ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В КАРТИНАХ

Здесь представлена работа в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом» конкурса «Наследие предков – молодым» 2022 г. Автор – Евгения Арбузова. Научный руководитель: Г. А. Быковская. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

В современных условиях жесткой политической конкуренции нужно обращаться к нашей истории для того, чтобы искать в ней силы для продолжения нашей дальнейшей жизни, для реализации наших национальных интересов. Одной из самых славных страниц нашей истории является победа в войне с Наполеоном в 1812 году. Война получила название Отечественная, и об этой Отечественной войне мы вспоминаем до сих пор. Подвиги полководцев, воинов, всего народа России ярко представляют историю и значимость победы над французской армией для развития России, утверждения ее международного авторитета. После победы над Наполеоном, с которым ни одно государство Европы не смогло справиться, ни один вопрос международной политики не решался без участия России.

В XIX веке Василий Васильевич Верещагин и многие другие знаменитые художники-баталисты создают целые циклы картин, по которым мы можем восстановить и вспомнить всю историю войны 1812 года. Художники в своих произведениях подсказывают нам цели и методы борьбы с врагом, оставшиеся актуальными до сих пор.

В июне 1812 года французский император Наполеон Бонапарт со своей армией вторгся в Россию, намереваясь быстро разгромить русскую армию в генеральном сражении недалеко от границы. Однако русское командование во главе с М.Б. Барклаем-де-Толли не дало ему этой возможности: войска стали отступать к Москве с арьергардными боями, изматывая неприятеля. Многие, как верно замечено в стихотворении Лермонтова, считали это стратегическое отступление «трусливым» и критиковали Барклая. В августе царь Александр І назначил главнокомандующим М.И. Кутузова. Тот не был активным сторонником генерального сражения, но вынужден был его дать, чтобы не оставлять Москву без боя. Битва состоялась 26 августа (7 сентября по новому стилю) на Бородинском поле, в 125 километрах от Москвы. Битва при Бородино вошла в историю как «Второе поле русской воинской славы».

Одним из самых значимых событий Бородинской битвы стал подвиг генерала Раевского. Бой под Салтановкой произошел 23 июля (11 июля по старому стилю) 1812 года. В результате сражения попытка прорыва 2-й армии генерала Петра Багратиона через Могилев на соединение с 1-й армией не удалась. На картине изображена героическая атака корпуса Генерала Раевского на позиции маршала Даву. Задачей, стоявшей перед атаковавшими, было сковать боем неприятеля и отбросить его передовые силы, чтобы обеспечить 2-й армии Багратиона время на переправу через Днепр и ликвидировать опасность ее окружения и отсечения возможности соединения с силами 1-й Западной армии. 2-я Западная армия была спасена от окружения превосходящими силами, однако по окончании сражения французы считали, что именно они достигли успеха в бою.

В ходе сражения генерал Раевский проявил исключительный героизм. Он лично возглавил атаку и отбросил один из французских батальонов. Ходила легенда о том, что Раевский повел за собой в бой двух своих сыновей, однако адъютант генерала, Батюшков, в своих мемуарах указывает на то, что Раевский лично опроверг этот слух: «Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребенок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и все тут, весь анекдот сочинен в Петербурге».

Картина, написанная в 1912 г., находится на хранении в музее-панораме «Бородинская битва». Картину «Подвиг солдат Раевского» баталист Николай Самокиш написал к столетию Отечественной войны 1812 года. Он запечатлел легендарный эпизод сражения под Салтановкой.

risunok1.png

Media Folder: 

