Погосты. Борисоглебская земля

Подвиг есть и в сраженье,

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг – в терпенье,

Любви и мольбе.

А.С. Хомяков.

До тех пор, пока живет Сознание,

Мы ощущаем время Бытия.

И это не поверхностное знание

Исходит из глубин, из жития.

В. Салбиева.

Борисоглебская земля – это обетованный край ученых, писателей, музыкантов, военачальников, художников, священнослужителей, чьи творения неотделимы от России, от земли, давшей им силу духа, мужество, творческое вдохновение.

Все они жили здесь, любили эту землю и людей. От каждого поколения осталось что – то свое, неповторимое и дорогое для ныне живущих. Их трудами и талантом прирастали и множились богатства нашего города.

Борисоглебск хранит благодарную память об этих людях. Нить духовной связи между поколениями не должна прерываться. И связующим звеном всех времен и народов остается Память.

Вечная память... Ведь человек жив до тех пор, пока о нем помнят. Память - времен связующая нить. И такой нитью являются местные погосты. Они хранят память об умерших соотечественниках. И именно они являются частью истории родного края, так как история человечества началась с того времени, когда появились первые захоронения.

Грусть, покой и воспоминания навевают погосты. Если бы камни могли говорить... Они бы многое рассказали о людях, чей покой они охраняют.

Человек не может умереть бесследно, память о нем остается в веках. Эту память хранят погосты, хотя они и молчат.

Человек, не знающий историю своего края, что дерево без корней. Память об умерших соотечественниках – это неотъемлемая часть нашего самосознания. Человек живет на этой земле, радуется мирному небу над головой , а ведь именно наши соотечественники иногда ценой своей жизни отстояли нам страну, веру, любовь. Они выстояли в годы бездуховного лихолетия, в годы войн и лишений, а теперь нашли свое упокоение на местном погосте.

Обязанность каждого бережно хранить и ухаживать за памятниками, захоронениями военных лет, за могилами родных, близких, знакомых – ведь это показывает живую преемственность поколений.

В нашем небольшом городке несколько погостов: в северной части города находится еврейское кладбище, недалеко от него находилось старое городское кладбище, которое уже давно закрыто. На этом месте построили часовню и когда - то там будет парк. Ближе к центру города погост, где похоронены люди, погибшие в годы революции и гражданской войны (на этом погосте похоронен сын легендарного В.И. Чапаева), недалеко от него захоронение советских солдат и офицеров, умерших в госпиталях города Борисоглебска во время Великой Отечественной войны. Есть могилы возле стен Знаменского храма, но фамилии людей, нашедших упокоение в них, только устанавливаются. В южной части города находятся два огромных кладбища: старое и новое.

Жизненный путь тех людей, которые похоронены здесь и которые внесли свой огромный вклад в духовную жизнь нашей малой Родины, бесценен.

Первые священники церкви Знамения Пресвятой Богородицы, основанной в 1869г., отдали жизни за духовное развитие нашего округа.

Этот храм, единственный в городе и округе, остался действующим и в годы революции, и после революционных лихолетий. Священников храма П. Алгебраистова, Н. Шиловского арестовали, мучили, заставляли отречься от веры, но они устояли ценой жизни, поплатившись за веру, за людей, которые им верили и чтили их. На территории храма имеется несколько захоронений, но имена и судьба похороненных пока не известны. Не исключено, что там и были упокоены первые священники храма. Сегодня исторический отдел храма тщательно занимается изучением этого вопроса.

Те, кому дорог Борисоглебск, должны понимать, как осиротел город, лишившись своих храмов. Вряд ли они будут подняты из развалин, но наш долг сообща восстановить в памяти облик этих святынь, их историю, судьбы священников, не дать порваться ниточке духовной связи поколений.

Знаменский храм города Борисоглебска расположен в привокзальной части города, недалеко от железной дороги. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы начала действовать с 1869 года в Станичной слободе.

В декабре 2013 года, в день престольного праздника – иконы Знамения Божией Матери, в храме отслужат торжественный молебен в честь очередной годовщины:

Храм – голубенький островок

В серой смеси асфальта и пыли.

Рая будущего уголок

Люди многие здесь находили.

За воротами суета,

Городская неразбериха,

Самых важных дел пустота,

А в церковной ограде тихо.

Храм Знамения Богородицы

На земле Бориса и Глеба

Колокольным звоном молится,

Призывая людей к небу.

