Подводные лодки в научной фантастике

В данной работе я хочу показать, как технический прогресс влиял на содержание научно-фантастические произведений, где действие происходило на подводных лодках, и наоборот – как такие произведения оказывали влияние на реальную жизнь.

 

Подводная лодка – инструмент науки

 

Первым серьезным научно-фантастическим произведением, где описано применение подводных лодок для научных исследований, стал вышедший в 1869 г. роман Жюля Верна «20.000 лье под водой». В этом романе описана подводная лодка «Наутилус» подводным водоизмещением 1500 тонн длиной 70 и шириной 8 м, оснащенная электрическим двигателем. На «Наутилусе» есть электрическое освещение (хотя в 1869 году это было не большей реальностью, чем работоспособная подводная лодка) и даже электрические плиты для приготовления еды! Однако, при этом нет таких необходимых для подводной лодки вещей как перископ (хотя ко времени написания книги он уже существовал и был испытан на подводной лодке) и система регенерации воздуха – увы, «Наутилусу» приходилось постоянно подниматься на поверхность и проветривать отсеки. При этом если не вся команда, то, как минимум, капитан и его гости в таких условиях ещё курили! Ещё на подводной лодке была библиотека на 12.000 томов (ч. 1, гл.11) – научные и художественные книги, но, подчеркивает автор, ни одной книги по политэкономии, собрание произведений искусства (три десятка картин старых мастеров), орган и коллекция морских диковин.

Зато скорость своей подводной лодки Жюль Верн поднял на недосягаемую величину – 50 узлов. Такой показатель до сих пор не был получен и вряд ли уже последуют новые попытки. Максимально приблизилась к указанному значению советская подводная лодка К-162 (известна также как К-222), которая 30 марта 1971 г. развила скорость 44,85 уз. Правда, для этого потребовались не только два атомных реактора, но и титановый корпус, так что общая стоимость всего корабля составила 2 млрд. рублей в ценах 1968 г. (когда проезд на автобусе стоил 5 копеек, а батон белого хлеба – 15), так что в серию этот проект не пошел.

Сильно опередил время Жюль Верн и с глубиной – в его романе «Наутилус» может погружаться на 2000 м, а в реальности же не побитый до сих пор рекорд по глубине погружения поставила 4 августа 1984 г. советская же атомная подводная лодка К-278 – 1027 м.

Роман Жюль Верна, много раз экранизировался, но отдельно стоит отметить вышедший в 1954 г. фильм Ричарда Флейшера, где форма «Наутилуса» отличается от описанной Жюлем Верном сигары с убирающейся перед тараном рубкой, зато она приводится в движение... ядерным двигателем. Такой вот дух времени!

