Один день в Брюсселе
Поездка в Бельгию у меня произошла спонтанно, так как я совершенно не планировал ехать куда-либо ещё. Однако, узнав о том, что в Брюссель ехать недалеко и, в принципе, не настолько и дорого, то решил не упускать такую возможность. И вот рано утром дней через пять после моего прибытия в Амстердам я уже отправляюсь на автобусе в Брюссель. Время поездки занимает всего два с половиной часа. Да, страны сами по себе небольшие, по размерам они сопоставимы примерно с территорией Воронежской области, впрочем, несмотря на столь малые размеры этих двух стран и сравнительно небольшое время пути, разница между ними весьма ощутима. Побыв уже какое-то время в Нидерландах, меня постоянно тянуло сравнить эти две страны как на месте по прибытии, так и потом.
Прибыв в Брюссель, я решил осмотреться, поэтому отправился сначала изучать окрестности Nord Station, где, собственно, и была конечная остановка.
Исторический центр Брюсселя, куда мне предстояло добраться, меньше амстердамского, хотя сам по себе город крупнее столицы Нидерландов. В плане коммуникации было намного сложнее, так как в Бельгии (по крайней мере, в её столице) намного меньше людей, знающих английский. Брюссель исторически был городом, где преобладало нидерландоязычное население, однако с начала двадцатого столетия начался заметный приток франкофонов, которые и сейчас составляют свыше 60% населения города и его округа. В этом я убедился очень быстро, когда без навигатора стал предпринимать попытки узнать, где находится знаменитый Писающий мальчик и как до него добраться. Да, я действовал по старинке, так как Wi-Fi в Бельгии оказалось сложнее найти, чем в том же Амстердаме (в котором можно практически на каждом шагу найти массу доступных сетей). К слову, все надписи в городе сделаны на двух языках - на французском и нидерландском, кое-где можно всё же можно увидеть надписи и на английском.
Во время расспросов я вскоре понял, что лучше обращаться к людям в униформе вроде полицейских или охранников, а также работников каких-то заведений вообще (в том числе продавцов или официантов), так как в этом случае вероятность найти говорящего по-английски человека просто в разы выше. Поэтому, в конце концов, мне удалось узнать, как же всё-таки добраться до центра, каким транспортом пользоваться и сколько времени займёт весь путь.
Как оказалось, всё не настолько сложно, как может показаться, несмотря даже на уже упомянутые коммуникативные трудности. Билет в метро купить не проблема, так как на улице почти на каждом шагу стоят автоматы, с помощью которых можно эти билеты приобрести. Автоматы эти бывают двух видов – те, которые позволяют оплатить билет монетами или банковской картой, и те, где оплата производиться только монетами. Российской картой оплатить вполне себе возможно, главное, не забывайте про снимаемую комиссию.
Время поездки в метро было совсем недолгим – всего две станции. Спускался в метро и поднимался, как мне показалось, я и то дольше. Оказавшись на месте, я быстро ориентировался, куда идти. Сам исторический центр понравился своей насыщенностью архитектурными памятниками, где можно найти постройки и в готическом стиле, и барокко, в стиле классицизм, и модерн, и других. Особенно, я обратил внимание на здания, верхушки которых часто увенчаны флюгерами. Распространены мощённые камнем дороги – и проезжая часть, и тротуары. Обстановка в городе показалась менее приятной по сравнению с Амстердамом, но архитектура здесь поражает своей красотой несмотря ни на что. Эстету, ценящему архитектурные шедевры, здесь однозначно понравится.
Кофешопы в Бельгии тоже есть, но их как-то меньше. Свой район красных фонарей также имеется, но он не столь крупный, как нидерландский.
Писающего мальчика я нашёл довольно быстро. Честно говоря, ожидал, что фонтан со скульптурой будет как-то больше. Писающий мальчик оказался довольно маленьким. Возле него толпится множество туристов, делающих фото и его самого, и на фоне него. То же самое сделал и я, к тому же по счастливой случайности рядом оказалась интеллигентная пара соотечественников, которым я дал камеру, на которую меня и сфотографировали на фоне знаменитого бельгийского фонтана.