Протоирей Знаменского храма Николай Шиловский родился в 1860г. в Симбирске. В 1888г. окончил Казанский университет, затем принял священный сан. Служил священником храма Слободы Станичной г. Борисоглебска. 26 августа 1937г. на основании показаний односельчан протоиерей Николай Шиловский был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», «восхвалении жизни крестьян в фашистских странах» и «угрозы террористического характера в адрес коммунистов и товарища Сталина». На допросах отец Николай отверг все обвинения, а свидетельские показания открыто назвал ложью. 27 августа 1937г. дело было передано на рассмотрение тройки УНКВД по Воронежской области, заседание которой постановило: «Шиловского Николая Павловича расстрелять». Приговор привели в исполнение 5 сентября 1937 года. Похоронен отец Николай в общей могиле в Матрешкином буераке под селом Чигорак. Его внук, протодиакон Виктор Шиловский, стал основателем Русской Православной Церкви в Австрии. В 2008 году он приезжал в Борисоглебск, побывал в тюрьме, где сидел его дед, на предполагаемом месте захоронения деда, в храме, где когда-то служил отец Николай. В Знаменском храме состоялась служба с участием протодиакона Виктора Шиловского в память расстрелянного деда.

Тело священника Николая Шиловского упокоила земля Борисоглебская, дела же его остались в памяти людей, ведь он совершил свой жизненный подвиг во имя веры, во имя людей, и является примером верного служения Богу, народу.

Священник Михаил Федорович Субботин родился в Поворино Борисоглебского района Тамбовской губернии. Родители его были крестьяне и глубоко верующими людьми. В юном возрасте Михаил был отдан отцом в Задонский монастырь. У Михаила был очень красивый голос, когда он пел своим тенором в церковном хоре, то многие приходили его послушать. Его мама рано умерла. Отец часто приезжал к Михаилу в монастырь. После пребывания в монастыре Михаил ушел служить в армию, участвовал в империалистической войне, был ранен в плечо, лечился в военном госпитале в Петербурге. После выздоровления в 1915году он приехал в Борисоглебск и начал службу псаломщиком в Свято-Никольском храме, который, к сожалению, утрачен( на его месте до 2012 года располагалось здание Дома офицеров- теперь это Дворец культуры «Звездный» ). В этом же году он был рукоположен в сан священника и назначен служить в село Танциреи Борисоглебского района. В 1932 году его арестовали и отправили в Сибирь. Из ссылки священник регулярно писал письма и рассказывал, что был очень хорошо принят людьми. Характер писем подтверждал, что отец Михаил и в ссылке проповедовал христианское учение и призывал к терпению и вере. Бог не оставил священника Михаила и даровал ему возвращение домой. Это произошло к началу 1935 года. Сразу же Михаил Субботин получил назначение в Свято-Никольский храм. Отношение к настоятелю в храме со стороны паствы было необыкновенно уважительное. Его любили, поэтому на проповеди съезжались люди с окрестных деревень. Он нес людям слово Божье, исповедовал, причащал, был со своей паствой и в радости, и в горе. Удивительным был тот факт, что детям священника не положено было исповедоваться у отца, поэтому они ходили в другую церковь, а вот на причастие батюшка своих детей принимал. Семья Субботиных жила очень скромно, для нужд пропитания вели свое хозяйство, о материальных благах говорить не приходилось. В доме были иконы, духовная литература, множество философских книг. Можно утверждать, что для священника Субботина книги представляли одну из высших ценностей жизни, потому что он всегда стремился купить что-нибудь новенькое, привозил духовную литературу из поездок.

Если у кого-то из детей (их в семье священника было семеро) наступал день Ангела, то в доме отмечали настоящий праздник души – читали акафист соответствующему ангелу – хранителю, пели молитвы, обсуждали духовные произведения. Но батюшка не имел возможности много времени уделять семье, его ждала паства.

Однажды отца Михаила пригласили в НКВД и предложили расспрашивать на исповеди у прихожан об их отношении к советской власти, от чего он категорически отказался. После этой беседы батюшка пришел домой расстроенным и поделился своими переживаниями с женой – матушкой Матреной. В семье поселилась тревога. Через три месяца после вызова в НКВД в одну из ночей его забрали. Приехали трое мужчин в кожаных тужурках, с наганами, предложили отцу Михаилу собираться. Когда он заторопился, один из присутствующих сказал: «Не торопитесь, проститесь с семьей».

Что значат эти слова? Понять их может только тот, кто пережил это сам. С тех пор об отце Михаиле не было ни единого сообщения. Ходили, правда, слухи, что расстреляли его здесь, на месте. На многочисленные запросы семьи Генеральному прокурору СССР уже после смерти Сталина приходили противоречивые ответы. В середине 50 – х годов был получен ответ, что он погиб на лесоповале. В 1959 году на очередной запрос прислали свидетельство о смерти от дистрофии, причем был указан и год смерти – 1943. В третьем сообщении содержалось новое свидетельство о смерти, согласно которому он был расстрелян в возрасте 42 лет, то есть в 1937 году, по решению тройки УНКВД у Матрешкиной горы на окраине города Борисоглебска.