Примечательно, что придуманное Жюлем Верном (точнее, позаимствованное у Роберта Фултона) название подводной лодки пришлось по душе многим поколениям – и только в США в разное время так были названы целых четыре подводные лодки, включая первую в мире атомную. Как уже было сказано, «Наутилус» Немо занимался научными исследованиями, и по этому пути пошли и два американских «Наутилуса». Первый из них (О-12, SS-73; 419/566 т, четыре торпедных аппарата) был построен во время Первой мировой войны. После войны, когда Вашингтонские соглашения ввели предельные значения для суммарного тоннажа боевых кораблей ведущих военно-морских держав, однотипные О-12 подводные лодки серии «О» (6 единиц) были выведены в 1924 г. из состава флота, чтобы освободить место для более современных кораблей. Однако, на слом их начали продавать только в 1930 г., и как раз в конце 1920-х годов австралийский исследователь Джордж Хьюберт Уилкинс (1888-1958) задумал очередную (уже пятую) экспедицию в Арктику – на этот раз он собрался исследовать те края не с поверхности льда и не с воздуха (как раньше), а из-под воды. Главным спонсором стал американский газетный магнат Уильям Рендольф Херст, прямо заинтересованный в сенсационных сообщениях из Арктики для увеличения спроса на свои издания. Кроме того, смелая идея подводной полярной экспедиции пришлась по душе британскому миллионеру Линкольну Эллсуорту, который согласился взять на себя финансирование проекта, после того, как Херст несколько охладел к этой затее и сократил финансирование (и позже проект получил известность под названием «Экспедиция Уилкинса-Эллсуорта»). А вот в самой экспедиции Эллсуорт участвовать не стал, т.к. у него были другие планы на лето 1931 г. Дело осталось за малым – нужно было соответствующее транспортное средство, и конструктор подводных лодок Саймон Лэйк подсказал путешественнику, что легче переоборудовать уже имеющуюся подводную лодку, чем заново строить новую. Сначала для этой цели выбрали построенную ещё в 1907 г. подводную лодку «Дефендер» (это была частная подводная лодка, которую Лейк построил по своей инициативе, чтобы показать ВМФ пользу от наличия на подводной лодке специального отсека для водолазов, через который экипаж мог бы покидать лодку при аварии; её водоизмещение составляло 200 т, экипаж – 10 человек)[i], и в 1928 году Дж.Х. Уилкинс, Л. Эллсуорт и С. Лейк договорились о начале восстановления и переоборудования этой лодки, но работы затянулись – а тем 29 мая 1930 г. ВМС США официально списали и выставили на продажу все остававшиеся в наличии подлодки типа «О» Предполагалось, что покупатели сразу отправят технику на разделку. С пятью лодками так и произошло, а шестую Лэйк взял в аренду. Флот согласился на неожиданное предложение, однако выставил свои требования. В соответствии с подписанным договором, подводная лодка O-12 (SS-73) передавалась в аренду на срок пять лет за плату в 1 доллар ежегодно. Арендатор получал право провести любую необходимую модернизацию, не подразумевающее военное использование техники. По окончании установленного срока аренды лодку следовало вернуть флоту либо затопить на глубине не менее 1200 футов (более 370 м). На заводе Лэйка начались работы – с лодки сняли все торпедные аппараты и место для боекомплекта, освободив место для научного оборудования, усилили корпус и установили 12-футовую балку-ледорез. Рубку срезали до половины высоты и сделали надстройку во всю длину корпуса. Компания Лэйка разработала и установила на O-12 специальное буровое устройство – телескопическую трубу с электрической пилой на верхнем торце, с помощью которого экипаж мог проделывать во льду шахту достаточно большого диаметра длиной 13 футов (более 4 м) и внешним диаметром 70 см. Установка с электрическими приводами могла использоваться не только для бурения, но и для выхода на поверхность льда, а также ее можно было применять в качестве шлюза для водолазов. Также предлагалось использование устройства для работы дизельного двигателя под водой. Поход подо льдом был связан с заметными трудностями в навигации, поэтому для упрощения расчета пройденного пути лодку оснастили счетчиком оригинальной конструкции: на специальной выдвижной опоре находилась тележка, колеса которой механически связывались с индикатором: предполагалось, что тележка будет двигаться по нижней поверхности льда и измерять пройденное расстояние.

24 марта 1931 г. переоборудованная подводная лодка, получившая название «Наутилус», была торжественно спущена на воду (правда, из-за «сухого закона» в США пришлось обойтись без традиционного разбивания бутылки шампанского о борт), затем последовали испытания, и 4 июня 1931 г. «Наутилус» вышла из Нью-Йорка и направилась в Англию. Переход через океан не прошел даром, поэтому ремонты в английском Плимуте и ирландском Корк-Харборе затянулись надолго, и только 12 августа «Наутилус» вышла из норвежского Тромсе в экспедицию. Через два дня субмарина достигла паковых льдов, а 31 августа достигла 82° северной широты – так далеко на север ещё не заходил ни один корабль! Однако, всё хорошее быстро закончилось – неважное техническое состояние старой подводной лодки дало о себе знать даже тем, кого ничему не научили последствия перехода через Атлантику. Появились многочисленные течи в корпусе, лодка лишилась кормовых рулей, устройства на надстройке были повреждены и вышли из строя. На отправляющуюся в Арктику лодке почему-то забыли установить системы обогрева – и если сначала экипаж просто терпел холод, то потом начала замерзать пресная вода в магистралях, и лодка постепенно становилась нерабочей. Как вспоминал участник экспедиции профессор геофизики в Бергенском университете и исследователь Арктики Харальд Ульрик Свердруп (1888-1957), «Температура у стены [т.е. у обшивки подводной лодки – Е.К.] опускалась до нуля, а по середине помещения была не выше 4-5 градусов... Пока мы дрейфовали у кромки льдов, стал ощущаться недостаток в годной питьевой воде. Доброкачественная вода, взятая нами с собою в бочонках из Лонгйира, была уже давно истрачена и нам пришлось обратиться к вонючей воде из цистерны. Мы надеялись найти воду на льдинах,... но мы не могли добраться до неё. Я никогда не мучался так от жажды, как в эти дни»[ii]. В таких условиях руководители экспедиции решили прекратить поход, но против этого резко выступил один из двух главных спонсоров проекта – газетный магнат Херст, заявивший, что если лодка не доберется до полюса, то он ничего не заплатит! (Легко догадаться, что научное содержание экспедиции этого довольно ограниченного человека не волновало – ему были нужны сенсационные материалы, а гибель целой экспедиции могло стать не меньшей сенсацией, чем успешное достижение полюса, вот он и толкал людей на смерть ради тиражей своих изданий). Тем не менее, «Наутилус» вернулась в сентябре. В ходе этой экспедиции был собран большой объем различных данных о регионе, состоянии льдов, погодных условиях и т.д. Правда, лодка после окончания похода была изношена до такой степени, что об обратном пути через Атлантический океан и думать было нечего. (А ведь хотели сначала проводить экспедицию на лодке 1906 года постройки...). Раз лодку нельзя было вернуть ВМФ США, то воспользовались вторым возможным вариантом – и 20 ноября «Наутилус»  затопили близ Бергена на глубине 367 м.[iii]

