Мы просим вечно помнить нас!
Здесь представлена работа в номинации «Военная история России» конкурса «Наследие предков – молодым» 2022 г. Автор – Сергей Бойко. Научные руководители: А. Н. Уханов, В. П. Уханова. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.
I. Введение.
В данной работе мы исследуем военно-морские подвиги кораблей и подводных лодок во время Великой Отечественной войны, а также о боевой славе нашего земляка, уроженца села Петровка Павловского уезда Воронежской губернии Григория Митрофановича Давиденко. Данное исследование будет производиться на базе моделей советских кораблей и субмарин, а также материалов и фондов школьного народного музея Российского флота имени Петра Ляшенко «Павловской Станции Юных Техников».
В качестве материалов в работе использовались архивы из фондов музея Российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ»: документы и различные источники с информацией об исследуемых кораблях и военных моряках, чертежи судов и подводных лодок, архивные фотографии, статьи в различных СМИ и многое другое. Кроме того, были привлечены и книжные издания военно-морской тематики.
Актуальность исследования подвигов советских моряков и солдат во время Великой Отечественной войны будет всегда. Ведь наш народ заплатил за Победу в данной войне слишком огромную цену. Кстати стоит отметить, что исторических работ о военно-морском флоте во время Великой Отечественной войны не так уж много.
Данная работа состоит из следующих частей: введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Цель исследования: на примере моделей музея Российского флота им. Петра Ляшенко Павловской «СЮТ» рассказать о боевых подвигах советских кораблей и подводных лодок во время Великой Отечественной войны, а также познакомить Вас с нашим земляком уроженцем села Петровка Павловского уезда Воронежской губернии, командиром катерного тральщика «КМ-2», Героем Советского Союза Григорием Митрофановичем Давиденко.
Отсюда вытекают задачи исследования:
- Повествовать о боевых подвигах лидера эсминцев Черноморского флота «Ташкент»;
- Исследовать историю подводной лодки «Д-2» («Народоволец»);
- Написать о нашем земляке, Герое Советского Союза Григории Митрофановиче Давиденко, командире катерного тральщика «КМ-2».
Данную работу я посвящаю памяти моей Мамы Бойко Елены Матвеевны и Бабушки Германовой Зинаиды Федоровны, ушедших из жизни и навсегда покинувших меня в 2021 году…
II. Лидер эсминцев Черноморского флота во Время Великой Отечественной войны «Ташкент».
Посетив школьный народный музей Российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ», люди могут увидеть самые большие и представительные рукотворные модели экспозиции «Великая Отечественная война»: линейный корабль «Севастополь», участвовавший в обороне одноимённого города и крейсер «Киров», участник обороны Таллина и Ленинграда, а также Ленинградско-Новгородской операции в январе 1944 г. Последний раз «Киров» ударил из своей артиллерии по позициям финнов в ходе Выборгско-Петрозаводской операции. Оба этих корабля были удостоены награды ордена Красного Знамени.
1.jpg
2.jpg
Модель Линейного корабля «Севастополь», участника обороны города Севастополя. Экспозиция «Корабли Великой Отечественной войны», школьного народного музея Российского флота имени Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».
3.jpg
Модель крейсера «Киров», участника обороны Талина в Великой Отечественной войне. Экспозиция «Корабли великой отечественной войны», школьного народного музея Российского флота имени Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».
Такие грандиозные и величественные корабли как «Севастополь» и «Киров» наверняка известны многим военным историкам, но не все слышали о лидере Черноморского флота, «Гвардейском» эсминце «Ташкенте», корабле-герое Севастополя.