Manneken Pis, как можно быстро в этом убедиться, является одной из главнейших брюссельских достопримечательностей. Образ писающего мальчика фигурирует буквально везде, где много туристов. Много сувенирной продукции, где в той или иной степени эксплуатируется этот образ.
Сам я тоже решил купить что-то на память о Бельгии и приобрёл вполне себе симпатичный брелок с уменьшенной копией Manneken Pis.
Далее была очередь фонтана со скульптурой писающей девочки, поиски которого оказалось не столь лёгкой задачей, несмотря на то, что находится он относительно близко. Ноги к этому времени уже стали уставать от долгих пеших прогулок по городу. Действовал так же, расспрашивая людей как найти фонтан. Проходя по улицам, параллельно рассматривал местные достопримечательности.
На пути к той самой писающей девочке я оказался на Гран-Плас – площади в центре города, ведущей свою историю с XII века. Главные достопримечательности там – Ратуша, Дом Короля (или Хлебный Дом) и Гильдейские дома с различными причудливыми названиями: «Король испанский», «Тележка», «Сумка», «Волчица», «Рожок», «Лис», «Звезда», «Лебедь», «Золотое дерево» (или Дом пивоваров), «Гора Табор».
Выполненное в готическом стиле здание Ратуши было построено в XV веке, но скульптура, которую можно увидеть на её стенах, появилась уже в XIX веке. Здание Ратуши и Дом Короля (Хлебный дом) являются единственными зданиями, которым удалось уцелеть после обстрела французской армии в 1695 году. Все остальные здания на площади строились уже после войны богатыми гильдиями.
В XIII был построен Хлебный дом, основным предназначением которого, собственно, было хранение хлеба, хотя за свою историю он сменил не одно название, будучи переименованным и в «Дом Герцога», и в «Дом народа», и «Дом короля». Использовалось здание тоже в самых различных целях – здесь была налоговая служба герцога Брабантского, дом испанского короля Карла V. Также здесь в своё время были суд и тюрьма, а на сегодняшний день в здании располагается Брюссельский городской музей. Примечательно, что в нидерландском языке используется изначальное название здания – Хлебный дом (“Broodhuis”), а во французском оно именуется Домом короля (“Maison du Roi”).
Гильдийские дома выполнены в стиле барокко и украшены разными скульптурами.
Например, Дом пивоваров (или «Золотое дерево») украшен статуей Карла Лотарингского. И архитектурные элементы, и скульптуры сделаны из золота, что придаёт облику домов особый облик.
Полюбовавшись площадью Гран-Плас, я направился дальше искать фонтан Jeanneke Pis, что задачей оказалось непростой. Мало того, что по-английски говорили далеко не все, так находилась эта скульптура во внутреннем дворике, куда вела маленькая узенькая улочка. Бродил кругами я долго, периодически спрашивая людей. Постоянно оказывалось, что я либо ещё не дошёл, либо прошёл дальше, чем нужно. Однако в конечном итоге я нашёл статую писающей девочки. Ещё завидев ухмыляющихся азиатских туристов с фотоаппаратами, я понял, что наконец-то я на верном пути. Скульптура девочки также небольшая, к тому же она находится за решеткой, запертой на замок.
Посмотрев скульптуру, я обошёл ещё раз улицы, на которых уже был, и затем поехал уже обратно на вокзал.
Впечатление от Брюсселя осталось довольно неоднозначное. С одной стороны местами город показался откровенно обшарпанным, напомнив российские городские пейзажи, с другой просто поражает планировкой улиц и архитектурой. В общем, это город со своими контрастами. Несмотря на эту неоднозначность, скажу с уверенностью, что Бельгия действительно стоит того, чтобы приехать.
Текст и фото: Павел Сычев