На картине сам Раевский. Впереди пехотной колонны со шпагой в руке. Хотя в день сражения генералы должны были надевать парадные мундиры, художник изобразил его в повседневном мундире. Это больше соответствует историческим реалиям, да и личности самого генерала, известного своей скромностью. Белый султан на шляпе указывает на то, что Раевский был генерал-лейтенантом от кавалерии (в 1790-х он командовал Нижегородским драгунским полком). Сыновья Раевского, согласно преданию, идут в атаку вслед за отцом. Ближе к зрителям – старший, прапорщик 5-го егерского полка Александр Раевский. Чтобы сделать картину эффектной, художник «приодел» Александра. Мундиры с красным, с золотым воротом носили нижние чины Лейб-гвардии Преображенского полка, в котором Александр Раевский никогда не служил. На его груди позолоченный офицерский знак, какой носили только старшие офицеры. Эполеты со сплошным золотым полем, кивер с двуглавым орлом – также части гвардейской формы. Унтер-офицер 5-го егерского полка Николай Раевский, младший сын генерал-лейтенанта Николая Раевского. В большинстве биографических справок утверждается, что на момент сражения под Салтановкой 10-летний Николай Раевский был уже прапорщиком. То же пишет и его отец в письме супруге. Но известно, что высочайший приказ о производстве Николая в прапорщики был подписан только 31 октября 1812 года. Можно предположить, что именно за храбрость, проявленную в бою при Салтановке портупей-юнкер (унтер-офицер) Раевский и был представлен к производству в следующий чин. Генерал Раевский был уверен в том, что государь утвердит производство, и поэтому в письме с гордостью называл младшего сына прапорщиком. На картине Самокиша офицерского знака на груди Николая нет. За ними устремляется в атаку колонна смоленского пехотного полка. Солдаты почти бегут, хотя на практике, в атаку ходили скорым шагом, поскольку бег расстраивал боевой порядок. В донесении главнокомандующему П. Багратиону, Раевский писал: «Сей полк, отвечая всегдашней его славе шёл без выстрела, с примкнутыми штыками, не смотря на сильный неприятельский огонь, с неимоверной храбростью».

События Отечественной войны 1812 года, уходя все дальше в прошлое, остаются в памяти народа благодаря образам, созданным историками, композиторами, поэтами, живописцами. Среди творений, рассказывающих нам о славных страницах войны, картина В. В. Верещагина под названием «1812-й год». Художник не побоялся обратиться к событиям, получившим неоднозначную оценку у историков, в частности, к Бородинскому сражению. Полотно «Конец Бородинского сражения», написанное Верещагиным в 1899-1900 гг., показывает трагический результат великой битвы.

risunok3.png

Media Folder: 

В картине «Конец Бородинского сражения» художник стремится к максимальной исторической точности в изображении места битвы, одежды, оружия, предметов быта. С целью глубокого проникновения в эпоху наполеоновских войн Верещагин проделал огромную работу по изучению литературных источников, гравюр, рисунков, военных карт и т.д. Полотно отличается мастерством композиции, гармоничностью красок, замечательной передачей световоздушной среды. На полотне французские воины, заняв уступленные русскими укрепления, славят своего императора. Мы видим возле батареи во рву страшную «кашу» из человеческих тел, обломков оружия, касок, ядер. Здесь все перемешалось: видны ноги, руки, головы погибших с лицами, искаженными смертельной мукой. Возможно, есть среди этого хаоса тел и тяжело раненные, тщетно ожидающие помощи или прекращения их страданий. Вряд ли кто-то услышит их жалобные стоны. 80 тысяч убитых русских и французов – таков страшный итог сражения, 80 тысяч жизней прекратили свое существование во славу завоевательных амбиций только одного человека Наполеона. В картине «Конец Бородинского сражения» Верещагин дает собственную оценку Отечественной войне 1812 года, показывая войну как большое зло, и поднимает вопрос о моральной ответственности полководцев за гибель тысяч людей.

О том, что происходило на Бородинском поле, Василий Верещагин показывает нам на картине под названием «Наполеон на Бородинских высотах», где изображен Наполеон и его свита. Все офицеры облачены в парадную форму, и это неспроста, многое может объяснить историческая подоплека этого сражения. Наполеон понимал, что эта битва будет решающей, исходя из того, что он был уверен в своей победе, приказал штабным быть при параде. Мастер создал большое количество похожих картин, где он обезличивает Наполеона, как великого полководца.

risunok2.png

Media Folder: 

Наполеон сидит на стуле, насупившись и устремивши взгляд вдаль. Всем своим видом, он показывает, что он глава всей армии Франции, его левая нога лежит на барабане. Мастер создает особенный контраст между «великим» полководцем и обыкновенными солдатами, генералами и маршалами, это становится видно благодаря безразличному виду предводителя и взволнованным лицам всех остальных, которые с замиранием сердца вглядываются вдаль, дабы в любой момент отправиться на большой бой, который, по сути, решит исход компании.