В 2022 году исполнилось 80 лет со дня гибели лидера эсминцев (эскадренных миноносцев) Черноморского флота «Ташкент». Корабль был изготовлен по заказу СССР в 1937 году итальянской оборонной компанией Odero Terni Orlando в Ливорно, крупнейшем порту Тосканы. Однако из-за осложнений отношений между странами был спущен на воду в недостроенном состоянии, затем 22 октября 1939 года «Ташкент» был зачислен в состав Черноморского флота СССР. За недолгую военную службу Родине этот корабль прошёл своим ходом 27 тысяч миль, эвакуировал из зоны боевых действий 20 тысяч мирных жителей. Кроме того, транспортировал две с половиной тонны различных грузов, а также уничтожил 9 и подбил 4 вражеских самолёта, уничтожил шесть береговых батарей и осуществил около 100 огневых атак по береговым укреплениям фашистов. Неприятель называл нашего лидера «Голубым крейсером» из-за его небесно-голубой окраски. Лидер «Ташкент» по неполным данным отконвоировал без потерь 17 транспортов, им из Севастополя было перевезено более 2,5 тысяч боеприпасов. Орудия «Ташкента» громили гитлеровцев под Одессой. «Ташкент» поддерживал защитников Севастополя, именно поэтому на него охотились многие самолеты немецкой авиации на Черноморском побережье. «Внимание! Голубой крейсер идет к Севастополю», – передавали вражеские самолёты разведки и на перехват «Ташкента» устремлялись торпедоносцы, десятки «юнкерсов», торпедных катеров. На полном ходу, маневрируя, ведя огонь по неприятелю «Ташкент» вновь и вновь прорывался к осажденному Севастополю. И вновь уходил из него. Кстати хочется отметить, что лидер эсминцев «Ташкент» был последним надводным кораблём, поддерживающим связь осаждённого Севастополя с Большой Землёй.
Во время Великой Отечественной войны с февраля 1941 по июль 1942 года «Ташкентом» командовал капитан 3-го ранга Василий Николаевич Ерошенко.
4.jpg
Василий Николаевич Ерошенко – капитана 3-го ранга, командир лидера эсминцев Черноморского флота «Ташкент» во время Великой Отечественной войны.
В ходе исследования о этом корабле меня заинтересовал подвиг «Ташкента», а точнее морское сражение в котором он участвовал. 27 июня 1942 года, при возвращении эсминца после боевого рейда в Новороссийск корабль, предназначенный для уничтожения вражеских самолётов сам подвергся чудовищной атаке в лице 86-ти немецко-фашистских бомбардировщиков, которые как коршуны кружили над «Ташкентом». Они сбрасывали бомбы с целью потопить его. Этот продолжительный бой длился в течении четырёх часов, немецкие лётчики сбросили на эсминец более 300 бомб. И лишь благодаря героизму личного состава экипажа «Ташкента», который предназначен только советскому моряку, корабль уклонялся от ударов с воздуха, одновременно туша места попадания вражеских бомб сумел отбиться от неприятельской авиации. Затем наш эсминец дошёл до подоспевших к нему на помощь советских кораблей и доставил на них более двух тысяч эвакуируемых из Севастополя людей, а также ценные грузы.
5.jpg
Бой лидера «Ташкента» с 86-ю немецкими самолётами. 27 июня 1942 г. Художник В.А. Печатин.
Эта морская победа стала символом для Севастополя, внушила людям веру в скорую победу над врагом. Весь экипаж «Ташкента» был награждён правительственными наградами и медалями, а командованию эсминца вручили ордена Ленина. Прибывший на «Ташкент» командующий Кавказским фронтом Будённый передал благодарность экипажу корабля и произнёс: «Вами гордится весь Советский Союз!». После чего, лидера эсминцев Черноморского флота «Ташкент» наградили почётным званием «Гвардейский корабль». Однако поднять на мачте Гвардейский флаг Лидер не успел. 2 июля 1942 года в полдень «Ташкент» был внезапно атакован 30-ю вражескими самолётами на своей базе, где и залёг на грунт. В результате этого авианалёта погибло 76 членов экипажа и примерно столько же получили ранения. Прибывшая на место комиссия, осмотрев повреждения эсминца, признала его непригодным для дальнейших боевых действий. С корабля сняли всё уцелевшее и находящееся в рабочем состояние оборудование, для переустановки его на достраивающийся корабль «Огневой». В дальнейшем было предпринято несколько попыток восстановить «Ташкент», но все они не увенчались успехом. После чего его на буксире привели в город Николаев, где впоследствии Лидер Черноморского флота «Ташкент» был разобран на металлолом.
6.jpg
Модель лидера эсминцев Черноморского флота «Ташкент» музей Российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».