Полюса достиг другой «Наутилус» через четверть века. В июне 1952 г. в США была заложена первая атомная подводная лодка, получившая название «Наутилус» (SSN-571). В августе 1957 г. на этой лодке сделали первую попытку достичь северного полюса под водой, но не получилось – «Наутилус» зашел под паковые льды, попытался всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, но напоролся на дрейфующую льдину и  серьёзно повредил единственный перископ. 22 июля 1958 г. подводная лодка вышла к новый поход к полюсу и достигла его 3 августа, пройдя на глубине около 120 м под паковыми льдами и став первым кораблем в истории человечества, прошедшим эту точку своим ходом.

 

Об исследованиях океанских глубин подводными лодками писал не только Жюль Верн. В 1938 г. вышла книга Григория Адамова «Тайна двух океанов». В ней в конце 1930-х с Балтики на Дальний Восток перебрасывают новейшую подводную лодку «Пионер». Цель этого перебазирования автор объяснил доступно и в духе времени: «Старый враг, упорно и неутомимо добивавшийся господства на Азиатском континенте, не оставлял своих захватнических замыслов относительно Советского Приморья. Этот цветущий край разжигал его аппетиты. Императорская клика и военщина готовили удар против Советского Союза, надеясь на помощь с Запада. Они знали всю опасность, весь риск этой новой своей авантюры. Они знали мощь Советской страны, закованной в броню новейших достижений науки и техники, знали грозную силу ее армии и флота. Но жажда новых завоеваний, страх перед надвигающейся революцией в собственной стране и слепая ненависть к стране социализма гнали их в пропасть войны с могучей социалистической державой.

Спокойно и зорко партия и правительство Советского Союза наблюдали за своим соседом. Они знали, что двадцать четвертого августа, в день рождения императора, ожидалось принятие решений, от которых зависела мирная жизнь миллионов трудящихся.

Именно накануне этого решающего дня, двадцать третьего августа, подлодка «Пионер» должна появиться у дальневосточных берегов Союза и показать агрессору, что советские границы неприступны. Неожиданное появление новой могущественной подлодки должно было в последний момент спутать карты имперского генерального штаба и разрушить все его планы».

Однако, боевые столкновения в «Тайне двух океанов» редки и большая часть книги посвящена – как и в «20.000 лье под водой» – научно-популярным рассказам под видом описания деятельности главных героев.

