«Моя милая Гудаевка»

Здесь представлена работа в номинации «История моей малой родины» конкурса «Наследие предков – молодым» 2019-2020 гг. Автор – Диана Заболотская. Научный руководитель – Ивченко Людмила Владиславовна. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

Я хочу рассказать историю края, в котором я выросла, моего края. Речь пойдет о селе Усть-Муравлянка. Об истории этого села очень мало информации в литературе, но я свой край люблю, и поэтому решила провести небольшое исследование. Для этого мне пришлось воспользоваться помощью односельчан, и особое спасибо нашему краеведу Дарье Клевцовой.

Село Усть-Муравлянка расположено в Репьевском районе Воронежской области и является административным центром Скорицкого сельского поселения. Оно было образовано в конце 17 века выходцами из города Чернавска на Быстрой Сосне в том месте, где в Потудань впадает речка Муравка. Отсюда и произошло название села. Еще имеется и неофициальное название -  Гудаевка. Есть две версии его происхождения. Согласно первой, переселенцы изначально поселились за рекой, рядом с имением помещика Нечаева. Ему тоже приглянулись эти земли. Он предложил крестьянам остаться и пообещал часть земли. Жители не пошли на это, опасаясь попасть в крепостную зависимость. Тогда помещик прогнал их силой. Со слезами на глазах крестьяне «загудели», как тогда выражались, и вынуждены были уйти за речку. По другой версии жители любили погулять, то есть погудеть.

До 1918 года Усть-Муравлянка была в составе Коротоякского уезда Колбинской волости. Самыми распространенными фамилиями были Семеновы, Полухины, Прокудины, Мельниковы.

Жители Усть-Муравлянки занимались земледелием, нанимались на работу к помещикам Ржевскому и Ровневу, на то время они были самыми уважаемыми и честными людьми, и именно поэтому большинство жителей работали у них.

В селе имелись кирпичный заводишко, поташный завод, две ветряные мельницы, три лавки.

По данным за 1887 год безземельных в селе не было и это было хорошем показателем, ведь в Колбинской волости с показателем безземельства было всего три села.

Работавшим у помещика Ржевского сельчанам зарплату платили по росту – самому большому 25 копеек в день, большому 20, а самому маленькому 15.

Семьи были большие, в среднем в семье было 4-5 детей, вместе жили несколько поколений. Дома были насыпные, покрыты соломой и камышом с глиной. Также в селе преобладали традиционные мужские и женские костюмы, удалось найти сведенья лишь о женском костюме. Он воссоздан, и его можно увидеть в местном Доме Культуры.

Традиционный женский костюм состоял из:

- шерстяной понёвы в полоску

- рубахи, украшенной черной или черно-красной вышивкой

- фартука, расшитого понизу лентами и бахромой. По ним можно было понять сколько детей у женщины, каково материальное положение семьи;

- платка, украшенного по краям бисером;

- на шею одевали украшения из бисера.

В праздничной одежде доминировал красный цвет.

1.jpg

Media Folder: 

Праздничный традиционный костюм

В 1784 году в центре села построили деревянную церковь во имя Архангела Михаила. В 1870-х в церковной сторожке открылась школа. Обучал грамоте вернувшийся из армии Иван Проворотов. Учились только зимой, в остальное время дети помогали дома по хозяйству: девочки – матерям в домашних делах, а мальчики – отцам дома и иногда на работах. В 1886 году священником был назначен Василий Иванович Попов. При его содействии в 1893 году в селе построили деревянную школу, в которой было три класса. Теперь стали обучать уже 4-5 месяцев, начиная с ноября. Василий Иванович преподавал закон Божий и историю, и ещё занимался хором, который состоял из обучавшихся детей, а его дочь Серафима вела остальные предметы. До служения в Усть-Муравлянке отец Василий являлся лучшим басом архиерейского хора. С соседним духовенством он поддерживал дружеские отношения, устраивал небольшие вечера, на которых пел вместе с супругой. В 1904 году Василий Иванович тяжело заболел и скончался. В селе сохранился сад, который местные жители называют «поповским», т.к. по преданию посадил его Василий Иванович.

2.jpg

Media Folder: 

Церковь в 20-е годы

В 1912 году открылась четырехклассная школа. В 5,6 классах дети обучались в соседнем селе Богословка. Но так как добираться туда было трудно, то большинство детей после окончания 4х-летней школы оставались дома и помогали по хозяйству.

Врача в Усть-Муравлянке не было. Среди жителей газеты получали лишь священник и дьяк. Местный писарь два раза в неделю раздавал письма.

В начале 1900-х некоторые решили попытать счастья в других регионах нашей страны. Переезжали целыми семьями в Крым, Сибирь. У некоторых получалось реализоваться на новых местах, но многие все равно возвращались в село. Одни говорили, что не могут без родного места, а другие говорили, что не смогли приспособиться.

Становление советской власти в Усть-Муравлянке происходило мирно, также, как и во всей Колбинской волости.  Все жители изначально знали, что это произойдет и спорить с этим бесполезно. Да и народ в селе сам по себе был и есть миролюбивый.

В марте 1918 года в село прибыл Семенов Иван Николаевич с поручением организовать сельский Совет. И он его успешно организовал.  В том же году был организован комитет бедноты. Руководила им Дутова Анисья Фроловна. По вечерам всех участников этого комитета она водила на ужины к зажиточным жителям.