III. История подводной лодки «Д-2».
На подводных лодках периода Великой Отечественной войны было очень трудно служить. Удобств почти не было, а если и были, то очень минимальными. Матросы часто спали на торпедах и возле них, отсеки между собой разделяли узкие люки, через них даже невысокому человеку было сложно пройти. Понятно, что в разгар войны никто об удобстве экипажа в первую очередь не думал, главной задачей для строителей подводных лодок предвоенного и военного времени была их боеспособность. Но даже такие трудные условия службы не помешали морякам-подводникам победоносно сражаться с врагом и выполнять самые невероятные боевые подвиги.
Самой известной во время войны советской подлодкой является «С-13», потому что она потопила больше всех кораблей фашистской Германии среди наших субмарин. Самая масштабная и противоречивая военная операция с участием «С-13» произошла 30 января 1945 г., когда лодка потопила к северо-западу от Данцигской бухты германский лайнер «Вильгельм Густлов» на борту которого находилось более 6 тыс. человек, помимо военных там ещё находились и гражданские лица. Историки до сих пор спорят была ли эта военная атака сравнима с актом агрессии против немецких беженцев или всё же это было справедливое военное нападение на вооружённого противника, ведь немецкий лайнер шёл без опознавательных знаков корабля, который перевозит гражданских лиц, раненых и беженцев во время войны. Кроме того, на вражеском корабле находилось много боеспособных матросов и солдат, которых направляли для ведения боевых действий против войск СССР. В мировой истории — это сражение получило название «Атака века».
Главными богатейшими ценностями нашего музея «Российского флота» в Павловске связанные с «С-13» являются личные вещи командира этой подлодки Александра Маринеско, переданные в музейный фонд его дочерью Элеонорой.
7.jpg
8.jpg
Фрагмент экспозиции и модель подлодки «С-13». Посвящённая подвигам знаменитого подводника Александра Маринеско, командира п/л «С-13» во время Великой Отечественной войны, музей Российского флота им. П. Ляшенко «Павловской СЮТ».
Однако про подводную лодку «С-13» наслышаны многие историки, в том числе и военные, а про субмарину «Д-2» («Народоволец») знают далеко не все. В этой части работы мы про неё и расскажем.
Модель подлодки «Д-2» является одной из грандиозных. Она выполнена (как и все рукотворные экспонаты нашего музея) с высокой точностью.
Лодки проекта типа «Д» («Декабрист») были первыми, построенными в нашей стране после Октябрьской революции, и существенно превосходили проекты подводных лодок Российской Империи. Всего было построено 6 субмарин типа «Д»: «Д-1» («Декабрист»), «Д-2» («Народоволец»), «Д-3» («Красногвардеец»), «Д-4» («Революционер»), «Д-5» («Спартаковец») и «Д-6» («Якобинец»). Разработчиком этого проекта выступило «Техбюро № 4» Балтийского завода, а главным конструктором стал Б. М. Малинин. Эти дизель-электрические субмарины были вооружены артиллерийским орудием и пулемётом, а также 6 торпедными аппаратами на носу и 2 на корме, в которых несли 14 торпед. Длина корпуса «Народовольца» составляла – 76 метров, ширина – 6,5 м. при осадке 3,8м. Лодка «Народоволец» была заложена 5 марта 1927 года на Балтийском заводе, спущена на воду 19 мая 1929 года и вошла в состав Морских сил Краснознамённого Балтийского флота 11 октября 1931 года.
9.jpg
Подводная лодка «Д-2» на военно-морском параде в довоенное время.
Во время Великой Отечественной войны командиром «Д-2» был уроженец г. Житомира Волынской губернии Российской империи, выпускник Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе в Ленинграде и Курсов командного состава Учебного отряда подводного плавания имени С. М. Кирова, капитан I ранга Роман Васильевич Линденберг.
10.jpg
Роман Васильевич Линденберг – советский подводник, капитан I ранга, с ноября 1940-го по сентябрь 1945 года командир подводной лодки «Д-2» («Народоволец»).
Исследовав материалы про «Д-2», мы узнаём, что во время войны она совершила 4 боевых похода и в них произвела 12 торпедных атак по кораблям противника. Холодную и голодную зиму 1941-1942 года подводники провели в осаждённом Ленинграде, разделив с его жителями все тяготы. Затем экипаж лодки, подготовившись, приступил к боевым действиям на море. Первый боевой поход с 23 сентября по 7 ноября 1942 года, проходил в районе западнее выходов из Ирбенского пролива и пролива Соэлавяйн, а также на позиции западнее о. Борнхольм. В нём 14 октября в 16:33 дня «Д-2» торпедной атакой потопила транспорт «Якобус Фрицен».