Как и «Наутилус», лодка «Пионер» (обладающая, кстати, и очень похожими размерами – длина 70, ширина 10 м) приводится в движение исключительно электродвигателями суммарной мощностью 75.000 киловатт (для сравнения – мощность двигателя уже упоминавшейся первой атомной подводной лодки «Наутилус» составляла 9860 кВт, а у самых больших на момент написания книги советских подводных лодок – серии К – мощность электродвигателей для подводного хода составляла 1760 кВт). Столь огромная мощность привела к тому, что установлены на лодке не винты, а реактивный двигатель и более того – обшивка лодки нагревается до 2200 градусов, вода вокруг испаряется и лодка летит вперед в этом облаке пара. Примечательно, что через 40 лет это принцип перестал быть фантастикой – в 1977 г. на вооружение была принята на вооружение ракета-торпеда «Шквал», движущаяся в газовом пузыре при помощи реактивного двигателя и поэтому способная развивать невиданную для подводных объектов. А вот технический прогресс, прошедший за 70 лет как в реальности, так и на страницах фантастических произведений, привел к тому, что лодка вооружена не примитивным тараном, и даже не торпедами, а ультразвуковыми пушками (носовая и кормовая), которые настраиваются на поражение разных целей (металл, горные породы, органика) и могут за минуту потопить огромный крейсер или в течение короткого времени 6 подводных лодок и эсминец.

Впрочем, и японцев автор снабжает весьма мощной техникой. Например, упомянут 15.000-тонный крейсер «Идзумо» с двенадцатью 340-мм орудиями в трех четырехорудийных башнях, развивающий скорость 50 узлов. Думаю, излишне напоминать, что связанная (вместе с другими государствами) условиями Вашингтонского договора Япония не могла строить до войны корабли такого размера и с таким вооружением, а скорость крейсера в 50 узлов до сих пор остаётся фантастикой…

В итоге «Пионер» прошла через Атлантический и Тихий океаны и прибыла во Владивосток в назначенный срок, несмотря на усилия японцев и их агента на борту «Пионера» не допустить этот. Словом, получилась вполне достойная книга! Однако, если в «Тайне двух океанов» боевые действия были не самой главной темой сюжета, то в других произведениях они становятся сюжетообразующими.

 

Подводная лодка – инструмент войны

 

Летом 1913 г. Артур Конан Дойл опубликовал в журнале «Фортнайтли ревю» статью «Англия и будущая война», где писал, что в будущей европейской войне непосредственно британской территории ничего не угрожает, за исключением подводных лодок и самолетов.[iv] Для большей популяризации своей точки зрения Конан Дойл в феврале 1914 г. написал, а в июле 1914 г. опубликовал в журнале «The Strand Magazine» рассказ «Опасность!». Там повествуется о том, как в 1915 г. некая североевропейская страна Норланд довела дело до войны с Великобританией. Её главной надеждой на победу стали 8 подводных лодок – четыре соответствовали британским на момент написания рассказа, а другие четыре были новейшими: с 18 торпедами (по тем временам это было почти вдвое больше запаса торпед на современных подводных лодках) и 12-фунтовой (76-мм) пушкой (боекомплект 500 снарядов – также сильно опережавший время). Эти подводные лодки вышли к берегам Англии и, не трогая боевые корабли, начали методично уничтожать крупные торговые суда – торпедами, а потом и артиллерийским огнем. И пока британские вооруженные силы вели успешные боевые действия против страны-противника, её подводные лодки уничтожали британский торговый флот и вызвали голод в Британии, заставив в итоге заключить мир на выгодных для Норланда условиях. Словом, создатель Шерлока Холмса гениально предвосхитил действия Германии против Британии в двух будущих мировых войнах. Конечно, были небольшие ошибки – кайзер и Гитлер задействовали намного больше подводных лодок, но на колени британцев всё же не поставили – однако, сама идея была описана очень точно. Примечательно, что редактор журнала дополнил рассказ «Опасность!» мнениями 12 экспертов (в том числе и семи адмиралов – главным образом, уже отставных) и те по большей части отнеслись к этой идее скептически: «Лично я не думаю что какая-либо цивилизованная страна станет торпедировать безоружные и беззащитные торговые суда» (адмирал С.С. Пенроуз Фицджеральд), «Ни одна страна не допустит этого» (адмирал У.Х. Хендерсон) и т.д.[v]

Однако, как мы знаем, получилось как у Шерлока Холмса с полицией – любитель оказался умнее профессионалов...

Помимо применения субмарин для морской блокады автор предсказал и неограниченную подводную войну – главный герой-капитан подводной лодки топит не только британские суда и прямо говорит: «Мне было безразлично, какой флаг несёт судно, везущее военную контрабанду на Британские острова».  К слову, в этом рассказе описано и применение самолетов для поиска и уничтожения подводных лодок – тут Конан-Дойл заглянул в будущее намного сильнее, чем просто с идеей подводной войны.