Есть еще один документ, в котором указано, что священник был расстрелян 11 июля 1937 года. В настоящее время отец Михаил полностью реабилитирован. Семье предлагали поехать в Воронеж ознакомиться с его документами. Но они отказались: какая разница, какую статью ему вменили, кто свидетельствовал против него. Это высоконравственная позиция, глубоко религиозная, в которой нет ни капли озлобленности и жажды мести. Такие духовные качества отец Михаил воспитывал в прихожанах и в своих детях.

Вообще Матрешкин буерак печально известное место в Борисоглебском районе. 13 февраля 2005 состоялся Покаянный Крестный ход в день Собора Новомучеников и исповедников российских, который прошел от храма Архистратига Михаила в селе Чигорак до Поклонного Креста, установленного в Матрешкином буераке, где в 30-х голах велись массовые расстрелы жителей.

Этот покаянно-просительный Крестный ход был очень тяжелым, так что даже природа во время него волновалась - то жарко, то холодно, то ветер, то снег. Но желающих каяться в грехах и жаждущих получить от Господа прощение стихия не остановила. В этот день мороз был ниже 20 градусов, мела метель. И накануне прогноз погоды был неутешительным, передали штормовое предупреждение, но, несмотря на это, собралось большое количество людей.

По окончании Литургии, "богослужение перешло на улицу". У Поклонного Креста была отслужена панихида обо всех усопших и пострадавших за Христа в годину гонений.

К Матрешкину буераку ежегодно совершается крестный ход, так как именно там расстреливали священников, но имена и фамилии расстрелянных известны далеко не все. Если верить слухам, могила отца Михаила тоже там. Многие приезжают поклонится его праху и воздать должное за его праведную жизнь и мученическую смерть.

Священник Николай Ефимович Соколов, сын священника, родился в 1862г. 1 июля в с. Рассказово Тамбовского уезда, окончил курс Тамбовской Духовной семинарии в 1885 году со званием студента. 20 июня этого же года определен в псаломщики к Архангельской церкви г. Козлова.

10 января 1889г. утвержден в должность законоучителя местной земской школы. В 1901г. выстроил каменное здание для церковно-приходской школы стоимостью 2000 рублей, из них 600 рублей выданы отделением Епархиального училищного совета, 300 рублей внесли прихожане, остальные – средства благотворителей. В 1901г. определен помощником духовно-судебного следователя, а 23 ноября 1902г. утвержден в должности следователя и члена Благочиннического Совета. 24 марта 1894г. за ревностную пастырскую службу награжден набедренником, 3 апреля 1899г. за усердное отношение к школьному делу награжден бархатной фиолетовой скуфьей. 30 мая 1904г. перемещен отец Николай на настоящее место, а 1 сентября утвержден в должности законодателя Станично-Слободской церковно-приходской женской школы. 15 июня 1906г. священник определен помощником Благочинного, указ за №10923 от 1907г. Ко дню коронации награжден бархатной фиолетовой камилавкой. В 1908г. отец Николай получил благодарность училищного совета за труды, понесенные при испытании учеников начальных школ – указ от 17 сентября №16872. 21 сентября 1909г. директором народных училищ Тамбовской губернии Соколов назначен на должность второго законоучителя в Борисоглебское железнодорожное двуклассное училище Министерства народного просвещения. Николай Соколов был женат и имел 8 детей: 4 сыновей и 4 дочерей. К сожалению, место захоронения и могила его не сохранились, но существуют данные, что она расположена на территории Борисоглебского округа.

Немногочисленные сохранившиеся документы позволяют узнать историю Никольского храма г. Борисоглебска с 1891 года, который в последствии освещен в честь Казанской иконы Божий Матери и получил название Казанская Церковь пригородной Солдатской слободы. Прошло много лет, и советской власти церкви оказались не нужны. В 1940 году здание этой церкви было занято Борисоглебским автоотрядом. В течение 50 лет храм использовался как гараж и постепенно приходил в такое состояние, когда дальнейшее его существование могло быть невозможным. Он попросту разрушился. К счастью, наступили другие времена. Жители бывшей Солдатской слободы в 1991 году взялись за восстановление своего Храма.

С благословения Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия общину верующих возглавил священник Николай Романович Пашеняк. Вокруг него собрались не молодые, но ревностные прихожане, которые вдохновенно работали, возвращая жизнь святыне. Отец Николай совершал свое служение в Никольском храме с 1992 по 1996 г. За 4 года ему и его соратникам удалось сделать очень многое. Это было благодатное время, когда в душах борисоглебцев просыпались дотоле неведомые многим из них чувства – вера в Бога, любовь и ревность о храме Божьем, радость совместной работы на благо людям. Храм был построен на народные пожертвования, и через сто лет его восстановление произошло исключительно на средства от благотворительной помощи жителей Борисоглебска. В 1995 году, в Юбилейный для Храма год, он был заново освящен в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца.

