Поворино в конце XIX – первой половине ХХ вв.: от станции до города

Здесь представлена работа в номинации "История моей малой родины" конкурса "Наследие предков - молодым" 2018 года. Автор - Юлия Земцова (г. Борисоглебск), научный руководитель - Комбарова Людмила Алексеевна. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie

 

Актуальность темы исследования. Уже более ста сорока лет Поворино является узловой станцией. Поезда ходят круглый год. Город Поворино многое повидал за годы своего существования. Он прошёл через борьбу и становление, через кровопролитные войны и коренные обновления. История города – это история тысячи людей и времени развития. Время установило географию города, его ритм жизни. А люди, чтобы жить лучше, обустроили город и каждую отдельную улицу и переулок. Станция Поворино за это время стала и остается крупным железнодорожным узлом страны.

Исследование истории города Поворино Воронежской области позволяет сделать немало выводов, так как история отдельного населенного пункта неразрывно связана с историей всего государства. Эта работа также важна тем, что благодаря ей мы узнаем не только об экономическом, политическом или социальном развитии города, но и о героях, которые отдали жизни за наше спокойное будущее. На основе всего вышеперечисленного исследуемая проблема представляет научный интерес.

Изучение истории города Поворино протекало в русле основных тенденций отечественной исторической науки и в целом разделило судьбу исторического краеведения. Наиболее активно историческое краеведение в городе начинает развиваться в последние десятилетия. Помимо отдельных статей в 1992 году появляется книга Василия Ковалёва «Поворино, моё Поворино». В ее основе лежат материалы, публиковавшихся на страницах районных газет «Колхозный труд», «Колхозная правда», «Железнодорожник», «Сталинское слово», «Знамя коммунизма» и «Слава труду». Автор определил главную цель своей работы следующим образом: «Пусть же эта книжка кому-то напомнит юность и отрочество, друзей, родных и близких, а кому-то важные события из своей жизни, а также, как сказал поэт А.Н. Плещеев:

Поля изрытые, колосья желтых нив,

Простор степей, безмолвно величавый.

Весеннею порой широких рек разлив.

Таинственно шумящие дубравы».

Для характеристики положения Поворино и Поворинского района, его культурно-хозяйственных связей целесообразно также привлечение данных исследовательских работ по истории соседних районов.

Таким образом, историками и краеведами на протяжении нескольких десятилетий был собран и осмыслен определенный фактический материал по истории города Поворино. Однако обобщающий труд по истории города в период с 1870 по 1970 гг. отсутствует. Целый ряд вопросов остаётся малоизученным или требует пересмотра в свете современных подходов к изучению истории.

Источниковую базу исследования составили документы Поворинского муниципального архива, а также статистические сведения, содержащиеся в газетных публикациях, архивных документах, на официальном сайте города Поворино.

Объект исследования – город Поворино Воронежской области.

Предмет исследования – история города Поворино в конце XIX – первой половине ХХ вв.

Цель работы - систематизировать и обобщить информацию, содержащуюся в разных источниках, по истории города Поворино в конце XIX – первой половине ХХ вв.

 

Станция Поворино основана летом 1870 года [1]. Название станция получила по ближайшему старинному русскому селу – Поворино [1], расположенному на левом берегу Хопра в пяти верстах от железной дороги [2]. В ту пору у села Поворино уже было и другое официальное название – Рождественское, по первой православной церкви. Впоследствии название Поворино закрепилось за железнодорожной станцией, а бывшее село Поворино во всех документах стало именоваться Рождественским.

Из-за начала строительства 21 марта 1868 года первого участка Грязи-Царицынской железной дороги от станции Грязи до Борисоглебска 28 октября 1870 года заведующий делами железной дороги разрешил переименовать три станции. Станция Поворино стала называться Волконской.

По указу царя на строительство Харьковско-Балашовской железной дороги привлекались крестьяне окрестных сел. И уже в декабре 1895 года пошли первые поезда, а Поворино стало узловой станцией. Тогда же были сформированы четыре службы: ремонта пути и зданий, подвижного состава и тяги, движения, телеграфа. Также были построены пакгаузы, угольные склады, система водоснабжения, жилые дома и служебные помещения. По переписи 1897 года в Поворино было 13 строений и 223 жителя [2]. Для подготовки квалифицированных рабочих в 1899 году на станции открыто железнодорожное училище.