Отдельно стоит отметить, что идея с орудиями на подводной лодке была в то время очевидной далеко не для всех. Только на 33-й по счету американской подводной лодке «Кашалот» (К-2), заложенной  в феврале 1912 г., было установлено 76-мм палубное орудие[vi]. При этом американский конструктор Саймон Лэйк (иногда его называют в наших книгах «Лэк») ещё в сентябре 1904 г. предложил российскому правительству построить 10 подводных лодок с торпедными аппаратами и двумя 47-мм пушками, 1 апреля 1905 г. был заключен контракт на постройку 4 таких лодок в России по его проекту. Строительство затянулось (Лэйк затягивал поставку документации, в сам проект вносились многочисленные изменения, бастовали рабочие) и вместо запланированного 1906 года лодки были готовы только в 1910-м, а вошли в строй и вовсе к концу 1911-го[vii]. Так что в двух странах подводные лодки с артиллерией появились почти одновременно. Правда, к началу Первой мировой войны пушка осталась только на одной из 4 русских  лодок Лэйка – 47-мм орудия были слабоваты даже против торговых судов, зато во время Первой мировой войны на серийных русских, американских, французских, итальянских и большей части британских подводных лодок не устанавливались орудия крупнее 76-мм –Конан Дойл оказался прав и в этом.

 

Примечательно, что в написанном уже после Первой мировой войны предисловии к этому рассказу Конан-Дойл продолжил создавать идеи для будущего развития подводных лодок и среди мер по укреплению продовольственной независимости Британии (развитие собственного сельского хозяйства, строительства тоннеля под Ла-Маншем) предлагал ещё и начать грузовые перевозки на 7000-тонных лодках. Идея интересная, но оказавшаяся менее реальной, чем другие в рассказе «Опасность!» - и подводные войны были (причем не только против Британии, но и против Японии), и тоннель построили, а вот до грузовых подводных лодок дело ещё не дошло... Впрочем, я не совсем прав: подобное случилось, причем даже вскоре после выхода рассказа Конан-Дойла. Дело в том, что в 1916 г. в Германии была построена гигантская по тем времена грузовая подводная лодка «Дойчланд» (подводное водоизмещение 1870 т) – Британия к тому тоже начала морскую блокаду Германии, что лишило империю кайзера многих нужных для ведения войны ресурсов, и как раз их «Дойчланд» и должна была доставлять из нейтральных тогда Соединенных Штатов. В первом рейсе она привезла в Германию  341 тонн никеля, 93 тонн олова и 348 тонн каучука, затем был ещё один рейс, третий был отменен из-за ухудшения американо-германских отношений, а затем США и вовсе объявили войну Германии, так что ходить за сырьем стало некуда. После этого «Дойчланд» перестроили в большой подводный крейсер (с двумя 150-мм орудиями и гигантским боезапасом из 24 торпед) и переименовали в U-155, в новом качестве она действовала довольно успешно, потопив в тех походах 42 судна (как и предсказывал Конан-Дойл). Также поступили и ещё с 6 подводными лодками, которые начали строить по одному проекту с «Дойчланд», но не успели ввести в строй до вступления США в войну. Стоит отметить, что более крупные подводные лодки в Германии смогли построить только в 1944 г., но в боевой поход смоги выйти лишь две из них да и то в самом конце войны.

 

Затем была Вторая мировая война, где подводные лодки использовались для уничтожения боевых кораблей и торгового флота с ещё большим размахом, а заодно немного отметились в новой роли – удары по вражескому побережью. Для этого либо разрабатывались специальные подводные лодки (с рубежа 1920-30-х в Японии были построены 24 подводные лодки, способные нести 1 самолёт с почти символической бомбовой нагрузкой (но именно такие самолёты нанесли единственный за всю войну бомбовый удар по континентальной части США)[viii], а во время войны – ещё 3 типа I-400, которые несли по 3 самолёта с нагрузкой 500-800 кг бомб и стали самыми крупными неатомными подводными лодками (даже атомный «Наутилус» был меньше)) или переоборудовали обычные – в Германии в 1943 г. разрабатывался план удара крылатыми ракетами «Фау-1» с подводной лодки по Нью-Йорку, но из-за традиционной для Третьего рейха недоброжелательности в отношениях между различными министерствами и родами войск ничего не получилось: не удалось наладить взаимодействие между ВМФ и ВВС.