В этом же году его посетил Высокопреосвященнейший Мефодий, Митрополит Воронежский и Липецкий, который высоко оценил труды отца Николая Пашеняка, благотворителей, всех прихожан, потрудившихся для восстановления храма. Отец Николай был награжден наперстным крестом. Многое еще надо было сделать, чтобы вернуть храму первоначальное благолепие. Но Господь упокоил отца Николая от всех трудов в возрасте тридцати двух лет. 7 июля 1996г. душа священника Николая Пашеняка отошла к Господу, а тело обрело последнее пристанище в крипте под алтарем Никольского храма. Отпевать его съехались священники и миряне со многих приходов Воронежской епархии (9 священников). Возглавил похоронное богослужение управляющий Воронежской епархией Высокопреосвященнейший Мефодий Митрополит Воронежский и Борисоглебский. Тело умершего обнесли вокруг храма. После Крестного хода служили заупокойную литию и при пении «Святой Боже...» опустили гроб в склеп под алтарной стеной в восточной части храма. Во время погребения свершилось чудо – на небе облака выстроились в виде Креста. Об этом свидетельствуют многие очевидцы. Сейчас там находится беломраморная гробница и восьмиконечный Крест. Память об отце Николае с благодарностью чтится прихожанами. Ежегодно в день его кончины клириками храма служится панихида. Для участия в ней съезжаются множество верующих не только из г. Борисоглебска, но и из других приходов, на которых при своей жизни служил отец Николай. Кроме того, ежегодно на литургии и заупокойной литии имя иерея Николая поминается в Никольском храме г. Борисоглебска.

Протоиерей Александр Васильевич Троицкий родился 23 августа 1837 года в городе Козлове в семье дьячка. В 1860 году он окончил Тамбовскую Духовную семинарию с аттестатом второго разряда и поступил на должность наставника сельского приходского стешинского училища Козловского уезда. В 1862 году он стал священником Знаменской церкви. С августа 1862 года по октябрь 1869 года служил в Покровской г. Борисоглебска Тюремной церкви, по праздникам преподавал Закон Божий в 17 стрелковом батальоне. В 1865 году Преосвященным Феодосием Епископом Тамбовским за усердную службу и хорошее поведение он награжден набедренником. В сентябре 1870 года ему объявлена благодарность Епархиального начальства за служение в тюремной церкви. 3 апреля 1876 года отец Александр награжден бархатной фиолетовой камилавкой. 18 апреля 1888 года он награжден Синодом наперстным крестом. В 1894 году по поручению Епархиального начальства отец Александр построил здание для церковно – приходской школы, причем около 900 рублей потратил из собственных средств. 6 мая 1895 года отец Александр становится Протоиереем и заведующим церковно-приходской школы. Указом Консистории от 30 ноября 1895 года № 15636 ему объявлена благодарность Епархиального начальства за усердное проповедование слова Божия. 28 июня 1896 отец Александр утвержден членом и казначеем Борисоглебского Епархиального училищного совета. В 1902 году от должности казначея был уволен по его прошению. 6 мая 1899 года был награжден святым Синодом Библией. В 1900 году награжден орденом Святой Анны 3 степени. Указом Консистории от 29 мая 1901 года №8268 он утвержден духовником. В 1908 году награжден орденом Святой Анны 2 степени. Похоронен отец Александр на территории Борисоглебского округа, могила, к сожалению, не сохранилась.

