ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА СССР: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Здесь представлена работа в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом» конкурса «Наследие предков – молодым» 2022 г. Автор – Даниил Анохин. Научный руководитель: Е. Е. Смолицкая. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

ВВЕДЕНИЕ

Центральный Банк Российской Федерации является крупнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его деятельность имеет огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке. Современная банковская система Российской Федерации создана в результате реформирования государственной кредитной системы СССР.

Без понимания правового статуса прошлого банковской системы   невозможно понять предпосылки, приведшие к его современному положению, к некоторым финансовым проблемам страны. Также стоит учитывать опыт прошлого для рациональной реорганизации банковской системы в будущем.

В связи с этим данное исследование имеет высокое социальное и историческое значение, важность для развития финансовой системы страны.

Целью является изучение правового статуса Государственного Банка СССР, а также анализ изменений его правового статуса, которые происходили во время существования Советского Союза.

На основе исследования законодательства советского периода о статусе Госбанка СССР в работе даётся характеристика статусу главного банка страны от революции до девяностых годов XX века. Изложение ведётся юридически грамотным, но при этом понятным и доступным языком, акцентируется внимание на наиболее значимых аспектах, реформах и изменениях.

Настоящая конкурсная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РАННЕГО СССР

Главным звеном кредитно-денежной системы любого государства является центральный банк. В различных государствах такие банки называются по-своему: эмиссионные, государственные, Банк Англии, Банк Японии, Федеральная резервная система США, и т.д. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.

Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот за центральным банком закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики.

История кредитно-денежной системы в нашем государстве прошла несколько этапов становления. До 1917 года наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам и была похожа на кредитные системы ведущих капиталистических стран того времени.

Банковская система в России начинает создаваться в XVIII в., а первый Казенный банк был образован при Монетной конторе в период короткого правления императора Петра II.

В Российской империи существовала двухъярусная кредитная система, состоявшая из нескольких звеньев: Государственный банк и частный банковский сектор.[1] Состояние банковской системы в это время отличалось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, которое специализировались на операциях с ценными бумагами.

С наступлением Октябрьской революции происходят серьёзные изменения, кредитно-денежная система также не осталась в стороне.

Осуществление экономической программы в области банковской политики началось с овладения Государственным банком Российской империи. 12 ноября 1917 г. Госбанку Российской империи было предъявлено требование открыть Совнаркому текущий счет в Петроградской конторе. Однако новому правительству было отказано, и даже 20 ноября, когда Госбанк уже был оцеплен, управляющий отказался выдать 10 млн руб. на покрытие срочных расходов Совнаркома. Невыполнение своих требований большевики расценили как саботаж, и 21 ноября была принята резолюция ВЦИК «О борьбе с саботажем чиновников Государственного банка». Приказом по Министерству финансов, подписанным В. И. Лениным 24 ноября 1917 г., был уволен управляющий Госбанком И.П. Шипов. В тот же день Совнарком назначил в Государственный банк правительственного комиссара, которому в виде временной исключительной меры предоставил право выдать с текущего счета Департамента Государственного казначейства краткосрочный аванс Совету народных комиссаров в размере 25 млн руб.

Новым правительством был взят курс на полное уничтожение частной собственности в стране. Целью данных преобразований было постепенное обобществление производства и создание централизованного управления экономикой. Были национализированы банки, предприятия, железнодорожный транспорт и т.д. Перестройке подлежала банковская система страны.

Первым серьезным преобразованием стала национализация банков в 1917 году: банковское дело объявлялось государственной монополией, все существующие частные акционерные банки и банкирские конторы объединялись с Государственным банком[2]. Временное управление делами частных банков передавалось совету Государственного банка.

Были национализированы все частные коммерческие банки с их отделениями. Осуществляла данную деятельность ликвидационно-техническая коллегия, которая проходила под наблюдением Народного банка и его комиссара. В своей работе они руководствовались инструкцией о порядке национализации или же обращались к центральному учреждению Народного банка в Москве.

Первоначально Народный банк кредитовал государственные, кооперативные и частные предприятия и организации. Преимущественное право на кредиты имели национализированные предприятия, которые имелся рабочий контрольный орган. Основной задачей банка была эмиссия денег.

Произошло превращение банковского аппарата в аппарат единообразного учета и общего счетоводства Советской республики, то есть банк превращался в главную бухгалтерию страны.

Впоследствии, летом 1919 года на базе Бухгалтерского отдела Департамента государственного казначейства был образован Бюджетный отдел Центрального управления Народного банка. Центральная бухгалтерия Народного банка занималась работой по составлению предварительной отчетности по исполнению росписи и кассового отчета, а также по ведению общего счета государственных доходов и расходов.[3] В результате Народный банк РСФСР стал выполнять бюджетные операции. Функционирование параллельных структур посчитали нецелесообразным, и в конце 1919 г. часть отделов Народного банка была закрыта, часть перешла в аналогичные отделы бюджетно-расчетного Управления, а 19 января 1920 г. Декретом СНК «Об упразднении Народного банка» Народный банк был упразднен.[4] В итоге банковская система превратилась в часть административного аппарата органов государственной власти.