Мастер, скорее всего, специально иронично обрисовал неспособность и слабость Наполеона и его генералов на фоне своего крепкого и бесстрашного войска, которые оживленно судачат о предстоящей битве и обо всем происходящем. Слабость полководца, скорее всего, обусловлена, не личной слабостью, а – скорее – неспособностью противостоять великому русскому войску. Несмотря на это полководец отправил свою армию в бой, и теперь он имеет такой обреченный вид. Даже положение его тела говорит о многом, эта нога, которая взвалена на барабан, может говорить только о том, что французские барабаны уже отстучали свое.

Помимо того, что мастер филигранно провел видимую сюжетную линию, стоит обратить свое внимание и на некоторые детали, которые присутствуют в обмундировании всех воинов, идеальная прорисовка, каждой детали создает необходимую атмосферу естественности, что может говорить о высоком уровне подхода к делу.

Бородинский бой продолжался 12 часов. Потери были огромными: по 30-40 тысяч убитых с каждой стороны. Французы дорогой ценой смогли захватить позиции русских на левом фланге и в центре. Однако к вечеру, когда сражение прекратилось, наполеоновская армия отошла на прежние позиции. Ни одна из сторон не смогла одержать убедительной победы и разгромить противника. На следующий день Кутузов не стал продолжать сражение, а дал приказ отступать. В дальнейшем русская армия без боя оставила Москву и продолжила стратегический отход. Война закончилась победой русской армии: войско Наполеона было постепенно частично уничтожено и вынуждено бежать, хотя и не проиграло ни одного крупного сражения.

Следующий, кто знакомит нас с историей войны 1812 года – Алексей Кившенко в своей картине «Военный совет в Филях». На картине изображён один из важнейших эпизодов Отечественной войны 1812 года, известный как «Совет в Филях». Кто же и о чём советовался в подмосковной деревне Фили? В русской избе собрались генералы во главе с командующим армией Кутузовым. Они решали, как им дальше воевать с Наполеоном. Разговор был горячим, звучали самые разные предложения, но все понимали: окончательное решение остаётся за командующим. Михаил Илларионович сказал: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем и Москву, и Россию». Вот он в левой части картины: объясняет боевым соратникам, почему нужно поступить именно так. Ближе всех к Кутузову сидит Барклай-де-Толли. Он был главнокомандующим русской армией до Кутузова и был отстранён от командования Александром I из-за стратегии «постоянного отступления». На другом конце стола – генерал Ермолов. По его сердитому лицу и напряжённой позе можно понять, что он вряд ли согласен с тем, что Москву нужно оставить. Но приказу главнокомандующего он должен подчиниться. Дальнейшие события подтвердили правоту Кутузова.

risunok4.png

Media Folder: 

Наконец настал тот знаменательный день, которого с таким нетерпением ожидал Наполеон, его маршалы, его солдаты: они дошли до Москвы.

«Вооружившись подзорной трубой, рассказывает офицер 2-го кирасирского полка французской армии, он молча рассматривал всю эту массу домов, церквей и дворцов. Наконец, из Москвы явился адъютант начальника штаба армии (Бертье) в сопровождении какого-то штатского, одетого подобно пажу герцога Мальборо, во все черное; длинный и худой, лет сорока, штатский оказался живущим в Москве негоциантом-французом. Он поклонился Императору и со шляпою в руке встал у головы его лошади, у левого стремени и таким образом очутился лицом ко мне, а Император оставался между нами. Сначала он только отвечал на предложенные вопросы, и я очень сожалел, что не слышал ни вопросов, ни ответов; но, мало по малу, он оживился, левой рукой взял гриву лошади Его Величества и начал размахивать правой рукой, держа в ней шляпу. Вот каким образом узнал Император об оставлении Москвы ее жителями, за исключением многочисленных иностранцев».