11.jpg
Жертва подводной лодки «Д-2» от 14 октября 1942 года, вражеский транспорт «Якобус Фрицен»
А 19 октября в 17:55 вечера торпедным залпом лодка тяжело повредила железнодорожный паром «Дойчланд», который курсировал между немецким городом Зассниц и шведским Треллеборгом, перевозивший отпускников норвежского легиона. Так же в этом походе «Д-2» несколько раз была безуспешно атакована вражескими противолодочными кораблями, попадала в противолодочные сети, а также успешно прошла минные заграждения противника и смогла вернуться на базу в Кронштадт.
12.png
Жертва подводной лодки «Д-2» от 19 октября 1942 года, вражеский железнодорожный паром «Дойчланд».
За успехи в боевых действиях и защиту Родины подводная лодка «Д-2» «Народоволец» была удостоена Ордена Красного знамени. Также по результатам похода орденами наградили и весь экипаж субмарины.
Затем лодка отправилась на зимнюю стоянку, проходила ремонт и подготовку к боевому походу. Летом 1944 года «Д-2» получила на вооружение английскую гидроакустическую станцию «ASDIC-129» («Дракон»), а также систему БТС – Беспузырной Торпедной Стрельбы.
1 октября 1944 года «Д-2» вышла из Кронштадта в свой второй поход под командованием капитана II ранга Романа Линденберга в восточной части Балтийского моря 26 октября того же года в 12:54 дня она торпедными атаками потопила, шедший в сопровождении кораблей охранения неприятельский норвежский транспорт «Нина». После чего наша субмарина подверглась атакам вражеских противолодочных кораблей, которые сбросили на «Народоволец» 5 глубинных бомб, но лодка уклонилась от них и 30 октября 1944 года невредимой прибыла в Турку, закончив свой поход.
С 30 октября по 1 ноября 1944 года «Д-2» перешла в Хельсинки, прошла докование, от куда отправилась в свой третий боевой поход, длившийся с 12 декабря 1944 по 20 января 1945 года в районе западнее Виндавы. 29 декабря в 20:10 вечера лодка атаковала конвой из 5 вражеских кораблей и попала 1 торпедой в неприятельский транспорт, но о его названии и дальнейшей судьбе после атаки данных нет. Пройдя все трудности и опасности этого похода: вражеские противолодочные заслоны, атаки неприятельских кораблей, поломки и тяжёлые погодные условия, «Д-2» 20 января 1945 года прибыла на базу в Ханко. Затем 27 января 1945 года «Народоволец» перешла в Турку и, пройдя межпоходовый ремонт, отправилась в свой заключительный четвёртый поход, проходивший с 20 апреля по 18 мая 1945 года в районе южнее м. Фальуденн, который не принёс результата, но в котором моряки «Д-2» вместе со всем Советским народом встретили Победу в Великой Отечественной войне!
13.jpg
Модель подводной лодки «Д-2» («Народоволец») в музее Российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ», которая на сегодняшний день является музеем в г. Санкт-Петербурге.
После Великой Отечественной войны субмарина несла службу на Балтийском флоте до 1956 года, после чего её разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию, исключив из боевого состава флота. А в 1989 году «Д-2» («Народоволец») установили в качестве мемориала-музея в Шкиперском протоке недалеко от площади Морской Славы в Санкт-Петербурге. Сейчас субмарина действует в качестве музея, который был открыт на ней в 1993 году в присутствии нынешнего президента России В. В. Путина, а также адмирала И. В. Касатонова, вице-адмирала В. В. Гришанова, контр-адмирала Л. Д. Чернавина, капитана 1 ранга и начальника Центрального военно-морского музея (основанного ещё Петром I в 1709 году) Е. Н. Корчагина и многих других.
14.jpg
15.jpg
Мемориальный комплекс-музей подводной лодки «Д-2» («Народоволец») в Санкт-Петербурге.
16.jpg
Подводная лодка-музей «Д-2» («Народоволец») вид изнутри. Санкт-Петербург.
Во время исследования мы узнаём, что с февраля 1930 по февраль 1931 года на лодке «Д-2» служил Александр Петрович Шергин, военно-морской деятель Советского Союза, капитан 1 ранга, участник Гражданской, Великой Отечественной и Советско-японских войн. В разные годы командовал: штабом Балтийского флота, Лиепайской военно-морской базой, Управлением подводного плавания ВМФ СССР.
