Подвиг курсантов Учебного центра командного состава Юго-Западного фронта в боях за Воронеж
Здесь представлена работа в номинации «Военная история России» конкурса «Наследие предков – молодым» 2019-2020 гг. Автор – Айсель Довлатова. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня к юго-западу от Воронежа на военном полигоне Погоново проходят испытания новейших видов вооружения, солдаты учатся тактике ведения боя, чтобы, если понадобится, защитить Родину. А семьдесят семь лет назад в болотистой пойме Дона, вокруг озера Погоново шли ожесточенные бои. Здесь за нашу свободу полегли курсанты Второго полка учебного центра командного состава Юго-Западного фронта. Брошенные с одним стрелковым вооружением против танков, они не дрогнули и костьми легли, выполняя приказ – стоять на смерть. О подвиге курсантов знают лишь историки и люди, увлеченные историей обороны города, большая часть имен защитников останется неизвестной, так как документы личного состава были утрачены.
Цель данной работы: привлечь внимание к жестоким боям в устье реки Воронеж, и конкретно к той роли, которую выполнили курсанты Учебного центра в обороне города, и моего Левобережного района.
В связи с поставленной целью необходимо реализовать ряд задач:
- узнать, как проходила подготовка в учебном центре до начала боевых действий;
- восстановить хронологию событий, боев на левом берегу Дона и реки Воронеж при обороне города;
- постараться найти имена курсантов, защитников Воронежа и документы, свидетельствующие об их судьбе.
Сложность исследования состояла в том, что многих населенных пунктов, упоминаемых в источниках, сегодня нет на карте (например, хутор Кременчуг, поселок в устье Воронежа Семилуки, Яковлевка и другие).
В исследовании нами использовались методы: анализ и сопоставление информации источников, установление причинно-следственных связей, обобщение.
В качестве источников мною были использованы: воспоминания академика Е.М. Сергеева, преподавателя учебных курсов в 1942 году; подполковника Н.А. Козлова, в 1942 году занимавшего должность начальника учебной части второго батальона; воспоминания командующего Брянским, а затем Воронежским фронтом Ф.И. Голикова, карты боевых действий, фотоматериал; материалы сайтов «Подвиг народа» и «Память народа».
При подготовке исследования мною так же была использована литература: статья Валентина Котюха «Бои на левом берегу р. Воронеж в июле 1942 г», книга Станислава Афонского «В логове зверя», научно-публицистическая работа Александра Гринько «В боях за Воронеж»; материалы сайта «Дон 1942».
Глава I. Учебный центр командного состава Юго-Западного фронта в Воронеже
О том, как жили курсанты Учебного центра в Воронеже накануне боев, мне удалось узнать из воспоминаний Евгения Михайловича Сергеева, ученого, академика[1], лауреата Ленинской и Государственной премий, который добровольцем ушел на фронт в первые дни войны, участвовал в тяжелейших боях на Украине, побывал в окружении и обучался в учебном центре Юго-Западного фронта с февраля по май 1942 г.
«В Воронеж приехали 21 февраля. Я разыскал управление кадров штаба Юго-Западного фронта и там узнал, что учебный центр базируется в селе Самойловка, что в двухстах километрах от Саратова, а ехать надо до железнодорожной станции Три Острова, которая находится между Балашовой и Камышином. На вокзал из управления кадров я ехал вместе с Иваном Титовым, тоже старшим лейтенантом. Он был кадровым командиром и встретил войну вблизи нашей западной границы… Не знаю, по каким соображениям собирались разместить учебный центр фронта в небольшом районном центре Самойловка. Здесь не оказалось условий ни для занятий, ни минимальных бытовых. Потеряв впустую несколько дней, мы были отправлены обратно в Воронеж. 15 марта я отправил жене из Воронежа открытку и просил ее писать мне на главпочтамт до востребования.
В Воронеже нас разместили сначала в показавшихся просто роскошными номерах городской гостиницы. Но вскоре слушателей переселили в казармы, где и обосновался наконец учебный центр Юго-Западного фронта, в котором проходил переподготовку командный состав, начиная от командиров взводов и кончая командирами полков. Начальником центра был генерал-майор С. И. Недвигин, а нашим 1-м учебным полком командовал полковник А. П. Николаев.
