Около 1200 зрителей увидели спектакли «Воронежского кейса»
Завершился третий «Воронежский кейс», проходивший с 14 по 18 сентября. Его организацией и проведением в этом году занимался Платоновский фонд искусств. За пять дней проекта спектакли, включённые в программу, увидели около 1200 зрителей.
«Воронежский кейс»-2022 объединил семь спектаклей пяти воронежских театров: Камерного театра, Театра драмы имени А. Кольцова, Никитинского театра, Театра кукол имени В.А. Вольховского и Театра юного зрителя. Среди режиссёров, чьи спектакли увидели эксперты – Дмитрий Акриш, Михаил Бычков, Руслан Кудашов, Анатолий Ледуховский, Андрей Прикотенко, Александр Сидоренко, Антон Фёдоров.
В число экспертов, приехавших на «Кейс» вошли представители Центра искусства и культуры DasDas (Турция), Российской Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска», Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова (Москва), Международного театрального фестиваля «Радуга» (Санкт-Петербург) и других форумов, московского отделения Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia, а также театральные критики.
Своими мыслями о прошедшем «Воронежском кейсе» поделился его участник, художественный руководитель Воронежского Камерного театра Михаил Бычков:
«”Воронежский кейс” мы очень ждём с момента, когда он только появился. Его формат позволяет нам, воронежским театрам, повысить шансы на сотрудничество с коллегами из других городов, участие в фестивалях и организацию гастрольных поездок. В этом году, несмотря на все сложности, “Кейс” удалось провести, и я думаю, это даёт очень хорошие возможности всем воронежским коллективам продолжить полноценную театральную жизнь. Ведь спектакли не могут ждать год или два, пока их заметят эксперты. Каждый сезон рождаются новые постановки, и мы надеемся на внимание к этим работам, нашим творческим высказываниям. Мы хотели бы, чтобы их увидели не только воронежская публика, но и зрители других городов и, возможно, даже стран.
В этом году спектакли, вошедшие в программу “Кейса”, увидели в общей сложности шесть экспертов “Золотой Маски”. Они не всегда были одновременно, но сам факт, что практически все премьеры оказались отсмотрены представителями фестиваля и премии вживую, это очень здорово. Также нас посетила гостья из Турции – Леман Илмаз из Центра искусства и культуры DasDas в Стамбуле. Это большая удача, потому что у нас была возможность познакомиться и открыть для себя новую крупную, очень серьёзную и высокотехнологичную институцию. Это центр, в котором можно играть спектакль любого уровня, и ничего подобного у нас в Воронеже пока нет. Остаётся только мечтать о таких залах, как в DasDas, который возглавляет Леман Илмаз. Помимо отборщиков фестивалей (Международный театральный фестиваль “Радуга” и Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова), здесь были театральные критики, театроведы, люди уважаемые и высококомпетентные. Это позволяет надеяться, что мы получим если не приглашение на гастроли, то интересные рецензии, разборы и профессиональные впечатления от наших работ. Тем более, что спектакли все были очень разные, как и режиссёры, которые их ставили. Тем и интересен “Кейс”. Спасибо, что он состоялся».
Гости «Воронежского кейса» не только увидели премьеры воронежских театров прошедшего сезона, но и смогли принять участие в круглом столе, где они обсудили, что изменила новая реальность в фестивальной и театральной практике. Во время дискуссии гости и участники «Кейса» обсуждали вопросы международного сотрудничества, независимой работы экспертов, фиксации текущего театрального процесса, персонального подхода и выстраивания коммуникации на языке искусства, а не политики, импорта идей и форматов, развития сотрудничества с региональными театрами и институциями.
Итоги проекта подвела куратор программы «Воронежский кейс» Раиса Ждан:
«На “Воронежском кейсе” были представлены в основном премьеры прошлого театрального сезона, который был крайне непростым, но весьма результативным. Одним из самых серьёзных потрясений стало то, что Никитинский театр лишился своей площадки, но при этом каждый из трёх спектаклей, которые он успел выпустить за сезон, оказался достойным внимания и был включён в программу. Вместе с Никитинским, Театр кукол имени В.А. Вольховского, в котором идёт ремонт, показывал свой спектакль на сцене Камерного театра. Театр драмы имени А. Кольцова и Театр юного зрителя играли на своих площадках.
Программа шоукейса была очень разнообразной: в неё вошли спектакли, созданные режиссёрами из Воронежа, Москвы и Петербурга. К сожалению, организационные и финансовые возможности этого года не позволили нам одновременно с драматическим театром и театром кукол показать оперные и хореографические спектакли и, соответственно, пригласить специалистов по музыкальному театру. Надеюсь, на следующем “Кейсе” у нас будет больше возможностей.
В целом же, мы рады, что, вопреки всем сложностям, связанным с ухудшением интернациональных связей, продолжающейся пандемией и непростой ситуацией, в которой сейчас оказались театры и фестивали, “Воронежский кейс” в этом году состоялся и даже смог сохранить свой международный статус».