Первый колхоз в селе просуществовал меньше года, причины его ликвидации остались неизвестными. Затем осенью 1931 года организуется колхоз - "Потребкооперация", первым председателем которого стал Семенов Иван Николаевич. За годы своего руководства он оставил след в памяти сельчан.

3.jpg

Media Folder: 

Семенов И.Н.

Долго председатель не хотел трогать церковь, несмотря на настойчивые рекомендации районного руководства. Но когда все-таки пришлось, постарался сделать это с пользой для жителей, ведь ему так приглянулись эти мирные и трудолюбивые люди. Он начал с церковной изгороди. Столбики там были из хорошего красного кирпича, из которого сделали колхозный погреб. Он служил многие десятилетия и цел до сих пор. Когда разобрали один из приделов церкви, Семенов распорядился построить из вековых дубов магазин. Здание уцелело до наших дней и является местной библиотекой, которую посещают жители разных возрастов, от школьников до ветеранов.

4.jpg

Media Folder: 

Магазин, построенный из церковных бревен

Немаловажным событием стало строительство прудов в так называемом Дальнем Логу.  Там сейчас круглый год происходит лов рыбы, а летом это излюбленное место отдыха жителей села.

Поначалу ферм не было. Лошади находились во дворах колхозников. Звеньев тоже не было. Бригадир сам давал наряды на работу и вел учет трудодней, на которые выдавалось зерно и другие продукты.

Первые комсомольцы появились в 1930 году. Это Нетесов Василий Федорович,  Шмыглева Дина Павловна и Прокудин Дмитрий Никанорович. До 1931 года они подчинялись комсомольской организации села Богословка, позже была создана своя комсомольская организация, а комсоргом был избран Нетесов Василий Федорович. В скором времени создали пионерскую организацию.

Для расширения школы был отдан дом священника, в котором находились 1-4 классы. В 1937 году школа стала 7-летней, что позволило увеличить грамотность сельчан и дать возможность получить среднее и профессиональное образование вне села.

5.jpg

Media Folder: 

Школа в 30-е годы

В 1937 году в колхозе возникло звено высокого урожая по выращиванию кориандра и проса. Возглавила его Богданова Анастасия Яковлевна.  Ее опыт действительно стал рекордом. Впоследствии Горьковский НИИ распространил его по всей стране. Звеньевая Дутова Пелагея Федоровна также добивалась высоких урожаев. Эти девушки за свой труд были удостоены стать участниками ВДНХ СССР в 1939 году.

Затем грянула Великая Отечественная война. В октябре 1941 года началась эвакуация в тыл тракторов и скота. А 5 июля 1942 года село было оккупировано. Оккупанты отбирали продукты питания, скот, птицу. В здании школы разместился мадьярский штаб, в домах жителей солдаты. Во время оккупации немцы заставляли местных жителей работать, угрожая убийством их семьей.

В январе 1943 года Советские войска перешли в наступление, и в ночь с 14 на 15 января село было освобождено.

Сразу же после освобождения руководителем сельского Совета и колхоза избрали Нетесова Александра Федоровича. По последним данным на фронте погибло и пропало без вести 204 жителя Усть-Муравлянки. Уроженец села Нетесов Василий Ульянович был удостоен звания Героя Советского Союза.

После победы жизнь постепенно входила мирное русло.

Наконец-то в селе появился постоянный медработник – Провоторов Петр Иванович. Его направили в село во время освобождения для помощи солдатам, ему очень понравилось село, и он решил в нем остаться.

К началу 1956 года были полностью механизированы пахота и сев.

Колхоз перешел на денежную систему оплаты труда.

В октябре 1959 года все колхозы Усть-Муравлянского и Скорицкого сельских Советов объединились в один – имени Свердлова. И сельсоветы объединились в один – Скорицкий.

В 1968 году была открыта новая восьмилетняя школа.

6.jpg

Media Folder: 

Школа в 70-е годы

Большие успехи были достигнуты в областях животноводства и полеводства. К примеру, Фабрицкая Валентина Васильевна была награждена орденами Ленина, «Трудового Красного знамени», тремя медалями ВДНХ, была депутатом Верховного Совета РСФСР трех созывов. А Надежде Яковлевне Полухиной посчастливилось стать участницей молодежного фестиваля на Кубе.

В конце 80-х в село начали прибывать переселенцы из Азербайджана, Северного Кавказа. Им предоставлялось жилье и работа.

7.jpg

Media Folder: 

В 1989 году на место разрушенного храма перенесли деревянную церковь из хутора Крестьянский (на фото установка новой церкви).

Наступили 90-е. Колхоз постепенно разваливался. Детский сад закрылся. И вся молодежь потянулась в город на заработки для лучшей жизни и обеспечения семьи. В 1997 году сгорела церковь, но через три года был построен новый храм им. Михаила Архангела. Церковь цела до сих пор и остается главной во всем поселении. Её главой является Голев Иван (Иоанн) Павлович.

8.jpg

Media Folder: 

Церковь в наше время

В 2009 году к школе был присоединен Фабрицкий филиал, так как саму фабрицкую школу закрыли из-за малого количества учащихся и недобора учителей. И учителя, и ученики перешли в Усть-Муравлянскую школу.

9.jpg

Media Folder: 

Школа в наши дни

В 2000-х наконец-то пришла некоторая стабильность. На данный момент в селе функционируют: школа, фармацевтический пункт, три магазина, храм, почта, сберкасса, клуб, библиотека. Проживает 544 человека.

Село живет, жизнь в нем кипит, и я надеюсь, что село будет процветать еще столетия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://www.gosspravka.ru/36/027/000042.html
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B0