Отношения России с Мальтийским орденом в царствование Павла I
Данная статья посвящена взаимоотношениям Российской империи с Мальтийским орденом в царствование императора Павла I. На это время приходится пик российско-мальтийских отношений.
Вместе с тем, как мне представляется, для понимания данного эпизода русско-мальтийских отношений необходимо вначале сказать пару слов о самом Ордене и его контактах с Российской империей до начала царствования Павла I.
Истоки Ордена восходят к IV в. когда члены монашеского братства, устроившие госпиталь недалеко от храма Гроба Господня взяли на себя миссию оказания помощи больным паломникам, прибывающим в паломничество в Иерусалим. В сер. VI в. римский папа Григорий Великий послал в Святую Землю аббата Проба для восстановления старых и постройки новых странноприимных домов для паломников.
В VII в. александрийский патриарх Иоанн II Милостивый, впоследствии канонизированный, приобрел участок земли, на котором построил храм, освященный во имя Св. Иоанна Крестителя, при котором был открыт госпиталь для больных.
В течение нескольких веков странноприимное братство при иерусалимском госпитале Св. Иоанна Крестителя находились под покровительством Иерусалимского Патриарха.
В XI веке между 1052 и 1066 годами богатый гражданин из итальянского города-республики Амальфи Константине ди Понталеоне построил в Иерусалиме на месте старого странноприимного дома времен аббата Проба, рядом с храмом Иоанна Крестителя, новый дом для больных паломников. Именно амальфийцы привезли в Святую землю крест, известный под названием «мальтийского» (четыре конца креста символизируют христианские добродетели, а восемь углов – добрые качества христианина, белый цвет креста – безупречность рыцарской чести на кровавом поле войны).
Рядом с домом для паломников вскоре появилась церковь в честь Марии Латинской, и госпиталь при ней. В госпитале было два отдельных здания: для мужчин и женщин, а в церкви служили монахи-бенедектинцы, монастырь которых располагался недалеко от госпиталя. За монахами-госпитальерами закрепилась прозвище «иоанниты».
Первым руководителем братства странноприимников называют Жерара де Торна, ставшего главой братства в 1048 г. Его главной задачей стало вовлечение в ряды братства новых послушников, которые приняли бы на себя монашеские обеты безбрачия, нестяжания и послушания.
В период пребывания крестоносцев в Палестине (1096-1291 гг.) значение госпиталя братства Св. Иоанна возросло, так как требовалось обеспечение лечения и ухода за ранеными и больными, а также погребение умерших.
15 февраля 1113 г. Папа Римский Пасхалий II выпустил буллу, которой разрешал Ордену свободно избирать своего главу (Великого Магистра) независимо от любых светских и духовных властей.
Следующим главой Ордена, именовавшимся Великим Магистрам и избравшимся на пожизненный срок стал Раймонд де Пюи. При нем Орден расширяется за счет рыцарей, бравших на себя обязанности вооруженной защиты паломников в пути.
Во многих приморских городах Востока госпитальеры открывали странноприимные дома-госпитали.
После окончания Первого Крестового похода Орден госпитальеров превращается преимущественно в воинское, рыцарское объединение, полностью сохранившее монашеское обличие.
Под натиском сарацин пало государство крестоносцев и госпитальеры переместились вначале на Кипр (1291 г.), а затем на Родос (1309 г.). Здесь создается государство, занятое не только обороной собственных владений, но и борьбой с мамлюками, а с XIV в. – с османами. При этом иоанниты нередко сами совершали пиратские набеги на своих врагов. Стоит отметить, что именно на Родосе полностью сложилась организационная структура Ордена, которая остается неизменной на протяжении многих веков.
После разгрома Ордена храмовников (тамплиеров) иоанниты получили многие из их прежних владений, которые были разбросаны во многих государствах Европы. Орден был вынужден создать структуру территориальных подразделений. Многие короли и владетельные сеньоры христианских государств Европы жертвовали иоаннитам деньги и земли, из которых были образованы крупные земельные образования, получившие названия командорств. Они подчинялись приорам. Командорства, в свою очередь составляли бальяжи и приорства, которые входили в великие приорства. Приорства были объединены в языки («нации», «ланги»).
