Никитинская библиотека вчера и сегодня

Научная универсальная библиотека была основана в Воронеже в феврале 1854 года. Организаторами ее стали представители купечества, дворянства и ученых. В состав Временного Комитета по благоустройству публичной библиотеки также вошли: М. Ф. Де-Пуле, А. В. Станкевич, А. В. Веневитинов. После письменного обращения губернатора М. И. Черткова к состоятельным жителям губернии в фонд библиотеки стали поступать денежные и книжные пожертвования. Первоначальный фонд библиотеки состоял из 2400 книг и 1500 журналов.

После Октябрьской революции библиотека получила статус государственной. Ей было присвоено имя профессионального революционера Я. М. Свиридова. В 1939 году фонд насчитывал 600 тысяч экземпляров, но был почти полностью утрачен в годы Великой Отечественной Войны.

15 октября 1963 года библиотека была переименована в честь И. С. Никитина, нашего земляка и поэта, которому принадлежала идея создания народной читальни, а в 1965 году ей был присвоен статус научной.

Сегодня Никитинка — это не только уникальное книгохранилище и архив ценных и важных документов, но и культурно-просветительская организация. Сотрудники библиотеки регулярно проводят творческие вечера воронежских исполнителей, учащихся школ и институтов искусств. Также на территории библиотеки действуют различные сообщества по интересам: клуб любителей поэзии, гитарной музыки, любителей Японии и многие другие.

А 3 марта 2016 для всех ценителей киноискусства приветливо распахнул свои двери киноклуб «Слово», который на протяжении трех лет радует жителей города качественными фильмами. О деятельности клуба рассказал его основатель — профессиональный режиссер Владимир Паршиков.

— Владимир, здравствуйте! Расскажите, как возник киноклуб? Каковы его цели и задачи?

— Киноклуб работает с 2016 года. Если говорить сухо, канцелярским языком, то его задачей, конечно, является популяризация отечественного кинематографа. Клуб носит имя Владимира Шуваева — нашего земляка, поэта, документалиста и режиссера воронежской студии ВГТРК. Я с ним дружил. К сожалению, он скоропостижно ушел из жизни. Когда создавался киноклуб, я решил назвать его в честь этого замечательного человека. Все согласились.

Библиотека очень полифонична в своей деятельности, охватывает разные формы искусства: литературное, музыкальное, танцевальное. Я подумал, что экран в этом отношении не должен отставать. Предложил идею руководству библиотеки, они согласились.

— Кто-то из деятелей культуры поддерживает это течение?

— Нас поддерживает столица. Я являюсь членом Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России и имею возможность общаться со своими коллегами, одними из лучших мастеров экрана. Это такие люди, как: Андрей Владимирович Осипов (российский режиссер документального кино, заслуженный деятель искусств Российской Федерации), Леонтьева Галина Петровна (Президент Ассоциации документального СК РФ), Марина Михайловна Бабак (педагог и режиссер), Виктор Аронович Ман (советский и российский кинорежиссер, член Гильдии кинорежиссеров, член киноакадемии «Золотой орел»). Последние являются моими учителями.

— Какие картины вы показываете в клубе? На какую аудиторию они рассчитаны?

— Мы показываем документальные фильмы, посвященные ведущим деятелям отечественного экрана и литературы. Мой коллега, актер и режиссер Владимир Александрович Межевитин на каждой встрече киноклуба рассказывает о юбилейных датах классиков советского кинематографа. Вообще же, я стараюсь вытаскивать на экраны те фильмы, которые идут на кинофестивалях.

— Кто является вашим зрителем? Это читатели библиотеки или люди, увидевшие анонсы в социальных сетях?

— По-разному люди о нас узнают. У нас есть группа ВКонтакте, где мы информируем о мероприятиях, проводимых в клубе. Через эту группу узнает молодежь, приходят на показы. И меня это радует. Современная документалистика способна понравится молодому поколению! Основная масса зрителей — это люди, которым нужно общение интеллектуального характера. Не все, к сожалению, имеют возможность пользоваться интернетом, так как в числе нашей аудитории есть и пожилые люди. Хотелось бы, чтобы деятельность клуба получила более широкое анонсирование в СМИ и воронежские кинотеатры выделяли залы для показов. Наше отечественное кино нужно доносить до широких масс!

— Как решается вопрос авторского права?

— Очень тяжело работать с продюсерами с вопросами по авторскому праву, они снимают кино в надежде вернуть деньги. Каждый прокат представляет для них риск того, что эти картины могут быть распространены пиратским методом. С документалистикой дело обстоит проще. Ассоциация документального кино сама предлагает какие-либо фильмы, что-то я прошу у них сам.

— Владимир, большое спасибо за содержательное и интересное интервью! Желаем успеха деятельности киноклубу!

Текст и фото — Юлия Комолова