Протоиерей Василий Васильевич Аладинский родился в селе Шамара Шатского уезда 1837 года 1 марта от священника Василия Аладинского. В 1860 году по окончанию учебного курса Тамбовской Духовной семинарии с аттестатом 1 разряда отправлен в наставники Лысогорского сельского училища, в этой должности находился до 23 октября 1863 года. 1 декабря этого же года Преосвященным Феодосием, посвящен во священники Преображенской церкви Донской слободы Козловского уезда, где с сентября 1864 года до октября 1870 года состоял наставником Донско-Слободского училища. В 1866 году за ревностное попечение и благополучие приходского храма, за усердное проповедание слова Божия награждается набедренником. 9 марта 1871 года перемещен к Богоявленской церкви села Б. Грибановка Борисоглебского уезда. 23 октября 1879 года Приовященным Палладием Епископом Тамбовским утверждается законоучителем Б. Грибановской сельской школы. 4 марта 1880г. зачислен штатным помощником настоятеля, а 20 апреля награжден бархатной фиолетовой скуфьей. В 1881г. с открытием при Богоявленской церкви священнической вакансии, указом Тамбовской Духовной Консистории за №1789 утверждается настоятелем церкви. С этого года один срок состоял он устроителем общеепархиального и училищного съезда. В 1882г. указом Тамбовской Духовной Консистории за №8799 во исполнение резолюции Преосвященного объявлена ему благодарность епархиального начальства за усердное исполнение законоучительской обязанности в Больше-Грибановском сельском училище. В 1885г. состоял в звании священника в селе Большая Грибановка. По указу Тамбовской Духовной Консистории 8 апреля 1886 г. за №3465 определен наблюдателем за церковно-приходскими школами в первом Борисоглебском Благочинном округе. В 1887 году на день Святой Пасхи награжден бархатной фиолетовой камилавкой. С 1886 г. по 1890г. по поручениям Епархиального начальства производил судебные следствия. Указом Консистории от 23 сентября 1888г. №9951 объявлена ему благодарность Епархиального начальства за усердное исполнение законоучительской обязанности в Больше Грибановском сельском училище. 29 марта 1891г. по указу Тамбовской Духовной Консистории за №4548 определен Благочинным Борисоглебского (уезда) округа. 14 октября по указу Тамбовской Духовной Консистории за №11636 переведен в Пригородную Станичную Слободу Борисоглебского уезда. 15 мая 1892г. награжден наперстным крестом. В числе всех священников округа получил благодарность Епархиального начальства за усердное проповедование слова Божия.

8 июня 1897г. возведен в сан Протоиерея указом Тамбовской Духовной Консистории от 23 октября 1899г. за №15022.

В 1903г. определен преподавать Закон Божий в церковно – приходской станичной школе, в том же году определен быть законоучителем станично-слободской земской школы. В 1905г. 16 декабря уволен от обязанности законоучительства в церковно-приходской женской школе по журналу отделения за №28, утвержденному Его Преосвященством. В последние годы им присоединены к православию один магометанин, один католик, две молоканки, одна лютеранка. В 1960 году Всемилостивейше награжден орденом святой Анны 3 степени. В семье у него жена Варвара Ивановна, дети Иоанн, Петр, Сергий, Лидия. Похоронен отец Василий на территории Борисоглебского округа, место захоронения и могила, к сожалению, не известны.

Работа над данной темой связана с большими трудностями, потому что живых свидетелей тех лет, почти не осталось. Материал собирался буквально но крупицам. Люди искренне хотели помочь, но время было упущено, а с ним многие материалы потеряны, и их не вернуть уже никогда. Что же, надежда, как известно, умирает последней. Мое внутреннее состояние характеризуют стихи Б. Пастернака:

И пусть сегодня

дней осталось мало,

И выпал снег,

а кровь не горяча,

я в сотый раз

опять начну сначала.

Пока не меркнет свет,

пока горит свеча...

Внук настоятеля Казанского храма Петра Алгебраистова, названый в честь деда, работает в историко-краеведческом музее г. Борисоглебска, благодаря его воспоминаниям, удалось собрать некоторые сведения о его деде, хотя и малочисленные.

Священник Петр Алгебраистов учился и Тамбовской семинарии. К службе был рукоположен в 1900 году В селе Новое Березовое в 3-м Шацком Конобеевском благочинническом округе. Церковь называлась Богоявленской. Эти данные взяты из справочной и памятной книжки по Тамбовской Епархии 1902 года издания (типография губернского земства, цензорсвященник Гиляровский). Данные из этой книги любезно предоставлены жителем Борисоглебска Вячеславом Ивановичем Васильевым.

В 1918 году, когда начались беспорядки, Петр Алгебраистов приехал в Борисоглебск, в глубинку, из тех мест, в которых служба священника стала небезопасной. С 1918 года началась служба вместе с отцом Митрофаном, ( Тихомировым Митрофаном Тимофеевичем), который приходился дедушкой Вячеславу Ивановичу Васильеву. Семья Петра Алгебраистова была очень бедна, когда приехала в Борисоглебск. Батюшка с большим семейством жил у отца Митрофана, но все это было не постоянное жилье.

Пока один прихожанин, очень любивший батюшку за его веру, не подарил ему недостроенный дом, в котором были лишь стены. Дом был расположен по улице Сенной, 114, он сохранился до сих пор, как и жилье на улице 217-й стрелковой дивизии.

Внук Петра Алгебраистова вспоминает, что в доме хранилась Библия в кованном серебряном переплете с золотым крестом.

Кроме того, ценность представляли 2 серебряных подсвечника, с которыми батюшка ходил на службу. Когда начались репрессии, это имущество было конфисковано.