Развитие пристанционного поселка проходило по двум направлениям. С одной стороны, в поисках хлеба сюда стекались разорившиеся крестьяне близлежащих сел. С другой, переселялись из Рождественского, Жулевки (Свинцовка), Песок и Петровского семьи зажиточных мужиков, открывавших на станции торговые заведения, закусочные и хлебные пункты. В конце девяностых годов в Поворино уже были харчевня, винная, мануфактурная и бакалейная лавки. Ежегодно в промышленные центры станция отгружала около четырех миллионов пудов зерна, свыше пятидесяти тысяч пудов семян подсолнечника, а также тысячи голов крупного рогатого скота и свиней.

На предприятиях Поворинского железнодорожного узла рабочий день длился одиннадцать с половиной часов, как и по всей России. Люди очень сильно уставали и из-за этого часто болели. Но врач был только в Воронеже, при управлении дороги. Доехать туда не каждый мог, по причине недостатка денежных средств. Владельцы же дороги налагали штрафы и за невыход на работу по болезни. Среди поворинских железнодорожников росло недовольство. Доведенные до отчаяния, 10 октября 1905 года они объявили забастовку. И их в этом поддержали соседи – рабочие станции Новохоперск. 

Напуганные забастовками и стачками, железнодорожные власти метались в панике и нередко принимали странные решения. 18 июля 1906 года были учреждены особые должности чиновников, в обязанности которых входило следить за тем, чтобы служащие одной станции не общались по телеграфу со служащими другой станции.

После поражения в первой русской революции начался разгул реакции. По всей Юго-Восточной магистрали были произведены аресты многих рабочих. Пострадала и станция Поворино. Многие арестованные поворинцы вернулись домой и то лишь после свержения царской власти в 1917 году.

В 1911 году по требованию рабочих на станции Поворино была открыта земская больница Балашовско-Харьковской железной дороги. Из пожертвованных интеллигенцией книг была создана небольшая книга для просвещения рабочих и их семей.

Летом 1914 года началась мировая империалистическая война. Эксплуатация рабочих ужесточилась. Управление дорогой ввело обязательные сверхурочные работы без дополнительной оплаты. Это произошло потому, что намного увеличился поток грузов через Поворино. Тех, кто роптал и открыто выражал недовольство, отстраняли от работы и отправляли на фронт. Широко была развита сеть шпионажа и доносов. Жизнь стала невыносима. Не выдержав произвола и насилия, в январе 1917 года забастовали отрожские железнодорожники, затем воронежские, борисоглебские, елецкие. Через два дня к ним присоединились и прекратили свою работу новохоперцы и поворинцы. 3 марта стало известно, что восставший трудовой народ сверг ненавистное самодержавие.

После февральской буржуазно-демократической революции в управлении дороги был создан временный революционный комитет. В мастерских и на станциях созданы местные комитеты железнодорожников. В мае и июне, в течение двадцати двух дней, в Воронеже заседал I съезд рабочих, мастеровых и служащих Юго-Восточной дороги. Съезд принял резолюцию о сокращении рабочего дня и об установлении контроля над железнодорожной администрацией. Но резолюции остались невыполненными, потому что в главном комитете дороги были сторонники буржуазного правительства. И правление дороги не хотело сдавать свои позиции.

Весть о победе социалистической революции встречена поворинцами с большим энтузиазмом. В начале декабря 1917 года из Воронежа приехали комиссары дорожного военно-революционного комитета. С их помощью во всех подразделениях и службах введен восьмичасовой рабочий день и выдано жалование рабочим за время забастовки.

28 июня 1918 года Советское правительство издало Декрет о национализации крупной промышленности и железнодорожного транспорта [2]. В Алексиково – Поворино - Новохоперске начались упорные бои. Это произошло из-за того, что Юго-Восточная дорога, давшая частникам миллионы денег, стала народной собственностью. 

Также жестокие бои развернулись 4 и 6 августа. Белогвардейцы сосредоточили крупные силы и намеревались обойти Поворино с юга и с севера, а затем ударить с тыла. Схватка была ожесточенной. Белогвардейцы не выдержали натиск Литовского полка и отступили.