«Потом Наполеон – пишет некий чиновник Кербелецкий, – пришедши несколько в себя, садится на лошадь и въезжает сам в Москву, в которую последовала за ним и конница, стоявшая до того вне заставы; но, проехав Дорогомиловскую, Ямскую слободу и приблизясь к берегу Москвы реки, останавливается на правой стороне улицы, на береговом косогоре, сходит с лошади и опять расхаживает взад и вперед, но только уже покойнее. Сего числа Наполеон и его конвой ночевали в Дорогомиловской слободке, в обывательских домах, где жителей московских, кроме четырех человек дворников, никого не было замечено».

Об этом нам в своей картине «Перед Москвой – ожидание депутации бояр» рассказывает Василий Верещагин.

risunok5.png

Media Folder: 

В два часа дня 2-го сентября Наполеон въехал на Поклонную гору, находящуюся в 3-х верстах от Москвы, и... остановился... Зрелище великолепное, не виданное прежде, развернулось перед его глазами. Протянувшись на возвышенности, разбегаясь широко в стороны домами, рисуясь в синеве неба, горя в солнечных лучах золотом куполов своих бесчисленных соборов, церквей, монастырей, увенчанная точно сказочной короной своим Кремлем, величественная в своей оригинальной красоте, таинственная, загадочная предстала взору завоевателя Москва, древняя столица России. Москва!... Здесь должны были окончиться нечеловеческие труды, понесенные Великой армией, и сам ее предводитель убежден был, что занятие им Москвы знаменует конец войны.

– «Так вот наконец этот знаменитый город! да и пора уже!»

С этими словами Наполеон соскочил с коня, взял подзорную трубу и принялся долго, внимательно рассматривать Москву с ее окрестностями, мечтая о том торжественном моменте, который должен наступить: сейчас явится депутация от этого знаменитого города с мольбою о пощаде, и он, император, скажет им милостивые слова... Но никого не было, никто не встречал, никто не подносил ему ключей от столицы, как это бывало всегда прежде. Наполеон подал знак. Раздался пушечный выстрел, и по этому сигналу французские войска, точно грозный неудержимый поток, разом прорвавший плотину, со всех сторон устремились к городу, оглашая воздух кликами: «Да здравствует император!»

Наполеон подъехал к Дорогомиловской заставе и остановился. Здесь то уже должна была встретить его депутация от Москвы, умоляющая о пощаде города... Чего они медлят там, эти русские варвары?.... Но никого не было. Тишина царила в стороне города. Молчали колокола ее сорока сороков церквей. Наконец возвращаются посланные вперед несколько офицеров. Они приближаются, они докладывают Императору... Что такое?.... Не может быть!....Ошеломляющее известие,  противоречащее здравому смыслу...

– «Москва опустела! Это невероятно. Надобно удостовериться в том. Ступайте туда и приведите мне бояр».

«Он думал, пишет граф Сегюр, что эти люди, охваченные гордостью или парализованные ужасом, неподвижно сидят у своих очагов, и он, который всюду встречал покорность со стороны побежденных, хотел возбудить их доверие тем, что сам явился выслушать их мольбы».

2 (14) сентября 1812 года Наполеон подошел к Москве и встал у Поклонной горы. Он мечтал, что однажды настанет такой день, когда Москва перестанет быть русским городом, и после этого россияне перестанут ему сопротивляться. Он ждал два часа, что к нему придет делегация и принесет ключи от города. Вскоре ему сообщили, что в Москве нет людей. Но в планах императора Франции не было заходить в Москву в этот день, поэтому остановился на ночлег у заставы.

Мечты завоевателя об изобилии и отдыхе после овладения Москвой не сбылись. Русская армия открыла по неприятелю огонь, когда французы стали подходить к Кремлю. А 2 (14) сентября в разных частях города (на Красной площади, Арбате, Замоскворечье) загорелись деревянные строения и дома.