В доме на восточной стене висела икона «Несгораемая купина», которую, по преданию, выносили перед горящим домом, и пожар затухал. «Несгораемая купина» — икона уникальная, она датирована XVII веком, это известно от жены Петра Алгебраистова — матушки Марии, которая сама неплохо рисовала и разбиралась в иконах. В доме Петра Алгебраистова было множество книг: собрание сочинений А. С. Пушкина, именное издание Жуковского, Жуховицкого, периодика и, конечно, масса церковной литературы. Матушка Мария бы учительницей и прививала детям через книги любовь к нравственным ценностям.

Благодаря своим человеческим качествам, отец Петр пользовался безусловным авторитетом и глубокими симпатиями прихожан. Дошли слухи, что даже люди не верующие приходили в церковь, чтобы только посмотреть на батюшку. Прихожане всячески старались облегчить заботы священника о многодетном семействе.

Обратимся к воспоминаниям Вячеслава Ивановича Васильева, которому в 1936 году было 5 лет. В церковь он ходил с мамой не часто, знакомство с батюшкой Петром шло через непосредственное наблюдение за службой. По воспоминаниям Вячеслава Васильева, отец Петр был энергичным, немногословным, приятной наружности, беловолосый, ростом около 175 см, с умным проницательным взглядом, открытым лицом. Высокий крупный лоб указывал на недюжинные мыслительные способности. Матушка Марии, его жена, была красивой, образованной женщиной, прекрасной хозяйкой и матерью большой семьи. По образованию могла работать в школе, но была домохозяйкой, слишком велик был груз семейных обязанностей. В семье священника царили мир да любовь. Тема высылки деда была под строгим запретом, поэтому бабушка ничего не рассказывала внукам об этом событии. Но последний день пребывания среди родных и близких людей запомнили многие.

Шел 1937 год, Петр Алгебраистов, предчувствуя надвигающиеся события, зашел в дом и попросил одну из дочерей: «Лена, дочка, дай мне чаю, меня сейчас заберут...», Действительно, вскоре показались лошади с санями. На улицу вышли люди. Прихожане плакали. Перед тем, как отправиться в путь, батюшка поклонился народу и начал подзывать всех своих детей по очереди, благословляя каждого. Примечательно, что за два часа прощания у Петра Алгебраистова родился второй внук, которого назвали Валерой. Его несла на руках дочь Евгения.

Дедушка благословил всех, кроме Риты и Василия. Первая внучка Рита (ей было 8 лет) вспоминала, что была еще мала, чтобы понять, что здесь происходит. Она спряталась за лошадьми и улыбалась, глядя на животных. Дедушка, не найдя взглядом Риту, воскликнул: «Где же Рита?" Но времени искать девочку не оставалось, его уже ждали...

Спустя много лет Рита вспоминала, что до сих пор чувствует душевную муку от того, что не получила благословения любимого дедушки, поэтому ее жизнь складывалась в последствии очень не просто.

Сына Василия батюшка не успел благословить, так как он в это время находился на работе на кирпичном заводе. Получив такое страшное известие, он потерял сознание.

После того, как прошли первые мучительные недели без батюшки, он прислал письмо, в котором писал: «Дорогие мои, любимые, как хочу обнять Вас напоследок и благословить». Родственники предполагают, что его увезли в Уссурийскую тайгу. После долгих мук ожидания получили потрясшие всех известие о гибели отца. Матушка Мария осталась одна с девятью детьми на руках, младшей было 11 лет. Мария осунулась, почернела от горя, моральное унижение было еще сильнее оттого, что это событие даже в кругу родственников было не принято обсуждать.

Семья осталась без средств к существованию. Сын Василий, которому в то время было 14 лет, с трудом благоустраивал домик, в котором они жили. Рита вспоминала, что Василий с Еленой (последней дочерью батюшки) вынуждены были побираться, чтобы хоть как-то прокормиться.

Все дети дружно сплотились вокруг матушки. Старшим детям оставаться в Борисоглебске было опасно, они уехали в разные города. Остались с мамой лишь двое - Василий и Елена, которая всю свою жизнь посвятила матери, так и не выйдя замуж. Всегда дети помнили о самом дорогом человеке, помогали, как могли.

Несмотря на великие испытания, все жадно тянулись к знаниям. Василию, предпоследнему ребенку в семье, удалось закончить 4 класса. В школе он хорошо рисовал, освоил профессию фотографа. Он стал для мамы надеждой и опорой. Никто из потомков Петра Алгебраистова не мог произнести, что он – сын или дочь репрессированного. Получалось, что эти дети становились изгоями общества, им отказали в праве на нормальную жизнь. Для того чтобы получить разрешение на учебу, старший брат Василия Аркадий побывал на приеме у «всероссийского старосты» М.И.Калинина.