Первая рота нашего батальона была самой «привилегированной» — в ней готовили командиров полков. Во второй роте, в которую определили Титова и меня, готовились штабные работники: начальники штабов полков, сотрудники штабов дивизий. В большинстве своем слушатели уже имели опыт практической работы в должностях начальника штаба полка или его помощников. Отношения между слушателями сразу же сложились хорошие, товарищеские.
Надо сказать, что преподавательский состав в центре был достаточно квалифицированным… Жили мы в неотапливаемых каменных казармах. Температура в марте и апреле в комнатах не поднималась выше пяти градусов тепла. Поэтому шинелей не снимали практически в течение всего дня. Вечером трудно было заставить себя раздеться, улечься в холодную, влажную постель, укрыться с головой стареньким, тоненьким одеялом и опять же шинелью. Свет в комнате на ночь не гасили, памятуя, что лампочки излучают хоть какое-то тепло.
Поднимали нас в 6 часов утра. В 7 часов — завтрак, в 15 — обед, в 20 — ужин. Нормальное, казалось бы, трехразовое питание имело, увы, лишь одно преимущество перед питанием на передовой — регулярность. Кормили же здесь хуже, чем на фронте, нередко даже значительно хуже. Случалось, кто-то поднимал этот вопрос перед снабженцами, но получал стереотипный, в общем-то правильный, ответ: «Вы разве не знаете, что идет война? А подумали о тех, кто сейчас мерзнет в окопах?»
Завершив учебу к маю, Евгений Михайлович стал проситься на фронт, но получил приказ, как и его товарищ Титов, остаться в центре уже в качестве преподавателей. Сергеев начал проводить занятия, но продолжал рваться на передовую. «26 мая я послал открытку жене: «Дорогая Шура! Пишу тебе с дороги. Еду обратно на фронт, надеюсь, что в свою дивизию, но удастся ли это, еще не знаю. Ты, пожалуйста, не беспокойся, уверен, что все будет хорошо. Не хочу от тебя скрывать, что еду по собственному желанию».
Кажется, впервые и в последний раз за всю мою фронтовую жизнь получил я в ответ плохо скрытый упрек: неужели, дескать, нельзя было остаться в учебном центре, перестать рисковать жизнью, которая так дорога родным и близким? Судьба — дело труднопредсказуемое. Не знаю, остался бы я в живых, если бы не уехал из Воронежа на фронт. Летом 1942 года враг предпринял наступление на Воронеж. Оно развивалось очень быстро, и танковые части противника появились под городом внезапно. Навстречу им были брошены все наличные силы, в том числе и личный состав учебного центра. Потом мне рассказывали, что среди наших бойцов были большие потери. Как сложилась судьба Ивана Титова, я не знаю. Ни одного письма от него я так и не получил»[2]. Вот так Сергеев остался жив и стал прекрасным ученым.
Еще одно свидетельство о центре и именно о втором полке мы находим в книге Станислава Афонского «В логове зверя»[3], где он описывает военный путь своего отца подполковника Козлова. «Учебный центр занимал весь военный городок, состоявший, преимущественно, из двухэтажных, красного кирпича, зданий. Часть из них принадлежала кавалерийскому полку. Командовал курсами генерал-майор Недвигин. По его приказанию мы весь конец апреля ежедневно часа по два тренировались на плацу, готовясь к торжественному параду 1 мая. В одном летнем обмундировании под дождём при довольно прохладном воздухе. Эти тренировки были для нас очень неприятными и представлялись совершенно не своевременными. Офицеры ворчали: война не ждёт, нас от фронта освободили не для парадов, а для военной учёбы… Парад так и не состоялся – в тот год парады отменили совсем. Во всяком случае в Воронеже»[4]. Как видим, обучаться и жить будущим штабным офицерам приходилось в довольно суровых условиях. Но более страшные испытания их ждали впереди.
Глава II. Боевая обстановка в устье р. Воронеж в начале июля 1942 года
«Силами Учебного центра построили оборонительную линию Воронежа с юга по реке Воронеж в районе села Малышево. Там же проходили и учения с выходом в поле на несколько дней»[5]. В апреле бомбежки усилились, спасались очень просто – вставали под крышу, по возможности железную… Других укрытий не имелось – бомбёжки заранее не предусматривались. Стоишь и ждёшь, когда стальной дождик прекратится… В мае уже пришлось выкапывать «щели» – узкие окопы. В них приходилось иногда и ночевать. В последние дни мая и в первые числа июня немцы принялись бомбить город не только ночью, но и не таясь среди бела дня.
«Передовые части фашистов 3 июля 1942 года достигли реки Дон. Фашисты, воспользовавшись большим скоплением отступающих войск, неразберихой, творящейся на донских переправах из-за непрерывных бомбежек, вели сосредоточение своих сил для форсирования реки. Там, где не было предмостных заслонов, враги обстреливали заторы из людей и техники из танков и самоходных орудий»[6].
«Враг был на правом берегу Дона, в считанных километрах от Воронежа, который не имел сил для своей защиты. Части 40-й армии под командованием М.М. Попова вели бои с вражеской пехотой под Нижнедевицком, Синими Липягами, Хохлом, Репьевкой. Прорваться к Воронежу они уже не могли и отступали к Дону севернее и южнее города. На скорый подход резервных соединений из глубокого тыла рассчитывать тоже пока не приходилось»[7].
«Противник искал слабые места в обороне города. И быстро их нашел – в районе сел Юневка (ныне – село Новогремячье), Гремячье и Костенки на стыке 232-й стрелковой дивизии и 141-й стрелковой дивизии, которая к этому времени еще только готовилась к погрузке на станциях Поворино и Самодуровка.
В боевом журнале 232-й стрелковой дивизии записано: «Немецкие танки, покрытые чехлами с красными звездами и его пехота на машинах в форме нашей армии к исходу дня, сбив боевое охранение южнее Юневка, сосредоточили около 100 немецких танков и части 57-й пехотной дивизии, а также сюда подходили большие колоны немецких войск на автомашинах и танках, которые сосредотачивались в Приволье, Латное, Девица, Дмитриевка… В ночь с 3 на 4 противник форсировал Дон южнее устья р. Воронеж и вышел на Семилуки (на реке Воронеж), к селам Шилово, Трушкино. Для его остановки выброшен курсантский сводный полк начсостава».
В оперативной сводке Брянского фронта отмечается, что противник сконцентрировал на линии Семилуки - Костенки до 600 танков и машин.
По приказу начальника Воронежского гарнизона полковника Ивана Егоровича Глатоленкова навстречу фашистам по тревоге подняты 2-й полк учебного центра командного состава Юго-Западного фронта и 2-й запасной кавалерийский полк... Этим частям ставилась задача: не дать противнику переправиться на левый берег рек Дон и Воронеж»[8].
О силах, защищавших наш город с юга, маршал Голиков в статье «В боях за Воронеж» вспоминал: «Это были небольшие части. Полки НКВД имели по 500 – 600 человек, вооруженных винтовками и ручными пулемётами, учебный центр был таким же по составу, а вооружен ещё хуже, один его батальон имел только револьверы «наган». Эскадроны кавполка имели на вооружении лишь винтовки и клинки»[9].
«Батальоны 2-го учебного полка и эскадроны 2 запасного кавполка заняли оборону от села Краснопогоново, Погоново, Кременчуг (села находились на левом берегу Дона напротив сел Костенки, Рудкино, Гремячье.) до сел Семилуки и Таврово. Сейчас о существовании этих населенных пунктов напоминают названия полигона «Погоново» и озер Погоново и Кременчуг в пойме Дона в этом районе. Враг прорывался по двум направлениям с юга. Одно – на Трушкино, Шилово, Малышево, где в бой вступил 498-й полк 232-й стрелковой дивизии. А другой частью сил противник решил форсировать Дон в районе Гремячьего и Рудкино и выйти по долине реки Воронеж на левый берег города и окружить наши войска, находящиеся в Воронеже.
Глава III. Бои за Левый берег
Четвертого июля курсанты вступили в бой. Они отбили все попытки противника переправиться через Дон в районах Гремячье, Рудкино и Костенки. Помогал курсантам в этом неизвестный артиллерийский дивизион, который влился в ряды защитников левого берега из отступающих войск. Вот как об этом пишет Станислав Афонский со слов подполковника Козлова: «На рассвете батальон разместился в бронепоезде… Двинулись куда приказано – на юг к Троицкому. Таким образом наш второй батальон выделили в самостоятельную боевую единицу. Троицкое оказалось большим селом. Его население ещё оставалось на месте, но на улице уже ощущалось беспокойство. В тот же день комбат Гненный направил заставы к переправам через Дон, в само село Троицкое, южнее его – в Новопавловку (очевидно Петропавловку – испр. Довлатова) и севернее села. Всего по фронту батальон занял около двадцати пяти километров. Ночь прошла спокойно, а с утра через расположение батальона в одиночку и группами потянулись пешие, конные, а кто и на повозках, люди наших отступающих частей. Отходили южнее Троицкого через переправу. Отступающие говорили, что немцы заняли уже Старый и Новый Оскол… Наши курсанты держали себя на переправах без преувеличения геройски. Во время напряжённой бомбёжки офицеры ремонтировали повреждённые бомбами мосты, тушили горящие со снаряжением автомашины. Несколько офицеров-курсантов погибли, некоторые получили ранения. Батальон действовал изолированно. Посланный для связи с бронепоездом офицер вернулся и доложил: бронепоезда на месте нет – ушёл в неизвестном направлении. Штаб 2-го учебного полка не давал о себе знать, и мы понятия не имели, где он находится. При выделении батальона из состава полка никаких указаний о поддержании связи с полком никто не получал. Кто действовал правее нас, кто левее и действовал ли вообще – полная неизвестность… Оружия у нас не хватало, транспорта не имелось почти никакого, и мы решили пополнить то и другое за счёт этих отступающих одиночек. Обзавелись верховыми лошадями с сёдлами и десятком повозок с упряжками. Почувствовали себя если не хозяевами положения, то как-то более уверенно.
Оставлять свои позиции мы не имели, конечно, никакого права. Но при этом не знали, откуда и от кого такого приказа ждать и ждать ли вообще. Никакой связи ни с кем так и не было, и не предвиделось…»[10]
С рассвета до поздней ночи, с промежутками в 30 – 40 минут, немецкая авиация бомбила одновременно 50 – 70 самолетами позиции наших обороняющихся войск. За день летчики Люфтваффе делали по 700 – 800 вылетов.
Не менее ожесточенные бои шли и севернее в районе оз. Погоново: «Четвертого и пятого июля противник пытался прорваться через подразделения курсантов. Сдерживать врага помогала болотистая с многочисленными озерами пойма Дона. Курсанты основные силы сосредоточили на дорогах, ведущих от донских переправ к селам Кременчуг, Семилукские Выселки и у дома лесника. Через эти села проходили дороги, ведущие в Воронеж. К вечеру 5 июля на помощь курсантам прибыли два стрелковых и один артиллерийский полки 141-й стрелковой дивизии полковника Якова Петровича Тетушкина (начальник штаба – подполковник Петр Федорович Руденко). Измотанные вражескими бомбежками, длительным переходом под палящим солнцем, голодные, они сразу вступили в бой.
В этот день на участке 232-й стрелковой дивизии фашисты захватили села Малышево, Трушкино, Шилово. Начальник Воронежского гарнизона полковник Глатоленков, проводя разведку в этом районе, получил тяжелое ранение в лицо. Шестого июля фашисты начинают форсировать реку Воронеж у поселка Семилуки в районе парома. Им удалось захватить плацдарм на левом берегу реки Воронеж севернее села Семилуки. Противник стремился расширить на нем свое присутствие. Посланная разведка 141-й стрелковой дивизии доложила, что Семилуки и Яковлевка находятся в руках врага. Им захвачен и лес северо-западнее села Масловки. Небольшой группе противника удалось проникнуть через долину реки Воронеж и захватить Придачу, ВоГРЭСовский мост, а оттуда выйти на улицы Софьи Перовской и Выборгская.
В ночь с 6 на 7 июля части 141-й стрелковой дивизии совместно с учебным центром завязали бой с противником, захватившим плацдарм на левом берегу реки Воронеж в районе Семилук и Яковлевки. Командовал войсками начальник артиллерии дивизии полковник Иван Яковлевич Грачев. 687-й стрелковый полк и первый батальон учебного центра с двумя эскадронами второго запасного кавалерийского полка, второй батареей 348-го артиллерийского полка и ротой танков ведут бой с переправившимся врагом. Четыре лёгких танка 180 танковой бригады прикрывают наши части на участке устье реки Воронеж – Кременчуг.
К утру седьмого июля противник был выбит с левого берега. В 12:00 наши красноармейцы и курсанты уничтожают мелкие группы, которые засели в деревнях и оказывали сопротивление. По официальным данным, наши потери составили сорок девять человек убитых и сорок девять раненых. В донесениях нет ни слова о потерях учебного центра. Отсутствуют и отдельные донесения о потерях курсантов за эти дни. Поднятые по тревоге, они выполняли приказ. Вероятно, списки подразделений были утрачены[11].
Батальон учебного центра в ночь с 10-го на 11 июля переправился через реку Воронеж в районе изгиба реки севернее Семилуки и занял небольшой плацдарм, но его действия не были поддержаны 206 стрелковой дивизией. Батальон, не получив поддержки, от сильного минометного и пулемётного огня удержаться на занятом рубеже не мог и отошёл на исходные позиции.
Ночь на 15 июля 1-й батальон курсантов двумя взводами предпринял разведку боем на правом берегу реки Воронеж. Фашисты атаковали горстку бойцов. Первая контратака была отбита курсантами, которые нанесли большой урон противнику. После второй контратаки поредевшие взвода отошли на исходные позиции. На следующий день третий батальон 687-го стрелкового полка и первый батальон учебного центра к 4 часам сосредоточились для переправы в районе Семилуки. Попытка переправиться па правый берег встречена сильным пулеметным и минометным огнём противника. Только к 11 часам до трёх стрелковых отделений переправилась на северный берег реки. Спасаясь от губительного огня, солдаты залегли и окопались. Ночью подразделения возобновили переправу. К 3 часам ночи две роты курсантов учебного центра и второй взвод седьмой роты 687-го стрелкового полка переправился через реку. Немцы открыли ураганный огонь. В результате один командир убит, а второй ранен. Таяли и ряды защитников. Враги потопили баржу, которая перевозила бойцов и грузы. Связь отсутствовала. Курсанты и красноармейцы отступили на исходные рубежи. Неоднократные попытки соседей из 206-й стрелковой дивизии тоже не имели успеха. Только за одну ночь наши потери составили 589 человек убитыми и ранеными.
21 июля 1942 года батальон учебного центра по акту сдал свой район обороны 748-му стрелковому полку и к 6:00 сосредоточился в роще северо-восточнее хутора Саратовский. На следующий день батальон убыл в Анну в распоряжении подполковника Мищенко»[12]. По свидетельству Козлова, бойцы, оборонявшие переправу в районе Троицкого, ушли вдоль железной дороги в Поворино.
Глава IV. Герои-курсанты, погибшие за Воронеж
Как удалось выяснить, курсанты Учебного центра не были новичками на войне, многие из них прошли самые жестокие бои начала войны, побывали в окружениях. Их выбрали для обучения на штабные должности из числа других бойцов за ум, смекалку и храбрость, проявленные на поле боя. И героически обороняя наш город, зубами цепляясь за каждый метр земли, проявляя боевую смекалку, они еще раз подтвердили, что выбор был сделан верно.
Кто же эти люди? Валентину Котюху удалось разыскать несколько фамилий курсантов: «Командир 2-го батальона 2-го полка учебного центра подполковник Гненный Алексей Никитич был смертельно ранен во время бомбёжки 5 июля у Петропавловки. Он похоронен на станции Таловая. Командир взвода 8-й роты 2-го батальона младший лейтенант Юрченко Кирилл Максимович 6 июля убит и похоронен в лесу близ деревни Малышево. Курсанты 4-го батальона Гайдуков Иван Митрофанович и Куртивилиев Абидука погибли 6 июля вблизи Воронежа. Курсант 12-й роты 2-го батальона Козинцев Семён Емельянович, который родился в Лискинском районе в селе Колыбелька, отдал свою жизнь 8 июля южнее поселка Семилуки.
Командиры стрелковых взводов 1-го батальона лейтенанты Исмаилов Махмут Захарович и Великанов Александр Иванович 15 июля убиты в районе Гремячье – Семилуки. Командир 1-й роты 1-го батальона Шиш Алексей Петрович погиб 18 июля и похоронен в лесу близ деревни Масловка»[13].
Мы попробовали разыскать по сайтам «Подвиг народа» и «Память народа» документы об этих людях. В результате были обнаружены следующие документы:
- «Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава Учебного центра Юго-Западного Фронта за время с 3.7 по 15.7 1942 г.» (Приложение 2);
- «Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава Учебного центра Юго-Западного Фронта за время с 3.7 по 22.7 1942 г.» (Приложение 3);
- «Извещение на запрос дочери подполковника Гненного о судьбе отца» (Приложение 4);
- Представление к награде с описанием подвига младшего сержанта Зайцева П.С. (Приложение 5);
- Извещение о гибели старшего лейтенанта Шиша А.П. (Приложение 6);
- Извещение о гибели техника-интенданта Зайка Г.Т. (Приложение 7)
При изучении документов мы обратили внимание, что некоторые курсанты и командиры были похоронены на станции Таловая. Расстояние по железной дороге от места боев составляет 175 км. В документах и статьях нет указаний, что курсантов отвели к станции Таловая, как же там появились их могилы? Ответ нашелся в книге Станислава Афонского, где он сообщает о судьбе подполковника Гненного: «Особенно сильно бомбили переправу у Новопавловки. Гненный решил сам побывать там и посмотреть, как себя чувствуют наши курсанты. С собой взял комиссара… У переправы ему разворотил ногу крупный осколок разорвавшейся рядом бомбы. Его тотчас же отправили в госпиталь и при эвакуации его добила следующая бомба во время налёта немцев на санитарный поезд…»[14] Получается, что курсанты и преподаватели Учебного центра были ранены в боях за левый берег Дона, отправлены в госпиталь, но в районе Таловой эшелон подвергся бомбардировке.
В книге Афонского по воспоминаниям его отца Козлова Н.А. нами были обнаружены две неточности. Он упоминает бои у Новопавловки, но такого населенного пункта в районе боев никогда не было, в «Именном списке безвозвратных потерь» мы нашли точное название местности, это Петропавловка. Кроме того в книге Афонского упоминаются факты биографии Гненного: «У Гненного в Ташкенте остались жена и две маленькие дочери». В «Именных списках» действительно сообщается, что жена Татьяна Николаевна проживала в эвакуации в Узбекистане, правда в Фергане. Но вот сомнение вызывает возраст детей, по крайней мере одной из дочерей, так как она в 1945 году делала запрос о судьбе отца, о чем так же в архиве имеется документ. Если бы обе дочери были маленькими, то через три года после гибели отца не смогли бы сделать запрос. По данным этого документа семья героя вернулась из эвакуации на родину в Харьков, о чем свидетельствует штемпель извещения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль первых защитников Воронежа, принявших на себя мощнейший удар вражеских группировок, сложно переоценить. Их героизм и самоотверженность не позволили врагу добиться поставленных целей. Выполнена была главная стратегическая задача, не допустить фашистов на левый берег рек Дон и Воронеж, стабилизировать линию фронта до прихода подкрепления, и они ценой своих жизней справились с этой задачей.