За положением дел на станции Поворино внимательно следил Владимир Ильич Ленин. В начале мая 1918 года он подписал постановление об охране железнодорожных линий, в том числе линии Царицын – Борисоглебск. Узнав о том, что из Царицыно через Алексиково, Поворино, Мичуринск в Москву и северные губернии отправлялось большое количество пудов хлеба, Ленин В.И. потребовал от руководителей станций ЮВЖД-дороги обеспечить беспрепятственное продвижение хлебных маршрутов.

«Весьма интересный разговор состоялся 26 февраля 1919 года – писал В. Ковалев – между Лениным и Чрезвычайным военным комиссаром железных дорог Южного фронта М.К. Владимировым. Совет Обороны решил в первую очередь восстановить мосты на железнодорожной линии Лиски – Лихая, а Владимиров считал возможным отремонтировать мосты и на линии Поворино – Царицыно, которые пострадали при перевозке по ним боевого груза, предназначенного для Царицына».

Владимирову удалось совершить чудо. Восстановлением моста через реку Хопер и путь от Борисоглебска до Алексиково занимались борисоглебские и поворинские железнодорожники, а также крестьяне окрестных сел. Были отремонтированы и другие мосты на линии Поворино – Царицыно, а также станционные пути и постройки.

Весной 1919 года Воронежская губерния вновь стала местом для ожесточенных битв. Войска генерала Деникина А. И. развили наступление на большом пространстве и захватили города Балашов, Тамбов, Борисоглебск, Харьков и Воронеж. Белогвардейцы, которых поддерживали местные кулаки и торговцы, учинили кровавую расправу на станции Поворино, в селах Пески, Рождественское и Калмык. Об этом кровавом времени свидетельствуют братские могилы и памятники жертвам контрреволюции.

Долгое время неизвестны были имена летчиков, погибших под Поворино. Они по заданию Красной армии проникли в тыл врага, выявляли пехотные и кавалерийские части. Порой и сами наносили бомбовые удары по белогвардейским войскам. Один экипаж едва дотянул до Поворино и врезался в землю.

Уже в 1965 году город Поворино посетил участник гражданской войны М. Л. Баженов и рассказал, что он воевал в районе Поворино в составе 35-го авиационного отряда и даже назвал имена погибших тогда героев. Ими были летчик Трусов и летчик-наблюдатель Дмитриев. 9 мая 1965 года, к 20-летию победы над немецко-фашистскими захватчиками, над могилами летчиков в парке «Победа» был установлен памятник.

После разгрома белогвардейцев в сентябре 1919 года был образован Поворинский сельский Совет, входивший в состав Рождественской волости. В ту пору в Поворино проживало 520 человек.

Мирная жизнь длилась недолго. В 1920 году началось Тамбовское восстание, известное как «Антоновщина». В боях с повстанцами принял участие и Поворинский железнодорожный полк.

Важное событие произошло в Поворино 3 августа 1923 года. На сходе граждан был рассмотрен вопрос об организации на узле партийной ячейки. На организационном собрании присутствовало 7 коммунистов и 225 беспартийных [1]. Были образованы комиссии по культурно-просветительной и спортивной работе, по работе среди женщин и среди молодежи. При начальной школе и на разгрузочно-погрузочном участке были открыты пункты по ликвидации безграмотности.

В конце марта 1925 года состоялись выборы в Поворинский сельский Совет. Из отчетов видно, что большую часть составляло сельское население. Из 25 депутатов двадцать занимались сельским хозяйством и лишь пятеро представляли рабочих и служащих.

Годы были разные, урожайные и неурожайные. Многие крестьяне Поворино, как и других сел, еле сводили концы с концами. Вывод напрашивался сам собой: в одиночку из нужды не выбраться. И поэтому 6 сентября 1925 года было учреждено товарищество по совместной обработке земли «Новый путь».

На базе товарищества «Новый путь» осенью 1929 года был создан колхоз имени Кирова. Урожай собирали хороший. В первые годы колхозной жизни был выполнен государственный план по хлебозаготовке. При коллективизации были допущены перегибы. Объединяли не только рабочий скот, но и продуктивный – коров и овец. И даже птицу. Достаточно было также насилия и угроз.