Семья священника всегда бедствовала: еще до начала репрессии шло повсеместное унижение и гонение священников, вплоть до физического уничтожения. Но тот нравственный урок, который преподал им отец всей своей жизнью, то родительское благословение в день отъезда, словно ангельское крыло, оберегало от бед и напастей. Все вышли в люди.

На нашем кладбище выделен специальный участок для захоронения ветеранов Великой Отечественной войны, воинов, погибших при исполнении интернационального долга в Афганистане и Чечне, отдавших свои жизни за мир и покой на земле. Нельзя не вспомнить о них с болью в сердце и не почтить их память минутой молчания.

Яницкий Василий Иванович родился 28 февраля 1916 года в селе Старый Куак (ныне Лениногорского района) Татарстана. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Лейтенант Яницкий участвовал в бомбардировке войск противника, его аэродромов в районах Белой Церкви, Ростова - на - Дону, Харькова, Воронежа в составе 270-ой авиационной дивизии 8-ой воздушной армии Юго-Западного фронта. 20.06.1942 года был тяжело ранен, но сумел посадить самолет на свой аэродром. Звание Героя Советского Союза присвоено12.08.1942 года.

В 1946 году Яницкий окончил Военно-воздушную академию, работал преподавателем в

Борисоглебском военном авиационном училище, которое 29 июня 2013 года праздновало свой 90-летний юбилей. Удостоен звания Почетный гражданин города Борисоглебска. Похоронен на городском кладбище г. Борисоглебска.

Николай Руденко родился 12 декабря 1920 года в селе Ольховатка Россошанского района в семье крестьянина. Когда ему исполнилось 7 лет, семья переехала в город Борисоглебск, где прошли его детство и юность. Здесь зародилась мечта о полётах. В годы учёбы в школе, а затем в ФЗУ одновременно занимался в аэроклубе. Окончил училище в 1937 году, получив профессию слесаря. В 1940 году Николай Руденко становится курсантом Чугуевской школы пилотов, а через год - курсантом Батайской школы пилотов, но тут началась война, которая перечеркнула много планов.

Шёл суровый 1941 год. Немцы захватывали город за городом. Настроение у курсантов было такое: скорей бы в небо, сражаться с врагом. И вот учёба позади. Осень. Сталинградский фронт... Самолёты противника он превращал в горящие факелы.

Польская земля. Сентябрь 1944 года. Над аэродромом «Сохачев», что на западе Варшавы, идя в паре, Николай Руденко заметил «Фокке-Вульф-189», летящий на высоте трёхсот метров, он смело бросился на немецкого стервятника и вогнал его в землю. Гитлеровцы забили тревогу. С аэродрома стали взлетать два истребителя. Продолжая снижение, Руденко сбил одного из них. Второй предпочёл скрыться.

Николай в этот момент забыл обо всём, даже о смертельной опасности, таившейся где-то в морщинах земли, занятой врагом.

1945 год. Февраль. Германия. Два краснозвёздных истребителя взлетели над землёй. Клубами дыма обозначились города Цехен и Зеелов. Цель обнаружена. Двенадцать «Фокке-Вульф-190» в сомкнутом строю шли курсом на Кюстрин, где советские войска удерживали плацдарм на западном берегу Одера. Пикируя под углом сзади, «охотники» сбили по одному самолёту. Развернувшись и набрав высоту, они ринулись во вторую атаку. Николаю Руденко удалось отсечь один бомбардировщик от строя. Бомбардировщик был сбит.

1945 год. 23 марта. Район Зеелово. Гвардии старший лейтенант Руденко сбил ещё один «Фокке-Вульф-190».

За мужество и отвагу в боях с гитлеровскими захватчиками Указом Президента Верховного Совета СССР от 29 июня 1945г. Николаю Сергеевичу Руденко присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Руденко Н.С. продолжал военную службу.

Майор запаса Руденко Н.С. награждён орденом Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, медалью «За боевые заслуги».

Николай Сергеевич Руденко умер 16 марта 2002 года, похоронен на городском кладбище города Борисоглебска. А память о нем, о его подвигах и жизни остается в наших сердцах, поэтому он жить в веках.

Учитель приходит в нашу жизнь, чтобы созидать, «лепить» юные души, чтобы с чистой совестью проводить нас в большой красивый мир. Он не совершает боевых подвигов, но всю свою жизнь отдает молодому поколению, творит новую жизнь.

9 лет назад ушел из жизни Николай Кондратьевич Капрусов. Это был незаурядный человек, по праву вошедший в историю Борисоглебского народного образования. Н.К. Капрусов родился 3 октября 1939 года в селе Равенство Хиславичевского района Смоленской области.