Среди защитников города достойное место заняли и курсанты Учебного центра. Сохранился лишь один наградной документ на Зайцева Петра Сергеевича. В бою отличился курсант 2-й роты 1-го батальона 2-го полка учебного центра Юго-Западного фронта младший сержант Пётр Сергеевич Зайцев. Он на лодке под сильным пулемётным, оружейным и минометным огнём переправлял бойцов и командиров через реку Воронеж. Переправив оружие и людей, Зайцев перевёз десять человек тяжелораненых и восемь человек убитых. Нашел и перевёз раненого политрука роты. Всего смельчак переправил лично сам около 85 человек и вывез с поля боя два станковых пулемёта. К сожалению, это пока единственное свидетельство героизма воронежских курсантов. За этот подвиг Зайцев награжден медалью «За боевые заслуги» (Приложение 5). Никаких других сведений о награжденных не сохранилось. Удивляет, что за такой подвиг выдвинули лишь на медаль. Недаром историки отмечают, что в первые годы войны командование было очень скупо на награды. А ведь сколько безымянных героев осталось неизвестными. Мы попытались проследить дальнейшую судьбу Петра Зайцева, среди документов сайта «Память народа» о его гибели нет сведений, и мы надеемся, что герой все же остался жив и вернулся домой в Туркмению, откуда призывался на фронт.
Наша задача не только по крупицам восстанавливать сведения о Великой Отечественной войне, но и рассказывать о героизме защитников как можно боле широкому кругу ровесников.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Афонский С. В логове зверя / Проза.ру // http://www.proza.ru/2014/05/01/1983
2. Голиков Ф.И. В боях за Воронеж. Воронежское сражение, - Воронеж: Ц-Ч кн. Издательство, 1968
3. Гринько А. В боях за Воронеж, - Воронеж, Ц-Ч. Издательство, 1985
4. Котюх В. Бои на левом берегу р. Воронеж в июле 1942 г. / Проза.ру // http://www.proza.ru/2016/03/27/2290.
5. Сергеев Е. М. За строкой фронтового письма. — М.: Воениздат, 1985. — 176 с., портр. — (Военные мемуары).
6. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»// http://podvignaroda.ru/
7. Память народа: Подлинные документы о Второй мировой войне// http://pamyat-naroda.ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Линия обороны с участием курсантов Учебного центра командного состава Юго-Западного фронта
1.jpg
Приложение 2.
Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава Учебного центра Юго-Западного Фронта за время с 3.7 по 15.7 1942 г.
2.jpg
Приложение 3
Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава Учебного центра Юго-Западного Фронта за время с 3.7 по 22.7 1942 г.
3.jpg
Приложение 4
Извещение на запрос дочери подполковника Гненного о судьбе отца
4.jpg
Приложение 5
Представление к награде с описанием подвига младшего сержанта Зайцева П.С.
5.jpg
Приложение 6
Извещение о гибели старшего лейтенанта Шиша А.П.
6.jpg
Приложение 7
Извещение о гибели техника-интенданта Зайка Г.Т.
7.jpg
[1] Сергеев Е. М. За строкой фронтового письма. — М.: Воениздат, 1985. — 176 с., портр. — (Военные мемуары).
[2] Сергеев Е. М. За строкой фронтового письма. — М.: Воениздат, 1985. — 176 с., портр. — (Военные мемуары).
[3] Афонский С. В логове зверя / Проза.ру // https://www.proza.ru/2014/05/01/1983
[4] Там же.
[5] Афонский С. В логове зверя / Проза.ру // https://www.proza.ru/2014/05/01/1983
[6] Котюх В. Бои на левом берегу р. Воронеж в июле 1942 г. / Проза.ру // https://www.proza.ru/2016/03/27/2290
[7] Гринько А. В боях за Воронеж, - Воронеж, Ц-Ч. Издательство, 1985, - С.22.
[8] Котюх В. Бои на левом берегу р. Воронеж в июле 1942 г. / Проза.ру // https://www.proza.ru/2016/03/27/2290
[9] Голиков Ф.И. В боях за Воронеж. Воронежское сражение, - Воронеж: Ц-Ч кн. Издательство, 1968, - С. 9.
[10] Афонский С. В логове зверя / Проза.ру // https://www.proza.ru/2014/05/01/1983
[11] Афонский С. В логове зверя / Проза.ру // https://www.proza.ru/2014/05/01/1983
[12] Котюх В. Бои на левом берегу р. Воронеж в июле 1942 г. / Проза.ру // https://www.proza.ru/2016/03/27/2290.
[13] Там же.
[14] Афонский С. В логове зверя / Проза.ру // https://www.proza.ru/2014/05/01/1983