Ещё стоит отметить то, что «Д-2» («Народоволец») – единственная сохранённая до наших дней подводная лодка своего класса. Изучая материалы мы узнаём, что «Д-1» («Декабрист») погибла 13 ноября 1940 года во время учебного погружения в Мотовском заливе Баренцева моря, «Д-3» («Красногвардеец») погибла в борьбе с вражескими кораблями в июле 1942 года в районе Тана-фьорд – мыс Нордкин в Норвегии, «Д-4» («Революционер») утонула в декабре 1943 года в результате попадания глубинных бомб в Каламитском заливе, «Д-5» («Спартаковец») была списан в 1950-х годах, а «Д-6» («Якобинец»), находясь в ремонте, была повреждена при бомбардировке севастопольских доков 12 ноября 1941 года, в последствии по приказу командования субмарину взорвали 26 июня 1942 года, а по другим данным при подходе врага к Севастополю лодку затопили, а после окончания войны её подняли и порезали на металлолом.
IV. Григорий Митрофанович Давиденко – Герой Советского Союза, командир катерного тральщика «КМ-2».
Если выше мы упоминали о кораблях и подводных лодках, военных моряках, выполняющих грандиозные боевые задачи, то сейчас мы расскажем про моряка, нашего земляка, уроженца села Петровка Павловского уезда Воронежской губернии Григория Митрофановича Давиденко, который командовал катерным тральщиком «КМ-2». Изучив собранные о нем материалы, мы узнаём, что заслуга нашего земляка в победе на море в Великой Отечественной войне такая же высокая, как и у моряков и командиров, служивших на флагманских кораблях и линкорах.
Для полноты картины сначала мы рассмотрим, что из себя представлял катерный тральщик, и какая роль была у него во время войны.
Катера типа «КМ» были спроектированы главным конструктором Ленинградского завода судостроительной верфи Ермашом. Они предназначались для поиска и уничтожения мин, а также для сопровождения кораблей с эвакуирующимися людьми и продовольствием через минные районы рек, озёр и морей. Катерные тральщики Балтийского и Черноморского флотов участвовали практически во всех крупных десантных операциях, вошедших в историю Великой Отечественной. За время войны погибло 16% от общего числа этого типа катеров. Однако не все утонувшие катера остались лежать на дне. При условии, если катерный тральщик был потоплен на территории, которую контролировали Красноармейцы, то их доставали и ремонтировали. За счёт простой конструкции и лёгкой доступности материала (т. к. корпус был деревянным) реконструкция катера не требовала сложных технических сооружений и их легко возвращали в боевой строй Военно-морского флота.
Катерные тральщики типа КМ выпускались в 1941-1942-х годах. За всё это время было построено 66 катеров, так как в первые два года войны на Балтике шли ожесточенные морские бои, основная работа судостроительной верфи состояла в ремонте и восстановлении тральщиков. Модель катерного тральщика «КМ-2» изготовлена воспитанником Павловской Станции юных техников в 2015 году к 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне, после чего она стала частью большой экспозиции школьного народного музея Российского флота имени Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».
17.jpg
Модель катерного тральщика «КМ-2», на котором во время Великой Отечественной войны служил и командовал им наш земляк, уроженец села Петровка Павловского уезда Российской губернии, Герой Советского Союза Григорий Митрофанович Давиденко.
Теперь мы расскажем о нашем земляке, моряке-герое Великой Отечественной войны.
Григорий Митрофанович Давиденко родился в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии 24 февраля 1916 года. После окончания школы работал в колхозе. Затем в 1937 году Давиденко был призван на военную службу на Краснознамённый флот, где и находился до 1941 г. Начиная от рулевого, Григорий Митрофанович в ходе войны стал командиром катерного тральщика «КМ-2» 7-го дивизиона тральщиков. В годы Великой Отечественной войны Давиденко служил на Балтийском флоте. Исследуя материалы, мы узнаём, что катер Григория Митрофановича участвовал в 11 десантных операциях, а также семь раз высаживал разведгруппы в тылу врага, прошёл около 6 тысяч миль и сбросил 298 глубинных бомб, уничтожив при этом несколько мин противника.
Григорий Митрофанович Давиденко разработал оригинальную методику по уничтожению мин-ловушек, которую впоследствии взяли на вооружение и с успехом применяли все бригадные подразделения по тралению мин. Смысл этой методики заключался в том, что вражеские корабли подрывались на своих же минах.
Указом Президиума Верховного совета СССР от 22 июля 1944 года за успешное выполнение боевых задач в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявление мужества и героизма старшине 1-й статьи Давиденко Григорию Митрофановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Помимо этих наград Давиденко был удостоен ордена Отечественной войны I и II степени, он одним из первых моряков был награждён медалью Ушакова и Нахимова, а также медалью «За оборону Ленинграда». Григорий Митрофанович единственный наш земляк, у которого имеется столько наград за Великую Отечественную войну. После демобилизации жил в Ленинграде до самой смерти 25 апреля 1993 года.
Память о герое Советского Союза Григории Митрофановиче Давиденко увековечена в нескольких городах России:
- в зале Центрального музея Вооружённых сил в Москве;
- в городе Санкт-Петербург, где установлен памятник на Волковском кладбище;
- в Кронштадте, там находится мемориальная доска, установленная на Якорной площади в честь Григория Митрофановича Давиденко;
- в Павловске (Воронежской области), у нас сконструирован бюст Давиденко скульптором Дикуновым на городской площади Ленина, на мемориале «Родина Мать», а также его фотография есть в экспозиции школьного народного музея Российского флота имени Петра Ляшенко в Павловской станции юных техников.
- и конечно в родном селе Петровка Павловского района Воронежской области.
18.png
Григорий Митрофанович Давиденко – военный моряк, командир катерного тральщика Краснознамённого Балтийского флота «КМ-2», Герой Советского Союза, уроженец села Петровка Павловского уезда Воронежской губернии.
V. Заключение.
Эта работа в очередной раз показала мужество и героизм советских моряков во время Великой Отечественной войны, которые сражались, отдавали жизни за свою Родину! Мы достигли всех поставленных в работе задач.
Мы узнали о героизме военных моряков лидера эсминцев Черноморского флота «Ташкента», благодаря которым осаждённый Севастополь имел связь с Большой Землёй и на котором под огнём вражеской артиллерии были вывезены из зоны боевых действий тысячи беженцев, а также бесценные предметы искусства, важные документы и т.п.
Также нами была исследована боевая история субмарины Краснознамённого Балтийского флота «Д-2», подводники которой ежедневно рискуя остаться на дне моря в смертельной схватке с вражескими кораблями, защищала блокадный Ленинград, а вместе с ним и всю Советскую страну.
Мы узнали о командире катерного тральщика «КМ-2», уроженце села Петровка Павловского района Воронежской области, нашего земляка, Героя Советского Союза Григория Митрофановича Давиденко. Об этом моряке знают не многие, однако его вклад в Великую Победу на мой взгляд не меньше, чем у таких известных фигур советского флота во время Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза как: командир подлодки «С-13» Александр Маринеско; командир субмарины «Щ-117» («Щука»), военно-морской начальник Магомед Гаджиев или командир-политрук моряков-черноморцев, защитник Севастополя Николай Фильченков.[1]
А наша задача как наследников победителей: исследовать, открывать, сохранять навсегда и передать своим потомкам всю информацию о подвигах героев, защищавших и отдавших свои жизни за наше Отечество – Бессмертных сыновьях Великой России!
V. Библиография и источники.
Фонды музея Российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской Станции Юных Техников»:
- Архивные данные музея о командире катерного тральщика «КМ-2», уроженце села Петровка Павловского уезда Воронежской губернии Григории Митрофановиче Давиденко: письменная биография и воспоминания родных, фотографии из семейного архива моряка, и т. п.
- Архивные данные музея о моряке-подводнике Александре Маринеско, командире подводной лодки «С-13»: личные вещи, фотографии, письменная биография и воспоминания родных.
- О подводном флоте и не только… вырезки из газет передал мичман АПЛ (Атомной подводной лодки) «К-429» Тихоокеанского флота с 1971 по 1984 г. пр. 670-А С.В. Фролов д.т. 284-81. Г. Павловск.
- Подводный флот Трагедии. Папка с исторической справкой о трагедиях подводного флота СССР
- Рабочая папка модели. Катерный тральщик «КМ-2»: историческая информация о катере, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
- Рабочая папка модели. Краснознамённый крейсер «Киров»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
- Рабочая папка модели. Лидер эсминцев Черноморского флота «Ташкент»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
- Рабочая папка модели. Линейный корабль «Севастополь»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
- Рабочая папка модели. Подводная лодка «Д-2» («Народоволец»): историческая информация о подлодке, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
- Рабочая папка модели. Подводная лодка «С-13»: историческая информация о подлодке, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
Литература
- Аммон А., В.И. Ачкасов. Краснознамённый Балтийский флот в завершающий период Великой Отечественной войны. 1944-1945 гг. Издательство «Наука». Москва 1975г.
- Аммон Г.А., Бережной С.С. Героические корабли российского и советского Военно-Морского Флота: [Альбом] – М.: Воениздат. 1981. – 208 с., ил.
- Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. Изд. 3-е М., Воениздат, 1974 г.
- Вторая мировая война на море/ Редактор-составитель А.Е. Тарас. – М.: Харвест, 2003. – 544 с., ил.
- Губер К.П. Знаменитые корабли. Страницы истории. Санкт-Петербург. 2008.
- Гуров С. Тюлькин В. Корабли-герои. К 70-летию Великой победы, Центр национальной славы. Санкт-Петербург 2015, 42с., ил.
- Дважды Краснознамённый Балтийский флот. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Воениздат, 1978. – 335 с., 24л. ил.
- Дмитриев В.И. Атакуют подводники. М., Воениздат, 1973. 368 стр.
- Дыгало. В.А. А начиналось всё с ладьи… Москва «Просвещение» 1996.
- Дыгало В.А. Российский флот. Три века на службе Отечеству/ В.А. Дыголо – М.: Вече 2007/ - 368c, ил.
- Емельянов Л.А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981г. 191 с., ил.
- Из бездны вод: Летопись отечественного подводного флота в мемуарах подводников/Сост. Н.А. Черкашин; Худож. В.Сергеев, - М.: Современник, 1990. – 557 с.: ил. – (серия мемуаров «Память»)
- Климовский С.Д. В битве за Ленинград. Краснознамённый Балтийский флот 1941-1944. Санкт-Петербург. 2009.
- Книга памяти. Павловский район Воронежской области. Издательско-полиграфическая фирма «Воронеж» 1995. с.258
- Материалы Международной научно-практической конференции «Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне. К 70-летию Победы». Центральный военно-морской музей. Санкт-Петербург 2015.
- Михайлов М.А., Баскаков М.А. Фрегаты, крейсера, линейные корабли. – М.: ДОСААФ, 1986. – 191с., ил.
- Подводный флот России. От Первой Мировой до наших дней / Сост. С.Н. Ионин. – М.: Вече, 2006. – 400с.: ил. – (Военный парад истории)
- Раздолгин А.А. Флот в Великой отечественной войне 1941-1945. К 70-летию Великой победы, Центр Национальной славы. Санкт-Петербург 2015, 42с., ил.
- Саунин В.П. История Военно-Морского Флота. Пособие для учащихся специализированных военно-морских классов средних учебных заведений. Воронеж 2004.
- Советские подводные силы в Великой Отечественной войне. Страницы славы и памяти. Санкт-Петербург 2020.
- Шапиро Л.С. Самые быстрые корабли. – 2-е изд., перераб. И доп. – Л.: Судостроение, 1989. – 128с., ил.
- Черноморский флот России: Исторический очерк. – Симферополь: Таврида, 2002. – 464 с. Под редакцией адмирала Комоедова В. П.
- Чернявский С.В. Отечественный подводный флот. Страницы истории. Санкт-Петербург 2008.
- Шеншин Д.Ф. «Мы просим вечно помнить нас… Книга памяти Павловского района Воронежской области / Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. – 179 с.
[1] Именем Героя Советского Союза Николая Фильченкова назван Большой Десантный корабль (БДК «Николай Фильченков»), который по инициативе Павловской Станции юных техников является подшефным судном Павловского района, на нём воспитанники Клуба юных моряков и речников «Павловской СЮТ», имеют возможность пройти краткосрочную практику в ходе поездок в Севастополь, а выпускники, попавшие на флот – срочную службу.