Получив аттестат зрелости, Николай поступил в ПТУ, которое окончил с отличием и получил право выбрать место работы из перечня вакансий, предложенных выпускникам. Год работал в Казахстане на Целиноградском заводе слесарем-сборщиком. Трудился старательно, но со временем стал сознавать, что это не его призвание.

Через некоторое время он перебрался в Узбекистан, поселился в городе Чирчик. Работа вожатым в пионерском лагере пришлась ему по душе. Все у него получалось. Директор средней школы, которая руководила лагерем, заметила педагогические способности молодого человека и предложила должность вожатого в школе.

Год проработал Николай Капрусов в школе. Коллеги настойчиво советовали ему поступать в пединститут. Борисоглебский пединститут он выбрал совершенно случайно. Приехал в город летним утром и был приятно поражен обилием зелени на тихих улочках. С первого взгляда полюбил Капрусов наш Борисоглебск, поступил на историко-филологический факультет Борисоглебского пединститута и окончил его с отличием в 1965 году.

Ему рекомендовали поступать в аспирантуру, но Николай Кондратьевич желал работать с детьми. Многолетний, добросовестный труд на учительской ниве был отмечен знаками «Отличник народного просвещения СССР», «Отличник просвещения СССР. Он был удостоен звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». Но дороже всех наград были для учителя Капрусова любовь учеников и уважение коллег, он бережно хранил врученные ему учениками «Диплом самому доброму и справедливому директору», «Медаль за нестандартное мышление». Почти четверть века работал Н.К.Капрусов директором школы №9 г. Борисоглебска.

За многолетний добросовестный труд, за любовь к детям благодарные ученики, коллеги и жители города установили мемориальную доску на здании школы №9 в честь Николая Кондратьевича Капрусова. Это событие состоялось 17 апреля 2012 года. Он любил своих друзей, всегда помнил однокурсников и был рад встречам с ними. Человек разносторонних интересов, он пел под гитару Высоцкого, Окуджаву, Макаревича и песни других талантливых бардов. Очень ценил кинофильм «Доживем до понедельника».

Капрусов много читал. В его библиотеке занимали почетное место известные деятели педагогической мысли А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, военная мемуаристика, философские работы Н. Бердяева, исторические исследования Л. Гумилева.

В свободное время старался выбраться на природу, чтобы посидеть в тиши с удочкой на берегу Хопра, послушать плеск воды, пение птиц. Резко негативно относился он к браконьерству: капканам, сетям, электроудочкам.

Видимо, самой судьбой было ему предначертано стать наставником молодого поколения: родился он на День учителя, а прощались с ним 19 мая 2004г. – в День пионерии. Н.К. Капрусов посвятил свою жизнь работе в школе, обучению и воспитанию достойных граждан нашей страны.

В данной работе упомянуты далеко не все известные люди, внесшие свой неоценимый вклад в духовную жизнь малой Родины. Не всем могилам мы имеем возможность поклониться, тяжелые годы бездуховного лихолетья сделали свое дело. Первые священники Знаменского храма, похоронены у его стен, могилы у храма есть, а надписи не сохранились. Да и не мудрено, ведь прошло уже больше ста лет, труднейшее время в истории страны. Имена расстрелянных и захороненных в Матрешкином буераке под с. Чигорак тоже не известны, могил там нет, на предполагаемом месте расстрелов стоит православный крест. Вот все, что осталось будущим поколениям.

Но память людская сохранила воспоминания об этих людях, живы потомки, есть сведения в архивах.

Знакомясь с биографиями людей, умерших и похороненных на Борисоглебской земле, восхищаешься их жизненным подвигом и задумываешься о своей жизни, что же каждый из нас сделал или может сделать для людей, чем пожертвовать. Православная вера передается из одного поколения в другое как благодатный огонь, сошедший на святой Гроб Господень.

Наша обязанность сохранить Веру и передать ее своим потомкам. Наследие прошлых веков неоценимо для жизни современного человека.

Тема местных погостов изучена и освещена недостаточно, поэтому считаю необходимым продолжить работу над этой темой, чтобы сохранилась на долгие годы связь времен:

Рвутся нити, связи нити

Между нынешним и прошлым.

Вы ушедших помяните

Словом ласковым, хорошим.

Словом, всех, кого вы знали

И не ведали о ком.

Пусть чуток побудут с нами,

Тяжко им обиняком.

Сколько их – имён и судеб,

В прошлом судеб и имён,

Что и не жили, по сути...

Вы их сердцем нарисуйте,

Пусть продлится связь времён.

Скачать вложения: