«Не оглядывайся»: история о двух в одном теле

«Мы все родом из страшного детства» – так называется заголовок труда одного из психологов. Травмирующие события, произошедшие в детстве, с последствиями которых человек справляется уже во взрослом возрасте, – тема, которая является не новой, но которая никогда не перестанет от этого быть актуальной. История жизни каждого человека уникальна, у кого-то детство было беззаботным и лёгким, у кого-то нет, и даже травмирующим. В жизни выглядит всё не столь привлекательно и захватывающе, но в искусстве всё преображается, ведь на то оно и искусство. Когда подобная тема становится основой истории, книги или фильма, то при умелом подходе она часто может приковывать внимание даже безразличных к ней. Одной из таких историй является фильм режиссёра Марины де Ван «Не оглядывайся», вышедший на экраны в 2009 году и даже представленный в том же году на Каннском кинофестивале. В жанровом отношении фильм можно охарактеризовать как драму, хотя нередко можно встретить ошибочную его классификацию как хоррор. 

В главной роли выступили две настолько разные, но в равной степени профессиональные и блистательные Софи Марсо и Моника Беллуччи, которые сыграли одновременно роль одной и той же главной героини. Возможно ли такое? Возможно, ведь нетривиальный сюжет фильма это позволяет как никогда, но теперь обо всём по порядку.

Начало истории довольно безоблачно и спокойно. Главная героиня – Жанна. Её жизнь выглядит благополучной – она успешный публицист, у неё есть своя собственная семья, всё идёт своим чередом. Жанна пробует свои силы в новом для себя жанре – автобиографии, решая отойти от привычной до этого публицистики и написать о своём детстве. Однако издатель, прочитав её творение, считает эту затею не слишком удачной. Он указывает на то, что в посвящённой детству истории не хватает чувств и эмоций, из-за чего создаётся впечатление, что автор, повествуя о своём детстве, является просто сторонним наблюдателем, даже не пережившим это. В процессе разговора выясняется, что до восьми лет Жанна себя не помнит. У неё есть много детских фото, ей много всего рассказывали, но воспоминаний об этом всём нет, и это её притягивает. «Вот отсутствие чувств и вызывает мой интерес» – говорит она, ссылаясь на то, что ей не хватает пережитого детства, которого в определённом смысле-то у неё и не было. 

Дальше в жизни Жанны начинают происходить странные вещи. Постепенно меняется всё вокруг: мебель в её квартире, её гардероб, облик её родных и, что шокирует её больше всего, она сама. Из привлекательной светлоглазой шатенки они превращается в роскошную брюнетку средиземноморского типа. Самое странное то, что кроме самой Жанны изменений этих никто не видит. Поначалу Жанна впадает в панику и не знает, как ей вообще действовать.  Все эти изменения не могут не сказаться на семье, из-за чего мелкие ссоры постепенно перерастают в настоящие конфликты, поэтому Жанна решает какое-то время пожить у матери, лицо которой также меняется. 

Перебирая старые вещи дома у матери, Жанна обнаруживает фото, сделанное когда-то давно в Италии, где изображена Жанна с матерью. Жанна пытается узнать о фото и женщине, которая изображена на нём и лицо которой было точь-в-точь таким же, как и у её матери до всех этих странных изменений. Однако ответы матери почему-то звучат очень уклончиво и расплывчато. Жанна понимает, что её мать что-то скрывает, и в конце концов отправляется сама в Италию в надежде узнать правду.

В Италии у Жанны возникает чувство чего-то знакомого и родного. Она случайно заходит в кафе и тут же видит женщину, запечатлённую на фото и с лицом которой Жанна всегда видела свою мать до серии необъяснимых изменений. 

В конечном итоге выясняется, что настоящее имя героини – Роза-Мария, которая в детстве пережила аварию, когда ехала в одной машине с французской семьёй. Из всей семьи выжила только Надия – мать семейства, а Роза-Мария с этого момента стала называть себя Жанной, именем погибшей в аварии светловолосой французской девочки, изображения которой неоднократно зритель видит в фильме. Родных с этого момента она перестала узнавать, и Надия в конце концов вырастила её в Париже. Жизнь до автокатастрофы осталась забытой на долгие годы, и Роза-Мария росла и взрослела уже как Жанна.

Жанна/Роза-Мария в конце концов понимает, что и её настоящая семья давно уже стала для неё чужой, поэтому она возвращается во Францию к своей собственной семье и продолжает жить дальше.

Софи Марсо и Моника Беллуччи очень разные и внешне, и по натуре, однако задача перед ними стояла сыграть одну и ту же героиню, воспроизвести один и тот же характер и чувства, показать одну и ту же личность под разными масками. Это им в полной мере удалось. К примеру, очень ярко это можно наблюдать во время постепенного процесса превращения одной Жанны в другую с совершенно иным обликом. В равной мере убедительно и глубоко показан страх их героини во время всей череды метаморфоз, когда она попадает из зоны комфорта привычного для неё мира в мир более реальный, который, однако, до всех этих событий оставался незаметным для неё. 