С XIV в. Члены Ордена группируются в соответствии с национальностью в ланги, возглавляемые бальи. Переход из одного языка в другой был запрещен. Наднациональный характер Ордена проявился и в разделении исполнительной власти в правительстве Ордена, которое состояло из Великого Магистра и Малого Совета. Каждый из высокопоставленных членов Малого Совета избирался из одного из лангов и становился главой соответствующего языка в Конвенте и одновременно главой одного из ведомств, выделенных каждому языку для постоянного руководства.
Получив в 1530 г. остров Мальту, Орден госпитальеров стал именоваться еще и Мальтийским, а вскоре переименовался в «суверена Мальты», став, таким образом, полноправным европейским государством. На острове он пребывал вплоть до 1798 г., когда был захвачен Наполеоном.
К середине XVIII в. Орден воспринимается как элитный клуб для европейцев-аристократов. Мальтийские рыцари отошли от выполнения поставленных задач. Война с мусульманством перестала быть главной целью для католической церкви. Она не прекращалась, но и не находила былой поддержки, как раньше. Идеалы средневековых рыцарей отошли, уступив место деловой хватке буржуа. Монашеский подвиг перестал быть привлекательным для европейцев в качестве спасения душ.
Первые контакты Ордена и России восходят к началу царствования Петра I (1698 г.), когда на Мальту с дипломатической миссией (создания союза против Османской империи) был направлен боярин Б.П. Шереметьев. В качестве знака уважения и почтения он получил от рыцарей большой Мальтийский крест.
Но дипломатические отношения между Орденом и Россией не были установлены, хотя в течение XVIII в. Великие магистры и российские государи постоянно обменивались приветственными письмами. И лишь в правление Екатерины II на Мальте появился первый российский посланник – маркиз Кавалькабо.
В конце XVIII в. Орден переживал свой упадок. Начавшаяся революция во Франции отняла все его земельные владения в Европе и лишила значительных средств. Единственным источником доходов оставалось Острожское имение в Польском Великом Приорстве. После разделов Польши вся территория Великого Приорства Польского, в том числе и Волынь с землями князя Острожского вошли в состав Российской империи. Поступление доходов от этого приорства прекратились. Великий Магистр Де Роган отправил представителя Ордена графа Ю.П. Литту в Санкт-Петербург для решения этого дела в пользу Ордена. Однако, Екатерина II, рассматривавшая Мальту в качестве возможной базы для оперативных действий русского флота и, поэтому заинтересованная в развитии отношений с островным государством, не давала ходу этому делу.
С воцарением Павла I орденский посланник нашел государя заинтересованного в судьбе Ордена. 15 января 1797 г. между Орденом и Российской империей была заключена Конвенция об учреждении Великого Приорства Российско-католического. Данная Конвенция являлась первым международным договором, заключенным Павлом I с момента его вступления на престол.
29 ноября 1797 г. царь по просьбе Ордена принял звание его Покровителя (Протектора) и в особой декларации через своих посланников уведомил об этом европейские державы.
9 июня 1798 г. французская эскадра, направляющаяся в Египет, подошла к острову Мальта и 12 июня захватила его. Командующий французскими войсками Наполеон Бонапарт официально заявил мальтийским рыцарям: «Все ваши объяснения не мешают мне думать, что Россия издавна имела виды на Мальту; и мы решились овладеть ею, чтобы предупредить осуществление этого плана». Заняв Валлету, Бонапарт приказал российскому посланнику при Ордене покинуть остров.
Единственный кто оказал католическому ордену помощь был православный император Павел I.
26 августа 1798 г. в Орденском доме в Петербурге был собран Капитул Великого Приорства Российского, на котором присутствовали около ста рыцарей, признавших магистра Ордена фон Гомпеша в «глупейшей беспечности» и выразивших официальный «Протест» против заключенной с французами конвенции.