Пожар длился около четырёх дней и сжёг три четверти деревянной Москвы. 18 сентября 1812 года пламя утихло, оставив после себя груды пепла, трупов и разрушений. Спустя ещё месяц Наполеон добровольно оставил город, фактически проиграв войну. О причинах страшного пожара 1812 года историки спорят до сих пор. Существует несколько версий их возникновения. Одна из версий гласила, что Москву сожгли французы. Причём именно этого мнения долго придерживался послевоенный российский народ. Однако на самом деле пожар едва не лишил жизни самого Наполеона. Полководец чудом смог выбраться из охваченного пламенем Кремля, а его солдаты не смогли расквартироваться, поскольку жилья попросту не осталось. Сами же французы были уверены, что город подпалили местные жители. Есть также версия, что к пожару привело сразу несколько факторов. К примеру, купцы начали жечь свои лавки, люди губернатора подожгли склады с продовольствием, мародёры подпаливали жилые дома, чтобы скрыть следы преступлений. Кроме того, начался ураган, который моментально разносил огонь, превращая город в пылающее месиво.

Так или иначе, московский пожар, длившийся более четырёх дней, представляет собой сложное явление, причины которого историки пытаются выяснить до сих пор.

Среди всех несчастий, которые принесла Отечественная война 1812 года русскому народу, пожар в Кремле являлся едва ли не самым знаменательным. Едва только наполеоновская армия заняла древнюю русскую столицу, один за другим стали вспыхивать пожары, и ничего нельзя было сделать, чтобы этому воспрепятствовать. Пожары подступали к самому Кремлю, и были настолько сильными, что угрожали городу полным истреблением. Разорение, которое несли с собой пожары, было умножено мародерством и грабежами со стороны французских солдат. На картине «В покоренной Москве («Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»)» Верещагин показал расстрел у древних церковных стен. Враг жесток, но бессилен.

risunok8.png

Media Folder: 

По законам военного времени каждый город, покоренный врагом, должен повиноваться победителю. После входа в Москву Наполеон сразу назначил из числа своих приближенных тех, кто должен был поддерживать порядок в этом покоренном городе. Но порядок не наступал. Вскоре после прибытия в Москву французской армии в городе начались пожары. На следующий день разыгралась ужасная трагедия. Ураган, который начался утром, распространял огонь по всему городу; левая часть Москвы превратилась в бушующий ад, склады на Красной площади загорелись, очень скоро улицы вокруг Кремля также засверкали от огня. Горели дома, магазины, склады и даже целые кварталы. Неприятности, производимые ужасным пожаром, были умножены многочисленными грабежами и мародерством со стороны солдат наполеоновской армии.

Московский пожар превратился в настоящее бедствие для французов. Весь город был в огне. По приказу командующего французские солдаты ищут среди оставшихся в городе русских поджигателей. Никого найти не могут, поэтому хватают всех, кто кажется им подозрительным. А подозрительным им кажется любой человек, который не понимает французскую речь. Достаточно было просто находиться поблизости от горящего дома, чтобы быть уличенным в поджоге.

После короткого и неправедного суда, а часто и безо всякого суда ни в чём не повинных москвичей выстраивали вдоль стенки. Несколько команд на чужом языке, залп из нескольких ружей, и они падают замертво… О том, как это происходило, написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир».

Нетрудно представить, какой ужас чувствовал в эти минуты Наполеон. На картине В. В. Верещагина «В Кремле – пожар!» (1887-1898) мы видим императора, стоящего на Кремлевской стене в напряженной позе и с тревогой всматривающегося вдаль – туда, где бушует огненная стихия. Там горят целые кварталы, клубится едкий дым, и сыплются раскаленные искры. Кремль, в котором находится склад пороха, в любую минуту может взлететь на воздух. Император не может оторвать глаз от страшной картины. Усмирить стихию – выше его сил. Неужели море бушующего огня превратит в груду золы весь город, и заставит отступить его, знавшего до сих пор одни победы? Поодаль стоит его свита, и в фигурах маршалов отчетливо читается смятение.

risunok7.png

Media Folder: 

В картине «В Кремле – пожар!» Верещагин выступает не только как художник-баталист, но и как историк и психолог. Композиции картины присуща некоторая театральность, фигуры героев полны экспрессии. Интенсивная огненная гамма, в которой написано полотно, отражает охваченный огнем город.

Придерживаясь достоверности в описании исторических подробностей, Верещагин вносит в свою картину «В Кремле – пожар!» элементы эпического стиля. И в этом произведении художник отражает реалии войны во всем их неприглядном свете.

