Образовательный семинар Акселератора об эффективном лидерстве и построении команды проекта
5 августа 2023 года в Острогожском музее им. И.Н. Крамского состоялся девятый семинар образовательной программы Акселератора добровольческих культурных проектов «Эффективное лидерство и построение команды проекта». Экспертом выступила Киреченкова Наталия Сергеевна, Председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты Воронежской области, директор АНО «Молодёжный институт социальных программ».
Целью семинара являлось повышение эффективности использования лидерского инструментария в профессиональной/управленческой деятельности, а также развитие лидерского потенциала каждого участника.
В список задач семинара входили:
1. Диагностика своих сильных и слабых сторон как лидера, привычных стратегий поведения.
2. Осознание личностного своеобразия лидера.
3. Определение направления развития своего лидерского потенциала.
Наталия Сергеевна попросила участников объединиться в пары и сформулировать вопросы, на которые они хотят найти ответ, посетив семинар. Поле запросов было достаточно разнообразным. Среди них:
• Как удержать команду?
• Как правильно делегировать полномочия членам команды?
• Можно ли лидерам одной команды дружить?
• Как формировать команду, чтобы она была эффективной и не распалась?
• Как научиться говорить «нет»?
• В чём измеряется «лидерство»?
• Как спрогнозировать и минимизировать риск распада команды?
• Как вести себя с человеком, который подвёл команду?
• Как сделать членов команды единомышленниками?
• Какое оптимальное количество человек должно быть в команде?
Далее эксперт дала участникам задание выделить четыре самые главные функции лидера. По мнению участников, лидер мотивирует членов команды, контролирует процессы, происходящие внутри команды, организует работу внутри команды, делегирует полномочия, несёт ответственность за результат командной работы, обеспечивает внешнюю коммуникацию с партнёрами и конкурентами проекта, подбирает компетентных людей в команду, формулирует цель проекта и выбирает эффективные пути её достижения, а также создаёт дружелюбную атмосферу внутри команды. Отсюда можно сделать вывод, что лидер — это не обязательно харизматичный, публичный человек, который ведёт других за собой. Лидер — это в первую очередь тот, кто влияет - на других, на общество, на процессы и главное на свою жизнь. Лидерство — это способность вести за собой людей для достижения цели. Лидерство как деятельность — это процесс влияния на других людей с целью изменить их поведение, мотивировать на выполнение задач.
По замечанию Наталии Сергеевны, эффективность команды заключается в принципе соблюдения «Р/РС баланса», где:
• Р – желаемый результат.
• РС – ресурсы и средства.
Команда проекта — это группа специалистов разного профиля, которые вовлечены в работу по достижению цели проекта. Команда - группа людей (как правило небольшая), которая выполняет определенную задачу и в которой проявляется синергетический эффект, то есть результат усилий членов команды оказывается больше арифметической суммы тех результатов, которые могли бы получить члены команды, работая порознь.
Построение команды проекта – трудоёмкий процесс. Совместно с экспертом участники лекции разработали алгоритм построения команды, включающий следующие шаги:
1. Понять, кто нужен: определить роли будущих членов команды.
2. Подобрать потенциальных кандидатов.
3. Разделить цели проекта, понять, согласна ли с ними команда. Также прописать результаты проекта и убедиться, что вся команда понимает их одинаково.
4. Определить систему ценностей команды, дать членам команды понимание роли и миссии каждого в проекте.
5. Определить систему поощрений и наказаний для членов команды.
6. Определить ритуалы и традиции команды.
7. Думать о завершении проекта на его старте.
Чёткая система ценностей — это основа эффективного лидера. Ценности определяют то, во что мы верим, что мы считаем важным, о чем мы по-настоящему заботимся, и каких принципов мы придерживаемся. Команда будет следовать за лидером, если только она доверяет и верит в него. Доверие строится на общей системе ценностей, которой все придерживаются. Система ценностей вдохновляет и мотивирует людей. Когда люди по-настоящему придают чему-либо большую значимость, это побуждает их приложить максимальные усилия. Наиболее выдающиеся результаты достигаются тогда, когда перед командой стоит задача, совпадающая с их ценностями.
Далее Наталия Сергеевна рассмотрела вопрос делегирования задач внутри команды. При делегировании могут передаваться полномочия — права и обязанности предпринимать определенные действия, если этого требует ситуация. Полномочия бывают временные и постоянные. Исполнитель должен всегда понимать, какой вид полномочий ему достался.
Этапы делегирования:
• подготовка,
• передача задания;
• контроль выполнения;
• обратная связь с оценкой результата.
Руководитель отвечает за то, чтобы исполнитель получил задачу в той форме, которая будет соответствовать его экспертности. Сложные задания лучше передавать в два этапа: сначала исполнитель получает информацию и уходит ее анализировать, а потом возвращается с обратной связью. Финальная обратная связь бывает нескольких видов:
• подтверждение, что работа принята;
• поощрение;
• критика;
• наказание.
Задача лидера — управлять, а не выполнять работу за свою команду. Лидеры часто жалуются, что не могут заниматься управлением, потому что завалены задачами. На самом деле связь другая: они завалены задачами, потому что не уделяют время управлению.
Разделившись на 2 команды, участники обозначили пользу делегирования и страхи, препятствующие делегированию. Польза, по их мнению, заключается в высвобождении времени, масштабировании, качестве работы, обучении команды, мотивации членов команды, взаимозаменяемости. Минусы – в потере контроля, времени, качестве, поиске дополнительных ресурсов, потере репутации.
Эксперт рассказала про стили принятия решений по Вруму и Йеттону:
• Стиль AI. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.
• Стиль АII. Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных, и затем сами решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений - представление необходимой информации, а не поиск и оценка альтернативных решений.
• Стиль CI. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.
• Стиль СII. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.
• Стиль G2. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе Вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь влиять на группу, чтобы она приняла «Ваше» решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.
Также существует 6 коротких правил для успешного руководства эффективной командой
1. Создавайте сплоченную команду, в которой каждый участник сможет заменить другого. Это тот случай, где автономность отлично уживается с взаимозависимостью.
2. Стройте коммуникацию вокруг четко определенной и реалистичной цели.
3. Создайте структуру на основе ролей и обязанностей.
4. Обеспечьте каждого в группе необходимой информацией для хорошего выполнения своей работы.
5. Станьте командным тренером и помогайте всем.
6. Инвестируйте в разнообразие команды
В практическом блоке у участников была практика работы в парах, группах. Они сделали диагностику своих сильных и слабых сторон как лидера, привычных стратегий поведения.
Проект реализуется в рамках конкурса грантов АНО “Образ Будущего”. Конкурс проводится по инициативе вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева и при непосредственной поддержке Губернатора Воронежской области Александра Гусева.
Текст – Анастасия Пальмова
Фото – Эдуард Юзбашян