Результатом вышеуказанных действий стала национализация промышленности, которая позволила объединить в руках власти важнейшие отрасли производства и торговли, что позволило исключить всякую необходимость дальнейшей деятельности Народного банка как учреждения государственного кредита. Все активы и пассивы бывшего Народного банка передавались Центральному бюджетно-расчётному управлению.

Ситуация c положением кредитно-денежной системы страны начинает изменяться с началом проведения пришедшей на смену политике Военного коммунизма в середине 1921 года Новой экономической политики. Она предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. Требовалась выстраивать кредитную систему заново.

Одним из первых практических шагов реализации новой экономической политики был декрет об учреждении Государственного банка РСФСР, который начал свои операции с 16 ноября 1921 г. Из средств Народной казны было выделено две тысячи миллиардов рублей для образования основного капитала Государственного банка.[5]

В статье 1 Положения о Государственном банке РСФРС была определена цель его создания – способствовать развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также концентрация денежных оборотов и установление правильного денежного обращения.

На Государственный Банк возлагается также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов.[6]

Государственный Банк действовал по принципу хозяйственного расчета и безубыточности и был подчинен Народному Комиссару Финансов. Высшее наблюдение за деятельностью Банка осуществлял Народный Комиссар Финансов, который, в частности, утверждал все основные правила по операциям Банка, должен был давать руководящие указания в направлении его деятельности, утверждал размер процентов и комиссионного вознаграждения и имел общий надзор за операциями, а также утверждал ежегодную смету расходов и годовой отчет Банка. Непосредственное же управление Государственным Банком РСФСР возлагалось на Правление Банка. Председатель Правления утверждался СНК по представлению Народного Комиссара Финансов. Правление банка выполняло по большей мере административные функции, такие как: издание инструкций и отдельных распоряжений по операциям Банка; определение размеров процентов, комиссии; приглашение на службу и увольнение должностных лиц, назначение им содержания и утверждение в должности членов местных учетно-ссудных комитетов; назначение в подлежащих случаях доверенных лиц и выдача им соответствующих доверенностей; определение порядка подписания выдаваемых Банком документов в приеме вкладов, а равно и прочих операционных документов и бумаг; представительство интересов Банка в судебных и прочих государственных установлениях и за границей; открытие областных контор, отделений и агентств Банка в местностях страны.[7]

Госбанку в соответствии со ст. 29 Положения поручалось производить операции, «вызванные ходом развития промышленности и товарооборота, открывая кредиты, при условии обеспеченности их и экономической целесообразности, учреждениям и предприятиям крупной государственной промышленности, организациям и частным предприятиям, а также сельским хозяйствам и кустарям».[8] Декретом СНК РСФСР от 11 октября 1922 года Госбанку было предоставлено право эмиссии банковских билетов.[9]

С учреждением Государственного банка был заложен фундамент восстановления денежного хозяйства. Национализированная промышленность, состоявшая до этого времени на бюджетном снабжении государства, перешла на самостоятельное существование, на хозяйственный расчет.

Успешное проведение денежной реформы 1922-1924 гг., выпуск в обращение устойчивых банкнот позволили обеспечить значительное расширение активных и пассивных операций банка. В тоже время начинают появляться коммерческие банки, первым из них стал Юго-Восточный коммерческий банк, который был организован на 50 % за счет частного капитала, а остальные 50 % его капитала были внесены Государственным банком. В конце 1922 г. образовалось еще несколько банков. Так, в ноябре 1922 г. был создан Российский торгово-промышленный банк, занявший в конце 1923 г. по своим оборотам второе (после Государственного банка) место в системе кредитных учреждений Советской России. 12 декабря 1922 г. в Москве начал проводить свои операции Российский коммерческий банк, учрежденный «для содействия промышленности и торговле РСФСР и союзных с ней республик и для развития коммерческих оборотов их за границей».[10]

В 1923 году Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР. Количество отделений Госбанка СССР с 1923 по 1925 годы увеличилось почти в два раза (с 251 до 448).[11]

Таким образом, в период НЭПа к 1926 г. создавалась ступенчатая система кредитных учреждений, существовавшая до «военного коммунизма»: на верхней ступеньке стоял Государственный банк; ступенькой ниже находились 6 банков союзного значения (Всекобанк, Промбанк, ЦСХБ, Внешторгбанк, Банк для электрификации, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства), 18 республиканских и областных банков; низшую ступеньку занимали местные кредитные учреждения (коммунальные банки, городские ломбарды и сберкассы, общества взаимного кредита, общества сельскохозяйственного кредита). Всего в 1926 г. по СССР насчитывалось 12,4 тыс. кредитных учреждений (без филиалов и отделений).

Это создало условия для создания в стране двухуровневой банковской системы.