После 1929 года начался подъем промышленности. Станция Поворино оказалась связывающим узлом между стройками и поставщиками машин, оборудования, леса. Поток грузов возрос вдвое, а пропускная способность узла была той же, что и десять лет назад. Не хватало специалистов, преобладал ручной труд. Пришлось реконструировать Поворинский узел. В короткий срок была построена электростанция, снабдившая электроэнергией производственные объекты и жилые дома.

В 1931 году была сдана в эксплуатацию первая секция паровозного дела, а также тупики для ремонта вагонов, приемно-отправочные линии. Невиданный размах приобрело жилищное строительство. На постоянную основу переселились крестьяне из соседних сел. В Поворино они строили личное подворье. Из Новохоперска и Борисоглебска переехали машинисты паровозов, их помощники и кочегары. Из других городов – инженеры, техники, специалисты путей и связей. Каждой семье предоставлялась квартира или отдельный дом. В этом была заслуга строительной бригады.

В июле 1931 года правительство разработало программу неотложного развития железнодорожного транспорта. Эта программа коснулась и Поворинского узла. Паровозное депо получило локомотивы новых марок и оборудование для их ремонта. Ликвидирована обезличка в эксплуатации техники. Также была введена сдельная оплата труда. Заработная плата напрямую зависела от количества и качества затраченного труда. В связи с этим резко сократилось число неисправных машин, так как каждый хотел получать повышенную заработную плату. Эффективно стали работать связисты, вагонники и путейцы. Возвращались на транспорт рабочие и специалисты, ранее покинувшие железную дорогу. 

Шли годы. Поворинский узел расширялся. Предприятия обзавелись новым более мощным оборудованием. А в начале 1932 года завершилось строительство второй очереди паровозного депо.

Советское правительство приняло решение о значительной реконструкции и строительстве железных дорог на важнейших направлениях страны. Большое строительство развернулось в Поворино в 1935 году. В Поворино расширялось путевое развитие станции для приема и отправления поездов. Так было построено новое локомотивное депо с учетом ремонта и эксплуатации локомотивов серии ФД, ФДП.

В конце тридцатых годов было построено ещё 30 жилых домов, железнодорожный клуб на 350 человек, ясли и детский сад, служебные здания. Это позволило перевести из Борисоглебска в Поворино администрацию и политотдел отделения дороги. Тем самым возросла престижность Поворино как железнодорожного узла. Начальная школа, открытая в первые годы Советской власти, в 1936 году была преобразована в среднюю.

В годы Великой Отечественной Войны Поворинский узел играл важную роль в обеспечении советских войск боеприпасами и продовольствием во время Сталинградской битвы.

В начале 1942 года сложилась сложная ситуация на железнодорожных линиях, ведущих в Сталинград. Немецкое командование выделило эскадры штурмовой и бомбардировочной авиации, чтобы парализовать дорогу Поворино-Сталинград. 10 июля 1942 года Поворинский узел и локомотивное депо подверглись массовому налету немецкой авиации, в результате чего было разрушено 16 приемно-отправочных путей, I-я и III-я секции депо, телефонная станция. Немецкие самолеты бомбили все поезда. Даже те, на крышах которых были видны опознавательные знаки Красного Креста. Но, несмотря на это, поворинские железнодорожники выполняли свой долг до конца.

Зимой 1941-1942 годов на железнодорожном транспорте остро встала проблема топлива. Депо Поворино до войны снабжалось углем исключительно из Донецкого бассейна, но он был оккупирован фашистами. Уголь Карагандинского бассейна поступал не регулярно.

Из воспоминаний Василия Прыгункова, помощника машиниста одного из поездов станции Поворино: «…основное дело было поддерживать нормальное давление пара в котле. Это удавалось с большим трудом, так как Донбасс был оккупирован, многие шахты были разрушены и затоплены, и уголь поступал пополам с породой. Кроме этого, в целяхсветомаскировки в ночное время для наблюдения за паровым манометром пользовались только небольшим фитилем в консервной банке с мазутом».[3]

Командование Красной Армии разработало план окружения и разгрома немецких войск в районе Сталинграда. Для обеспечения скрытности подготавливаемой операции было решено вести перегруппировки частей только ночью.

В узле за два месяца железнодорожники провезли свыше 30 тысяч вагонов с воинскими грузами для защиты Сталинграда.