Рыцари передали Павлу в дар десницу Св. Иоанна Крестителя, часть древа Креста Господнего, икону Филермской Божей Матери. (Эстония, Дания, Германия, Югославия (Черногория)).
10 сентября 1798 г. император подписал «Декларацию», где было сказано, что он берет Орден под свою защиту и обещает «не токмо сохранить сей Орден при всех установлениях, преимуществах и почестях; но… употребить старание к восстановлению его в том почтительном состоянии, в каковом он, от давнего времени пребывая, способствовал на пользу в обще христианства к каждой особо благоустроенной Державы».
Кроме того, государь объявил Петербург основным местом проведения собраний Ордена и приглашал «прочие языки и великие Приорства знаменитого Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, как, в обще, так и в рознь каждого из Членов приступить к сему учреждению, которого цель есть сохранение сего похвального общества и восстановлении в прежнюю его славу».
По предложению графа Ю.П. Литты, «рыцари единогласно постановили просить Павла I о принятии им звания Великого Магистра всего Ордена». 27 октября 1798 г. рыцарями была составлена Прокламация, в которой императора Павла I провозглашали Великим Магистром Ордена.
22 ноября российский император подписал Манифест, где было сказано, что он принимает на себя титул Великого Магистра Ордена Св. Иоанна Иерусалимского.
Избрание Павла I Великим Магистром признали Великие Приорства Франции, Венеции, Неаполя, Капуи, Пизы, Барлеты и Мессины, Португалии, Ломбардии, Германии, Баварии и Богемии, посетившие в 1799 г. Санкт-Петербург. От признания отказались Великие Приорства Рима, Испании, Каталонии, Наварры, Арагона и Кастилии, находившиеся под влиянием жившего в изгнании под Флоренцией римского папы Пия VI.
Намерением российского императора превратить Орден в орудие российской политики и использовать его для «политического воспитания» дворянской молодежи служили Манифест «Об установлении в пользу Российского дворянства Ордена Св. Иоанна Иерусалимского» от 29 ноября 1798 г. об образовании Великого Приорства Российского и о принятии в него русских православных дворян и Манифест «О составлении Ордена Св. Иоанна Иерусалимского из двух Великих Приорств: Российско-католического и Российского» от 28 декабря 1798 г.
В результате всех этих преобразований Орден потерял свой исключительно католический характер.
Ряд современников ясно представляли себе причины мальтийской политики императора. «Решение сделаться мальтийским гроссмейстером скрывало в себе честолюбивую, но высокую цель – писал об этом граф А.И. Рибопьер – которая могла бы оказаться весьма плодотворной, если она могла быть достигнута. Цель эта была – доставить русскому флоту надежную стоянку в Средиземном море и, кроме того, приобрести для России нравственную поддержку всего европейского дворянства, сильно заинтересованного сохранением целостности мальтийского Ордена».
Что касается современных исследователей царствования Павла I, то наиболее точно идею аристократического служения уловил Н.Я. Эйдельман: «Идея рыцарства – в основном западного, средневекового (и от того претензия не только на российское – на вселенское звучание «нового слова»), рыцарства с его исторической репутацией благородства, бескорыстного служения, храбрости… Рыцарство против якобинства (и против «екатерининской лжи»), т.е. облагороженное неравенство, против «злого равенства».
После убийства императора Павла I новый монарх Александр I отказался принять титул Великого Магистра, оставаясь только Протектором Ордена. К 1817 г. в России Великих Приорств уже не существовало.
Провозглашение главой Ордена человека женатого, да еще не католика, нынешнее руководство Мальтийского ордена не признает законным. Хотя Павел I был признан рядом приорств, рыцарей и правительствами европейских государств, в современных списках глав Ордена он числится как Великий магистр де факто, а не де юре. При этом рыцарями не отрицается факт спасения Ордена российским императором.
Текст - Иван Иголкин