Музыка Армении от Комитаса до современности в исполнении артистов Карэна Шахгалдяна и Соны Барсегян

В воскресный вечер 12 ноября, пробираясь после филармонического концерта к выходу, я вдруг услышала за спиной женский голос: «Как я довольна, что пришла на этот концерт!» Это было чувство, которое испытывала и я, да, похоже, и многие, кому посчастливилось в этот вечер побывать на выступлении армянских музыкантов – скрипача Карэна Шахгалдяна и пианистки Соны Барсегян. 

Из афиш заранее было известно, что воронежцев ждет встреча с артистами высокого класса. К. Шахгалдян, закончил в своё время Московскую консерваторию – класс Виктора Третьякова. С 2006 года артист входит в состав широко известного трио имени А.И. Хачатуряна. Сона Барсегян – выпускница Ереванской консерватории им. Комитаса, продолжила образование в Кельнской высшей школе музыки. С 2003 года Сона выступает в составе фортепианного дуэта. Каждый из артистов гастролирует не только по стране, но и по самым «музыкальным» городам мира, у каждого на счету участие в международных фестивалях и конкурсах, лауреатство, другие личные достижения.

Музыкальная программа, в которой для «среднестатистического» воронежского любителя музыки было больше незнакомых, чем знакомых имен, также вызывала интерес. Здесь значились дуэты для скрипки и фортепиано, а также переложения для фортепиано А.И. Хачатуряна, Комитаса, А. Арутюняна, Л. Сарьяна, А.Багдасаряна… Воронежская публика получила возможность не просто услышать произведения армянских композиторов, но, по сути, наглядно познакомиться с самой историей становления армянской классической музыки. А история эта, имея очень древние корни в фольклоре, в творчестве народных исполнителей гусанов и ашугов, по сути, началась лишь в первом десятилетии 19 века. И связана она с именем уникального человека – музыковеда, фольклориста, ученого и композитора, гордости армянского народа, Комитаса. Сегодня же, спустя всего немногим больше века, весь мир знает армянскую музыку, как одно из самых самобытных явлений общечеловеческой культуры.

С самого начала путь армянской музыки пролегал во взаимодействии с русской музыкальной культурой, при поддержке российской артистической среды. Настоящего же расцвета армянская музыка достигла после Великой Отечественной войны – в советские 50-60 годы. Именно в эти годы заявило о себе содружество армянских композиторов, получившее название армянской Могучей кучки. Их было пятеро, имена троих из них звучали на концерте: А. Бабаджанян, А. Арутюнян, Л. Сарьян. 

Страстная, нежная, иногда приобретающая трагическое звучание, исполненная ритмического разнообразия, музыка Армении покорила зал филармонии в этот вечер. Страстным, нежным, отличающимся тонкой выразительностью и одновременно высокой техникой, было исполнение Карэна Шахгалдяна и Соны Барсегян. Особую атмосферу, возникшую в зале, создавало и слово со сцены Карэна Шахгалдяна, его рассказ об авторах, как о людях, хорошо ему знакомых, – и ведь так оно и было на самом деле. Именно благодаря слову артиста, концерт обрел современный формат, когда будто в интерактивном пространстве происходит стирание всяческих рамок и границ, ломаются стереотипы, уступая место истинным эмоциям. Одновременно и сам музыкант предстал перед слушателями не только исполнителем, артистом - публика успела разглядеть некоторые привлекательные черты его личности, к примеру, наличие чувства юмора хорошего тона.

Последним номером программы, как и было заявлено, исполнялось всем известное и любимое адажио из балета А. И. Хачатуряна «Спартак». Затем, вместо слов прощания, слушатели получили от музыкантов еще один подарок – замечательно одухотворённое исполнение Вокализа С. Рахманинова. Так закончился еще один концерт Воронежской Камераты, посвящённой в этом году 150-летнему юбилею Сергея Рахманинова. 

Текст – Алла Яровая

Фото - Наталья Коньшина