Случается, что некоторыми зрителями история воспринимается как мистическая, что в принципе является неверным. Здесь показано серьёзное психическое расстройство, которое, тем не менее, на экране таковым не выглядит. То самое диссоциативное расстройство, которое рассматривается психиатрией, показано настолько красиво, что сама мысль о нём если и приходит, то далеко не сразу.
Говоря о подобного рода расстройстве, вспоминается другой фильм на схожую тему – «Сибил», снятый ещё в 1975 году в США. Однако если сравнивать его с работой Марины де Ван, то у французского режиссёра всякий намёк на сферу психиатрии отсутствует, в то время как сюжет «Сибил» буквально пронизан этим. Вся сюжетная линия в определённом смысле говорит нам прямым текстом об этом, ведь главная героиня по имени Сибил пытается излечиться от психического расстройства, вызванной полученной в детстве сильной психологической травмой. В случае с сюжетом картины «Не оглядывайся» подобная прямолинейность отсутствует, хотя сама схема возникновения психического расстройства та же. Пережив автокатастрофу в детстве, Роза-Мария стала считать себя Жанной, что было, возможно, защитной реакцией на происходящее. Наверно, она так и считала бы себя дальше Жанной, если бы не попытка написать тот самый роман в жанре автобиографии. Это, по всей видимости, и послужило рычагом, запустившим цепь всех изменений, после которых главная героиня не только находит настоящую себя, но и вспоминает своё детство, воспоминаний о котором ей до этого времени так не хватало.

Возможно, для кого-то недостатком работы Марины де Ван покажется некоторая затянутость. Однако тем, кто предпочитает не слишком поспешное развитие событий, требующих вдумчивости, картина придётся по душе. Но даже при таком темпе всего происходящего фильм выглядит весьма насыщенным. Смена обстановки по ходу дела также вносит разнообразие, когда действие переносится из Франции в Италию, и зритель вместе с главной героиней погружается в иную атмосферу – современный Париж сменяется типичными для Италии узкими улочками, старинными постройками, фонтанами и скульптурами.
 
Спецэффекты также присутствуют, но они выглядят не как навязчивое украшение, а как гармонично вписанная неотъемлемая деталь, дополняющая сюжет.

После просмотра фильма его сюжет долго не отпускает, заставляя обдумывать все детали происходящего. Начинаешь представлять, каково это – жить и видеть себя совсем иным человеком, не тем, кем ты являешься на самом деле? Каково это – всю жизнь расти, взрослеть, меняться и видеть в себе именно этот фальшивый облик, который растёт, взрослеет и меняется вместе с тобой, но который существует только в твоём сознании? Что бы приходилось тебе чувствовать на месте героини и смог бы ты справиться со всем тем, с чем впоследствии столкнулась она? 
Некоторые детали, правда, в какой-то мере смазывают сюжет и делают его нереалистичным. Например, до изменений Жанна/Роза-Мария видела своего мужа с лицом брата, который жил всё это время в Италии, но которого она, по большому счёту, всю жизнь не видела и видеть не могла. Неясными для многих зрителей остаются и странные видения главной героини в начале фильма или деформации её тела, которые появляются в процессе развития событий. Однако их можно объяснить как одни из проявлений уже упомянутого выше диссоциативного расстройства. 

Некоторые поклонники данной режиссёрской работы сожалеют о её невысоких рейтингах, однако вряд ли есть причины для подобных сожалений. Всё-таки по содержанию это не мейнстримное кино даже при том, что в нём присутствуют сразу две актрисы, имеющие статус звёзд.

Несмотря на весь драматизм событий, которым пронизан сюжет, заканчивается фильм всё-таки хорошо. Жанна/Роза-Мария, в конце концов, заполняет в душе пустоту, которая сопровождала её столько лет из-за отсутствия воспоминаний о детстве, даже при том, какой ценой ей пришлось эту пустоту заполнить. Ей сложно было также привыкнуть к новой себе, новой, но реальной, ведь она жила всю жизнь, считая себя совершенно другим человеком, которым она, по сути, со временем и стала. И, несмотря на всю нереальность той личности, которой она себя считала, личность эта является частью героини, которую вычеркнуть и отбросить стало невозможно. Однако и здесь героиня обретает равновесие, обе личности в ней всё-таки уживаются. Это ярко иллюстрирует весьма символичная концовка фильма, где Жанна и Роза-Мария бок о бок работают над новой книгой (пожалуй, один из редких моментов в фильме, где Марсо и Беллуччи появляются вместе). Да и нужно ли отказываться даже от такой части себя? Вряд ли, просто в этой истории всё, в конце концов, стало на свои места. 

Текст: Павел Сычев