветастого попугая. Команда театра решила не упрощать, не раскрашивать, чтобы вернуться к оригиналу. А там – суровый мужской боевик, где получение сокровищ в финале совсем не главное. Важен путь, который проходят герои. И как меняются на этом пути», - так режиссер спектакля Александр Коручеков пояснил интерпретацию романа Стивенсона в своем театре. 

И вот спектакль! Прекрасная сценография его вполне соответствовала заявленному балладному духу. Особенно много наглядной романтики было во втором акте - вздымающиеся темные волны под клубящимися тучами с проблесками лунного света, ветром надутые паруса шхуны - чуть ли не в реальную величину; заплыв юного Джима Хокинса на утлой лодчонке (в исполнении на скейтборде) во мраке ночи, а на сцене перестрелки - зловещее зарево, и вполне натуральный дым, сползающий со сцены в зрительный зал…

Пестрых пиратских костюмов, вероятно, не полагается в балладном жанре, но, и назвать театральным костюмом лаконичные черное трико на некоторых «пиратах» и их черные плащи язык не поворачивается. Несколько более аутентично выглядели представители противоположного лагеря, но и на их сером фоне голубой камзол капитана выглядел предельно театрально. А уж Джим Хокинс, рассказывающий историю у микрофона и вслед за этим без перехода ныряющий в действие, в своей современной клетчатой рубашке и темных джинсах и вовсе не смотрелся в историческом антураже. 

Что же касается рока и баллады, то можно сказать, что они существовали в спектакле отдельно друг от друга – в качестве фоновой музыки и общей «повествовательной» стилистики представления, в которой акцент отнюдь не делался на актерскую игру и перевоплощение. Время от времени герои, следуя исполнительской традиции рок-спектаклей, подходили к микрофону и под музыку - нет, не пели, а проговаривали в зал стивенсовский текст. И только ближе к финалу была исполнена известная фолк-баллада «Дом восходящего солнца» и прочитан авторский «Вересковый мед».

Воронежские юные зрители, как, искушенные театральные меломаны, приняли спектакль со вниманием. Кстати, не было замечено ни одного случая преждевременного ухода из зала, хотя детей моложе подросткового возраста было немало. Рядом со мной сидели пришедшие с мамой два юных создания - брат и его сестренка 7-9 лет – они внимательно следили за представлением. Другое дело, что все же ни им, ни их маме, ни мне в этот раз не хватило эмоций. А ведь мы, зрители, приходим в театр именно за эмоциями! Мы хотим, мы жаждем, чтобы не просто было ново и занимательно, а чтобы нас по- настоящему «зацепило»!

Что ж, театр имеет право быть разным - разноплановым и разножанровым. А если зрителю и не достало накала страстей, зато впечатлили трансформеры-декорации и неожиданное воплощение образа попугая, который, как ему и положено, выкрикивал знакомое уже нескольким поколениям поклонников Стивенсона: «Пиастры! Пиастры!»

Спектакль закончился. А мы будем ждать новых встреч с заслуженным детским театром и его ярких премьер!

Текст – Алла Яровая
Фото – Андрей Парфенов