Я думаю своими картинами Василий Верещагин пытался доказать, что война не должна быть средством разрешения международных конфликтов. Он как будто предостерегает человечество, показывает сущность захватнической войны, которая несет людям страдания и гибель.

Страшный московский пожар 1812 года впечатлил многих художников, которые изображали его на своих полотнах. Исключением не стал и Альберт Адам в картине «Наполеон в горящей Москве». На картине мы видим поднимающееся до небес пламя, которое, кажется, охватило всё вокруг. Стена огня заливается красным заревом, показывая, насколько беспощадно может быть буйство стихии. На переднем плане художник изобразил группу солдат, среди которых можно узнать фигуру Наполеона. Когда начался пожар, французский полководец находился в Кремле. Через окна, выходящие на Москву-реку, он увидел пылающее Замоскворечье. Вскоре Наполеону доложили, что пламя захватило все ближайшие улицы. Кремль был плотно охвачен огненным кольцом. Полыхало всё. Ураганный ветер разносил останки деревянных строений, которые летали надо городом, словно факелы. Пожар стремительно распространялся по всей Москве. Вначале Наполеон не хотел покидать Кремль, решившись на побег только к вечеру. Он приказал, чтобы его провели за город к Петровскому дворцу, но сделать это было уже непросто, так как пламя охватило все ворота Кремля. Выбраться полководец смог лишь через подземный ход к Москве-реке. Наполеон уходил пешком. Он заблудился в районе Арбата и еле смог уйти от пожара. С помощью плавучего моста полководец пересёк Москву-реку, и добрался до Петровского дворца. Оттуда Наполеон продолжил наблюдать за происходящим.

risunok6.png

Media Folder: 

Далее события описывает В. В. Верещагин в произведении «Возвращение из Петровского дворца». Эта картина Василия Васильевича Верещагина была написана в 1895 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Работа хранится в частном собрании. События разворачиваются на Тверской улице 6 сентября 1812. Впереди двигается почетный конвой, в некотором расстоянии от него на белой лошади – император; позади свита; встречающиеся по пути солдаты, вытягиваясь, отдают честь. C 5 сентября пошел сильный дождь, который несколько утишил пожары, но не прекратил их, и когда Наполеон возвращался из Петровского дворца в Кремль, «к трону Московских царей», город не только дымился еще, но местами и пылал. В городе кое-где виднелись уцелевшие остатки зданий и всюду едкая гарь, выходившая из груд обгорелых развалин, наполняла воздух. По большей части улиц трудно было пробираться из-за обломков домов и выброшенных из них мебели и утвари. Император встречал толпы солдат, обремененных добычею или гнавших перед собою русских, как животных, падавших под тяжелыми ношами.

risunok9.png

Media Folder: 

Еще созерцая пожар из окон Кремлевского дворца, Наполеон сказал: «Это сулит нам самые большие беды». И действительно тут притаилось что-то грозное, чуялась опасность, которую ни предотвратить, ни сломить было невозможно. Солдатам были обещаны отдых на полном довольствии, которого они так жаждали и вполне заслужили, а тут... какой же отдых в пламенных развалинах, какое же довольствие, когда вот находят бочки дорогого вина, мешки с кофе и другие ненужные предметы, но нет хлеба, нет мяса, нет сена и овса для лошадей?

Я считаю, что художнику удалось отразить смысл события, ведь «Возвращение из Петровского дворца» – гневное осуждение варварства французских агрессоров. По выжженной, заваленной черными головешками, мертвой улице, мимо разрушенных пожаром домов, пепелищ и обугленных деревьев возвращается Наполеон со свитой из загородного дворца, где он отсиживался, спасаясь от разбушевавшегося огня и дыма

К лучшим картинам серии принадлежит полотно «На большой дороге. Отступление, бегство», где Василий Верещагин отобразил бесславный уход из России остатков наполеоновского войска.

risunok10.png

Media Folder: 

Большую часть пути – начиная от села Красное, где произошло большое сражение, – Наполеон шел пешком. Мы видим на полотне императора, одетого в длинную соболью шубу, меховую шапку и теплые сапоги. Ему грандиозный замысел покорить Россию провалился, и ему так трудно сейчас казаться не сломленным, а уверенным в себе человеком. Еще совсем недавно по этой же дороге шел он на Москву, надеясь на быстрый и головокружительный успех. А сегодня он видит жалкие остатки своей великолепной в недавнем прошлом армии. Следом за Наполеоном движется не грозное и непобедимое войско, а жалкий, замерзающий, одетый в награбленные тряпки сброд. Эта армия в свое время рассчитывала на одни победы, планировала быстрым маршем пройти по всей Европе. А теперь она вынуждена с еще большей скоростью, почти трусцой покидать негостеприимную для них Россию.

Только что выпал снег, который прикрыл то, что осталось на полях от бесконечных сражений: перевернутые повозки и пушки, трупы людей и лошадей. Вокруг как будто гигантская братская могила. Все окрестности разорены. Уже брошены все московские трофеи, гибнут лошади, артиллерия оставлена. Все – даже генералы и офицеры – одеты в рубища. Сопровождают этих несчастных людей птицы, то ли в ожидании добычи, то ли символически художник показал, на какой прием пусть рассчитывает каждый, кто придет в эту страну с плохими намерениями. Композиция картины «На большой дороге – отступление, бегство...» очень лаконична. Полотно отличается замечательными живописными достоинствами. Удивительно нежный розово-голубой зимний пейзаж как будто вступает в противоречие с людьми, которые присутствуют в нем.

Еще одна картина «Дурные вести из Франции» показывает ряд других проблем, которые наслоились на поражение, нанесенное императору Франции Наполеону Бонапарту в России. Он вошёл в столицу России, устроился в Кремле, но никто не встречал его как великого полководца, никто не вынес ему, как это бывало раньше, на серебряном подносе ключи от города. Хуже всего было то, что вскоре в городе начались пожары. Едкий дым проникал в лёгкие, не давал дышать… Он оказался в ловушке, из которой нужно бежать – в Смоленск, и дальше – во Францию. И чем скорее, тем лучше, ведь надвигалась суровая зима, к которой не были привычны французские солдаты. Наполеон вторгся в Россию во главе 640-тысячной армии, которую в Европе считали непобедимой. А бежал из России с кучкой обмороженных калек. Картина Василия Верещагина показывает Наполеона Бонапарта в момент отступления из Смоленска. Только что, 6 ноября, ему доставили «дурные вести» из Франции – сообщение о заговоре генерала Мале.

Заговор генерала Мале – во Франции 1812 года, во время отсутствия в Париже Наполеона, занятого в военной кампании в России, попытка захвата власти, осуществлённая под руководством республиканского генерала Клод-Франсуа Мале. Мале, убеждённый республиканец, обвинённый Евгением Богарне в подготовке заговора против Наполеона, в 1807 году был заключён в парижскую тюрьму Сент-Пелажи, затем в азиль для душевнобольных доктора Дюбюиссона. В лечебнице, вместе с аббатом Лафоном, бывшим на службе у Бурбонов, подготовил несколько поддельных документов: сообщение Сената о смерти Наполеона в России, об устранении его семьи от престолонаследия и об учреждении временного правительства, куда должны были войти Матьё де Монморанси, Алексис де Ноайль, Моро, префект Сенского департамента Фрошо; а также документ о назначении Мале комендантом Парижа и дивизионным генералом, приказы о смене отдельных чиновников другими лицами. В октябре 1812 года, в ночь с 22 на 23, Мале с Лафоном сумели бежать из лечебницы. Мале предъявил фальшивые приказы полковнику Сулье, командовавшему 10-й когортой национальной гвардии и находившемуся в Попенкурских казармах. Он уверил солдат, что Наполеон погиб в России. С помощью отряда солдат, откомандированных полковником в распоряжение Мале, тот освободил из тюрьмы де ля Форс генералов Гидаля и Лагори (бывший начальник штаба Моро). Лагори, в свою очередь, арестовал министра полиции Савари и префекта Паскье. Мале передал командиру 2-го пехотного полка Раббу приказ занять Сенат, дворец, казначейство, банк, городские заставы. Рабб направил солдат для исполнения. Обратившись к парижскому коменданту Гюлену с сообщением о смерти императора и учреждении временного правительства, но встретив недоверие, Мале выстрелил коменданту в лицо и тяжело ранил его в челюсть. Полицейский генерал Пак и адъютант Лаборд сумели обезоружить и арестовать Мале. К утру заговор был подавлен. Перед военным судом предстали 25 человек. 29 октября 1812 года тринадцать из них расстреляны, включая Мале, Лагори и Гидаля.

Верещагин сумел выразить языком искусства освободительный, народный характер Отечественной войны. Он показал истинное лицо захватчиков и их предводителя Наполеона, ради честолюбия обрекшего на уничтожение сотни тысяч людей.

Серия художника Василия Верещагина «Наполеон в России. 1812» состоит из 20 картин. В экспозиции представлено восемнадцать из двадцати полотен, а также картина «Переправа наполеоновской армии через Березину» из собрания Государственного исторического музея, которая так и не была окончена и не вошла в серию. Две картины серии не представлены в экспозиции, так как находятся за границей. Эти полотна называются «Возвращение из Петровского дворца» и «В Кремле пожар».

К работе над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, Василий Васильевич Верещагин приступил в 1887 году. Художник стремился поработать над этим этапом русской истории, столь драматическим и нравоучительным, поэтому и выбрал его темой для серии своих картин. К процессу создания полотен он подходил очень тщательно.

Сначала художник создал сценарный план, по которому и выбрал сюжеты картин. При сборе материала для работы над полотнами Василий Верещагин использовал много мемуарной литературы эпохи наполеоновского нашествия. Художник изучил массу литературных источников не только на русском, но и на английском, и французском языках, чтобы «оживить» реалии того периода. Многие тексты, созданные по воспоминаниям очевидцев военного времени, опровергали мифы о Наполеоне, и стирали ареол рыцарства со всей французской армии.

Полотна художника – грандиозная живописная хроника. Двадцать картин, вошедших в серию Василия Верещагина, демонстрируют самые важные ключевые события войны: от Бородинского сражения до бегства Наполеона из России. Предводитель французов сбежал раньше, чем его армия начала отступать. Это событие – переправа через Березину – и стало сюжетом двадцать первой картины Василия Верещагина. Над этим полотном художник работал в 1902–1904 годах, но так и не успел закончить, поэтому картина не вошла в серию. Из-за недостаточных повествовательных возможностей живописи Василий Верещагин создавал к своим картинам комментарии исторического толка. Эти комментарии художник публиковал в изданиях к выставкам. Они объединяли все картины цикла единым рассказом. Эти комментарии дополнительно подчеркивают, что все полотна имеют единый сюжет и входят в одну серию.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – художник и литератор, получивший наибольшее признание как художник-баталист. В самом начале русско-японской войны он сразу отправился на фронт. Василий Верещагин погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине при обороне Порт-Артура. При этих же обстоятельствах из жизни ушел знаменитый адмирал Степан Осипович Макаров. Василий Верещагин делал много личных записей. В одной из них сказано, что всегда художник очень любил солнце и очень хотел всегда изображать его на своих картинах.

Подводя итоги, хочется сказать, что событиями и подвигами Отечественной войны 1812 года можно не только гордиться, но и подпитывать свои силы в повседневной жизни. Подобные ситуации повторяются неоднократно и, наверное, людям следует научиться уважать интересы России и идти навстречу в дипломатических переговорах. Художники, о которых мы говорили, в своих картинах показывали, что война – это страшно и политикам следует решать спорные вопросы дипломатическим путем, уметь договариваться.

Список литературы

  1. Е.В. Тарле. Наполеон: Биографии и мемуары. – М.: Наука, 1991.
  2. Раковский Л. Кутузов: Биографии и мемуары. – СПб.: Лениздат, 1986.
  3. Голубов С. Багратион: Исторические приключения. – М.: Издательство Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1960.
  4. Данилевский Г. П. Сожженная Москва: Русская классика. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
  5. Верещагин В.В. Наполеон в России: Цикл картин. – М.: История. Исторические науки, 1993.
  6. Верещагин В.В. 1812. Они воевали с Наполеоном: Биография и мемуары. – М.: «Алисторус», 1893.