Однако, идея о том, что подводная лодка опасна не только для кораблей, пошла в массы и нашла интересное воплощение в фантастическом романе братьев Стругацких «Обитаемый остров» (1969). Главный герой этого произведения попадает с коммунистической Земли далекого будущего на планету Саракш, государство которой достигли уровня Земли середины ХХ века, но сильно пострадали от недавней ядерной войны. Отдельно от континентальных государств существует Островная империя, которая как раз и применяет подводные лодки в вялотекущей войне с континентом: «Жуткие, как призраки, белые субмарины держали под страшным напряжением прибрежные районы, производя неспровоцированные обстрелы и высаживая пиратские десанты» - и далее в романе показаны подробности таких нападений со зверскими убийствами пленных и мирных жителей. Сама подводная лодка Островной империи описана в книге лишь мельком («Собственно, она совсем не была похожа на субмарину и тем более на белую. Гай решил сначала, что это не то туша какого-то исполинского двугорбого животного, не то причудливой формы скала, невесть зачем вставшая из песков»), но ясно, что это огромный корабль с двумя надстройками, отразить атаку которого могли лишь танковые подразделения, да и то не каждый раз.

В 2011 г. вышел роман Федора Березина «Атомная крепость» - предыстория событий «Обитаемого острова»: как раз начало той самой ядерной войны, с последствиями которой столкнулись персонажи Стругацких. В этой книге описана ударная ракетная подводная лодка Островной империи – ракетная шахта там расположена вдоль продольной оси лодки, поэтому перед стрельбой лодка переворачивалась на 90° (носом вверх, кормой вниз) и поочередно запускала 7 ракет из одной шахты.

 

Заключение

 

В послевоенный период в фантастике стали особенно бурно развиваться два направления – космос и фэнтези. Увы, ни в одном из них нет места для подводных лодок – лишь как редчайшие исключения можно вспомнить запуск противоспутниковых ракет с подводных лодок в цикле Александра Зорича и несколько подводных лодок (как унаследованных от прошлой эпохи, так и новодельных) в магическом мире Талара из эпопеи А. Бушкова о Свароге. Так что единственным научно-фантастическим произведением, где подводные лодки играют важную роль, остаётся научно-популярный мультсериал «Октонавты» (запущен в 2010 г.), в котором звери-ученые живут на глубоководной базе и при помощи подводных лодок помогают обитателям моря, попутно рассказывая зрителям об их образе жизни и привычках.

Однако, не будем терять надежды на то, что со временем появятся новые достойные произведения!

 

Литература

 

Карр Д.Д. Жизнь сэра Артура Конан Долйла. Человек, который был Шерлоком Холмсом. – М.: Центрполиграф, 2001

Конан Дойл А. Воспоминания и приключения. – СПб: Азбука, 2011.

Околелов Н.Н., Шумилин С.Э., Чечин А.А. Подводные авианосцы японского флота. История, конструкция, авиационное вооружение. // «Морская коллекция», 2007, № 7.

Сведруп Х. Наутилус во льдах. – Л.-М.: Государственное издательство художественной литературы, 1932.

 

Текст: Евгений Киселев

 


[ii] Сведруп Х. Наутилус во льдах. – Л.-М.: Государственное издательство художественной литературы, 1932, С. 74-75.

[iii] Рябов К. Исследовательская подводная лодка Nautilus (США) // URL: https://topwar.ru/121092-issledovatelskaya-podvodnaya-lodka-nautilus-ssha.html (24 июля 2017)

[iv] Конан Дойл А. Воспоминания и приключения. – СПб: Азбука, 2011, С. 292-293.

[v] Карр Д.Д. Жизнь сэра Артура Конан Долйла. Человек, который был Шерлоком Холмсом. – М.: Центрполиграф, 2001, С. 336-337.

[vi] Cachalot / K-2 (SS-33) // URL: http://www.navsource.org/archives/08/08033.htm

[vii] Тип «Кайман» (проект С. Лэка, США) // URL: http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/kayman/list.htm

[viii] Околелов Н.Н., Шумилин С.Э., Чечин А.А. Подводные авианосцы японского флота. История, конструкция, авиационное вооружение. // «Морская коллекция», 2007, № 7, С. 6-9.