2.ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА СССР В ПЕРИОД НЭПа, ВОЕННЫЕ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

В конце 1925 года XIV съезд ВКП(б) провозгласил курс на индустриализацию страны. В 1928 году был принят первый пятилетний план и был взят курс на переход всех отраслей хозяйствования на плановый режим. Еще до принятия первого пятилетнего плана началась централизация системы управления в стране, что стало залогом успешной и эффективной индустриализации. Происходила перестройка управления промышленностью, завершением централизации стал переход экономической жизни страны на плановый режим работы. Плановый подход в вопросах накопления, учета и перераспределения доходов государства позволил в дальнейшем провести индустриализацию в короткие сроки. Серьёзное усиление централизации власти было одной из предпосылок к реформированию в банковской сфере.[12]

В сложившейся обстановке правительство в течение 1927-1929 гг. предпринимает ряд шагов, направленных на перестройку кредитной системы.

15 июня 1927 года было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы», предусматривающее усиление централизованного руководства и доминирующей роли Государственного банка по отношению ко всем кредитным учреждениям. В соответствии с постановлением полномочия Государственного банка были расширены, предусматривалось разграничение клиентуры между банками.[13]

Непосредственное руководство всей кредитной системой было возложено на Государственный банк Союза ССР. Ему предоставлялось право:

- непосредственного наблюдения за использованием банками кредитов;

- получения от всех кредитных учреждений балансовых данных, сведений об открытых кредитах и задолженности отдельных клиентов, а также текущих счетах и вкладах государственных органов;

- оказания поддержки кредитным учреждениям при кассовых затруднениях.

Во втором разделе постановления были разграничены функции и согласованы операции кредитных учреждений. За общесоюзными банками (Торгово-промышленный, Акционерный по электрификации, Центральный сельскохозяйственный, Центральный коммунального хозяйства и жилищного строительства, внешней торговли) закреплялась своя совокупность потенциальных объектов и субъектов кредитования.

12 июня 1929 года постановлением СНК СССР был принят первый Устав Госбанка СССР.

Госбанк получил статус юридического лица, действующего в пределах Устава самостоятельно и на началах коммерческого расчета. В уставе также устанавливалось взаимоотношение между государством и банком. Так, согласно 3 статьи, Госбанк нес ответственность по обязательствам как государства в целом, так и союзных республик в отдельности, их центральных и местных органов, но лишь в тех случаях, когда он принял на себя такую ответственность. В пределах устава Госбанка мог действовать самостоятельно.

Основной целью деятельности, как говорилось в постановлении имел «на основании настоящего устава и в соответствии с общим планом развития народного хозяйства Союза ССР, регулировать денежное обращение и осуществлять краткосрочное кредитование промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и других отраслей хозяйства.»

В Уставе появились нормы, которые определяли порядок эмиссии банковских билетов. Впервые в Уставе закреплялось принадлежащее Госбанку право на монопольный выпуск банковских билетов, тем самым юридически закреплялся правовой статус Государственного банка Союза ССР как эмиссионного органа. Государственный Банк выпускал банковские билеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев.

Помимо эмиссии банковских билетов, Госбанк выполнял ещё 16 операций, например: покупку и продажу за собственный счет золота и других драгоценных металлов, иностранной валюты, тратт и девиз; прием денежных вкладов; покупку и продажу за собственный счет и по поручениям ценных бумаг; хранение товаров на товарных складах и сдачу в наем кладовых и безопасных ящиков (сейфов) и др.

Управление Госбанком осуществлялось советом и правлением Государственного Банка. В Совет входили представители различных финансовых структур, 12 членов, назначаемых СНК из лиц, известных своими знаниями в области денежного обращения и кредита, а также по одному представителю от каждой союзной республики.

Председателем совета являлся Народный Комиссар Финансов СССР.

Правление Государственного Банка состояло из председателя и его заместителя, назначаемых Советом Народных Комиссаров Союза ССР, и не менее семи членов, намечаемых Советом Банка и утверждаемых Народным Комиссаром Финансов Союза ССР.

Правление Банка являлось распорядительным органом и вело всю операционную работу Банка, а также заведовало всеми его делами и имуществом, в частности:

-   устанавливало процентные ставки по активным и пассивным операциям;

- определяло отношение суммы кредита к стоимости заложенного имущества (ст. 28);

- устанавливало внутреннюю структуру Банка, порядок ведения делопроизводства и отчетности;

- руководило деятельностью всех филиалов Банка, распределяло между ними оборотные средства и перераспределяло их кассовую наличность;

- осуществляло представительство интересов Банка в судебных и прочих государственных учреждениях и за границей и др.

Заседания правления созывались председателем правления не реже одного раза в неделю и считались действительными при наличии не менее половины общего числа членов правления.

Дела в правлении решались простым большинством голосов.[14]

В 1931 году частная торговля практически перестала существовать. Ее место заняла государственная и кооперативная торговля, государство полностью перешло на плановую экономику. Логично, что и кредитное дело перешло в руки государства, сами банки стали государственными органами, выполняющими управленческую функцию контроля рублем.

В период Великой Отечественной войны Государственный банк сыграл немаловажную роль. Война потребовала перестройки экономики на военный лад, в целях значительного расширения производства военной продукции, требующего соответствующей системы финансирования. Возникла необходимость мобилизации накоплений государственных предприятий, денежных средств населения.[15]

Финансовая система страны и денежное обращение, как видно из таблицы в приложении, пережили серьезные испытания войны 1941–1945 годов.

Интересно, что в последние годы войны финансовое управление было выстроено так, что дефицита бюджета удалось избежать.

Встала необходимость в значительной эмиссии денежных знаков Госбанком СССР. В первую очередь было необходимо немедленно произвести денежные расчеты с теми, кто был мобилизован в ряды Советской Армии. Необходимы были наличные деньги для пополнения денежных касс воинских подразделений, направляемых на фронт. Также за счет эмиссии происходило формирование оборотной кассы и запасных фондов полевых учреждений Госбанка. В связи с создавшейся ситуацией размер эмиссии в начале войны определялся на основе заявок контор Госбанка.[16]

В обстановке подобной эмиссии, Советом Народных Комиссаров был принят рад антиинфляционных мер, так, например, в одном из постановлений СНК СССР о новом порядке выдачи наличных денег с вкладов населения в сберегательных кассах, согласно которому выдача наличных денег ограничивалась с 23.06.1941 двумястами рублями в месяц.

Госбанк провёл большую работу по организации расчетно-кассового обслуживания действующей армии. В течение 1941 года была создана широкая сеть полевых учреждений Государственного банка, которые обслуживали воинские части и подразделения фронтов, армий и дивизий; Госбанк СССР и специально созданная система его уполномоченных обеспечивали бесперебойное финансовое обслуживание предприятий, эвакуированных из западных и центральных районов страны на Восток.

Полевые отделения осуществляли следующие операции:

- размен и обмен денежных знаков;

- прием денег на текущие счета и выдачу сумм с этих счетов;

- выплату сумм по счетам государственного бюджета и прием сумм на восстановление кредитов;

- прием и выплату средств местного бюджета;

- прием и выдачу сумм почтовым полевым учреждениям по их переводным операциям;

- прием и выдачу сумм по операциям приписных сберкасс.

Отдельно необходимо упомянуть о стойкости и героизме рядовых работников банка в тот период, представление об их бытовых условиях можно сложить из воспоминаний А. Г. Горбач: «Я работала в банке в Митрофановке (Кантемировский район Воронежской области). Работали в трудных условиях, в землянках, мороз был под 40 градусов. Топить было нечем. А нам приходилось топить землянки порохом, мы задыхались, выходили на поверхность, чтобы подышать воздухом. А ведь клиенты шли и днем и ночью, часов их приема в банке не было. В банке ежедневный баланс, надо было его сводить, мы почти не спали. Думали, когда же кончится война, чтобы мы могли выспаться».[17]

Как уже было сказано выше, Государственный Банк оказывал содействие эвакуированным предприятиям. В феврале 1942 года были даны указания учреждениям Госбанка об основных условиях кредитных отношений с эвакуированными предприятиями. Госбанк имел право кредитовать предприятия при недостатке собственных оборотных средств.

После начавшегося освобождения оккупированных территорий возникли новые задачи по кредитованию предприятий, возобновляемых производственную деятельность. На основании распоряжения СНК СССР Госбанку было дано право предоставлять кредиты на восстановление народного хозяйства, в первую очередь для восстановления промышленности в освобожденных районах. Организациям, возобновившим свою деятельность в этих районах, кредиты предоставлялись на льготных условиях.

Изъятие большей части доходов населения в государственный бюджет и рост военного хозяйства СССР обеспечили стабильность советской финансовой системы и денежного обращения. Ситуация с бюджетом, кредитом и денежным обращением в СССР в период войны было достаточно стабильным, в отличие, например, от полного краха финансового и денежного обращения в дореволюционной России в период Первой мировой войны и в советской России в период Гражданской войны. Дефицит государственного бюджета был только в 1942 и 1943 годах и не превысил 11 %.

Особенностью военной экономики СССР было сохранение относительно устойчивого денежного обращения, несмотря на значительную эмиссию денег, вызванную потребностями финансирования войны.[18]

В 1949 году был принят второй Устав Государственного банка СССР, который более подробно определял правовой статус Госбанка СССР: Государственный банк СССР, согласно новому уставу: “является единым эмиссионным банком, банком краткосрочного кредитования и расчетным центром Союза Советских Социалистических Республик.” (статья 1, Устава), как и ранее Госбанк оставался юридическим лицом, действующим на началах хозяйственного расчета. Значительные отличия Устава 1949 года, от Устава 1929 года, можно усмотреть в определении вопроса ответственности Госбанка по отношению к государству. Госбанк всё также не отвечал по обязательствам государства, центральных и местных органов. Однако в новом уставе 1949 года допускались случаи возложения ответственности на Госбанк Постановлениями Совета Министров СССР, об этом говорится в 5 статье Устава. По сравнению с текстом Устава Госбанка 1929 года из нового Устава была исключена норма, определяющая условия ответственности государства перед Госбанком в случае недостаточности денежных средств резервного фонда. Устав 1949 года отмечал Госбанк как единственный эмиссионный центр страны.

Устав устанавливал следующие функции Государственного банка СССР:

  1. Монопольный выпуск билетов Госбанка СССР, государственных казначейских билетов СССР и металлической разменной монеты. При этом выпущенные в обращение билеты Госбанка СССР обеспечивались золотом, драгоценными металлами и другими активами Госбанка СССР;
  2. Краткосрочное кредитование народного хозяйства;
  3. Операции по расчетам в народном хозяйстве. При этом Госбанк СССР должен был осуществлять и развивать безналичные расчеты между предприятиями, в том числе путем открытия расчетных и текущих счетов;
  4. Сосредоточение в своих кассах всех наличных средств предприятий, а также выдача наличных средств, а также Сосредоточение средств доходов СССР и направление средств на расходы бюджета СССР;
  5. Операции с драгоценными металлами, иностранной валютой, операции по расчетам внешней торговли и другим расчетам с иностранными государствами. Также Госбанк СССР имел монополию на куплю-продажу золота, других ценных металлов, иностранной валюты и фондовых ценностей (акций, облигаций, купонов и т.д.).

Общее руководство деятельностью Госбанка осуществляется Министром финансов СССР. Структура аппарата и смета административно-хозяйственных расходов Госбанка утверждались Советом Министров СССР по представлению Министерства финансов СССР.

Для деятельности банка было создано Правление Госбанка во главе с Председателем Правления и в составе заместителей Председателя и членов Правления Госбанка. Председатель Правления Госбанка, а также его заместители и члены Правления назначались Советом Министров СССР на основании представления Министра финансов СССР.

В целом структура аппарата, а также смета административно-хозяйственных расходов Госбанка утверждались Советом Министров СССР по представлению Министра финансов СССР.

Как итог можно отметить кадровую финансовую и бюджетную зависимость Госбанка СССР от исполнительной власти.[19]

В 1960 году был принят новый Устав Госбанка СССР. В отличие от Устава 1929 года и Устава 1949 года, Госбанк СССР теперь осуществлял не только краткосрочное, но и долгосрочное кредитование.

Кроме того, Устав 1960 года обязывал Госбанк СССР осуществлять деятельность, направленную на укрепление советской валюты.[20]

В дальнейшем правовой статус главного банка страны не изменялся вплоть до 1990 года. Устав 1980 года[21] даже текстуально повторял уставы 1949 и 1960 годов. 

3.ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА СССР В ПЕРИОД “ПЕРЕСТРОЙКИ”.

В марте 1985 года к власти в СССР приходит М.С. Горбачёв, уже через месяц на заседании пленума Центрального Комитета КПСС он заявил о необходимости реформирования системы государства под лозунгом «ускорения социально-экономического развития страны», иными словами, был провозглашён курс на перестройку. В экономической сфере жизни страны были произведены радикальные экономические реформы, целью которых в итоге был переход от административно-командной системы к свободной рыночной экономике.

Государственный банк СССР на тот период являлся одновременно эмиссионным центром страны, институтом кассового и расчетного обслуживания предприятий и организаций. Его правовой статус, полная подчиненность правительству фактически означали, что Госбанк являлся органом государственного управления и контроля.

Госбанк СССР во всем мире считался одним из крупнейших и авторитетных кредитных учреждений. Был универсальным, выполнял функции присущие государственным и коммерческим банкам, являлся эмиссионным и валютным центром страны, осуществлял активную политику по защите ее валютных интересов.

Вначале была предпринята попытка создать двухуровневую банковскую систему с центральным банком на верхнем уровне, созданным на основе Госбанка СССР и специализированными банкими на нижнем. Первые преобразования начали происходить в 1987 году, когда рядом правительственных постановлений Госбанк СССР был лишен своих монопольных функций и, в итоге, был отстранен от работы с клиентурой.

В банковской системе произошла демонополизация, была создана система специализированных банков. С 1 января 1988 года в структуре Госбанка начали действовать: Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР), Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР), Банк жилищно-коммунального хозяйства социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР), Банк для внешней экономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР); особое место в данном ряду занял Банк трудовых сбережений и кредитования СССР (Сберегательный банк СССР). Их главной целью деятельности было приближение их к конкретным отраслям народного хозяйства.[22]

Госбанк же стал выполнять роль контролера кредитной деятельности специализированных банков и обеспечивал проведение единой кредитной политики государства. Он сосредотачивался на эмиссионной деятельности, являясь «банком банков», а специализированные банки на коммерческой, обслуживая кредитные потребности своих клиентов. Эффективных рычагов воздействия на специализированные банки Госбанк не получил. Система централизованного кредитного и кассового планирования была разрушена, а к полноценному использованию инструментов денежно-кредитного регулирования для воздействия на объем и структуру денежной массы Госбанк был не готов.

После выхода в мае 1988 г. Закона о кооперации, который предоставил права объединениям кооперативов создавать хозрасчетные отраслевые или территориальные кооперативные банки, Госбанк начал регистрацию коммерческих банков.[23]  Первым таким банком стал Союз-банк в г. Чимкенте. Впоследствии начали создаваться другие кооперативные банки в разных городах страны. В 1988 г. было зарегистрировано 39 кооперативных, акционерных и инновационных банков.

В Москве были учреждены Москооп-банк, коммерческий банк «Инкомбанк-интерзнание», коммерческий Стромбанк, Автобанк, «Кредит-Москва», московский акционерный инвестиционный банк (МИБ), Акционерный коммерческий банк межотраслевой интеграции (АМБИ), «Стройкредит», акционерный коммерческий банк «Аэрофлот», Коммерческий инновационный банк научно-технического прогресса (КИБ НТП), Нефтебанк.[24]

Развитие системы коммерческих банков стимулировала постепенная передача функции кредитования народного хозяйства от специализированных банков к системе коммерческих. В связи с этим в марте 1989 году правительством был взят курс на перевод государственных специализированных банков в разряд коммерческих и акционерных банков. Клиентуре было предоставлено право самостоятельно выбирать банк для обслуживания своей деятельности. В итоге можно прийти к выводу, что издание Закона «О кооперации в СССР» стало переломным моментом в ликвидации всей банковской системы СССР. Коммерческие банки по своей природе были противоположны основам командно-административной экономике.

Очевидно, что роль главного банка страны при социализме и при капитализме не одинакова. Главная цель банка при рыночных отношениях получение прибыли, критерием его эффективности является рентабельность; «социалистический» банк служит народнохозяйственным интересам в целом, критерием его эффективности является достигнутый народнохозяйственный эффект.

С 1990 года начинается новый этап реформирования банковской системы, в ходе которого в стране достаточно болезненно, в спорах начала складываться двухуровневая система, соответствующая рыночному хозяйству. C принятием закона «О государственном Банке СССР» 1990 г. положение Госбанка СССР принципиально изменилось.[25]  Интересно отметить, что при разработке закона привлекались американские специалисты по банковскому делу Донован и Хелман из Колумбийского университета. При обсуждении законопроекта о Государственном банке СССР на сессиях Верховного Совета СССР не скрывалось, что члены рабочей группы «еще раз тщательно изучили банковскую резервную систему Соединенных Штатов Америки…» и что вновь создаваемая банковская система СССР имеет существенное родство с банковской системой США.[26]

Согласно новому закону, Госбанк СССР был выведен из подчинения правительству и встроен в систему с коммерческими банками. Однако Госбанк СССР не имел право вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков и должен был «способствовать созданию общих условий для функционирования коммерческих банков и внедрению принципов добросовестной банковской конкуренции» (ст. 27 Закона «О Государственном банке СССР»). По закону от 11 дек. 1990 г. Госбанк перестал быть единственным банком, осуществляющим кассовое исполнение бюджетов. И с того момента счета бюджетов стали открываться в различных банках, что привело к усложнению контроля, а иногда – даже к риску потери бюджетных средств.

В том же году был создан Центральный банк РСФСР (действующий параллельно с Госбанком СССР). Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» определял Банк России главным Банком Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, впервые было определено, что Банк России является независимым от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Для защиты от неправомерного вмешательства данных органов в деятельность Банка России он был вправе обратиться в государственный арбитраж РСФСР с требованием о признании недействительными актов распорядительных и исполнительных органов государственной власти (ст. 1 Закона). Также нововведением можно считать изменение подотчетности в деятельности Банка России. Так, если раньше он был подотчетен исполнительному органу власти в лице Совета Министров СССР, то теперь Банк России становился подотчетным Верховному Совету РСФСР, иначе говоря, законодательному органу власти (ст. 1 Закона). Основной формой подотчетности был отчет, который направлялся Банком России Верховному Совету РСФСР.

В связи с прекращением существования СССР 20 декабря 1991 года были упразднены все органы Советского Союза, к которым относился и Госбанк. Его имущество, находившееся в РСФСР, включая активы и пассивы, было передано непосредственно Центральному банку РСФСР (Банку России). Официально Государственный банк СССР прекратил свою деятельность 1 марта 1992 года.

С момента приобретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в странах с рыночной экономикой.[27]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем исследовании нами были рассмотрены основные этапы формирования и изменения правового статуса Государственного банка СССР в течении всего его существования.

Кредитно-денежная система Советского Союза, а равно и Госбанк СССР, на различных этапах подвергались достаточно сильным организационным преобразованиям.

Пересмотр и трансформация правового статуса Госбанка были связаны с общим изменением экономической политики государства в целом. Такие процессы можно ярко наблюдать с переходом от политики Военного Коммунизма к Новой экономической политике, которая предполагала наличие рыночных механизмов в экономике. В тот период происходит учреждение: Госбанка РСФСР, шести банков союзного значения (Всекобанк, Промбанк, ЦСХБ, Внешторгбанк, Банк для электрификации, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства), коммерческих банков. Индустриализация страны также внесла серьёзные коррективы в правовой статус Государственного Банка. Была произведена серьёзная перестройка кредитной системы. Произошло расширение полномочий банка, он стал непосредственно руководить всей кредитной системой страны, получил статус юридического лица и получил статус единого эмиссионного органа в стране. Фактически Госбанк периода времени начиная с индустриализации и до экономических реформ конца 80-х годов, можно назвать органом государственной власти.

В дальнейшем правовой статус Госбанка не изменялся вплоть до 1990 года. С началом перестройки произошла демонополизация, система централизованного планирования была разрушена, и появились коммерческие банки. Впоследствии произошёл развал Советского Союза и, как следствие, была осуществлена полная ликвидация Государственного банка в 1992 году.

Современная экономическая модель Российской Федерации большинством учёных определяется как смешанная, государство во многом сохранило рычаги воздействия на базовые отрасли хозяйства. Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации не в полной мере определен. Центральный банк достаточно независим в своих действиях, его наделили регулятивными функциями и властными полномочиями в отношении банковской системы страны, но при этом вывели из системы органов государственной власти, лишили реальной управляемости со стороны властных структур. В связи с этим вполне возможен пересмотр правового статуса современного Центрального банка. В этом, по нашему мнению, необходимо основываться на опыте Госбанка СССР.   

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Декрет СНК о национализации банков от 14 декабря 1917 г. // Доступ из СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения 08.01.2022).
  2. Декрет СНК «Об упразднении народного банка» // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. - 1920. - № 4-5. - Ст. 25.    
  3. Декрет ВЦИК «Об учреждении Государственного банка» // Собрание    узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. - 1921. - № 72. - Ст. 594.        
  4. Положение о Государственном банке Российской Социалистической Федеративной Советской     Республики // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. - 1921. - № 75. - Ст. 615.   
  5. Декрет СНК «О предоставлении Государственному Банку права выпуска в обращение банковых билетов» от 25 июля 1922 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. - 1922. - № 46. - Ст. 578.
  6. Устав Государственного Банка Союза ССР от 12.06.1929 г. :// Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР.- 1929. - № 38. - Ст. 333. 
  7. Постановление Совета Министров СССР от 30.12.1949 г. № 5971 «Об утверждении Устава Государственного банка // // Доступ из СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения 15.01.2022).           
  8. Постановление Совета Министров СССР от 29.10.1960 г. № 1146 «Об утверждении Устава Госбанка СССР» // Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик - 1960. - № 18. - Ст. 160.  
  9. Постановление Совета Министров СССР от 18.12.1980 г. № 1167 «Об утверждении Устава Госбанка СССР» //Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик – 1981. - № 3. - Ст. 12.    
  10. Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988.: Доступ из СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения 17.01.2022).
  11. Закон СССР «О Государственном банке СССР» от 11.12.1990 г. № 1828-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации – 1990. - № 52. - Ст. 1154.        
  12. Алексеенко А.В. Исторический аспект развития кредитной системы РФ // Территория науки. 2014. №2. - С. 56-63.       
  13. Андрюшин С.А. Банковская система России: особенности эволюции и концепция развития // Андрюшин С.А. - М.: изд. Ин-т экономики РАН, 1998. - 231 с.       
  14. Банковское дело: Учебник / Под ред. проф. В.И.  Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 1995. - 168 с.      
  15. Беспалов С. В. Перестройка. «Новое мышление» в банковской системе СССР // История: Информационно-аналитический журнал. 2012. №1. - С. 119-125.
  16. Гринько Г. Октябрьская революция и банки // Финансы и социалистическое хозяйство. 1932. №17-18. - С.3-12.         
  17. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. - изд. - М.: Высшее образование. 2009. - 392 с.      
  18. Иларионова Е. В., Становление кредитно-банковской системы в советский период//Научно-аналитический журнал обозреватель. 2009. №1. - С. 61-71.
  19. История социалистической экономики СССР в 7 т. / Под ред. д-р экон. наук И. А. Гладкова - изд. - М.: Наука. 1978. – С. 492.        
  20. Семёнов И.В./ Коммерческая хроника   М.: изд. Мир. - 1988. - 715 с.   
  21. Кротов. Н. И. Как работал Госбанк СССР в дни Великой Отечественной войны / Н.И Кротов // Московский комсомолец. - 2015.- № 4 . - URL: https://vrn.mk.ru/ (дата обращения 09.01. 2022).
  22. Ленин В.И.  Полное собрание сочинений. : В 55 Т.- М., 1981. Т. 35. Октябрь 1917 – март 1918 гг. - 323 с.          
  23. Лихолетов Ю. Ф. , Григорьев И. А. Реформирование кредитной системы в СССР в период индустриализации // Экономическая история. 2019. №2. - C. 188-194.         
  24. Уразова С.А. Российские кредитные учреждения в период Октябрьской революции и гражданской войны // ЭКО. 2011. №5. - C. 168-182.    
  25. Уразова С.А. Особенности организации банковской деятельности на территории СССР в период Великой Отечественной войны // Финансы и кредит. 2009. №47. - С. 81-91.
  26. Черемисинов Георгий Александрович Формирование мобилизационной модели и макроэкономическая динамика СССР в годы первой пятилетки и Великой отечественной войны // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2015. №4. - С. 19-35
  27. Четвертая сессия Верховного Совета СССР: Стенографический отчет. Часть XI. 10 декабря 1990 - 8 января 1991. М., 1991. - 244 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1.

1.jpg.png

Media Folder: 

[1] Алексеенко А.В. Исторический аспект развития кредитной системы РФ // Территория науки. 2014. №2. - С. 56-63.

[2] Декрет СНК о национализации банков от 14 декабря    1917 г..// Доступ из СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения 08.01.2022).         

[3] Уразова С.А. Российские кредитные учреждения в период Октябрьской революции и гражданской войны // ЭКО. 2011. №5. - C. 168-182.

[4] Декрет СНК «Об упразднении народного банка» // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. - 1920. - № 4-5. - Ст. 25.

[5] Декрет ВЦИК «Об учреждении Государственного банка» // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. - 1921. - № 72. - Ст. 594.     

[6] Положение о Государственном банке Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. - 1921. - № 75. - Ст. 615.               
[7] Положение о Государственном банке Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. - 1921. - № 75. - Ст. 615.

[8] Там же.

[9] Декрет СНК «О предоставлении Государственному Банку права выпуска в обращение банковых билетов» от 25 июля 1922 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. - 1922. - № 46. - Ст. 578.

[10] Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. - изд. - М.: Высшее образование. 2009. - С. 300.

[11]. Там же. - С. 176.        

[12] Лихолетов Ю. Ф., Григорьев И. А. Реформирование кредитной системы в СССР в период индустриализации // Экономическая история. 2019. №2. - C. 188-194.

[13] Андрюшин С.А. Банковская система России: особенности эволюции и концепция развития // Андрюшин С.А. - М.: изд. Ин-т экономики РАН, 1998. - С. 160.

[14] Устав Государственного Банка Союза ССР от 12.06.1929 г.// Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР.- 1929. - № 38. - Ст. 333.

[15] Иларионова Е. В., Становление кредитно-банковской системы в советский период // Научно-аналитический журнал обозреватель. 2009. №1. - С. 61-71.

[16] Уразова С.А. Особенности организации банковской деятельности на территории СССР в период Великой Отечественной войны // Финансы и кредит. 2009. №47. - С. 81-91.

[17] Цит. по : Кротов. Н. И. Как работал Госбанк СССР в дни Великой Отечественной войны / Н.И  Кротов// Московский комсомолец. - 2015.- № 4 . - URL:  https://vrn.mk.ru/ (дата обращения 09.03. 2022).

[18] Черемисинов Георгий Александрович Формирование мобилизационной модели и макроэкономическая динамика СССР в годы первой пятилетки и Великой отечественной войны //Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2015. №4. - С. 19-35.

[19] Постановление Совета Министров СССР от 30.12.1949 г. № 5971 «Об утверждении Устава  Государственного банка // Доступ из СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения 15.01.2022).    

[20] Постановление Совета Министров СССР от 29.10.1960 г. № 1146 «Об утверждении Устава Госбанка СССР» // Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик -1960. - № 18. - Ст. 160.

[21] Постановление Совета Министров СССР от 18.12.1980 г. № 1167 «Об утверждении Устава Госбанка СССР»//Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик1981. - № 3. - Ст. 12.
[22] Беспалов С. В. 2012. 01. 022. Кирсанов Р. Г. Перестройка. «Новое мышление» в банковской системе СССР. - М. : Каширин В. В. , 2011. - 200 с // Социальные и гуманитарные науки.                Отечественная и зарубежная литература.  Сер. 5, История: Информационно-аналитический журнал. 2012. №1. - С. 119-125.

[23] Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988.://Доступ из СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения 17.01.2022).

[24] Семенов И.В. Коммерческая хроника // М.: изд. Мир. - 1988. - С.164.

[25]Закон СССР «О Государственном банке СССР» от 11.12.1990 г. № 1828-1 //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации – 1990. - № 52. - Ст. 1154.

[26] Четвертая сессия Верховного Совета СССР: Стенографический отчет. Часть XI. 10 декабря 1990 - 8 января 1991. М., 1991. - C.44.

[27] Банковское дело: Учебник / Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 1995. - С. 117.