Из письма поворинских железнодорожников к трудящимся Воронежской области с призывом мобилизовать все силы на разгром врага: «…Пусть безостановочно идут поезда по линии фронта! Пусть вовремя доставленные нами войска, танки и орудия, пулеметы и минометы, снаряды и бомбы давят, сокращают и уничтожают проклятых гитлеровских бандитов.

Мы обращаемся ко всем юговосточникам, ко всем работникам промышленных предприятий, ко всем труженикамВоронежской области: Все в ряды соревнующихся в честь славного юбилея Красной Армии, на боевые подвиги наших героических воинов ответим новыми трудовыми успехами, увеличением выпуска продукции, необходимых фронту, дальнейшим усилием сбора средств на строительство танков и самолетов, сдачей из личных запасов хлеба и других продуктов в продовольственный фонд Красной Армии! Нет у нас, товарищи, ничего более дорогого, чем наша любимая Родина! Даздравствует славная и героическая Красная Армия!

Январь 1942 год ». [3]

Показывая образцы мужества, машинист Калдин П. 18 суток подряд находился на своем паровозе, водил поезда на передовую. Паровоз Калдина 20 раз подвергался бомбежкам. По паровозу били прямой наводкой прорвавшиеся к линии фронта вражеские танки, но паровозная бригада, умело маневрируя паровозом с поездом, обманывала врага и доставляла поезда с грузом к фронту. Когда Калдиндоставил один из поездов по назначению, командир фронтового участка пожал ему руку и сказал: «Когда-нибудь о ваших героических делах напишут песню». И действительно, песня была сложена. В ней говорилось:

Будем помнить рейсы к Сталинграду

И вагонов бесконечный хвост

Будем долго помнить, как снаряды

Машинист израненный довез!

Ещё в 1942 году решением Государственного Комитета Обороны было принято решение создать резервные колоны паровозов. В Сталинградском сражении участвовало более 500 паровозов из состава колонн. В колоннах особого резерва выполняли свой долг и Поворинские железнодорожники: Анохин – награжденный тремя знаками «Почетный железнодорожник», Зинченко П.Ф. – награжденный знаком «Почетный железнодорожник», машинист Говоров В.И. и другие.

7 августа 1943 года в 1час 15 минут на перегоне Борисоглебск-разъезд 215 километр от прямого попадания бомбы вспыхнул пожар. Начали рваться боеприпасы. Состав поезда разорвало на две части. Головную часть из 18 вагонов бригада Копылова увела в сторону Поворино. Благодаря мужеству работников Поворинского пожарного поезда удалось остановить 15 вагонов хвостовой части и спасти боеприпасы.

Постановлением Государственного Комитета Обороны от 3 сентября 1943 года вновь была организована Сталинградская железная дорога, и паровозное депо Поворино опять вошло в состав Юго-Восточной железной дороги.

Многие работники локомотивного депо принимали непосредственное участие на фронте, находясь в рядах защитников Родины, которые достойно и мужественно выполняли свой долг перед Отечеством. Многие из них не вернулись с войны – они погибли за свободу нашей Родины. Их имена: Асосков В.А., Баркалов М., Евтушенко Е.С., Калдин П., Тихонов С. И. и другие. В память об их подвиге в локомотивном депо города Поворино был воздвигнут памятник «Никто не забыт, ничто не забыто».

 

Заключение

Поворино является крупной узловой станцией, основанной 1870 году. Свой подъём Поворино ощутило в начале XX века. Начали открываться больницы, клубы, школы и т.д. С приходом революции 1917 года и установлением Советской власти станция пришла в упадок из-за стачек и восстаний. Но со временем всё вернулось в норму, и город снова стал развиваться.

Годы Великой Отечественной войны были трагичными не только для всей страны, но и для Поворино в частности. Много работников железной дороги погибли, доставляя провизию и боеприпасы на фронт (в основном в Ленинград и Сталинград). Также была разрушена большая часть школы №44, в которой в годы войны находился госпиталь. Жители города уходили добровольцами на фронт, многие, будучи ещё школьниками. Великая Отечественная Война нанесла Поворино огромный ущерб.

 

Список литературы

  1. Ковалев В.Г. Поворино, моё Поворино. Поворино: Прихопёрье, 1954.
  2. Поворино 50 лет. Воронеж: Авега, 2012.
  3. История локомотивного депо: неизданная рукопись на основе отчетов работников локомотивного депо.